Морская мина

Типы мин

Все мины делятся на различные типы, при чем деление на типы возможно как по тактическому назначению, так и по функциональным возможностям и типу крепления.

По тактическому назначению мины бывают противопехотные, противотанковые, противовоздушные (противовертолётные), противодесантные, противолодочные (морские), мины-ловушки.

По типу поражающего действия мины делятся на ударные (поражение непосредственно взрывной волной), осколочные, шрапнельные, термические, кумулятивные.

По принципу срабатывания мины делятся на управляемые и автоматические (неуправляемые). Последние активируются либо по таймеру, либо реагируют на определённые условия.

По способу приведения в действие деление идёт на мины нажимного, вытяжного, таймерного и комбинированного действия, при котором могут быть использованы несколько механизмов одновременно.

По уровню и способам установки мины бывают магнитные, плавающие, подвесные, наземные (свободно лежащие на поверхности земли), скрытые (вмонтированные в земную поверхность или техногенные объекты).

По возможности дезактивации — извлекаемые и неизвлекаемые (необезвреживаемые) мины.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.


На рисунке показана мина LMB, оснащенная взрывным устройством AT-1. Кожух парашютного отсека сдвинут, чтобы показать хвостовую часть мины. Блестящие пластины в хвостовой части мины — это не хвостовое оперение, а труба резонаторов низкочастотного акустического контура. Между ними рым для парашюта. На верхней части корпуса Т-образный бугель для подвески мины к самолету.

Служба остальных дредноутов

Дредноут «Императрица Екатерина Великая» поступил на вооружение осенью 1916 года. Принимал участие в нескольких военных операциях. Однако весной 1918 года было принято решение затопить линкор, чтобы уклониться от его захвата немецкими войсками.

«Император Александр III», в последствии получивший имя «Воля», впервые вышел в море в 1917 году. После подписания Брест-Литовского договора о мире все боевые судна, базировавшиеся в Севастополе, обязаны были вернуться в родную гавань, которую в этот момент контролировала Германия. Это был период, когда внутри России происходили большие перемены – каждый корабль самостоятельно принимал решение о своей дальнейшей судьбе. Ленин дал приказ затопить все судна, чтобы не попасть в подчинение врага. Экипаж «Воли» проголосовал за возвращение в Крым. Спустя некоторое время город заняла Добровольческая армия. Корабль в очередной раз поменял свой флаг и имя. На этот раз он был назван «Генерал Алексеев» и являлся флагманом Белого флота. После многочисленных стычек с красными дредноут начал эвакуацию – сначала в Турцию, затем в Тунис, где он простоял несколько лет. Лишь в 30-х годах судно было переправлено в Брест, где французские конструкторы его внимательно изучили и отдали на разборку.

Четвертый черноморский линейный корабль во второй половине 1916 года спустили на воду. Начавшаяся впоследствии революция и внутренние разногласия новой политической системы не дали возможности достроить судно. При этом его также не забыли переименовать – весной 1917 года он стал «Демократией». Спустя несколько лет недостроенный корабль был отправлен на слом.

Все 4 русских дредноута, предназначенные для патрулирования в Черном море, имели непростую трагическую судьбу. Достроенные боевые единицы сумели проявить свои качества в I мировой войне. По роковому стечению обстоятельств на головном линкоре произошел сильнейший взрыв. Следственная комиссия так и не смогла доподлинно определить причину возникновения пожара. Предполагалось, что это было не случайное возгорание, а намеренный поджег. Череда непростых событий в стране и частая смена руководства не позволила кораблям достойно продолжить службу.

Интересным является тот факт, что турецкие линкоры, слухи о которых и стали причиной строительства российских дредноутов типа «Императрица Мария», так и не были доставлены в Константинополь. Ввиду начала I мировой войны Великобритания разорвала контракт и отказалась поставлять мощные корабли союзнику своего главного врага – Германии.

Мортиры в России

Благодаря Петру Первому Россия в начале 18 века также заняла весомое место среди мирового флота

Так, Петр особое внимание уделял палубной артиллерии, среди которой в обязательном порядке присутствовали медные 3-хпудовые мортиры. Запас снарядов для каждого орудия составлял не менее 500 ядер

Бомбардирские корабли размещали мортиры на закрытой палубе, их количество могло достигать 30 штук.

В начале 20 века мортиры стали заменять более современным вооружением, так как ее использование имело ряд недостатков:

  • Низкая скорость перезарядки;
  • Большой вес снарядов, как следствие – сложность их транспортировки;
  • Ввиду тяжести зарядов быстрая утомляемость обсуживающего персонала.

Со временем мортиры стали заменяться гаубицами – более удобными устройствами. В годы Второй мировой войны мортиры продолжала использовать только Германия. А уже с середины 20 века данное вооружение было снято со всех боевых кораблей мира. Сегодня роль мортиры выполняют гаубицы и минометы.

Уничтожение морских мин

Английские тральщики уничтожают немецкие мины в Северном море, 1914 год

Основные статьи: Тральщик и Боевое траление

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия.
Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.
Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.

Классификация

Малая якорная корабельная гальваноударная мина образца 1943 года.

Мина КПМ (корабельная, контактная, противодесантная).

Донная мина в Музее КДВО (Хабаровск)

Морские мины подразделяются:

  • По типу установки:
    • Якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;
    • Донные — устанавливаются на дне моря;
    • Плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине
    • Всплывающие — установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя
    • Самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.
  • По принципу действия взрывателя:
    • Контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;
      • Гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента
      • Антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок)
    • Неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др.; в том числе неконтактные подразделяются на:
      • Магнитные — реагируют на магнитные поля цели
      • Акустические — реагируют на акустические поля
      • Гидродинамические — реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели
      • Индукционные — реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход)
    • Комбинированные — сочетающие взрыватели разных типов
  • По кратности:
    • Некратные — срабатывают при первом обнаружении цели
    • Кратные — срабатывают после заданного числа обнаружений
  • По управляемости:
    • Неуправляемые
    • Управляемые с берега по проводам; или с проходящего корабля (как правило акустически)
  • По избирательности:
    • Обычные — поражают любые обнаруженные цели
    • Избирательные — способны распознавать и поражать цели заданных характеристик
  • По типу заряда:
    • Обычные — ТНТ или сходные взрывчатые вещества
    • Специальные — ядерный заряд

Морские мины совершенствуются в направлениях увеличения мощности зарядов, создании новых типов неконтактных взрывателей и повышения устойчивости к тралению.

Сухопутные мортиры против боевых кораблей

Сухопутные и палубные экземпляры практически ничем не отличались друг от друга. В Русско-японскую войну во время осады Порт-Артура японские 280-мм мортиры, установленные на бетонных основаниях в горах, для русских кораблей стали полной неожиданностью. Первым затонул броненосец «Полтава». Одиннадцать 200-кг снарядов попали преимущественно в левую часть судна, начался пожар, вскоре корабль сел на мель. В следующие 3 дня мортиры выпустили более 800 снарядов, в результате которых было потоплено еще пять именитых кораблей российского флота. Прототипом японской мортиры стали немецкие гаубицы, сконструированные в конце 19 века.

Использование мортиры при атаке на вражеские судна было вполне обосновано. Оружие было скрыто за мощными заграждениями: крепостью или скалой. В конце 19 начале 20 века дальность полета снаряда достигала 7 км. Точность попадания оставляла желать лучшего, тем не менее даже одна пробоина могла стоить жизни кораблю. Военные стремились попасть не по основной наиболее защищенной палубе, а в места, где бронь не такая прочная.

Советские мины

Советские морские мины были не столь технологичными, но не менее эффективными. В основном использовались модели КБ «Краб» и АГ. «Краб» представлял собой якорную мину. КБ-1 на вооружение принята в 1931 году, в 1940-м – модернизированная КБ-3. Предназначены для массовых минных постановок, всего в распоряжении флота к началу войны было около 8000 единиц. При длине 2 метра и массе свыше тонны устройство вмещало 230 кг взрывчатки.

Мина антенная глубоководная (АГ) применялась для затопления подлодок и судов, а также для затруднения судоходства неприятельского флота. По сути это была модификация КБ с антенными устройствами. При боевой постановке в морской воде между двумя медными антеннами выравнивался электрический потенциал. При касании антенной корпуса подлодки либо судна баланс потенциалов нарушался, что вызывало замыкание электроцепи запала. Одна мина «контролировала» 60 м пространства. Общие характеристики соответствуют модели КБ. Позже медные антенны (требовавшие 30 кг ценного металла) заменили стальными, изделие получило обозначение АГСБ. Немногие знают, как называется морская мина модели АГСБ: антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок.

Что находится внутри морской мины

Переходим к основному вопросу – что же скрывается внутри
этих зловещих и пугающих черных сфер, несущих смерть всему живому в море?

Что интересно, масса взрывчатых веществ в контактных минах
не превышает 150 килограммов. Связано это с тем, что увеличение веса заряда
влечет за собой увеличение массы мины в целом, при этом эффективность ее
повышается совсем незначительно.

Ранние мины были оборудованы взрывателем механического типа,
однако после 1870-х годов их заменили гальваноударным колпаком, который также
именуется «Рог Герца». Такой взрыватель зарекомендовал себя как крайне надежный
и действовал даже спустя несколько лет.

Как только оболочка колпака деформируется из-за контакта с
кораблем, тонкое стекло разрушается и кислота попадает в свинцово-кислотную
батарею, которая до этого момента свободна от электролита. В результате
возникает заряд, влекущий детонацию взрывчатки.

В более ранних моделях мин колбу с кислотой окружала смесь сахара и перхлората калия. При смешении этих веществ возникало пламя, которое переходило на заряд пороха, и таким образом мина детонировала.

Нельзя также не упомянуть о более позднем дополнении к
контактным минам – так называемым антеннам. Они представляли собой медную
проволоку, которая натягивалась при помощи буя в выше мины и соединяла ее с
тросом снизу.

Современные высокотехнологичные мины чаще всего не требуют
физического контакта с кораблем. В их корпусе содержится сложная электроника, а
детонация производится только при определенных условиях, которые учитываются
при тончайшей настройке. О них и других видах этого уникального оружия мы
поговорим в наших следующих материалах.

Начало службы – первые потери

В условиях начавшейся I мировой войны необходимо было как можно скорее обеспечить наличие в Черном море российского дредноута. Все силы были направлены на окончание строительства хотя бы одного судна. Сроки сдвигались по причине задержек с поставками дополнительного оборудования. Несмотря на отставание и мелкие неполадки, линкор «Императрица Мария» поступил в распоряжение командования Черноморского флота.

26 июня 1916 года первая боевая единица дредноутного типа прибыла в Одессу. Спустя 3 дня она вышла в открытое море, где уже находился вражеский линкор «Гебен» и крейсер «Бреслау» – оба немецкой постройки с германским экипажем на борту. Судна были приобретены в собственность Турции, однако руководить ими продолжали из Пруссии. Появление «Императрицы Марии» приостановило планы противника. Теперь они редко покидали Босфорский пролив.

9 июля того же года поступила информация, что «Бреслау» вышел в море. Командующий флотом вице-адмирал Колчак, находящийся на «Императрице Марии», лично руководил операцией. Вместе с эскадрой эсминцев он отправился на перехват. Авиация осуществляла поддержку флота с воздуха – она остановила атаку со стороны вражеской субмарины. Казалось, что у немецко-турецкого судна нет шансов. Однако внезапно разыгравшаяся непогода позволила «Бреслау» уйти от преследования и вернуться в Босфор.

Октябрьским утром 1916 года произошло трагическое событие. Экипаж корабля стал свидетелем пожара в районе ангара со снарядами для пушек главного калибра. Спустя несколько минут прогремел взрыв, убивший большое количество людей и изувечивший часть корабля. После второго взрыва линкор перевернулся и пошел ко дну.

Императрица Екатерина Великая

История появления магнитных мин

Морские мины, как вид не только оборонительного, но и
наступательного оружия, хорошо зарекомендовали себя еще в Первую мировую войну.
Всего за 4 года конфликта стороны установили в водах порядка 200 тысяч
контактных мин.

Особенно ценными морские мины оказались для Британии,
поскольку до их появления и широкого распространения подводный флот Германии
практически безнаказанно мог истреблять грузовые суда, отсекая страну от
поддержки союзников.

Немцы также использовали мины, хоть и не так
широкомасштабно. Однако в скором времени стороны поняли, что, несмотря на всю
эффективность контактных мин, они порой могут сыграть злую шутку и стать причиной
гибели собственных кораблей.

Именно поэтому страны начали разработку более совершенных
морских мин. К концу 1918 года, Британия уже имела прототип магнитной мины. Но
этот период совпал с датой окончания Первой мировой, так что финансирование
специального инженерного отдела было сокращено, а страны Европы совместно
приступили к очистке вод от тысяч мин.

О магнитной угрозе Британии стало известно не сразу. После
начала Второй мировой войны Германия вновь постаралась отрезать страну от
внешнего мира при помощи контактных мин. Это оружие по-прежнему показывало себя
относительно хорошо, однако у англичан имелся эффективный ответ в виде
тральщиков, которые перерезали минные тросы, после чего мины уничтожались.

Они указывали на то, что корпус корабля испытал невероятное
напряжение, которое было вызвано сильным подводным взрывом, произошедшим под
килем. Английские инженеры знали, какое оружие способно сотворить нечто
подобное, однако как обнаружить немецкие магнитные мины и уж тем более как их
обезвредить, не знал никто.

Ситуация прояснилась в ноябре 1939 года, когда один из немецких самолетов «He-59» ночью попытался сбросить мины в Темзу, однако был спугнут зенитным огнем, так что груз опустился не в воду, а погряз в грязевой массе лимана. Утром капитан-лейтенант Джон Оври вместе с командой разобрал мину.

Фактически, той ночью, немцы сами положили на порог англичан
ключи победы над своим новым оружием.

История

Рисунок XIV столетия из трактата Холунцзин с морской миной и её описанием

Предшественница морских мин была впервые описана китайским артиллерийским офицером начального периода империи Мин Цзяо Ю в военном трактате XIV века под названием Холунцзин (en:Huolongjing). Китайские хроники рассказывают также об использовании взрывчатых веществ в XVI веке для борьбы против японских пиратов (вокоу). Морские мины помещались в деревянный ящик, герметизированный с помощью шпатлёвки. Генерал Ци Цзюйгуан сделал несколько таких дрейфующих мин с отложенным подрывом для преследования японских пиратских судов. В трактате Сут Инсина Тяньгун Кайу (‘Использование явлений природы’) 1637 г. описаны морские мины с длинным шнуром, протянутым до скрытой засады, расположенной на берегу. Дёргая за шнур, человек из засады приводил в действие стальной колесцовый замок с кремнём для получения искры и воспламенения взрывателя морской мины.

«Адская машина» на реке Потомак в 1861 г. во время Гражданской войны в США, эскиз Альфреда Вауда

Английская минная тележка времен интервенции

Немецкая контактная мина в австралийских водах в годы Второй мировой войны

Первый проект по применению морских мин на Западе сделал Ральф Раббардс, он представил свои разработки английской королеве Елизавете в 1574. Голландский изобретатель Корнелиус Дреббель, работавший в артиллерийском управлении английского короля Карла I, занимался разработками оружия, в том числе «плавающих хлопушек», которые показали свою непригодность. Оружие этого типа, по-видимому, пытались применить англичане во время осады Ла-Рошели в 1627 году.

Американец Давид Бушнель изобрёл первую практичную морскую мину для применения против Великобритании во время американской войны за независимость. Она представляла собой загерметизированную бочку с порохом, которая плыла в направлении противника, а её ударный замок взрывался при столкновении с судном.

В 1812 году русский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины. В 1854 году, во время неудачной попытки англо-французского флота захватить крепость Кронштадт, несколько британских пароходов были повреждены в результате подводного взрыва российских морских мин. Более 1500 морских мин или «адских машин», разработанных Борисом Якоби, были установлены российскими военно-морскими специалистами в Финском заливе во время Крымской войны. Якоби создал морскую якорную мину, обладавшую собственной плавучестью (за счёт воздушной камеры в её корпусе), гальваноударную мину, ввёл подготовку специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальоновРоссийский императорский флот стал первым в мировой военной истории флотом, применившим морские мины не спорадически, а как элемент спланированной морской стратегии (впоследствии, ВМФ СССР уделял большое значение применению морских мин в военных действиях на море).

По официальным данным ВМФ России, первое успешное применение морской мины состоялось в июне 1855 года на Балтике во время Крымской войны: на минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Западные источники приводят более ранние случаи — 1803 и даже 1776 год; успех их, однако, не подтвержден.

Морские мины широко применялись во время Крымской и русско-японской войн. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров.

Россия не только первой создала морские мины и, применила их, но и добилась конкретных военных результатов. Англичане официально признавали высокоточное применение минных заграждений в русском флоте. А известный немецкий подводник Эрнст Хасхаген писал, что во время Первой мировой войны только мины одной страны — России — представляли реальную опасность.

Многие научные разработки российских изобретателей в области морских мин так и остались нереализованными, прежде всего потому, что сильно опережали технические возможности своей эпохи. Тем не менее, как пишут военные историки, у России в любой ситуации находились высококлассные специалисты в части минного оружия. А морские мины активно использовались как в оборонительных, так и в наступательных целях

История создания

Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.

Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.

Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.

По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB — это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.

Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 — мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, — например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т. д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.


Схема LMB III

Принцип действия магнитной мины

Прежде чем говорить об устройстве магнитной мины, следует
разобраться в том, почему корабли в принципе обладают магнитными свойствами.

Известно, что Земля производит собственное магнитное поле,
которое окружает всю планету. Двигаясь внутри этого геомагнитного поля, металл,
из которого изготавливается корпус корабля, постепенно намагничивается в силу
такого явления как ферромагнетизм.

По этой причине, через время, в относительной близости к
кораблю, происходит небольшое изменение магнитного поля, на которое как раз и
реагирует устройство, расположенное внутри магнитной мины.

Именно этот инклинатор и был ключевым элементом немецкой мины – как только корабль приближался к ней, магнитная стрелка отклонялась и замыкала цепь, что приводило к детонации.

Установка подобных мин производилась с воздуха, что
позволяло располагать их даже в тех местах, которые противник считал полностью
безопасными. Для того же, чтобы мина не сработала во время транспортировки, ее
оборудовали специальным предохранителем.

Соприкосновение с водой запускало внутри мины часовой
механизм, который через несколько минут после приземления подключал к цепи
батарею и она активировалась. Также эти мины были оборудованы особым
механизмом, предназначенным для самоликвидации, срабатывающим в случае попытки
вскрыть корпус.

Здесь также нельзя не упомянуть и о том, что более совершенные магнитные мины дополнительно оборудовались дисковым механизмом, предотвращающим их детонацию. Так установленная мина не срабатывала заданное количество раз, когда рядом с ней проходили корабли, что создавало обманчивое впечатление безопасности.

Кроме того, подобный механизм был полезен для уничтожения
кораблей, идущих в центре конвоя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector