Новожилов, игорь васильевич

Исторические оценки

Суждения Новожилов о некоторых исторических событиях и личностях шли вразрез считавшемуся верным и непреложным. Императора Павла I называл самым талантливым, самым выдающимся Государем из династии Романовых. Характеризовал декабристов как врагов России и высоко оценил твердость и мужество императора Николая I, железной рукой подавившего бунт массонов, милосердно ограничившись казнью всего пяти «отпетых негодяев».

Новожилов высоко ценил созидательную деятельность царя Ивана Грозного в становлении и укреплении Русского государства.

Считал Сталина государственным деятелем гигантского масштаба, шельмуемого в коньюктурных политических целях.

Подписал письмо с осуждением политиканства Сахарова в угоду Запада, и квалифицировал того как марионетку, управляемую опытными руками.

Фильмография[8]

  • 1959 — После гудка — совместно с Л. Поповым
  • 1963 — Гром и молния (Фитиль № 17) (мультипликационный) — совместно с А. Бабановским
  • 1974 — Похождения Чичикова — в ф. «Манилов», «Ноздрёв»
  • 1982 — Случай в квадрате 36-80 — совместно с Г. Кошелевым
  • 2002 — О рыбаке и рыбке
  • 2005 — Девочка и крот
  • 1955 — Заколдованный мальчик
  • 1955 — Остров ошибок (реж. Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг)
  • 1955 — Стёпа-моряк
  • 1956 — Миллион в мешке (реж. Дмитрий Бабиченко)
  • 1956 — Старые знакомые
  • 1956 — Шакалёнок и верблюд
  • 1957 — В некотором царстве (реж. Иван Иванов-Вано)
  • 1957 — Верлиока
  • 1957 — Наше солнце
  • 1957 — Опять двойка
  • 1957 — Привет друзьям! (реж. Мстислав Пащенко, Дмитрий Бабиченко, Борис Дёжкин)
  • 1957 — Снежная королева (реж. Лев Атаманов)
  • 1958 — Золотые колосья
  • 1958 — Первая скрипка (реж. Дмитрий Бабиченко)
  • 1959 — Новогоднее путешествие
  • 1959 — После гудка (реж. Вахтанг Бахтадзе)
  • 1960 — Тигр и осёл (реж. Отар Андроникашвили)
  • 1961 — Цуна и Цруцуна

НАШИ ЛЮДИ

Яшкин, Григорий Петрович
Генералы

российский политический и военный деятель, генерал-полковник

Яшечкин, Филипп Васильевич
Генералы

советский государственный, партийный и военный деятель, генерал-лейтенант

Яшвиль, Лев Михайлович
Генералы

генерал от артиллерии , генерал-адъютант

Яшвиль, Владимир Михайлович
Генералы

князь, генерал-майор, участник Русско-турецкой войны, участник дворцового заговора против императора Павла I

Яшвиль, Владимир Владимирович
Генералы

русский офицер, участник Кавказской войны, генерал-майор Свиты, командир Лейб-гвардии Уланского Его Величества полка и Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, командующий 1-й кавалерийской дивизией

Янчевский, Николай Николаевич
Генералы

генерал-хорунжий армии УНР

Янушкевич, Николай Николаевич
Генералы

генерал от инфантерии

Янссенс, Жан Батист
Генералы

генерал Общества Иисуса , двадцать седьмой по счёту глава ордена и девятый после его восстановления в 1814 году

Самолеты Г. В. Новожилова[6]

Производившиеся серийно:

  • Ил-76 — Средний военно-транспортный самолёт. Первый полет в 1971 году. Первый в СССР транспортный военный самолёт с турбореактивными двигателями. Экипаж 6-7 человек. В десантном варианте 140 солдат или 128 парашютистов. Эксплуатируется и серийно производится по настоящее время.
  • Ил-78 — Самолёт-заправщик. Первый полет в 1983 году. Создан на базе Ил-76МД. Экипаж 6 человек. Серийно производится с 1984 года. выпущено 53 самолёта.
  • Ил-80 — Воздушный командный пункт. Первый полет в 1985 году. Создан на базе Ил-86. Производится с 1987 года. Эксплуатируется с 1992 года. Всего выпущено 4 самолёта.
  • Ил-86 — Среднемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полет в 1976 году. Экипаж пять человек. 350 пассажирских кресел. Серийно производился с 1976 по 1997 годы. Эксплуатировался с 1980 по 2011 годы. Всего было изготовлено 106 самолётов.
  • Ил-96 — Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полет в 1988 году. Экипаж 2-3 человека. Полезная нагрузка 300 пассажиров или 40 000 кг груза. Серийное производство с 1988 года. Эксплуатируется с 1993 года. Всего изготовлено 30 самолётов.
  • Ил-103 — Легкий многоцелевой четырёхместный самолёт. Первый полет в 1994 году. Изготовлено 66 экземпляров, из них 23 поставлено в Южную Корею. Самолёт изготавливают на Луховицком авиазаводе. в 1995 году на Брюссельской выставке Ил-103 получил Золотую медаль.
  • Ил-114 — Пассажирский ближнемагистральный самолёт. Первый полет в 1990 году. Экипаж два человека. Полезная нагрузка 64 пассажира или 6 500 кг груза. Эксплуатируется с 2001 года. Выпущено 20 самолётов.

Реализованные «в металле» прототипы:

  • Ил-102 — Экспериментальный тяжелый штурмовик. Первый полет в 1982 году. Экипаж два человека. Испытания и доводка продолжались с 1982 по 1987 годы. Несмотря на хорошие летные качества в серию Ил-102 запущен не был.
  • Ил-112 — Легкий военно-транспортный самолёт. Первый полет март 2019 года. Экипаж два человека. Проектировался для замены устаревших самолётов типа Ан-26.

Нереализованные:

  • Ил-90 — Проект дальнемагистрального пассажирского самолёта. Проект был одобрен, но из-за экономического кризиса в начале 90-х годов так и не был реализован.
  • Ил-106 — Проект тяжелого военно-транспортного самолёта. Самолёт проектировали для возможности транспортировки груза 80 т. на расстояние 5 000 км. Планировалось выпустить первый самолёт в 1995 году, однако в это время в стране не было ни финансовой возможности, ни интереса со стороны ВВС.
  • Ил-108 — Проект административно-служебного самолёта. Рассчитан на перевозку от 9 до 15 пассажиров на расстояние до 6 000 км. Экипаж два пилота и бортпроводник.

Биография

Валентин Валентинович, третий сын в семье статского советника Валентина Александровича Новожилова и его жены Марии Николаевны, родился 18 мая 1910 года в городе Люблин.

Брат Виктор — выдающийся специалист в области статистики, экономики промышленности, оптимального планирования и использования экономико-математических методов в народном хозяйстве — зародил у Валентина интерес к науке.

Валентин Валентинович получил образование вначале в петербургской гимназии Карла Мая, а затем в Ленинградском политехническом институте на физико-механическом факультете ().

Был научным сотрудником ряда НИИ; в том числе ЦНИИ им. Крылова.
С 1945 года — профессор кафедры теории упругости математико-механического факультета Ленинградского государственного университета.

Вошёл в Первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (1956)

Могила Новожилова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Умер 14 июня 1987 года, похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Биография

Родился в 1936 году в Москве. Учился в Московской Художественной средней школе (1949—1953), затем поступил на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм», где учился вместе с такими художниками как Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова и Валентин Караваев. Завершая обучение стажировался в группе сестёр Брумберг (Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг) у режиссёра-мультипликатора Григория Козлова. С 1953 года работал мультипликатором рисованных фильмов на студии «Союзмультфильм», затем в 1959—1961 годах — мультипликатором и художником на студии «Грузия-фильм».

После 1961 года работал в мультипликации эпизодически. Свою известность Геннадий Дмитриевич обрёл в качестве иллюстратора литературных произведений. Как художник, работая по договорам, проиллюстрировал около 250 книг, в том числе произведения Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева, братьев Стругацких (Отель «У Погибшего Альпиниста»). Он стал первым иллюстратором романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», а также первым советским иллюстратором романа Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Также работал с редакциями журналов «Смена», «Юность», «Огонёк», «Искатель» и многими другими.

Геннадий Дмитриевич выступал как писатель-прозаик. Он является автором более 30 публикаций в журналах «Новый мир», «Огонёк», «Советский экран» и других. Писал художественную прозу. Художник-постановщик ряда игровых фильмов.

Являлся членом Союза журналистов Москвы, член Московского объединенного комитета художников-графиков.

В 2007 году был удостоен премии Союза Журналистов Москвы, за серию портретов для исторической рубрики «Издалека» в журнале «Смена» и за иллюстрирование книг известных российских писателей, став первым художником, получившим эту премию.

Геннадий Дмитриевич Новожилов скончался 13 октября 2007 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Он был женат на художнице Аиде Новожиловой.

В 2008 году прошла первая персональная ретроспективная выставка художника.

Научная и педагогическая деятельность

Научные достижения

И. В. Новожилов внёс крупный вклад в развитие общей теории гироскопических и навигационных систем. Цикл его работ был связан с исследованием динамики пространственных гироскопических стабилизаторов — силовых и индикаторных. Им были получены выражения для «медленных» составляющих движения, характеризующих систематические уходы гиростабилизатора, в зависимости от параметров механической системы и действующих возмущений; это позволило дать рекомендации по рациональной компоновке гироблоков, позволяющей минимизировать уходы. Он выявил условия устойчивости трёхосных силовых и индикаторных гиростабилизаторов, а также условия устойчивости индикаторного гиростабилизатора в четырёхосном кардановом подвесе. Было исследовано также влияние конечной жёсткости конструкции на величину систематических уходов гироскопа в кардановом подвесе.

Много работал И. В. Новожилов в области фракционного анализа, где разработал методику нормализации уравнений движения механических систем и выделения в них малых параметров, обосновал применение строгих асимптотических методов к задаче построения и развития прецессионной теории гироскопических систем. Он определил условия корректности применения традиционных моделей механических систем: прецессионной теории гироскопов, абсолютно твёрдого тела, связей различного типа. Построил модель качения деформированного колеса, в определённом смысле объединяющую и обобщающую модели Картера, Рокара, Фромма, Келдыша. Разработал методику доопределения систем с разрывными характеристиками и применил её при исследовании механических систем с сухим трением (а также при определении условий существования скользящих режимов в релейной системе управления угловым движением космического аппарата). Построил и обосновал приближённые математические модели динамики полёта самолёта, автопилота, вагона в магнитном подвесе, модели поперечных колебаний вагонов железнодорожного состава, имитационных динамических стендов, модели локомоций различных объектов биомеханики. Совместно с профессором-нефрологом Г. П. Кулаковым и другими сотрудниками больницы имени С. П. Боткина разработал модель массообмена системы «человек — искусственная почка», сыгравшую принципиальную роль в создании теории гемодиализа (её разработка была для И. В. Новожилова во многом и личной задачей).

Медаль Федерации космонавтики России «За заслуги»

В 1977—1978 гг. И. В. Новожилов принимал активное участие в работе Студенческого конструкторского бюро (СКБ) МЭИ над созданием первого студенческого искусственного спутника Земли — радиолюбительского спутника связи (26 октября 1978 года ракета-носитель вывела на орбиту ИСЗ «Космос-1045» и сразу три радиолюбительских спутника; однако сигнал был получен от спутников, созданных в Общественной лаборатории космической техники ДОСААФ) и СКБ «Искра» МАИ, которые после запуска получили соответственно названия «Радио-1» и «Радио-2», а спутник СКБ МЭИ на связь не вышел (не раскрылись антенны и солнечные батареи) и названия не получил). В 2003 году в связи с 25-летием запуска И. В. Новожилов и ряд других сотрудников МЭИ были награждены одной из высших наград Федерации космонавтики России — медалью «За заслуги».

Педагогическая деятельность

Игорь Васильевич Новожилов был прекрасным лектором. Одним из первых применил компьютерные методы в процессе обучения студентов втузов теоретической механике. Его учебное пособие «Типовые расчёты по теоретической механике на базе ЭВМ», написанное в соавторстве с М. Ф. Зацепиным, оказалось настольной книгой многих преподавателей механики в России и за её рубежами.

Был членом Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике, Экспертного совета по математике и механике Высшей аттестационной комиссии РФ, Научно-методического совета по теоретической механике при Министерстве образования и науки Российской Федерации, редколлегий журнала «Известия РАН. Механика твёрдого тела» и Сборника научно-методических статей «Теоретическая механика». Заслуженный профессор Московского университета (2000). Являлся главой крупной механической школы; при его консультациях и руководстве защищены 4 докторские и 18 кандидатских диссертаций.

БИОГРАФИЯ

Генрих Новожилов родился 27 октября 1925 года в Москве в семье военнослужащих. Отец Василий Васильевич (1900—1987), был военным инженером, мать Ираида Ивановна (1901—1979) — военнослужащая.

В Великую Отечественную войну до августа 1942 года был в эвакуации в Пензе, там закончил девять классов. Вернувшись в Москву, работал на кафедре физики Московского авиационного института (МАИ), а с 1943 года — студент самолётостроительного факультета МАИ.

В ОКБ, руководимом С.В. Ильюшиным, начал работать в отделе фюзеляжа с 1948г. Как инженер-конструктор принимал участие в проектировании самолетов Ил-28, Ил-40, Ил-54 и других. Был ведущим инженером при постройке и летных испытаниях бомбардировщика Ил-54.

С 1956 по 1958г.г. избирался секретарем парткома предприятия. В 1958г. Новожилов Г.В. был назначен заместителем главного конструктора по самолету Ил-18 и эксплуатации. С 1964г. – главный конструктор и первый заместитель Генерального конструктора С.В. Ильюшина.

За создание, летные испытания и запуск в серийное производство самолета Ил-62 в 1970г. Новожилов Г.В. был удостоен Ленинской премии.

В июле 1970 года, по рекомендации С.В. Ильюшина, Распоряжением Совета Министров СССР Генеральным конструктором — ответственным руководителем предприятия был назначен его ученик Генрих Васильевич Новожилов. Сам Ильюшин покинул пост по состоянию здоровья.

Начиная с конца 60-х годов, Генрих Васильевич возглавил работу по созданию первого реактивного военно-транспортного самолета Ил-76, занимался разработкой многих его модификаций. Ил-76 стал основным самолетом военно-транспортной авиации.

Под руководством Генерального конструктора были спроектированы, построены, прошли летные испытания и запущены в серийное производство самолеты марки «Ил» нового поколения, имеющие важное значение в развитии народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности. Это первый отечественный широкофюзеляжный среднемагистральный Ил-86 и военная модификация на его основе Ил-80 (летающий командный пункт)

Модифицированный Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями ПС90-76. Качественно новый отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-300, на основе которого создан грузовой Ил-96-400Т

Это первый отечественный широкофюзеляжный среднемагистральный Ил-86 и военная модификация на его основе Ил-80 (летающий командный пункт). Модифицированный Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем и новыми двигателями ПС90-76. Качественно новый отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный Ил-96-300, на основе которого создан грузовой Ил-96-400Т.

В самые трудные годы для нашей авиационной промышленности, поднялся в воздух легкий многоцелевой самолет Ил-103 и был создан опытный самолет Ил-96МО с американскими двигателями и оборудованием.

На базе последнего, в апреле 1997г., из ворот Воронежского завода вышел первый серийный грузовой самолет Ил-96Т. В настоящее время успешно летает пассажирский самолет местных воздушных линий Ил-114-100.

Также следует отметить работы под руководством Г.В. Новожилова по самолетам для правительственных перевозок: Ил-18, Ил-62, Ил-62М и Ил-96ПУ.

С 2006г. – Главный советник Генерального директора – Генерального конструктора Открытого Акционерного Общества «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил») по науке.

В его личном списке научных разработок 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами, научные работы по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях, высокой технологичности в производстве и новые принципы технического обслуживания в эксплуатации.

– Меня часто спрашивают, почему наши самолеты сохраняют марку «Ил». Отвечу: У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. «Ил» — обязывает. Не случайно наши сотрудники говорят: «Мы — ильюшинцы!», – сказал Генрих Новожилов

Генрих Новожилов скончался 28 апреля 2019 года в возрасте 93-х лет, в одной из московских клиник.

Высказывания

<о А. И. Лурье> Наивысшим учёным званием <…> являлось его собственное имя.

Во всяком человеке способности и слабости, удачи и неудачи тесно перевязаны и неотделимы. Сожалеть о допущенных ошибках, если они органично вытекают из свойств личности, бессмысленно

<об использовании δ-функций>Все так делают, а бездельники в это время задают вопросы.

Результатам большей части отечественных экспериментаторов доверять нельзя, виной чему являются «кандидатско-докторские гонки».

Считал, что аббревиатура Всемирного союза научно-технических организаций (ВСНТО) должна произноситься как «всё не то», так как это соответствует сути этой организации.

Был известен в научных кругах как острослов («Нельзя включать в книгу всё, что знаешь, без остатка, так же как нельзя из бутылки выливать всё её содержимое — на дне может быть муть. А ведь ужасно, когда в книге имеется муть»; «N, работая над диссертацией, никак не может закончить. Удивляюсь, как у него появились дети».):

В трудовой — одна запись

ОКБ Ильюшина и был направлен в 1948 году на преддипломную практику студент авиационного института Новожилов. Авиацией Генрих Васильевич бредил с детства: «У нас были свои «звёздные» герои — Чкалов, Громов, Коккинаки, с которых мы брали пример, на которых хотели быть похожими». Естественно, Генрих очень хотел стать лётчиком, но не довелось. В 1939 году он сильно повредил ногу, перенёс несколько операций, и с мечтой о профессии лётчика пришлось расстаться. Но не с авиацией! Когда пришло время выбирать институт, предпочёл авиационный: «Он был ближе моему сердцу и несбывшимся мечтам о лётной работе. Пускай конструктор, но всё равно в авиации». Когда защитил диплом, пригласили на работу. Так что с 1948 года у Новожилова одна запись в трудовой книжке: «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Новожилов особо отметил, что Сергей Владимирович серьёзно и заинтересованно относился к молодым специалистам, доверял им ответственные участки работы, обеспечивал быстрое продвижение по службе, разумеется, если они этого заслуживали. Впрочем, всестороннюю поддержку оказывала новичкам и вся «старая ильюшинская гвардия»: «Приход очередной группы молодых специалистов, несущих новые знания, сочетание их с опытом специалистов с многолетним стажем создавало то, что можно назвать движущей силой конструкторского бюро». В ОКБ в те годы запускали в серийное производство бомбардировщик Ил-28. Новожилова сразу включили в работу. Потом были модификации: Ил-28 — разведчик, Ил-28 — торпедоносец. За несколько лет этих бомбардировщиков было выпущено более 5500 машин. Возникал вопрос: зачем столько в мирное время? И только через 50 лет открылось, что готовился массированный ядерный удар по городам нашей страны. Руководство это знало и соответствующим образом готовилось… Много пришлось Новожилову поработать над пассажирским самолётом с турбовинтовыми двигателями Ил-18, которому он адресовал немало добрых слов: «Ил-18 — это целая эпоха в отечественном самолётостроении. На этой надёжной, комфортабельной машине летали не только простые люди, но и руководители государства. Он был первым самолётом, который по своим техническим и лётным характеристикам успешно конкурировал с зарубежными аналогами и продавался за границу. Из 500-520 произведённых машин около сотни было продано в 16 стран мира, и до сих пор в некоторых государствах находятся в эксплуатации». Примечательна история появления этого самолёта. Как вспоминает Новожилов, Сергей Владимирович предпочитал проводить отпуск в родных вологодских местах, в селе Дилялево. Там охотился, рыбачил. Но однажды слетал на юг, в Сочи. Вернулся и говорит: «Ребятушки, а вот у нас летают командировочные либо богатые люди. Надо сделать, извините, авиацию достоянием советского народа, чтобы билет на самолёт был не намного дороже купейного железнодорожного билета!». К тому времени Новожилов был уже конструктором 1-й категории и ведущим конструктором по лётным испытаниям. Ильюшин неожиданно для него предложил стать его заместителем и возглавить работы по внедрению в эксплуатацию самолёта Ил-18: «Я стал отказываться, боялся, что не справлюсь, но он настоял. Было мне тогда всего 33 года, и огромная ответственность легла на мои плечи». Машине нелегко далась репутация сверхнадёжной. Были катастрофы, титаническая работа по доводке самолёта. Генрих Васильевич работал, как привык, по 12-14 часов. Тот самолёт особо ему дорог, как всякий «трудный ребёнок». Ил-18 он отдал шесть лет. Говорил, что без той производственной школы не было бы и Генерального конструктора Новожилова… В 1964 году Ильюшин назначил Генриха Васильевича Главным конструктором, первым заместителем Генерального конструктора с задачей — поставить «на крыло» дальнемагистральный Ил-62 и организовать его серийное производство. Самолёт в это время находился на стадии заводских испытаний. Пришлось проводить лётные и государственные испытания, запускать самолёт в серийное производство. 15 сентября 1967 года начались пассажирские перевозки — и сразу по международному маршруту Москва — Монреаль, затем летали Москва — Нью-Йорк и т.д. За эту работу в 1970 году Новожилов в составе группы ильюшинцев был удостоен Ленинской премии. Кстати, именно на самолёте Ил-62 появился тот аварийный самописец, который мы называем «чёрным ящиком», хотя корпус имеет ярко-оранжевый цвет. Его записи на магнитную плёнку были достаточно информативны, а корпус защищён. Кто придумал название «чёрный ящик», Новожилов не знал.

Биография

Детство

Игорь Васильевич Новожилов родился 3 декабря 1931 года в семье интеллигентов в рабочем посёлке Песочня Песоченского района Западной области, ныне город Киров — административный центр Кировского района Калужской области.

Дом в Высоковске, в котором жила семья Новожиловых

Детство Игоря Васильевича прошло в подмосковном Высоковске. Родители будущего учёного — Анна Александровна Хренова, учительница местной школы, и Василий Алексеевич Новожилов, последовательно начальник местной ТЭС, директор фабрики ёлочных игрушек, главный механик местного торфпредприятия, председатель колхоза. В октябре 1941 года В. А. Новожилов был призван в действующую армию (служил на Северном флоте в морской пехоте), а его семья при приближении немецких войск эвакуировалась в Курганскую область, где девятилетнему Игорю пришлось — в меру своих сил — исполнять новую для него роль единственного мужчины в семье. На месте эвакуации семья (Игорь, его мать, старшая сестра Римма 1928 года рождения, младшая сестра Людмила 1941 года рождения и бабушка) была определена на постой в село Верхняя Алабуга Звериноголовского района; там Анне Александровне пришлось, за отсутствием ушедших на фронт мужчин-учителей, преподавать в старших классах местной школы и математику, и физику. Помогать матери в освоении — по учебникам — новых дисциплин приходилось Игорю.

Учёба в университете

Здание школы (Высоковск), в которой после войны учился И. В. Новожилов

Из эвакуации семья вернулась в Высоковск, среднюю школу в котором Игорь Новожилов окончил с золотой медалью; после этого он решил продолжить обучение в Москве. При получении документов с ним произошёл курьёзный случай: будучи по национальности карелом, он с удивлением обнаружил в паспорте запись в графе «национальность» — «корей». Сначала он решил поступать в Московский авиационный институт, но там в приёмную комиссию стояла большая очередь; тогда он «за компанию» со своим другом Николаем Парусниковым (который был старше Новожилова на полгода и пытался поступить в вуз уже второй раз) поехал поступать на механико-математический факультет МГУ, куда документы обоих абитуриентов приняли без малейшего промедления. Учёба не давалась легко, однако именно в то время раскрылись разносторонние таланты будущего учёного. Игорь Васильевич увлёкся походами на байдарках и в горы, принимал участие в студенческой самодеятельности, писал стихи, рисовал дружеские шаржи, пейзажи, оформлял стенгазету. Окончил факультет по отделению механики в 1954 году.

Трудовая деятельность

В 1955—1964 гг. работал в приборостроительном НИИ министерства авиационной промышленности. В 1957 году защитил кандидатскую диссертацию (её тема, связанная с навигацией самолётов, входила в план исследований НИИ и была предложена начальником отдела В. Д. Андреевым). И. В. Новожилов также вёл прикладные исследования по гироскопии, по динамике полёта. Был ответственным разработчиком системы угловой стабилизации для аппарата мягкой посадки «Е-6» на лунную поверхность. В 1964—1975 гг. — заведующий лабораторией Института механики МГУ. С 1972 года — доктор физико-математических наук.

С 1975 года работал на энергомашиностроительном факультете МЭИ в должности заведующего кафедрой теоретической механики и руководил ею до 1986 года; читал курс «Теоретическая механика» для студентов энергомашиностроительного факультета. В 1986 году по приглашению академика А. Ю. Ишлинского вернулся на механико-математический факультет МГУ, где занял должность профессора кафедры прикладной механики (с 1993 года она носит название «кафедра прикладной механики и управления»). Читал для студентов мехмата курсы «Теория колебаний» и «Математические модели прикладной механики».

Научная деятельность И. В. Новожилова в 1976 году была отмечена Государственной премией СССР. В 1997 году он по совокупности работ был удостоен премии имени М. В. Ломоносова.

Храм Воскресения Словущего (село Шипулино)

Игорь Васильевич Новожилов скончался 15 января 2006 года в городе Москве. Похоронен на малой родине: на кладбище при Храме Воскресения Словущего в селе Шипулино Городского поселения Высоковск Клинского района Московской области.

Хобби

Известно увлечение В. В. Новожилова живописью. Кроме картин начинающих художников у В. В. были и полотна признанных мастеров. Он с удовольствием рассказывал всевозможные истории из жизни художников, создавая эффект причастности. В то же время сам не мог выполнить простого графического построения (рисунка), которое бы его удовлетворяло. Новожилову (по его словам) предлагали в своё время за 500 рублей приобрести картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». От покупки остановило не ограниченность средств, а отсутствие помещения для размещения картины.

Хорошо владея английским языком, Новожилов перевёл все сонеты Шекспира, иногда, по мнению коллег, превзойдя Маршака.

Научные интересы

Основные труды посвящены теориям упругости и пластичности, расчёту оболочек и прочности корабельных конструкций, теории волновых процессов. В. В. Новожиловым сформулированы теория конечных упругих деформаций и теория пластичности, учитывающая микронапряжения, исследован эффект Сен-Венана в динамике стержней, установлена степень точности формирования основных уравнений теории упругих оболочек и преобразование их к комплексному виду. На основе работ Новожилова и под его руководством созданы практические методы статического и динамического расчёта судов и разработаны нормы прочности.

Обдумывал написание книги «Беседы о механике».

Считал принципиально неправильным переиздание научной литературы с внесёнными исправлениями, поскольку уже в первом издании автору следует тщательно работать над текстом, доказывая «своё право на написание книги»:

Валентин Валентинович — основатель научной школы, носящей его имя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector