Т-60 (самолёт)

Зато он… был

Так в чём же главное достоинство Т-60? И имелось ли оно вообще у этой «груды недостатков на гусеницах».

Ответить на этот вопрос очень просто. Главное достоинство Т-60 в том, что это был танк, который достаточно массово в тяжёлое для страны время смогли производить на «нетанковых» заводах с массовым использованием автомобильных деталей. И его пусть и не самой толстой брони вполне хватало, чтобы помочь пехоте в борьбе с её в главным врагом — пулемётом. Весной-летом 1942 года Т-60 смогли взять на себя хотя бы часть задач по непосредственной поддержке пехоты, освобождая Т-34 и КВ для более важных дел.

Советские лёгкие танки Т-60 с десантом на марше (https://waralbum.ru/)

Между тем танков и противотанковых пушек у вермахта было ещё много, но не бесконечно много.

И там, где их не хватало, даже Т-60 с одним пулемётом мог стать настоящей «машиной смерти» для вражеской пехоты.

Такое редко, но случалось — война большая.

Ну а пока Т-60 выигрывали время, для их замены создавались более удачные машины. Уже в марте 1942 года на вооружение был принят новый лёгкий танк — Т‑70.

Не поплывём, так поездим и постреляем

Ещё до войны в СССР «на всякий случай» озаботились созданием специального плавающего танка. Правда, плавали Т-37 и Т-38 так себе — лучше всего это у них получалось при спокойной воде и на буксире за пароходом. Да и следующий Т-40 получился не сильно лучше. Начавшаяся же Великая Отечественная война вполне ясно показала: вопрос форсирования Рейна или даже Ла-Манша утратил актуальность. Вместо плавающих танков Красной армии срочно требовались обычные боевые машины.

Плавающий лёгкий танк Т-40 (https://waralbum.ru/)

Уже 20 июля 1941 года с подачи конструкторов лёгких танков Астрова и Окунева вышло постановление ГКО № 222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков». При этом какие именно танки будут делать в таких количествах, в тот момент было ещё не до конца ясно.

Фактически вместо Т-40 начали делать сразу несколько машин. Т-30 был почти такой же, но с утолщённой до 20 мм бронёй и без водоходного оборудования. Ещё одним вариантом нового лёгкого танка на базе уже освоенного Т-40 стал как раз Т‑60.

Лёгкий танк Т-30

Особенно больным для новых танков оказался вопрос вооружения. Изначально предполагалось, что они будут вооружены, как и Т-40, пулемётом ДТ и крупнокалиберным ДШК. Но быстро выяснилось, что ДШК производится довольно мало, да и вообще эти пулемёты остро нужны в ПВО. Конструкторы приуныли, потому что в 1941 году вооружать танк простым пулемётом было как-то не очень, да и вообще, это уже получалась какая-то танкетка.

В этот момент кто-то вспомнил, что у авиаторов есть много пушек ШВАК. Изначально это был тоже крупнокалиберный — 15-мм — пулемёт, который в процессе испытаний раскормили до 20 мм. Поскольку главный создатель ШВАК товарищ Шпитальный поначалу отпихивался от идеи с криками «не барское это дело, авиапушку в танк совать», к доработке пришлось срочно привлечь ещё и таубинское ОКБ-16, где в тот момент персонал был не такой гордый. Получившийся в результате агрегат назвали ТНШ (Танковая Нудельмана-Шпитального) и срочно запустили в серию.

Танки Т-60 на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 года (https://waralbum.ru/)

Первые Т-60 были изготовлены ещё в сентябре 1941 года, но полноценное серийное производство началось в октябре. Т-60 успели отметиться в знаменитом параде на Красной площади. Но действительно массовым их дебютом стало контрнаступление под Москвой, когда именно Т-60 составили значительную часть танков Западного фронта.

Основные модификации танка Т-60

0-60 (1941 г.) – опытный танк, спроектированный на базе узлов и агрегатов малого танка Т-30 во второй половине 1941 года. Первый опытный образец танка был изготовлен в августе 1941 года без вооружения с башней от танка Т-30. Второй опытный танк – прототип Т-60, со штатным вооружением, был изготовлен осенью 1941 года.

Т-60 – серийный лёгкий танк, производившийся в 1941-1943 годах..

Т-60-1 (ЗиС-60) (1941 г.) – опытный танк, спроектированный совместно КБ заводов №37 и ЗиС (инженеры Б.М. Фитерман и A.M. Авенариус) осенью 1941 года. Опытный образец танка 0-61 был изготовлен в Свердловске в феврале 1942 года. От серийного танка Т-60 он отличался башней оригинальной конструкции и корпусом больших размеров, что было обусловлено установкой более мощного двигателя ЗиС-16 мощностью 88 л.с. Дальнейшего развития работы по танку Т-60-1 не получили.

Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19 (1942 г.) – опытный лёгкий танк с пушкой высокой баллистики, спроектированный в КБ завода №37 в начале 1942 года. Пушка была установлена в танк на заводе №92 под руководством В.Г. Грабина. С апреля по июнь 1942 года танк прошёл испытания, но проект был закрыт.

Т-60-2 (1942 г.) – опытный лёгкий танк, спроектирован в КБ завода №37 (Свердловск) под руководством Н.А. Попова весной 1942 года с использованием материалов проекта лёгкого танка Т-45. Был изготовлен один опытный образец танка, получивший обозначение 0-62. Отличался от серийного танка Т-60 установкой башни, спроектированной для танка Т-45, и установкой новой 45-мм пушки ЗИС-19БМ, спроектированной в КБ завода №92 под руководством В.Г. Грабина. Дальнейшие работы по танку Т-60-2 были прекращены в связи с принятием на вооружение танка Т-70.

Т-60-3 (1942 г.) – зенитный танк, спроектированный в КБ завода №37 (Свердловск) под руководством Н.А. Попова во второй половине 1942 года. Опытный образец танка, получивший обозначение 0-63. был изготовлен в ноябре 1942 года. От серийного танка Т-60 отличался установкой специальной башни, без крыши, оснащённой спаренной установкой 12,7-мм пулемётов ДШК с магазинным питанием. Для прицеливания при стрельбе по наземным целям применялся телескопический прицел ТМФП, при стрельбе по воздушным целям – коллиматорный прицел К-8Т. Из-за компоновочных просчётов в установке зенитного прицела танк к испытаниям допущен не был и работы по нему были прекращены.

Подписывайтесь на

Боевое крещение

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.

Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.

Предполагаемые характеристики дальнего бомбардировщика «объект 54С»

длина                                     36.0 м
размах                                    22.0 — 31.6 м
площадь крыла                     330 кв.м
нагрузка на крыло                265 — 297 кг/кв.м

Вид сверху                             343,5 кв.м / 346,2 кв.м (малая стреловидность)

Вид сбоку                               72 кв.м

Вид спереди                          22 кв.м

Объём                                     164 куб.м

Топливная система:

Бак №1 (наплыв)                      21,95 х 8,17 х 2,87 = 8 куб.м х 2 = 16 куб.м

Бак №2 (над нишей шасси)      6.02 х 4.03 х 1,26 = 3,13 куб.м х 2 = 6.25 куб.м

Бак №3 (между моторами)       5,0 х 10 х 1,93 = 4,59 куб.м х 2 = 9,17 куб.м

Бак №4 (под килями)                9,3 х 3,1 х 1,0 = 3,1 куб.м х 2 = 6.2 куб.м

Бак №5 (крыло)                         19,34 х 3 х 1 = 3,87 куб.м х 2 = 7,74 куб.м

Общий объём                            16 + 6,25 + 9,17 + 6,2 + 7,74 = 45,36 куб.м

Вес топлива (не менее)            45,36 куб.м х 785 кг/куб. = 35600 кг

вес:
максимальный                       98000 кг
нормальный                           87500 кг
пустой                                    50000 кг
топливо                                  37000 кг
нагрузка                                  17500 — 28000 кг

тяга двигателей АЛ-41Ф:
форсажная                              20 000 кгс
максимальная                        15 800 кгс
рабочая                                   12 400 кгс
тяга двигателей Р79М-300:
форсажная                              18 000 кгс
максимальная                        16 000 кгс
рабочая                                   12 000 кгс

скорость:
максимальная                        2100 км/ч
крейсерская                           1780 км/ч

дальность:
дозвуковая                              11000 км
сверхзвуковая                         5000 — 7000 км

Радиус действия
дозвуковой                             4000 км
сверхзвуковой                        1750 км
комплекса Б-90 + КР Х-101  9500 км

———-

Оригинальную аэродинамическую компоновку пытались внедрить инженеры ОКБ Туполева, разрабатывая перспективный ракетоносец для замены Ту-22М3:

«…В 1972 г. в ОКБ для авиации ВМФ предложили кардинально модернизировать Ту-22М. Проект получил обозначение «45М». Машину планировали оснастить двумя двигателями НК-25. Ее аэродинамическая компоновка напоминала американский разведчик SR-71. Ударное вооружение — две УР Х-45. Дальше технического предложения работы, по «45М» не пошли, так как это была уже не модернизация, а создание нового самолета против чего категорически возражало руководство серийного завода.»

Позже, нечто подобное вышло и  из под пера ОКБ Сухого, правда в несколько уменьшенном виде. В журнале Аэрокосмический обзор опубликована фотография модели самолета, очевидно базирующегося на наработках по «45М», «объект 54С» и Су-34. Его предполагаемые характеристики:

длина                                    25.5 м

размах                                   18.5 — 23.4 м

площадь крыла                     68 кв.м

вес:

максимальный                   62 500 кг

пустой                                30 000 кг

топливо                              22 500 кг

нагрузка                              10 000 кг

тяга двигателей АЛ-31Ф:

форсажная                          12 500 кгс — 13600 кгс

максимальная                     7 600 кгс

скорость:

максимальная                     2100 км/ч

дальность:

дозвуковая                          8000 км

Источник paralay.com

Зачем выпускали эти машины?

Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели.

На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым оружием пехоты вермахта.

В итоге можно сделать вывод, что танк Т-60 был совершенно не нужен Красной армии, так как никаким ТТТ (если они вообще на него разрабатывались) не соответствовал. Эти машины, редко когда переживавшие одну атаку, часто называют танками-смертниками. Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении. До наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.

Сам собой возникает вопрос: зачем их вообще выпускали? Мотивация завода № 37 понятна, а вот почему Ставка ВГК согласилась с этой мотивацией? Последнее обстоятельство можно объяснить стремлением восполнить огромные потери в танках – с одной стороны и сильно завышенной оценкой численности немецкого танкового парка – с другой. Представить себе, что немцы, имея в пять раз меньше танков, чем Красная армия, добиваются успеха благодаря продуманной оргштатной структуре танковых соединений, отлично налаженному взаимодействию с другими родами войск, хорошей управляемости и передовым тактическим приемам их использования, в Ставке, видимо, просто не могли. Увы, на тот момент ничего, кроме количественного перевеса, противопоставить этому мы не могли.

Ну а если не Т-60, тогда что? Да то, чего Красной армии остро не хватало всю войну, – бронетранспортеры! Представим себе нечто напоминающее шасси Т-60, но без башни, а скажем, со шкворневой или турельной (что лучше) установкой пулемета ДТ или ДШК и противотанковым ружьем в придачу, способное перевозить хотя бы четыре-пять пехотинцев. Именно так оснащались ленд-лизовские гусеничные БТР «Универсал», ценившиеся бойцами на вес золота. А получили мы их всего две тысячи. Если бы вместо Т-60, как, впрочем, и последовавших за ними Т-70, в войска поступили 14 тысяч гусеничных бронетранспортеров, то право же, от них было бы гораздо больше толку.

Но история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было, и ничего уже не исправить. И не воскресить экипажи братских могил на двоих. Вечная им память, вечная им слава!

Основания создания танка Т-60.

Начало Отечественной Войны привнесло серьезные изменения развитие танкостроения СССР. В первый же военный месяц положил конец многим перспективным программам, а также серийному производству ряда образцов БТТ и вооружения.

В частности по заводу №31 им. Оржоникидзе постановление СНК предусматривало завершение производства танков Т-40, а также легких тягачей «Комсомолец», к началу августа текущего года. Взамен в двухмесячный строк требовалось освоить в серии танк Т-50. Поставщиком башен и корпусов должен был задействован Подольский завод. Помимо него для производства в качестве заводов-смежников планировали задействовать еще около 50 предприятий г.Москва и области.

Решение заменить в серийном производстве танк Т-40 на Т-50 выглядит вполне разумным. Конкуренцию танкам-амфибиям как разведчикам составляли бронеавтомобили, более дешевые как эксплуатации, так и производстве и как следствие более массовые.

Однако как танк Т-40 серьезно уступал по боевым возможностям Т-50. Данная машина должна была заменить Т-26, таким образом, став самой массовой в советском танковом парке. И как следствие необходимость в Т-50 была велика

В создавшихся условиях освоение его в производстве являлось делом первостепенной важности. Однако по своей конструкции он был сложен даже для завода изготовителя

Предприятия-изготовители

15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.

К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц.
Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.

Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.

В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.

Описание конструкции танка Т-70

Схема общей компоновки предусматривала пять отделений: управления — в передней части корпуса, боевое — в средней части, трансмиссионное — в передней части корпуса справа по ходу, моторное — в средней части вдоль правого борта корпуса и кормовое. Экипаж танка состоял из двух человек размещавшихся: командир танка – в башне, механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта.

Броневая защита танка – противопульная, состоящая из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса и листы башни имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого устанавливался поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Кроме того, внизу справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах, В нижнем лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся броневой крышкой.

Сварная гранёная башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса со смещением к левому борту и имела форму усечённой пирамиды. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемёта и прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка был установлен перископический смотровой зеркальный прибор. Для флажковой сигнализации в крышке люка имелся специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой. В бортах башни имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками.

Вооружение танка состояло из одной 45-мм пушки 20К обр. 1938 г. и спаренного с ней 7.62-мм пулемёта ДТ (установлен слева от пушки). Боекомплект танка составлял 90 выстрелов для пушки и 945 патронов (15 дисков) для пулемёта. При стрельбе применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический — в качестве резервного.

Силовой агрегат танка ГАЗ-203 состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 — передний и ГАЗ 70-6005 — задний) суммарной мощностью 140 л.с.

Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырёхступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами: двух простых однорядных бортовых редукторов.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного ведущего колеса цевочного зацепления переднего расположения; пяти опорных катков с резиновой ошиновкой; трёх поддерживающих роликов: одного, идентичного с опорными катками, направляющего колеса заднего расположения; мелкозвенчатая гусеница с ОМШ шириной 260мм. В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки.

Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ и танковым переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство и танковое переговорное устройство ТПУ-2Ф.

Не едут… и не стреляют…

Вместе с массовым применением с фронта стали приходить столь же массовые рапорты о проблемах с Т-60. Выяснилось, что лёгкий танк недостаточно лёгкий, чтобы его держал наст. Из некоторых бригад прямо писали, что Т-60 могли действовать, только если дорогу в снегу перед ним проложил Т-34 или КВ.

(Фото: ЦА МО РФ)

В итоге одни танкисты скромно намекали, что Т-60 годятся только для преследования противника по дорогам, а другие честно говорили, что оставляли их охранять в тылу разные нужные на войне вещи: штабы, склады или, скажем, баню.

С наступлением тепла и солнышка снег начал пропадать, и проблем у Т-60 поубавилось. Однако когда земля не просто очистилась от белого покрова, но прогрелась и начала пылить, выяснилась ещё одна неприятная вещь. «Спущенная с небес» авиационная пушка, несмотря на все старания приспособить её для танка, оказалась чересчур нежной. Иногда её клинило после одного-трёх выстрелов, иногда ещё раньше. С фронта снова массово пошли рапорты, но теперь уже на тему

Немецкий солдат идет мимо подбитого и горящего советского танка Т-60 во время наступления на Сталинград (https://waralbum.ru/)

Впрочем, даже когда ТНШ работала, шансов у Т-60 против немецких танков было немного. Лучшей тактикой для Т-60 было попытаться заманить вражеские панцеры поближе к противотанковым пушкам или более «взрослым» танкам.

История создания Т-60

В мае 1941 года московскому заводу №37 дали задание – наладить серийный выпуск Т-50. К сожалению, завод имел скромные производственные возможности, и справиться с производством такого сложного танка, как Т-50, не мог. Тогда работники завода решили создать новый легкий танк, используя ходовую часть и моторно-трансмиссионную установку танка Т-40.

Разрешение на производство такого танка было получено. Стоит сказать, что разрешение на выпуск относилось к танку Т-60 (030), который внешне был идентичен Т-40 и носил неофициальное название Т-30. Т-60 – это уже второй опытный образец, в котором пулемет ДШК был заменен скорострельной пушкой ШВАК.

Первый серийный Т-60 был выпущен на московском заводе №37 15 сентября 1941 года. Из-за эвакуации завода производство танков на нем было остановлено 26 октября, и танк стали производить на других заводах. Когда в 1942 году появился более совершенный Т-70, производство Т-60 все равно продолжалось. Всего с 1941 года было выпущено 5920 машин.

Описание конструкции танка.

Общая компоновка Т-60 аналогична таковой у танка Т-40:

  • отделение управления танка Т-60 -в передней части машины;
  • боевое — средней части корпуса;
  • трансмиссия — в передней части бронекорпуса по правую сторону по ходу;
  • двигательное отделение -в вдоль средней части правого борта
  • баки — в корме.

Т-60 управлял экипаж из 2х танкистов, который размещался в передней части (мех.вод), а также башне и подбашенном пространстве(командир). В средней части бронекорпуса впродоль правой его стороны находился мотор ГАЗ-202. Его ведущие колеса передней части корпуса.

Корпус танка Т-60 делали из катанного гомогенного броневого листа (20, 15, 13,10,6 мм). Начиная с 1942 года часть боевых машин приобрела корпуса и башни, экранированные (20-35 мм), а феврале производство освоило выпуск бронекорпуса из 20-35 мм листа. Листы лба броневого корпуса соединялись под большим наклоном. Борта корпуса делались из 2х листов соединенных сваркой. Верх корпуса состоял из подбашенного листа, съемного заднего листа, листа над МТО.

Днище танка состояло из 3х листов. В нем находились: аварийный люк- под местом мехвода, лючки слива масла и топлива.

Мехвод располагался в середине малой бронерубки, закрытой откидным лобовым щитком. Над его головой входной люк. Наблюдение — посредством прибора «триплекс».

Башня сварной конструкции, восьмигранная усеченная к верху. Толщиной 25 мм, позднее — в конце февраля месяца — 35 мм. Часть Т-60 имела, экранированные 10-мм бронелистами башни, а часть машин выпуска ГАЗ и зав. № 38 снабжались башнями конической формы, типу таковых у Т-40. Борта башни оборудованы револьверными портами и наблюдательными приборами. Лобовая часть башни спереди закрыта сварной маской амбразурами для прицела, ТНШ, ДТ.

В крыше башни обустроен люк, в котором прорезано сигнальное отверстие. Часть машин имела там же вентиляционное отверстие под броневой крышкой.

На танке Т-60 ставился 4х тактный, 6 цилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-202. Пуск мотора осуществлялся электрическим стартером либо заводной рукоятью в случае отказа.

Мотор питался авиабензином Б-70 либо КБ-70. Оба бензобака совместной емкостью 320 л в кормовом отсеке слева по борту и были выгорожены бронепергородко. Справа от баков радиатор и вентилятор охлаждения двигателя.

Вооружение танка  в башне и заключалось в 20-мм ТНШ и спаренного 7,62-мм ДТ. Ствол орудия — 82,4 калибра. Для простоты эксплуатации пушка смещена в правую сторону от продольной оси. ДТ устанавливался в шаровой установке и при необходимости легко снимался. УВН оружия от -7 до +25°.

Для нацеливания орудия использовались телескопичный прицел ТМФП, и так же прицел прямой наводки механического типа. Дальность стрельбы по прицелу из Т-60 — 2500 м, темп огня ТНШ -до 750 в/мин. В боекомплект ТНШ входили — БЗТ, ОЗТ, ОЗ выстрелы.

Боекомплект включал в себя :

  • 754 20 мм унитарных выстрелов (158 выстрелов уложенных в 13 коробок);
  • 945 винпатронов к ДТ (набитых в 15 дисков.

Трансмиссия состояла:

  • главная передача;
  • КПП автомобильного типа — четыре передачи вперед и одна назад;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
  • 2х однорядных бортовых редукторов;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;

Ходовая — торсионная. Мелкозвенчатая гусеница 260 мм шириной и шагом трака в сто миллиметров.

Ранние танки Т-60 оборудовали светосигнальной связью между экипажем, но от нее очень позднее отказались. Для борьбы с огнем – 2 тетрахлорных ручных огнетушителя.

ТТХ танков Т-60.

ТТХ танков Т-60
  Т-60

Т-60

усил.брон.

Длина,мм. 4100 4100
Ширина, мм. 2290 2290
Высота, мм. 1750 1750
Колея, мм. 1660 1660
Ширина гученицы, мм. 260 260
Боевая масса,м. 5800 6200
Экипаж, чел. 2 2
Бронирование, корпус. мм/град.
ВЛД 15/65 15/65
ПЛД 20/70 35/70
НЛД 10/15 10/15
Борта 15/90 15/90
ВКЛ 13/76 15/76
НКЛ  13/30  25/30
 Крыша 13/0  15/0
 Днище  6-10/0   6-10/0
 Бронирование,  башня. мм/град.  
 Лоб 20/90  35/90 
 Борта 15/25  25/25 
 Корма 25/25  25/25 
Вооружение

1х20-мм ТНШ обо.1941 г.

1х7,62 ДТ

1х20-мм ТНШ обо.1941 г.
1х7,62 ДТ

ТТХ танков Т-60 (продолжение).

ТТХ танков Т-60 (продолжение)
  Т-60

Т-60

усил.брон.

Боекомплект, шт.

780 снарядов

945 патронов

780 снарядов
945 патронов

Углы наведения

оружия, град.

-7/+25 -7/+25
Приборы наведения ТМФП ТМФП
Средства связи Флажки Флажки
Двигатель ГАЗ-202 ГАЗ-202
Мощность, л.с 70 70
Максимальная скорость, км/ч.
по бездорожью 25 25
по шоссе 45 45
Запач хода, км.
по бездорожью 285 280
по шоссе 300 300
Преодолеваемый брод, мм. 900 900
Максимальный угол подъема, град.  29 29
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector