Советский истребитель и-16

Асы

  • Алелюхин, Алексей Васильевич — дважды Герой Советского Союза
  • Антоненко, Алексей Касьянович — Герой Советского Союза
  • Бринько, Пётр Антонович — Герой Советского Союза
  • Ворожейкин, Арсений Васильевич — дважды Герой Советского Союза
  • Жердев, Николай Прокофьевич — Герой Советского Союза
  • Иванов, Иван Иванович — Герой Советского Союза
  • Камозин, Павел Михайлович — дважды Герой Советского Союза
  • Сафонов, Борис Феоктистович — дважды Герой Советского Союза
  • Талалихин, Виктор Васильевич — Герой Советского Союза
  • Цоколаев, Геннадий Дмитриевич — Герой Советского Союза
  • Грицевец, Сергей Иванович — Дважды Герой Советского Союза

Также на И-16 воевали Герои Советского Союза: Алексей Алексеевич Маланов, Сергей Фёдорович Долгушин, Игорь Александрович Каберов, Василий Федорович Голубев, в свой последний полёт ушёл Аркадий Васильевич Чапаев — сын легендарного полководца Гражданской войны.

И-16 в советско-финской войне

В период Зимней войны с
Финляндией качественное превосходство истребителей И-16 над
Fokker D-XX было очевидным. Поэтому командование противника запретило своим
летчикам вступать в бой с советскими истребителями, рекомендовав сосредоточить
усилия на уничтожении бомбардировщиков. Однако известны два факта, когда финские
летчики одержали победу над И-16. В одном из боев в феврале
1940 года И-16 были сбиты бипланом Gladiator, а 26 февраля
победу над И-16 одержал самолет Fiat G.50. Одна машина И-16 тип
10 досталась финнам в качестве трофея.Самолёт был отремонтирован и получил опознавательные знаки финских
ВВС (код VH-201, позже измененный на VH-21). Этот И-16 облётывался многими
финскими летчиками; один из них, лейтенант Висапаа, совершил 10 апреля 1940 года
вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Налет VH-201 составил всего 6 ч. 20
мин. 15 апреля 1941 года самолет был передан на хранение, а затем отправлен в
Германию.И-16
тип 5 из состава 21-го иап во время советско-финской
войны

 

Основные модификации

ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 на подвеске (Звено Вахмистрова)

  • И-16 тип 4 — двигатель М-22 мощностью 480 л. с. Вооружение 2 пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм в крыле. Выпускался весь 1935 год до весны 1936 года (около 400 машин). Не экспортировался.
  • И-16 тип 5  — двигатель М-25 мощностью 725 л. с. Внешние отличие от типа 4 — иное капотирование двигателя, на винте кок и храповик для запуска. С июля 1935 в серии. В 1936—1937 годах был самым массовым. Применялся в Испании, где зачастую модернизировался установкой кустарной бронеспинки.
  • И-16 тип 6 — по опыту боёв в Испании добавлен синхронный пулемёт под двигателем, маслорадиатор и бронеспинка. От фонаря отказались по требованию лётчиков, построен небольшой серией для Испании. Транспорт в Испанию с ними потопили.
  • И-16 тип 10 — двигатель М-25В в 750 л. с., вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных над двигателем с 650 патронами на ствол. Взлётная масса выросла до 1700 кг. В этом типе применялись убираемые лыжи прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. Самолёт строился в больших количествах в СССР, его лицензионное производство налажено в Испании. Несколько экземпляров оснащены американскими двигателями большей высотности, заметно улучшив шансы в боях с Bf.109 Мессершмитта.
  • И-16 тип 12 — модификация тип 5 с крыльевыми пушками ШВАК.
  • И-16 тип 17 — разновидность типа 10, на которой крыльевые ШКАСы заменены на пушки ШВАК (по 150 снарядов на ствол).
  • И-16 тип 18 — модификация с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и винтом ВИШ-6А (2 положения шага). Видимое отличие — хвостовой костыль заменён на колесо. Тип строился в больших количествах. Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях, самолёт стал менее чувствителен к перетягиванию ручки на посадке. Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами. Идея возникла в действующих частях во время боевых действий на Халхин-Голе. Поступившие ремкомплекты для И-153 стали толчком для такой переделки. Самолёт показал хорошие лётные данные и после небольших модификаций рекомендован в серию.
  • И-16 тип 20 — доработка тип 18 с возможностью подвески под крылом сбрасываемых топливных баков.
  • И-16 тип 24 — развитие тип 18. Конструкция кое-где усилена. Устанавливался М-62 и новый М-63. Между лонжеронами введена под полотном 3-мм фанерная обшивка, что значительно уменьшило наблюдавшееся кручение крыла. Внедрены 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254л) Винты: для М-62 — АВ-1, для М-63 — ВВ-1. Вооружение — 4 пулемёта ШКАС. До 6 РС-82 под крылом. До 500 кг бомб. Взлётная масса достигала 2050 кг.
  • И-16 тип 27 — развитие тип 17 заменой двигателя.
  • И-16 тип 28 — разновидность тип 24, на которой вместо крыльевых пулемётов пушки ШВАК.
  • И-16 тип 29 — как тип 24, вооружение 2 синхронных ШКАС и 1 БС калибра 12,7 мм.

Итого по советским заводским сводкам:

  • 5895 боевых с пулемётами винтовочного калибра ШКАС и крупнокалиберным БС.
  • 737 с парой 20-мм авиапушек ШВАК в крыле (тип 12 — 44, тип 17 — 341, тип 27 — 59, тип 28 — 293).
  • 3444 невооруженных двухместных учебных тип 14 УТИ-2 (49), тип 15 УТИ-14 (3395).
Заводы 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 Всего
№ 39 им. Менжинского (Москва) 50 4 4 58
№ 21 им. Орджоникидзе (Горький) 527 902 1881 1070 1571 2207 336 8494
№ 153 (Новосибирск) 6 105 264 503 423 1301
№ 458 (Ростов-на-Дону) 356 83 439
Всего 50 531 906 1887 1175 1835 2710 1115 83 10292
Выпуск типов И-16 по заводским отчётам
1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 Всего
Тип 4 41 464 505
Тип 14 (УТИ-2) 22 27 49
Тип 5 861 1665 169 2695
Тип 15 (УТИ-4) 206 352 635 1103 1016 83 3395
Тип 12 10 12 22 44
Тип 17 27 314 341
Тип 10 508 426 934
Тип 18 177 177
Тип 24 155 760 19 934
Тип 27 59 59
Тип 28 16 277 293
Тип 29 570 80 650
Всего 41 486 915 2195 533 1572 3136 1115 83 10076

И-16 с турбокомпрессором

Опытные работы по модернизации И-16, развернутые Поликарповым на базе авиазавода №156 имели еще одно направление. Этим направлением являлось создание высотного истребителя — одной из главенствующих задач авиапромышленности второй половины 30-х годов. Для осуществления этой задачи Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) были разработаны турбокомпрессоры ТК-1, работающие от выхлопных газов авиадвигателя. Считалось, что такие турбокомпрессоры можно устанавливать на эксплуатирующиеся в войсковых частях самолеты и тем самым значительно повышать их боевые возможности на высотах до 10 километров.

Для отработки высотных полетов несколько И-16 было оборудовано ТК-1. Турбокомпрессоры устанавливались на боковой поверхности капота, при диаметре 285 мм они вполне удачно помещались в пространстве за головками цилиндров двигателя. Первый И-16 В с двигателем М-25А, оборудованный двумя ТК-1, летал уже во второй половине 1938 года. Тогда это был первый высотный истребитель в СССР. Следом были переоборудованы еще несколько самолетов с двигателями М-25В и М-62. Так как установка турбокомпрессоров оказалась весьма пожароопасным делом — выхлоп из ТК ложился прямо на фюзеляж — борта и центроплан всех этих машин стали обшивать стальным листом.

Самолет был оснащен воздушным винтом АВ-1 без кока, а стойки шасси были усилены, чтобы выдержать увеличившийся вес самолета. Во время работы, оба турбокомпрессора включались одновременно.

В течении 1939 года был проведен целый ряд успешных полетов. С двигателем М-25В (самолет №1021582) и двумя ТК-1 истребитель развивал максимальную скорость 494 км/час на высоте 8600 м, с двигателем М-62 скорость на этой высоте превышала 500 км/ч. Одновременно с работами по турбокомпрессорам в СССР в тот период велась работа и по гермокабинам (ГК). К сожалению, на И-16 установить гермокабину было практически невозможно, ибо даже при наименьшем весе такого устройства 29 кг, центровка истребителя достигала катастрофического значения 35%, что являлось совершенно недопустимым. Очевидно, по причине невозможности установки ГК, работы по созданию на базе И-16 высотного истребителя развития не получили.

История создания

Первым истребителем четвертого поколения, который был принят на вооружение, стал американский F-15 Eagle. Это произошло в 1974 году. F-15 показал себя отличным воздушным бойцом, эта машина до сих пор находится в строю и имеет множество модификаций. Однако почти сразу после начала эксплуатации этот истребитель попал под огонь критики. Основными недостатками, на которые указывали эксперты и чиновники из Пентагона, стала излишняя сложность и дороговизна этого самолета.

Американским военным нужен был легкий, простой и дешевый фронтовой истребитель.

Одним из уроков, который был вынесен американцами из войны во Вьетнаме, состоял в том, что тяжелые истребители типа F-4 Phantom зачастую проигрывали в ближнем бою более легким и маневренным машинам вроде МиГ-19 и МиГ-21.

В американском военном ведомстве было принято решение заняться разработкой небольшого легкого истребителя с хорошей тяговооруженностью, который бы мог вести ближний маневренный бой в диапазоне скоростей М=0,8-1,6. Основной задачей для нового самолета должно было стать завоевание господства в воздухе.

В 1972 году пять американских компаний представили предложения по данному проекту. С Northrop и General Dynamics американское военное ведомство заключило контракты на постройку опытных самолетов.

К тому времени компания General Dynamics была известным производителем авиационной техники. Исследования в области создания легкого и дешевого фронтового истребителя конструкторы компании начали еще в середине 60-х годов. После заключения контракта с военными эти работы были активизированы.

Был проведен огромный объем исследовательских работ по совершенствованию конструкции воздухозаборников и их расположения, также конструкторы компании трудились над совершенствованием систем управления истребителя на околозвуковых скоростях при больших перегрузках. Все эти наработки затем были использованы при создании «Боевого сокола».

Прототип нового истребителя, разрабатываемый General Dynamics, получил название YF-16, впервые он взлетел в 1974 году. А через год этот самолет был объявлен победителем конкурса, ему было присвоено обозначение F-16А. Впрочем, его конкурент также не был обижен: проект фирмы Northrop стал основой для создания палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet.

До 1978 года продолжались летные испытания F-16А, в середине этого года начинается серийное производство этих самолетов. До 1980 года было выпущено 650 машин. Кроме ВВС США F-16 заинтересовали и американских союзников, сначала европейских, а потом и государства Ближнего Востока. Первой 116 единиц F-16 закупила Бельгия, затем более сотни машин было куплено для ВВС Нидерландов. Очень быстро новой американской машиной заинтересовались Иран, Иордания и Израиль.

На сегодняшний день истребитель F-16 Fighting Falcon – самый массовый боевой самолет в мире, его приняли на вооружение в 25 странах, в большей части из них эта машина является основой истребительной авиации.

В 1993 году General Dynamics была поглощена одним из флагманов американской авиационно-космической отрасли, компанией Lockheed Martin.

На середину 2014 года было выпущено 4540 единиц самолета F-16 разных модификаций, из них 2231 штук было закуплено военным ведомством США, а остальные пошли на экспорт. Наибольшее число этих истребителей находится на вооружении ВВС Турции, чуть меньше – ВВС Израиля, на третьем месте находится Египет.

Стоимость одного самолета составляет от 34 до 50 млн долларов. F-16 выпускается по лицензии в нескольких странах.

И-16 тип 20

И-16 тип 20 был экспериментальным вариантом И-16 тип 10, построенным, чтобы проверить концепцию увеличения дальности истребителя при помощи установки дополнительных топливных баков. Этот экспериментальный вариант отличался от стандартного И-16 возможностью установки под крыльями двух обтекаемых 200 литровых топливных баков, которые увеличили максимальную дальность до 1200 км. Стандартные И-16 тип 10 не имели подобных «мокрых» точек подвески под крыльями. Истребитель И-16 тип 20 испытывался зимой 1937 года. Самолет был полностью окрашен в серебристый цвет, не имел вооружения и прицела.

И-16 в Испании

Первую партию И-16, тип 5 в количестве 31 истребителя в
сопровождении летчиков первой бригады из Брянска доставили из Советского Союза
на Пиренейский полуостров в октябре 1936 года на советском транспорте «Мурманлес».
Истребители выгрузили в порту Картахена, оперативно собрали на близлежащем
аэродроме Лос-Алькасарез и облетали. Из доставленных самолетов были
скомплектованы три эскадрильи. Первоначально в их летный состав входили только
советские пилоты. Для оперативности управления все эскадрильи И-16 объединили
в истребительную группу под командованием капитана Тархова. Он же возглавил и
первую эскадрилью.
 И-16, тип 5, на котором летал самый результативный американский пилот Фрэнк
Глазго Тинкер, одержавший в небе Испании восемь побед, пять из которых – два
М-109 и три Фиата CR.32 – Тинкер сбил на И-16. После
возвращения в США лётчик издал мемуары и вскоре после их выхода был убит
агентами ФБР. Убийство было замаскировано под суицид.
 
Первые бой И-16 провели над Мадридом 9 ноября 1936 года. За
первую же неделю боёв, используя эффект неожиданности от появления нового типа
самолёта, русские лётчики сбили семь самолётов, но вскоре и сами стали нести
потери. Так, 13 ноября Тархов попал под огонь республиканцев, принявших его
самолёт за машину мятежников. Лётчик сумел приземлился с пулей в животе, но
через десять дней умер в госпитале от перитонита. Первый же И-16 погиб
в воздушном бою 17 ноября. В конце мая – начале июня 1937 года из СССР в
Барселону прибыла первая группа из 60 испанских летчиков, обучавшихся в
советских авиационных школах. Всех прибывших распределили по боевым частям и
сформировали несколько новых эскадрилий. После этого потери И-16 резко
возросли. Испанские лётчики, в силу национального характера, кидались в бой,
очертя голову, увлекались преследованием одиночных самолётов противника и, как
следствие, часто попадали в тактические ловушки.
И-16, захваченный
франкистами в 1939 году и включённый в состав их авиации.
Опознавательные знаки и тактические номера республиканской авиации
закрашены. испанских ВВС, 1952 год

Всего в небе Испании сражалось 422 И-16. После поражения
республиканцев 38 И-16 досталось франкистам. Некоторые из этих
самолётов оставались в строю до 1953 года. Один из таких самолётов изображен на
рисунке справа.
Именно И-16 выполнили роль «загонщиков» при пленении
интересующих советскую сторону немецких самолетов. Так, 4 декабря 1937 года был
принужден к посадке немецкий истребитель Вf.109В. Менее чем через две недели, 17 декабря, такая же участь постигла экипаж бомбардировщика He-111

.
Оба трофея были, затем переправлены в Советский Союз, где их тщательным образом
обследовали и испытали в 1938 году.

И-16 в литературе

В романе Николая Чуковского «Балтийское небо» описаны воздушные бои И-16 против «Мессершмиттов» и «Юнкерсов».

В военных мемуарах Героя Советского Союза Александра Гусева «Гневное небо Испании» описаны воздушные бои И-16 против «Мессершмиттов», «Фиатов» и «Юнкерсов», во время гражданской войны в Испании.

В романе Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», во второй главе первой части, описывается бой и аварийная посадка на лес главного героя Мересьева на «ишачке». В последней главе этой же части посадка И-16 Кукушкина «на одно колесо». Стоит отметить, что И-16 стал литературным приёмом, призванным усилить впечатление — на самом деле Маресьев был сбит на Як-1.

В романе Константина Симонова «Живые и мёртвые» описывается бой советского аса генерала-лейтенанта Козырева на «И-16» с двумя «Мессершмиттами», в котором он успевает сбить первого немца, но потом его сбивает второй — «ястребку» в бою не хватило скорости. Ас вынужден был воевать на устаревшем самолёте, так как все новые самолёты погибли под бомбёжками в первые дни войны, в результате чего бой был проигран, а смертельно раненый Козырев, приняв группу советских бойцов за немцев, застрелился. Давалось понять, что «И-16» к тому времени сильно устарел, и даже асы порой не способны были на них противостоять немцам. Также незадолго до этого описывался один из воздушных боёв, в котором сначала упал один немец, но потом рухнули сразу два «ястребка» — предположительно это были те же «И-16», которые также носили неофициальные прозвища «ястребков».

В книге «В прицеле — свастика», автор, Герой Советского Союза, Игорь Александрович Каберов замечательно описывает полёты и воздушные бои на И-16 в начале войны.

В книге «Всем смертям назло» фронтовой лётчик-истребитель Лев Захарович Лобанов, увлекательно рассказывает о подвигах и победах советских пилотов на самолётах И-16 в первые, самые трудные месяцы войны.

Книга Геннадия Семенихина «Над Москвою небо чистое» рассказывает об истребительном авиаполке, защищавшем небо Москвы в 1941-м году. Полк на 3/4 был оснащён истребителями И-16, испытывая трудности в схватках с технически более оснащённым противником, и одерживая воздушные победы зачастую за счёт смекалки и героизма лётчиков.

В книге «Сильнее смерти», автор, дважды Герой Советского Союза, Арсений Васильевич Ворожейкин описывает полёты и воздушные бои на И-16 в конфликте на Халхин-Голе.

В книге Евгения Федоровского «Штурмфогель без свастики» советскому пленному пилоту предлагает воздушную дуэль сам Эрнст Удет, генерал-директор Люфтваффе. Ме-109 против И-16. С советского самолёта слито почти всё горючее, а технический персонал аэродрома, беспокоясь за жизнь Удета, специально разряжает пулемёты И-16. Уже будучи в воздухе, советский пилот, понимая, что обречён, направляет свой самолёт на свои же машины, захваченные немцами.

В книге «Крылья крепнут в бою» Василия Федоровича Голубева очень подробно рассказано о начальном этапе боёв на И-16 морской авиации Балтийского флота против немецко-фашистских захватчиков и белофиннов. Во второй книге «Второе дыхание» показаны моменты переучивания с И-16 на более новые самолёты, но И-16 ещё использовался автором для решения особых боевых задач вполне успешно, причем Голубев побеждал, сбивая на И-16, намного более современные самолёты, такие как FW-190.

И-16 тип 12/17

В 1937 г., была построена небольшая партия в количестве 10 экземпляров И-16 тип 12, вооружение которых было дополнено парой пушек ШВАК*, размещённых, как и пулемёты, в крыле. Заметно увеличившийся вес оружия и боезапаса, а также необходимость усиления конструкции консолей в местах размещения пушек, закономерно привели к росту полётной массы новой модификации истребителей, а торчащие из крыла достаточно габаритные стволы ухудшили аэродинамику, из-за чего максимальная скорость снизилась до 431 км/ч. Довольно заметно изменилась и центровка самолёта, что оказалось неприятным сюрпризом.

Военные были готовы мириться с этим ради повышения огневой мощи, но считали, что надёжность серийно выпускаемых пушек необходимо повысить хотя бы до 3 тыс. выстрелов. Данный показатель был взят отнюдь не «с потолка» и представлял собой расчётную величину количества боеприпасов, которую мог расстрелять лётчик-истребитель в ходе воздушных боёв и штурмовок в течение месяца боевых действий. Конструкторы согласились с требованиями военных, а потому развёртывание производства пушек ШВАК и внедрение их на вооружение затянулось.

К середине 1938 г. удалось решить практически все проблемы, а пушечная модификация И-16 тип 17 уже с октября указанного года начала выпускаться серийно. К этому надо добавить, что никаких шансов встретиться с этими машинами в Испании, , у пилотов немецких Bf 109 не было, так как И-16 тип 17 туда не поставлялись. Очевидно, что испытания пушек на новой модификации истребителя гораздо удобнее было провести на подмосковном Научно-исследовательском полигоне авиационного вооружения ВВС РККА (НИП АВ ВВС РККА), нежели на далёких Пиренеях. К тому же, к концу 1938 г. положение республиканцев на Пиренеях настолько ухудшилось, что посылать туда истребители с новейшим вооружением в просто не имело смысла — война с франкистами, нацистами и фашистами уже была проиграна.

Пушечный И-16 тип 17 на войсковых испытаниях, ноябрь-декабрь 1938 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector