Истребитель пятого поколения т-50 пак фа (су-57)

Сравнение «Сухого» с «Раптором»

По причине отсутствия подробной технической информации есть смысл использовать самый простой метод оценки, геометрический. ПАК-ФА имеет большие размеры по сравнению с «Раптором», следовательно, в его оружейные отсеки может поместиться больше ракет или управляемых бомб. Так и есть, по опубликованным данным он несет 10 УР в фюзеляже и еще 6 под крыльями (у F-22 соответственно 12 и 4). При этом западные эксперты указывают на ухудшение скрытности при использовании внешних подвесок, но российские инженеры туманно намекают, что владеют технологией «Плазма-стеллс», нивелирующей этот недостаток. Судить о том, чей истребитель 5-го поколения лучше, можно и по радиусу боевого применения. Т-50 может преодолеть 5,5 тыс. км, в то время, как F-22 только 3,2 тыс. км. Достоинства «Раптора» проявляются в особой системе рассеивания теплового следа, а также в радаре, работающем с оптимальной мощностью излучения. Обе эти особенности затрудняют его инфракрасное обнаружение. Он также имеет высокую сверхзвуковую крейсерскую скорость (1,8 маха, как и у Т-50), позволяющую ему быстрее прибыть на место воздушного боя. А что же дальше?

Смена поколений

Основные требования, предъявляемые к истребителям пятого поколения – это применение стелс-технологий, крейсерский сверхзвуковой полет и более совершенная по сравнению с предыдущими поколениями авионика, обеспечивающая высокую автоматизацию и интеллектуализацию комплекса. Частично этим требованиям соответствовали самолеты четвертого поколения, поэтому были введены дополнительные градации, такие как поколения 4+ и 4++. Например, предшественник Су-57 истребитель Су-35 может развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа и обладает продвинутой авионикой.

Таким образом, основы для создания пятого поколения были заложены еще советскими конструкторами при создании предыдущих моделей истребителей. На рубеже 1980-1990-х гг. были закреплены технические требования к перспективному самолету фронтовой авиации, и два КБ – Микояна и Сухого − приступили к работе. В 1994 году был готов проект МиГ 1.44, который пришлось закрыть из-за недостатка финансирования. КБ Сухого предложило истребитель Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он также не стал основной для пятого поколения, но на опытной модели Су-47 были отработаны многие использованные позже технологии.

 Сборка первого серийного Су-57. Видео: телеканал «Звезда»

В 2002 году работы по перспективному авиакомплексу фронтовой авиации (ПАК ФА) были возобновлены. Исполнителем программы был выбран комплекс Сухого. Первый проект и макет будущего самолета были готовы в 2004 году. Первый летный экземпляр Т-50-1 (название опытного образца Су-57) поднялся в воздух в 2010 году. Сборка самолета проходила в Комсомольске-на-Амуре. На опытном истребителе были установлены двигатели АЛ-41Ф1. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги стал результатом 14-летней работы Уфимского моторостроительного производственного объединения (входит в ОДК). В августе 2017-го стало известно официальное название самолета – Су-57.
 

Преимущества и недостатки Су-57

Учитывая, что самолет всё еще не прошел полную программу испытаний, а информация о его боевом применении в Сирии не раскрывалась, оценить как положительные, так и отрицательные особенности истребителя Т-50 довольно сложно.

В число плюсов следует включить:

  1. Самолет сделан с опорой на собственные силы. В нем нет импортных деталей. В частности, вся элементная база электронного оборудования – российская;
  2. По своей скорости, как максимальной, так и крейсерской сверхзвуковой, Су-57 уверенно опережает своего главного соперника — американский истребитель F-35;
  3. Унифицированность бортовой электроники с Су-35 упрощает обучение пилотов;
  4. Заявленная стоимость самолета намного ниже, чем у иностранных конкурентов.

Су-57 в Сирии, аэродром на базе Хмеймим

С минусами всё сложнее. К примеру, известно, что Индия из программы по созданию Су-57 вышла, заявив, что бортовое оборудование этой машины не отвечает требованиям к истребителям пятого поколения. Кроме того, говорилось и о том, что российский самолет не является малозаметным, что ставит его в заведомо уязвимое положение. Все эти заявления, радостно подхваченные западной прессой, не были подтверждены никакими доказательствами. С уверенностью можно отметить лишь один главный минус – Су-57 всё еще не встал в строй, в то время как F-35 уже активно поставляется на экспорт.

История

В 1979 году ВВФ России сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю, который должен был заменить Су-27. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.

В июле 1984 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны три команды — АО «РСК МиГ», ОАО «Компания Сухой» и АО «В.А.Лебедев и К°», которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель. К 1988 году каждая команда построила по два прототипа самолётов.

9 августа 1989 года ВВФ России объявили группу , ОАО «Компания Сухой» победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

Первая предсерийная машина поднялась в воздух 12 июня 1995 года. По сравнению с опытным образцом, Су-50 оснащался более мощными двигателями с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги, планер самолёта был частично изменен: изменилась форма крыла, рулей высоты, носового обтекателя.

Серийное производство самолёта началось в 1999 году. Выпускается в том числе и корабельная версия самолёта.

«Большое количество средств поражения»

Су-57 — российский многофункциональный боевой самолёт, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей. Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.

Разработчиком Су-57 является компания Sukhoi. Первый полёт машина совершила 29 января 2010 года. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50.

  • Су-57 в сборочном цеху
  • РИА Новости

По информации разработчика, помимо сверхманёвренности, достоинствами Су-57 являются длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта, короткие взлёт и посадка, малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, всенаправленное и многоканальное применение оружия, высокая помехозащищённость аппаратуры, а также качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, в том числе и в составе группы.  

Малая заметность Су-57 достигается благодаря особой геометрии планера, использованию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применению специальных радиопоглощающих композитных материалов и камуфляжной окраске, которая может быть защитной (сливаться с фоном) и деформирующей (искажать зрительное восприятие формы самолёта).

Как утверждают специалисты Sukhoi, в результате всех этих мер истребитель получил возможность осуществления скрытых манёвров на театре военных действий (ТВД).

Важным достоинством Су-57 разработчик называет «принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной. — RT) архитектурой». 

Бортовое радиоэлектронное оборудование отличает высокий уровень автоматизации управления и интеллектуальная поддержка экипажа «с возможностью расширения и модернизации».

Также по теме

Космическая «Лиана»: как Россия формирует систему радиоэлектронной разведки

Российские предприятия завершают разработку нового разведывательного спутника «Пион-НКС». Об этом сообщил министр обороны Сергей…

Реализация открытой архитектуры значительно снижает нагрузку на лётчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении поставленных задач. Также авионика Су-57 «позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно».

Ударное вооружение истребителя пятого поколения преимущественно размещено во внутрифюзеляжных отсеках, что значительно повышает радиолокационную малозаметность. 

Благодаря данной мере сигнал вражеской радиолокационной станции значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате противник не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.

В арсенал Су-57 входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения. Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По информации Минобороны, поставщиком средств поражения для истребителя выступает АО «Корпорация « Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Как сообщают военные, внутри фюзеляжа истребителя пятого поколения можно разместить авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59). На внешних точках подвески истребителя устанавливаются корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.

В феврале в интервью РИА Новости глава КТРВ Борис Обносов рассказал, что ракеты, размещённые в отсеках Су-57, имеют складывающиеся крылья и рули. По его словам, «это дело новое, до этого внутри фюзеляжа размещались только мощные стратегические образцы».

В перспективе арсенал Су-57 пополнится новыми средствами поражения. Об этом в декабре 2019 года заявил РИА Новости генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

  • Истребитель Су-57 поднимается в небо

«Напомню, что самолёт (Су-57) сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые ещё разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться», — сказал Слюсарь.

В конце февраля агентство ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщило, что для Су-57 разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета класса «воздух — поверхность» для внутрифюзеляжного размещения.

Контракты на поставки в войска, серийное производство

22 августа 2018 года на форуме «Армия-2018» Минобороны РФ и ПАО «Сухой» подписали контракт на поставку двух серийных экземпляров Су-57 к 2020 году. В тот же день заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко сообщил журналистам, что первый серийный самолет «придет в Вооруженные силы уже в следующем году». Глава ОАК Юрий Слюсарь заявил на форуме, что Су-57 станет основой для целого семейства самолетов.

6 декабря 2018 года источник ТАСС в авиастроительной отрасли сообщил, что Су-57 получит на вооружение гиперзвуковую ракету с характеристиками, подобными ракете авиакомплекса «Кинжал», соответствующие работы внесены в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. По данным источника, ракета будет с внутрифюзеляжным размещением и меньшими габаритами.

15 мая 2019 года президент РФ Владимир Путин сообщил на совещании по оборонной тематике, что до 2028 года будет закуплено 76 самолетов Су-57. Он пояснил, что ранее программой вооружений до 2028 года планировалось закупить 16 таких самолетов, но производители смогли на 20% снизить стоимость и летательных аппаратов, и вооружения, в результате чего появилась возможность закупить больше боевых машин этого класса. О подписании соответствующего контракта стало известно 27 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019».

29 июля 2019 года в аппарате вице-премьера Юрия Борисова сообщили, что компания «Сухой» начала серийное производство Су-57. 12 августа 2019 года командующий ВВС — заместитель главнокомандующего ВКС Сергей Дронов сообщил газете «Красная звезда», что государственные испытания истребителя завершатся в 2019 году. 18 декабря начальник Генштаба Валерий Герасимов, выступая перед иностранными военными атташе, рассказал, что Су-57 повторно испытаны в Сирии.

По состоянию на декабрь 2019 года изготовлено не менее трех прототипов для наземных (статических) испытаний и по меньшей мере десять летных экземпляров. Один из них, Т-50-5, был поврежден 10 июня 2014 года в результате пожара в подмосковном Жуковском (возгорание оперативно потушили, впоследствии самолет был восстановлен).

Сравнение с F-22

Пока что в мире есть только один истребитель пятого поколения – американский F-22. Перспектива принятия Россией в скором времени на вооружение своего самолета 5-го поколения не могла не вызвать резонанс в экспертных кругах. Издание National Interest (США) опубликовало детальное сравнение технических характеристик Су-57 и F-22. По результатам исследования был обнаружен целый ряд преимуществ российского истребителя. Если говорить коротко, то Су-47 сильнее в условиях ближнего боя, а F-22– дальнего.

Кроме того, экспертная комиссия сделала такие выводы:

  1. В крыльях Су-57 установлен радар L-диапазона. Стелс-средства американского истребителя против него бессильны. Вместе с тем, этот радар нуждается в доработке, так как обладает недостаточной точностью для наведения ракет исключительно по его данным. Для F-22 в ближайшем времени не планируется создание такого радара.
  2. Су-57 будет оснащаться инфракрасным радаром обнаружения с первых экземпляров, а F-22 получит схожую систему лишь к 2020 году.
  3. Оба самолета оснащаются далеко не самой современной электроникой, поэтому традиционное превосходство американской авиации в авионике в этом случае не реализовано в полной мере. Американцы не скрывают, что многие системы их истребителя уже считаются устаревшими.
  4. F-22 может брать на борт шесть тяжелых дальних ракет, в то время как Су-57 только четыре. Вместе с тем, дальность пуска у российских ракет в два раза больше.
  5. Стелс-оборудование обоих истребителей ставит под сомнение целесообразность использования дальних ракет – велика вероятность промаха при выстрелах с большой дальности, а также вероятность быстрого сближения, которое приводит к маневренному бою.
  6. За счет смены вектора тяги в 3 измерениях Су-57 обладает лучшими показателями маневренности. Американский истребитель способен менять вектор тяги лишь в двух измерениях, что в условиях ближнего боя может принести ему поражение.
  7. Российский военно-промышленный комплекс уже много лет превосходит американский за счет использования системы управления запуском ракет ближнего боя посредством специального шлема. Последний может производить пуск ракеты Р-73 по взгляду пилота. Подобная система для американских ВВС будет создана лишь к 2020 году.

Отдельно эксперты отмечают стоимость истребителей 5-го поколения. Независимо от страны-производителя, она слишком велика. Получается, что тактико-технические характеристики Су-57 и F-22 не имеют значения в силу сверхмалых объемов производства этих самых самолетов. Иными словами, обсуждать, какая машина лучше можно долго, но то количество экземпляров, которое России и Америке по карману произвести, вряд ли сможет оказать существенное влияние на исход крупного сражения.

Гонка в воздухе

Гонка вооружений происходила в истории человечества всегда. Преимущества армии, владеющей наиболее совершенными образцами техники, если не на все сто процентов, то, по крайней мере, существенно влияли на исходы войн. С середины сороковых годов началось бурное развитие реактивной авиации. Одно за другим сменялись поколения истребителей, каждое из которых отличалось от предыдущего все лучшими техническими характеристиками: скоростью, скороподъемностью, потолком, маневренностью, калибром и количеством стволов бортового стрелкового вооружения, наличием и числом ракет различного типа, средствами обнаружения и навигации. Всего поколений пока было пять. К последнему из них относятся американские F-22 и F-35, китайский J-20 и российский Т-50. Истребитель пятого поколения сразу по внешнему виду можно отличить от самолетов, еще совсем недавно считавшихся последним словом авиационной техники.

Повелитель роботов

Кроме того, Су-57 обладает системой, которую можно назвать «электронным» пилотом. Система подсказывает оптимальные варианты тактики боя, автоматически распределяет цели, просчитывает различные сценарии и даёт рекомендации по повышению эффективности действий. Считается, что развитие таких систем приведёт к появлению так называемого интеллектуального борта, который сможет эффективно вести бой в автоматическом режиме, без участия человека, — об этом, в частности, сообщал заместитель директора ОКБ Сухого по развитию — заместитель главного конструктора Виктор Попик.

В августе этого года Су-57 впервые совершил совместный полёт с тяжёлым беспилотным летательным аппаратом «Охотник». Боевой дрон, выполненный по схеме «летающее крыло» (масса 20 тонн), взлетел под Астраханью и в назначенной точке присоединился к Су-57, который и взял контроль над электронным разумом БПЛА. В результате синхронного пилотирования они, действуя в паре, осуществили прорыв системы противовоздушной обороны условного противника.

По некоторым данным, «Охотник» может нести до восьми тонн боевой нагрузки — высокоточных ракет и бомб. Столько же поднимает за раз модернизированный истребитель МиГ-29. Но с одним существенным отличием — в кабине «МиГа» сидит пилот, и посылать его под ракетный удар, практически на верную гибель, жестоко. А вот робота…

Российский истребитель Су-57 по многим показателям превосходит американские самолёты F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Так утверждал в интервью телеканалу «Звезда» главный конструктор истребителя Михаил Стрелец. Он ответил, что Су-57 изначально создавался как многофункциональный истребитель, тогда как F-22 Raptor (Хищник) и F-35 Lightning II (Молния) способны качественно решать только определённые задачи. «F-22 предназначен для завоевания превосходства в воздухе. И только потом американцы поняли, что принципиально неправильно было проектировать самолёт только под размещение ракет «воздух-воздух», и предприняли попытку разместить авиационные средства «воздух-поверхность» в существующую конфигурацию отсеков. Но конфигурация отсеков не позволила разместить более крупные грузы», — говорит Стрелец.

Зачем нам ПАК ФА, и другие вопросы

Нужна ли такая недешевая «игрушка» нашим военным, есть ли в ней насущная необходимость и какова будет ее роль в обеспечении мирного неба над нашей страной? С какими противниками самолету предстоит встретиться в предположительных и вероятных воздушных схватках? Сможет ли он выйти из них победителем и какова вероятность такого исхода? Какие задачи предстоит решать этому «фронтовому авиакомплексу», да еще и перспективному? Каковы его возможности и характеристики? И кто первый начал очередной виток военно-воздушной гонки? Последний вопрос и может стать ключом для ответа на все остальные.

Новое измерение

Но в «пятое измерение» Су-57 выводят не только уникальные пилотажные возможности, в той или иной мере доступные и другим машинам «Сухого» — Су-30 и Су-35. ПАК ФА — прежде всего электроника, которой на борту много и она очень новаторская. Начнём с главного — радар с активной фазированной решёткой (АФАР). В отличие от обычных «щелевых» антенн, применяемых на большинстве современных российских и западных истребителей, АФАР — это монолитная структура, которой не надо вертеться в разные стороны для сканирования воздушного пространства. Более тысячи объединённых в единое поле миниатюрных приёмо-передающих устройств видят всё, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Антенна может вести изрядное число воздушных и наземных целей, одновременно наводя на них системы вооружения.

Датчиками пронизаны кромки крыльев и фюзеляж Су-57. Из-за чего пилот видит всё, что происходит вокруг буквально на 360 градусов, может не только контролировать ситуацию, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с авиационной группой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector