Отто фон бисмарк

Служба

Немецкое командование планировало использовать «Бисмарк» для атаки на торговые суда Великобритании. В мае 1941 года дредноут впервые вышел в море. Его сопровождал тяжелый крейсер «Принц Ойген»

По задумке командования линкор должен был оттягивать внимание конвоя, в это время крейсер атаковал небоевые судна неприятеля. В Северной Атлантике немецкие корабли встретились с британским линейным крейсером «Худ» и линкором «Принцем Уэльским»

В результате начавшегося боя «Бисмарк» получил повреждения. Английский «Худ» принял на борт множественные снаряды, после последнего на палубе произошел взрыв. Судно ушло под воду за несколько минут. Из 1418 членов экипажа в живых осталось лишь три человека. «Принц Уэльский» получил 7 ранений и, спрятавшись за дымовой завесой, ушел с поля боя.

С этого момента началась погоня за «Бисмарком». Трое суток лучшие британские линкоры и крейсеры пытались настигнуть и потопить вражеский линейный корабль. 27 мая 1941 года немецкий дредноут получил смертельное ранение и ушел под воду. Англичане успели спасти 111 членов вражеского экипажа, а также легендарного кота по кличке Сэм, который после «Бисмарка» отправился служить на британский эсминец «Казак», а затем на авианосец «Арк Ройял».

В открытое море «Тирпиц» вышел уже после гибели «Бисмарка». Его основной задачей была охота на арктический конвой, сопровождающий торговые корабли. Зоной ответственности являлись Норвежские воды. Помня о гибели британского «Худа», Союзники стремились уничтожить близнеца «Бисмарка» и проводили многочисленные операции для его поиска и устранения.

Осенью 1943 года союзнические подводные лодки закрепили на днище немецкого линкора несколько бомб. Пробоины, появившиеся в результате взрывов, латали полгода. В апреле 1944г. британцы направили на «Тирпиц» многочисленную авиацию. Судно получило 14 повреждений, погибло более 100 членов экипажа. Зенитная артиллерия смогла сбить лишь 4 самолета. Хорошо бронированный корпус продолжал держать удары, которые постоянно осуществляли британские воздушные судна. 12 ноября 1944 года атака Союзников оказалась наиболее удачной. «Тирлиц» получил смертельные ранения, перевернулся и затонул.

Линкоры типа «Бисмарк» были самыми крупными кораблями времен Второй мировой войны. Они не придерживались правила бронирования основного числа дредноутов – «все или ничего». Их строили для выполнения задач в тяжелых условиях Северных морей. Предполагались бои не на дальних, а на средних дистанциях

Поэтому большое внимание уделялось вертикальному и горизонтальному бронированию. Немецкие супер-броненосцы были достойными соперниками для французского флота, однако с появившимися у британцев авианосцами и новейшими дредноутами они соперничать не могли

Обсуждение

Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолёта. Точно неизвестно, что послужило причиной гибели линкора. По словам выживших и после экспедиции к останкам корабля, возможной причиной затопления стал подрыв корабля командой, а не английская торпеда. В зоне попадания торпеды отчетливо видно, что на противоторпедной переборке нет повреждений. Попадание торпеды не потопило корабль, а сломало руль, что дало время для подхода к месту сражения главных сил английского флота. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.

Немецкое военно-морское командование вскоре отказалось от рейдерских действий надводного флота и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй корабль типа «Бисмарк», линкор «Тирпиц», повреждённый британскими мини-подлодками и несколько лет простоявший под защитой бонового заграждения и намытого мола в норвежском фьорде Тромсё (норв. Tromsö), за всю войну не произвёл ни одного залпа по неприятельским кораблям. Он был потоплен 12 ноября 1944 года в результате массированного налёта британской авиации с участием торпедоносцев «Барракуда» и бомбардировщиков «Ланкастер», использовавших специально изготовленные для этого случая авиабомбы весом 5,4 т. При этом погибли 28 офицеров и 874 человека команды. Однако британцы были вынуждены сохранять значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший в Тромсё-фьорде линкор выйдет в море.

В 1960 году режиссёр Льюис Гильберт снял фильм «Потопить „Бисмарк“!» (англ. Sink the Bismarck!).

«Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с лайнерами «Титаник» и «Олимпик». «Бисмарк», как и «Титаник», погиб в своём первом дальнем плавании и приобрёл легендарную известность, в то время как «Тирпиц» и «Олимпик» гораздо менее известны, хотя и прослужили намного дольше.

Участие во Второй мировой войне

Начало Второй мировой войны застало «Бисмарк» в стадии завершения его достройки. В августе 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману, но установка оборудования и испытания корабля продолжались до весны 1941 года. Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его впечатляющую мощь, как корабль для классического эскадренного боя.

В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей.

К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но противник имел значительный перевес в численности. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились.

Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось. Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами Suffolk и Norfolk. В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды германского флагмана, но избавиться от слежки не получилось.

К утру 24 мая ударные английские корабли — новейший линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и являющийся его флагманом, — атаковали противника, рассчитывая на своё объективное превосходство в огневой мощи. Но поспешная атака британского флагмана привела к катастрофическим для него результатам.

Используя своё преимущество в скорости, германские корабли на курсе сближения смогли занять очень выгодную для себя позицию: справа по носу английских кораблей. Тем самым британцы в начальной стадии боя лишились своего главного преимущества, поскольку не могли вести огонь из кормовых башен главного калибра. А «Бисмарк» с «Принцем Евгением» получили возможность задействовать сразу всю свою артиллерию.

Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» (их силуэты были довольно схожи), что на первое время дезорганизовало их огонь.

Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта. «Худ» безуспешно отправил свои 381-миллиметровые снаряды по «Принцу Евгению», который не только не пострадал, но и первым поразил английский флагман.

Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись.

Гибель «Бисмарка»

Но что же
могло погубить «бессмертного великана»? Изначально бой завязался, когда по
немецкому линкору и тяжелому крейсеру «Принц Ойген» был открыт огонь с
британских судов «HMS Hood» и «HMS Prince of Wales». Это был
первый боевой поход «Бисмарка», в ходе которого планировалось уничтожить
британские торговые суда и конвои.

«Бисмарк» тоже нуждался в ремонте, поэтому он
отправился в ближайший порт для восстановления, однако этим планам не суждено
было сбыться, поскольку британская сторона уже начала охоту на линкор. «Принц
Ойген» же отправился атаковать британские конвои самостоятельно.

Англичане
достаточно быстро обнаружили поврежденный «Бисмарк» и в скором времени
начали преследование. В нем участвовало множество кораблей – крейсеры,
авианосцы и линкоры.

После этого «Бисмарк» стал легкой мишенью, которая, однако, неплохо оборонялась. В течение
длительного времени корабль обстреливался из тяжелых орудий двух британских
линкоров. Один из них в ответ также получил повреждения. Позже «Бисмарк» был поражен несколькими торпедами, выпущенными с английских крейсеров.

Утром 27 мая
41-го года «Бисмарк» ушел на дно, унеся с собой жизни 2104 членов экипажа,
выжить удалось лишь 116.

Вооружение

На выборе схемы с двухорудийным размещением артиллерии главного калибра в четырёх башнях настояло немецкое военно-морское командование. Такой вариант требовал больше места, брони и, соответственно, веса, но позволял линкору быть более живучим. Кроме того, это повышало число одновременно поражаемых целей, интенсивность и точность стрельбы. Великолепная выучка немецких артиллеристов, совершенная система управления огнём, эффективные составы пороха и отличное качество прицельных приспособлений позволяли германскому линкору уверенно пробивать 350-мм броню противника на дистанции в 20 километров.

Минно-торпедным вооружением линкор не оснащался (хотя предполагалось установить на него два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата), но располагал небольшую собственную авиацию и две катапульты для её запуска. Линкор «Бисмарк» имел на вооружении 4 одномоторных гидросамолёта «Арадо» Ar-196, способных находиться в воздухе до 4 часов при проведении разведки либо нести две 50-кг бомбы. Обладая двумя 20-мм пушками и тремя 7,9-мм пулемётами, он мог вполне эффективно применяться и как истребитель против основных британских бипланов-торпедоносцев начала войны «Суордфиш» и «Альбакор».

Восемь 380-мм орудий главного калибра

Орудия главного калибра «Бисмарка» SK C/34 производились знаменитым германским концерном Krupp. Они имели длину ствола в 52 калибра (18,4 м) и достаточно высокую практическую скорострельность — 2-3 выстрела в минуту. В корабельном варианте углы обстрела и возвышения этих орудий составляли до 30 градусов.

Линкор «Бисмарк»: архивное фото

Каждая башня главного калибра имела собственное имя: носовые — Антон и Брюн кормовые — Цезарь и Дора. Кроме традиционного немецкого качества, от артиллерии аналогичного калибра у французов и итальянцев главные орудия «Бисмарка» отличались меньшим весом снаряда (800 кг), но заметно повышенной дальностью стрельбы — до 36,5 километров.

Двенадцать вспомогательных орудий калибра 150 мм

Артиллерия среднего калибра предназначалась для эффективного отражения атак эсминцев, и потому часто именовалась «противоминной». На «Бисмарке» она размещалась в шести двухорудийных установках. Производителем этих пушек был концерн Rheinmetall.

Зенитная артиллерия

Параметры Значения по типам зенитной артиллерии
Калибр 105 мм 37 мм 20 мм
Число установок, мм 8 8 20
Число стволов 16 16 20
Практическая скорострельность, выстр./мин. 15-18 30 120-220
Потолок по высоте поражения, км 12,5 6,8 3,7

Противоминная артиллерия

По составу противоминной артиллерии новые линкоры повторяли состав своих предшественников Scharnhorst, неся 12 орудий SK/C28, но в отличии от Scharnhorst, они размещались в спаренных башенных установках. С учётом опыта Первой Мировой войны, выбиралось размещение башен, по три с каждого борта, причем носовые башни были максимально прижаты к надстройке, для того чтобы центральные башни могли вести огонь прямо по курсу корабля. Обозначение башен велось от носа до кормы, отдельно для каждого борта, левые BI, BII, BII, правые- SI, SII, SIII. Каждая башня I весила 110 тонн, башни II 116,25 тонн, башенные установки III- 108 тонн.

Башни I имели 5 рабочих уровней, из них, орудийная платформа размещалась внутри башни. Внутри барбета находилась платформа механизмов, платформа вращения башни и промежуточная платформа, под броневой палубой размещалась перегрузочная платформа для снарядов и их зарядов. Башни II и III не имели промежуточной платформы, а перегрузочная платформа размещалась внутри барбета. Заряжание орудий- ручное, после выстрела, гильза выбрасывалась под башню. Основной и вспомогательный мотор вращения башни были электрическими, а механизмы вертикального наведения орудий- гидравлическими с возможностью ручного привода. Характерная особенность установок- наличие единого для обоих орудий башни единого досылателя.

Средние башни оснащались 6,5 м дальномерами, остальные башни- перископами С/4 с возможностью поворота на 90° от оси орудий. Углы горизонтальной наводки для носовых башен- 135°, для остальных от 150° до 158°, углы вертикальной наводки орудий для всех башен- от -10° до +40°. Боезапас по проекту- 105 снарядов на одно орудие, всего принималось 1288 фугасных снарядов ( из них 622 с донным взрывателем, и 666 с головным), и некоторое количество осветительных снарядов, общая вместимость погребов составляла 1800 снарядов. На корме, между башнями «Цезарь» и «Дора» было установлено два тренировочных станка 150 и 105 мм орудий, для тренировки навыков заряжания и разряжания.

Литература

  • B. B. Schofield. Der Untergang der BISMARK. 2. Aufgabe. Motorbuch Verlag Stuttgart. 1978 ISBN 3-87943-418-2
  • Чернер Юрген. Охота за флагманами Гитлера. — М.: «Вече», 2002.
  • Gerhard Koop and Klaus-Peter Shmolke. Battleships of the Bismarck class. — Seaforth Publishing, 2014. — ISBN 978 1 84832 197 7.
  • Ангелов С. Линейные корабли и авианосцы. — М.: АСТ, 2003. — Энцикл. военной техники. — ISBN 5-17-001122-9
  • Бунич И. Л. Линкоры фюрера: историческая хроника. — М.: Яуза;Эксмо, 2004. — ISBN 5-699-16221-6
  • Дуршмидт Эрик. Акула на воле // Победы, которых могло не быть: как слепой случай и глупость меняли историю. — М.: АСТ, 2002. — Военно-ист. б-ка. — ISBN 5-17-016312-6
  • Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». — М.: Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-16242-9

Отто фон Бисмарк: краткая биография. Детство

Отто родился 1 апреля 1815 года в Померании. Представители его семьи были юнкерами. Это потомки средневековых рыцарей, которые получили земли за службу королю. Бисмарки имели небольшое поместье и занимали различные военные и гражданские посты в номенклатуре Пруссии. По меркам германского дворянства 19 века семья располагала довольно скромными ресурсами.

Молодого Отто отдали в школу Пламана, где учеников закаляли тяжелыми физическими упражнениями. Мать была ярой католичкой и хотела, чтобы сын воспитывался в строгих нормах консерватизма. К юношескому возрасту Отто перевёлся в гимназию. Там он не зарекомендовал себя как прилежный ученик. Не мог похвастаться и успехами в учёбе. Но при этом очень много читал и интересовался политикой и историей. Изучал особенности политического устройства России и Франции. Даже изучил французский язык. В возрасте 15 лет Бисмарк принимает решение связать себя с политикой. Но мать, которая была главой семьи, настаивает на обучении в Гёттингене. В качестве направления было выбрано право и юриспруденция. Молодой Отто должен был стать дипломатом Пруссии.

О поведении Бисмарка в Ганновере, где проходило обучение, ходят легенды. Заниматься правом он не хотел, поэтому предпочитал обучению разгульную жизнь. Как и вся элитная молодёжь, он часто посещал развлекательные заведения и завёл много друзей среди дворян. Именно в это время проявляется вспыльчивый характер будущего канцлера. Он часто вступает в стычки и споры, которые предпочитает решать дуэлью. По воспоминаниям университетских друзей, только за несколько лет пребывания в Гёттингене Отто участвовал в 27 дуэлях. Как воспоминание о бурной молодости на всю жизнь у него остался шрам на щеке после одного их таких состязаний.

Цитаты[править]

У каждого человека бывает так, что ему везёт, и счастье пролетает совсем близко от него

Важно вовремя увидеть его и суметь ухватиться за край одежды пролетающей мимо него фортуны. — «История дипломатии (1940)»

См. также: «100 великих дипломатов».

Великие вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, a железом и кровью! — «Grundkurs deutsche Militärgeschichte. Die Zeit bis 1914.» Im Auftrag des Militärgeschichtlichen Forschungsamtes, hrsg. von Karl-Volker Neugebauer. Oldenbourg Wissensch.Vlg 2006; ISBN 978-3-486-57853-9, С. 331

 

Nicht durch Reden oder Majoritätsbeschlüsse werden die großen Fragen der Zeit entschieden – das ist der große Fehler von 1848 und 1849 gewesen – sondern durch Eisen und Blut.

  — Выступление 30 сентября 1862 г. в нижней палате ландтага

Политика есть искусство возможного. — позднее перепечаталось в «Fürst Bismarck: neue Tischgespräche und Interviews» (том 1, с. 248)

 

Die Politik ist die Lehre vom Möglichen.

  — Интервью 11 августа 1867 г. Мейеру фон Вальдеку для газеты «St. Petersburgische Zeitung»

Превентивная война — самоубийство из-за страха смерти. — Цитируется Германом Каном как высказывание Бисмарка в «Thinking About the Unthinkable in the 1980s» (1984 г., с. 136), которое прозвучало в рейхстаге 9 февраля 1876 г.. Ссылаясь на март 1875 года, когда Национальное собрание Франции решило увеличить численность своей армии, Бисмарк попросил депутатов вспомнить, как он говорил им за год до этого, что войну нужно вести, чтобы не быть униженным или уничтоженным.

 

Würden Sie da nicht sehr geneigt gewesen sein, zunächst nach dem Arzte zu schicken (Heiterkeit), um untersuchen zu lassen, wie ich dazu käme, dass ich nach meiner langen politischen Erfahrung die kolossale Dummheit begehen könnte, so vor Sie zu treten und zu sagen: Es ist möglich, dass wir in einigen Jahren einmal angegriffen werden, damit wir dem nun zuvorkommen, fallen wir rasch über unsere Nachbarn her und hauen sie zusammen, ehe sie sich vollständig erholen – gewissermaßen Selbstmord aus Besorgniß vor dem Tode.

Стоит только посадить Германию в седло, а уж поскакать она сумеет. — «Крылатые слова: Сборник цитат немецкого народа.» ( Geflugelte Worte: der zitatenschatz des deutschen Volkes), ISBN 3-550-08521-4, с. 375.

 

Setzen wir Deutschland, so zu sagen, in den Sattel. Reiten wird es schon können.

  — цитирует Георг Бюхман — 11 марта 1867 г. из речи в Рейхстаге

Даже самый благополучный исход войны никогда не приведёт к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии.
Эти последние, даже если они впоследствии международных договоров будут разъединены, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят этот путь друг к другу разъединённые капельки ртути. Это неразрушимое Государство русской нации, сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и через осознание необходимости постоянной защиты своих границ. Это Государство, даже после полного поражения, будет оставаться нашим порождением, стремящимся к реваншу противником, как это мы и имеем в случае с сегодняшней Францией на Западе. — Ответ Бисмарка на письмо принца Генриха VII Рёйсса. Письмо № 349. Доверительно (секретно) Берлин 03.05.1888 год

 

Ein derartiges Ergebnis liegt aber auch nach den glänzendsten Siegen außerhalb aller Wahrscheinlichkeit. Selbst der günstigste Ausgang des Krieges würde niemals die Zersetzung der Hauptmacht Rußlands zur Folge haben, welche auf den Millionen eigentlicher Russen griechischer Konfession beruht. Diese würden, auch wenn durch Verträge getrennt, immer sich ebenso schnell wieder zusammenfinden wie die Teile eines zerschnittenen Quecksilberkörpers. Dieses unzerstörbare Reich russischer Nation, stark durch sein Klima, seine Wüsten und seine Bedürfnislosigkeit, wie durch den Vorteil, nur eine schutzbedürftige Grenze zu haben, würde nach seiner Niederlage unser geborener und revanchebedürftiger Gegner bleiben, genau wie das heutige Frankreich es im Westen ist.

Мне самой природой было суждено стать дипломатом: я родился первого апреля. — Цитата на польском приведена в книге Jerzy Michałowski «Noty i anegdoty dyplomatyczne» под редакцией Maria Błaszczykowa (1977), с. 35

С джентльменом я всегда буду наполовину бóльшим джентльменом, с мошенником — наполовину бóльшим мошенником. — из разговора с графом Дьюла Андраши 18 сентября 1877 г.

 

…avec un gentleman se suis toujours gentleman et demi, et que quand j’ai affaire à un corsaire, je tâche d’etre corsaire et demi

Карьера и военная служба

В 1837 году молодой человек отправился в качестве добровольца служить в батальон Грайфсвальд. Уже в 1839-м, когда скончалась мать, вместе с братом фон Бисмарк принял участие в управлении поместьями, принадлежавшими семье. Ему было 24 года.

Embed from Getty ImagesКонная статуя Отто фон Бисмарка

Рассудительности и грамотности планирования, которые продемонстрировал Отто, удивлялись многие его знакомые. Фон Бисмарк прослыл расчетливым, запасливым, но вспыльчивым помещиком. С 1846 года Отто работал в офисе, занимаясь управлением работой дамб. Он много путешествовал по Европе, самостоятельно формируя политические взгляды.

Отто фон Бисмарк мечтал о политической карьере, но она развивалась нескоро, ведь большинство знакомых помнили о сомнительной репутации и взрывном характере молодого человека. В 1847 году фон Бисмарк стал депутатом Соединенного ландтага Прусского королевства, и с этого момента его было не остановить. Европа в эти годы переживала революции.

Embed from Getty ImagesКанцлер Отто фон Бисмарк

Либеральные и социалистические объединения боролись за права и свободы, описанные в конституции. Новоиспеченный политик, проповедовавший консервативные принципы, оказался неожиданной персоной на государственном небосклоне. Сторонники прусского короля отметили его ораторские способности и выгодные взгляды. Защищая права монархии, фон Бисмарк оказался в оппозиции.

Государственный деятель формировал консервативную партию и участвовал в создании издания «Кройц-цайтунг». Представляя в парламенте молодое дворянство, Отто понимал отсутствие возможности компромисса. Он выступал за единый парламент и подчинение его власти.

Embed from Getty ImagesОтто фон Бисмарк и Вильгельм II

В 1850-м чиновник получил место в парламенте Эрфурта и выступал против конституции и политики, которая могла спровоцировать конфликт с Австрией. Фон Бисмарк предвкушал поражение Пруссии. Проницательность помогла ему получить место министра в бундестаге Франкфурта-на-Майне. Несмотря на отсутствие дипломатического опыта, Отто быстро обрел необходимые навыки и славу.

В 1857-м фон Бисмарк стал послом Пруссии в России. Эту должность он занимал до 1862 года. Часто посещая страну и бывая в Петербурге, он свел дружбу с вице-канцлером Александром Горчаковым. Его немец считал своим «крестным отцом» в политике, так как отчасти перенял у русского друга дипломатический стиль. Фон Бисмарк выучил незнакомый язык, прочувствовал менталитет и характер нации.

Embed from Getty ImagesОтто фон Бисмарк в военном мундире

Одним из его известных высказываний станет предупреждение о том, что нельзя допустить войну между Германией и Россией, так как для немцев она будет иметь пагубные последствия. Отношения между фон Бисмарком и монархами России были столь близкими, что политику даже предлагали пост при дворе.

Карьера Отто фон Бисмарка складывалась удачно, но ее новый этап начался с восшествием на трон Вильгельма I в 1861 году. В Пруссии состоялся конституционный кризис, спровоцированный разногласиями между королем и ландтагом. Стороны не смогли договориться относительно военного бюджета. Вильгельм нуждался в поддержке, которую увидел в фон Бисмарке. На тот момент он занимал пост посла во Франции.

Выход в Атлантику

Согласно плану операции «Рейнские учения», «Бисмарк» вместе с крейсером «Принц Ойген» должен был выйти в Атлантический океан, пройдя через Датский пролив. Целью похода был перехват торговых кораблей, курсирующих по британским морским коммуникациям

Предполагалось, что линкор отвлечет на себя внимание конвоя, чтобы «Принц Ойген» смог приблизится к торговым судам. Командир операции адмирал Гюнтер Лютьенс попросил вышестоящее руководство отложить начало операции и дождаться присоединения к ней еще одного линкора

Гросс-адмирал Эрих Редер – Главнокомандующий германского флота — отказал Лютьенсу. 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» вышли с Готенхафена (ныне польский порт Гдыня)

20 мая самый большой в мире линкор был замечен экипажем шведского крейсера «Готланд». В тот же день немецкую эскадру идентифицировали члены норвежского Сопротивления. 21 мая сведения о нахождении двух больших кораблей в проливе Каттегат попали в британское Адмиралтейство. На следующий день судна стали на стоянку во фьордах близ города Берген (Норвегия), где их перекрасили. Там же «Принц Ойген» был дозаправлен. Во время стоянки суда были замечены британским самолетом-разведчиком. Получив от него снимки, британское руководство точно идентифицировало «Бисмарк». Вскоре на место стоянки отправились бомбардировщики, но к моменту их прибытия немецкие корабли уже отплыли. «Бисмарку» и «Принцу Ойгену» удалось пройти незамеченными через Норвежское море и Северный полярный круг.

Командующий британским флотом Метрополии адмирал Джон Тови отправил линкор «Принц Уэльский» и крейсер «Худ», а также сопровождающие их эсминцы к юго-западному испанскому побережью. Датский пролив было поручено патрулировать крейсерам «Саффолк» и «Норфолк», а пролив, разделяющий Исландию и Фарерские острова, легким крейсерам «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза». Ночью с 22 на 23 мая адмирал Джон Тови во главе флотилии из линкора «Король Георга Пятый», авианосца «Викториес» и эскорта отправился в сторону Оркнейских островов. Флотилия должна была ждать немецкие судна в водах на северо-западе от Шотландии.

Вечером 23 мая в Датском проливе, который был примерно наполовину покрыт льдом, в густом тумане корабли «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили вражескую флотилию и вступили с ней в визуальный контакт. Линкор немецкого военного флота открыл огонь по крейсеру «Норфолк». Оповестив об этом командование, британские корабли скрылись в тумане, но продолжили следовать за немцами по радарам. Из-за того, что у «Бисмарка» после стрельбы отказал передний радар, адмирал Лютьенс отдал приказ «Принцу Ойгену» стать во главе флотилии.

Результат

Последний бой «Бисмарка» стал иллюстрацией того, насколько сложно поразить линкор даже при численном превосходстве и наличии схожей по характеристикам техники. С другой стороны, решающий удар по огромному судну нанесла одна торпеда с небольшого самолета. Поэтому главный вывод, который военные извлекли из гибели линкора «Бисмарк», состоял в том, что линкоры уступили главенствующее положение во флоте авианосцам.

Вскоре немецкое военно-морское командование отказалось от рейдерских операций надводного флота в пользу неограниченной подводной войны. Второй линейный корабль типа «Бисмарк», линкор «Тирпиц», за все годы войны не произвел по неприятельским судам ни одной залповой атаки. Однако британцам пришлось связать внушительные силы морского и воздушного флота на случай если базирующийся в Норвегии линкор все-таки выйдет в море.

Рулевое устройство

Маневренность линкоров обеспечивалась двумя балансирными рулями. Они имели форму усеченной трапеции размером 6480×4490 мм, наибольшей толщиной в 900 мм и площадью продольного сечения по 24,2 м , к их поверхностям были прикреплены антикоррозийные пластинки из цинка.

Нижние кромки рулей находились на горизонтальной оси центрального вала, посередине между средним и боковыми винтами. Оси вращения рулей были наклонены внутрь под углом 8° и соединены с рулевыми машинками поперечным валом и парным приводом. Каждая рулевая машинка могла управлять обоими рулями, в случае выхода второй машинки из строя. Рулевой привод состоял из левой и правой осей, прикрепленных к центральному валу, управляемому с помощью электрической системы Варда-Леонарда. Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector