Ми-35
Содержание:
Боевое применение Ми 35
Ещё в марте 2014 года эти армейские вертолёты использовались для воздушного патрулирования приграничной зоны в Крыму. С присоединением Крыма к России каждый год в июне проводятся лётно-тактические учения на авиационном полигоне «Опук», в которых задействованы модернизированные вертолёты Ми 35ПМ совместно с Ми 28Н и Ка 52.
Перед экипажами вертолётов поставили задачу по обнаружению низколетящих и малоскоростных воздушных целей с последующим уничтожением на удалении от 5 км до 500 метров.
Ми 35
Вертолёты Ми 35 российского производства, стоящие на вооружении армии Ирака участвовали в разгроме боевиков ИГИЛ. Воспользовавшись нестабильной обстановкой в провинции Эль-Анбар на границе с Сирией, террористы решили создать там Исламский эмират. Войска Ирака при содействии Ми 35 уничтожили десятки боевиков, среди которых лидеры бандитских формирований.
Ми 35М
Особенности Ми-35
Разработка этой боевой машины началась в 1968 году, а окончательный его облик сформировался лишь в 1973 году. По сути своей, Ми-35 – это экспортный вариант ударного многоцелевого вертолета Ми-24. С конструктивной точки зрения, большим достоинством вертолета явилась унификация многих его узлов с теми, которые использовались в Ми-8 и Ми-14.
Те характеристики, которыми обладает Ми-35, в полной мере оправдывают тот факт, что зачастую его называют «летающей боевой машиной пехоты». Дело в том, что с самого начала экипаж экипировался летными бронешлемами и бронежилетами, в бронированном исполнении были лобовое стекло кабины и сидения экипажа, локальные бронеплиты были установлены на капотах двигателей и на бортах кабины.
Устойчивость вертолета на скоростях, превосходящих 200 км/час, обеспечивается за счет того, что на нем было установлено крыло, имеющее отрицательную стреловидность, равную -12°. Для повышения эффективности путевого управления используется тянущий хвостовой винт. Все это позволило увеличить скорость машины до 300 км/час.
Примечания
- ↑
- ↑ .
- (недоступная ссылка). Дата обращения 7 декабря 2013.
- Журнал «Авиация и время» № 3/1996 год // Вадим Михеев «Винтокрылый штурмовик Миля»
- ↑ (20 марта 2013).
- ↑ Николай Секач. Боевой вертолёт Ми-24. — М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2001. — 66 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94038-012-3.
- (19 сентября 2014).
- . АРМС-ТАСС (4 сентября 2012).
- (недоступная ссылка). Дата обращения 31 августа 2012.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 27 августа 2012.
- International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 181. — ISBN 9781857438352.
- International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 385. — ISBN 9781857438352.
- . РИА Новости (12 апреля 2011).
- International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 416. — ISBN 9781857438352.
- The Military Balance 2020,p.353
- The Military Balance 2018, p.479
- The Military Balance 2018, p.473
- S. W. I. swissinfo.ch, a branch of the Swiss Broadcasting Corporation. . SWI swissinfo.ch. Дата обращения 30 июля 2019.
- Алексей Михайлов. . Известия (12 сентября 2012).
Тактико-технические характеристики Ми-24ВМ (Ми-35М)
Визуальные отличия вертолёта Ми-35М от Ми-35 (Ми-24В)
Источник данных: ОАО «Росвертол», Николай Секач „Боевой вертолёт Ми-24“, ОАО «Климов», АО «Вертолёты России»
- Технические характеристики
- Экипаж: 3
- Пассажировместимость: 8
- Грузоподъёмность: до 1500 и до 2400 кг (в кабине и на внешнем подвесе соответственно)
- Длина: 17,49 м
- Диаметр несущего винта: 17,2 м
- Диаметр рулевого винта: 3,84 м
- Высота: 4,16 м
- Масса пустого: 8360 кг
- Нормальная взлётная масса: 10900 кг
- Максимальная взлётная масса: 11500 кг
- Силовая установка: 2 × ТВаД «Климов» ВК-2500-II
- Мощность:
-
- 1 × 2700 л. с. (чрезвычайный режим) т. к. на ЧР может выйти только один, при отказе второго (условие срабатывания)
- 2 × 2200 л. с. (взлётный режим)
- 2 × 1500 л. с. (крейсерский режим)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Крейсерская скорость: 240-260 км/ч
- Практическая дальность: до 550 км
- Перегоночная дальность: до 1000 км с ПТБ
- Статический потолок: 3150 м
- Динамический потолок: 5100-5400 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (450 снарядов)
- Точки подвески: 4
- Боевая нагрузка: до 1500 кг
-
Варианты вооружения (в зависимости от задачи):
- Противотанковые ракеты: «Штурм-В» или «Атака-М» (до 8 шт.)
- Неуправляемые ракеты: 2 блока Б13Л1 с НАР типа С-13 калибра 122 мм или до 4-х блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм
- Подвесное пушечное вооружение: 2 универсальных пушечных контейнера УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (2 × 250 снарядов)
Конструкция
Летные и боевые характеристики вертолета в значительной мере обеспечиваются за счет той удачной формулы, которая использована в его конструкции. Ми-35 создан в соответствии с классической одновинтовой схемой, имеет пятилопастной трехшарнирный несущий и трехлопастной рулевой винты. Убирающееся шасси состоит из трех стоек, причем передняя опора является управляемой.
Двухместная кабина, предназначенная для экипажа, выполнена по тандемной схеме и расположена в носовой части машины. Отдельная передняя кабина предназначена для стрелка-оператора. Кабина летчика, находящаяся на втором плане, приподнята над передней кабиной на 0,3 м для обеспечения удобства обзора. Бортмеханик размещается на откидном сиденье, установленном в отсеке оборудования, находящемся за кабиной летчика. Обе кабины экипажа герметизированы, имеют систему обогрева и вентиляции. В них поддерживается избыточное давление небольшого уровня, что позволяет исключить попадание зараженного воздуха в боевой обстановке.
Безопасность машины и персонала обеспечивается бронированием с помощью стальных плит:
- кабины экипажа;
- коробки приводов;
- маслобаков двигателей;
- редукторов;
- гидробака;
- кресла летчика, которое имеет откидную бронеспинку и бронезаголовник;
- перегородки между кабинами.
Более того, бронированными являются и лобовые стекла, на которых для обеспечения обзора установлены стеклоочистители.
Центральная часть фюзеляжа включает в себя:
- грузовую кабину, способную принять восемь десантников;
- заднюю конусообразную часть, где находится оборудование и ниши для уборки основных опор шасси.
Чтобы обеспечить стабильную скорость и устойчивость во время поступательного движения, ось несущего винта одновременно наклонена на 4,5° вперед и на 2,5°вправо.
Потери
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
08.09. |
Ботлихский район, Дагестан |
4/4 | Вертолёт врезался в склон горы в 20 километрах от села Ботлих во время сопровождения автоколонны. По предварительному расследованию было выяснено что командование Южного военного округа не имело права задействовать этот вертолёт в боевых задачах, поскольку машина не была проверена в работе в горах так как установленный на ней радар был не до конца отработан в режиме огибания рельефа местности. Кроме того, погибший экипаж не был допущен для полётов в сложных метеоусловиях в гористой местности. | |
28.06. |
ВВС Ирака |
Недалеко от en:Saqlawiyah, Ирак |
?/? | Сбит огнём с земли.. |
03.10. |
ВВС Ирака |
Недалеко от Байджи, Ирак |
2/2 | Сбит огнём с земли.. |
08.07. |
ВКС России |
в районе Пальмиры, Сирия |
2/2 | 8 июля 2016 года боевиками ИГИЛ был сбит российский вертолёт Ми-35М, находившийся под управлением российских лётчиков-инструкторов Ряфагатя Хабибулина и Евгения Долгина. Вертолёт упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии, лётчики погибли. |
03.11. |
ВКС России |
в районе Хувейсиса, Сирия |
0/? | Был повреждён огнём с земли, произвёл вынужденную посадку близ Хувейсиса на востоке провинции Хомс. Во время ремонта добит на земле противотанковой управляемой ракетой, запущенной боевиками ИГИЛ. Экипаж не пострадал. |
04.04. |
ВВС Ирака |
Недалеко от Эль-Кута, Ирак |
0/? | Причиной крушения, по предварительным данным, стала техническая неисправность. |
04.02.2019 |
Сухопутные войска Венесуэлы |
Недалеко от Эль-Пао, штат Кохедес, Венесуэла |
0/5 | Потерпел крушение во время учений по отражению вторжения США. |
07.05. |
ВКС России |
Джанкой, Крым |
1/3 | При выполнении планового учебно-тренировочного полета на аэродроме совершил жесткую посадку. |
Кабина Ми-35.
На переднем плане в кабине вертолета находится стрелок – оператор вооружения. Сзади него располагается летчик, рабочее место которого, для лучшего обзора, приподнято на треть метра над местом стрелка. За летчиком располагается механик. Все отсеки полностью герметизированы, внутри кабин – повышенное давление, препятствующее попаданию некачественного воздуха вовнутрь. Для сохранения комфортных условий во время полета в кабины подается тепло и вентиляция.
При разработке модели позаботились о безопасности, как членов экипажа, так и самой боевой машины. Хотя это понятие в боевых условиях – вещь относительная, но тем не менее. Установленные стальные плиты создали бронированный щит для кабины вертолета, баков ГСМ, гидробака, редукторного узла, приводной коробки. Аналогичная защита установлена между кабиной оператора и летчика, а также между бортмехаником и командиром экипажа. Кресло последнего снабжено стальными откидными защитными листами за спиной и головой. Лобовое панорамное стекло также забронировано.Оборудование вертолета.
Вооружение
Для обеспечения первого пункта – поддержки огнем наземных подразделений, на борту МИ – 35 установлено следующее вооружение
- Ракетная система «Фаланга С» или «Фаланга П».
- «Штурм – В», система с установкой до восьми ракет 9М 114, управляемые, противотанковые.
- Ракеты С – 80 и С – 240 с калибром, соответственно, 80 и 240 мм, неуправляемые.
- Оружие, находящееся в гондоле в подвешенном состоянии. Могут применяться разнообразные типы
- пулеметы 9А – 629, с калибром 12,7 мм
- 9А – 622, 7,62 мм калибра
- Як Б, имеющий скорострельность в 4500 выстрелов в минуту
- Бомбы весом в диапазоне 50 – 500 кг
- Мины.
- Возможна установка высокоточного орудия, для решения специфических задач на поражение.
- Пушка двуствольная ГШЛ 23Л, калибра 23 мм.
Осуществляя контроль с воздуха, вертолет Ми – 35 помимо огневой поддержки пехотный частей, может осуществить высадку десанта в количестве восьми вооруженных солдат в полной амуниции, которые размещаются во время полета в кузове вертолета. Орудийные установки позволяют уничтожить бронированную технику противника, транспорт, находящийся в стоящем или движущемся состоянии, укрепленные зоны, группировки вражеских сил, объекты на водной поверхности, низколетящие воздушные средства. Неспроста, неофициальное название Ми – 35 – летающая боевая машина пехоты.
Помимо разрушительных боевых заданий вертолет может выполнять и гуманные действия: забирать контуженных и раненых бойцов с зоны военных конфликтов и перенаправлять их в госпиталь. В кабине вертолета можно разместить двое носилок с пострадавшими людьми, двух сидячих больных и медицинского работника.Неосновной функцией вертолета может быть транспортировка грузов различного типа в кабине – до полутора тонн, или на подвесном устройстве. Общая грузоподъемность составляет 2,4 тонны.
Особенности армейского вертолёта Ми 35
Первые экспортные поставки Ми 24 пошли за рубеж под обозначением Ми 35, а в 90-е годы на московском заводе им. М.Л. Миля выпустили модернизированную серию по индексом Ми 35М и вариант Ми 35ПМ.
Ми 35
Модернизированный вариант этой машины оснастили новым несущим винтом с лопастями из композитных материалов, на «безуходной» втулке стояли подшипники из эластомера и передовая конструкция автомата перекоса. Хвостовой винт Х-образной формы обладал низким уровнем шума.
Вертолёту укоротили размах крыла, убрали концевые пилоны на консолях, оснастили шасси ударопоглощающей конструкцией и выполнили неубирающимися. Новые подвесные топливные баки увеличенного размера позволяли осуществлять перелёты на большую дальность и более эффективно использовать новые силовые установки ВК-2500 с более мощной тягой.
Существенно улучшилась светотехническое оборудование кабины, обеспечившее полёты в любое время суток с новым высокоточным спутниковым навигационным комплексом с электронными индикаторами.
Стрелково-пушечное и ракетное вооружение вертолёта, на основе комплекса авионики с гиростабилизированной прицельной системой и очками ночного видения разрешает круглосуточное применение систем в сложных метеоусловиях.
Ми 35 крокодил
Характеристики
Летно-технические характеристики
Максимальная скорость
300 км/час
Крейсерская скорость
240 км/час
Нормальная взлетная масса
10 900 кг
Максимальная взлетная масса
11 500 кг
Взлетная масса в перегоночном варианте
12 000 кг
Масса полезной нагрузки
2 400 кг
Масса пустого вертолета
8 354 кг
Потолок статический
3 150м
Потолок динамический
5 400 м
Дальность нормальная
до 550 км
Дальность перегоночная
до 1 000 км
Двигатели
2х 2 200л.с.
Летный состав
2 чел
Основное вооружение
НППУ-23 (несъемная подвижная пушечная установка) с пушкой ГШ-23Л, калибр 23 мм, 450 патронов;
2 УПК-23 (универсальных пушечных контейнера) с пушками ГШ-23Л, калибр 23 мм, 2х250 патронов;
4 блока Б8В20-А с неуправляемыми авиационными ракетами НАР типа С-8, калибр 80 мм, 4х20 шт.;
2 блока Б13Л1 с неуправляемыми авиационными ракетами НАР типа С-13, калибр 122 мм, 2х5 шт.;
управляемые ракеты типа «Штурм» и «Атака», калибр 130 мм, 8 шт.
Дополнительные опции
Комплекс пилотажа, навигации и электронной индикации КНЭИ-24Э
Модернизированный комплекс управляемого ракетного вооружения 9К113К, в состав которого входит обзорно-прицельная система ОПС-24Н на базе гиростабилизированного прибора управления ГОЭС-342ВМИ
Прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24
Съемная пусковая установка АПУ-8\4У на балочный держатель ДБ-3УВ № 4 для размещения до 8 УР типа «Атака» («Штурм»)
Несъемная подвижная пушечная установка НППУ-23
Комплекс средств связи КСС-28Н
Очки ночного видения ОВН-1 «СКОСОК»
Адаптированное к применению очков ночного видения внешнее и внутреннее осветительное и светосигнальное оборудование
Модификации Ми – 35.
Существует несколько вариантов этого многоцелевого боевого вертолета.Ми – 35 М. Посадочное шасси не складывается, что позволяет гасить часть энергии удара при падении. Конструкция располагает укороченными крыльями, снабжена лазерным дальномером, высотные силовые агрегаты «Климов» ВК – 2500.
Ми – 35 П. Имеет аналоговую несущую систему, как на Ми – 24, трехлопастной рулевой винт, стандартные крылья, в качестве орудийной пушечной установки размещена модель ГШ 30 К с используемыми снарядами 30- мм калибра.
Ми – 35 ПН. Используется для вылетов в темное время суток. Имеется соответствующее оборудование: «ночные» очки, устройство наведения «Зарево», позволяющая правильно устанавливать прицел в темное время суток.
Ми – 35 ПМ. В этой модели применяется новый рулевой винт, а материалом для лопастей служит новейшее композиционное сырье.Преимущества.
Детище КБ Миля Ми – 35 в настоящее время пользуется большим спросом на рынке мировом вооружения. Перечислим основные достоинства этой боевой машины.
- Многофункциональность. Позволяет выполнять различные боевые задачи.
- Удобство в эксплуатации. Способен совершать вылеты в любое время суток, время года, при большом температурном разбалансе.
- Отличная маневренность.
- Наличие большой орудийной базы, позволяет вести огонь из различного вида оружия и разным калибром.
- Надежность. Эта модель, впрочем, как и ее предшественники, находились в строю долгое время.
На вооружении
Россия Россия — более 60 Ми-35М, по состоянию на 2018 год
- 344-й цбп и плс АА (Торжок, Тверская область) — 3 Ми-35М
- 487-й отдельный вертолётный полк (Будённовск, Ставропольский край) — 8 Ми-35М
- 55-й отдельный вертолётный полк АА (Кореновск, Краснодарский край) — 16 Ми-35М
- 535-й ОСАП (Ростов-на-Дону, Ростовская область)
- 39-й вертолётный полк (Джанкой, Республика Крым)
Азербайджан Азербайджан — 24 Ми-35М, по состоянию на январь 2016 года
Бразилия Бразилия — 12 Ми-35М3 (местное обозначение: AH-2 Sabre), по состоянию на 2016 года:
2-я эскадрилья 8-й авиационной группы на авиабазе в Порту-Велью.
Венесуэла Венесуэла — 10 Ми-35М2, по состоянию на 2016 год.
Ирак Ирак — 13 Ми-35М, по состоянию на 2018 год. Выполняются текущие поставки 28 единиц Ми-35М по контракту 2013 года
Индонезия Индонезия — 6 Ми-35М,по состоянию на 2016. Выполняются текущие поставки.
Казахстан Казахстан — 4 Ми-35М, по состоянию на 2017 год. Всего заказано 12 вертолетов Ми-35М
Нигерия Нигерия — 2 Ми-35М, по состоянию на 2018 год
Узбекистан Узбекистан — 12 Ми-35М, выполняются текущие поставки, по состоянию на 2018 год.
Пакистан — 4 Ми-35М по состоянию на 2018 год
Мали — 2 Ми-35М по состоянию на 2018 год
Ми-35 характеристики:
-
Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
-
Пассажировместимость: до 8 солдат или 2 носилок с тяжелоранеными и медработник
-
Грузоподъёмность: 2400 кг
-
Длина: н/д
-
Длина фюзеляжа: 17,51 м
-
Диаметр несущего винта: 17,3 м
-
Диаметр рулевого винта: 3,91 м
-
Максимальная ширина фюзеляжа: 1,7 м (6,66 м с пристыкованными консолями крыла)
-
Высота: 3,97 м (с хвостовым винтом)
-
Площадь, ометаемая несущим винтом: м²
-
База шасси: 4,39 м
-
Колея шасси: 3,03 м
-
Масса пустого: 8620 кг
-
Нормальная взлётная масса: 11 200 кг
-
Максимальная взлётная масса: 11 500 кг
-
Масса топлива во внутренних баках: 1500 кг + опционально 1000 кг
-
Объём топливных баков: н/д (+ 4 х 500 л в ПТБ)
-
Силовая установка: 2 × турбовальных «Климов» ТВ3-117ВМА производства «Мотор Сич»
-
Мощность двигателей: 2 × 2200 л. с. (взлётная)
Технические характеристики.
На этом военном вертолете установлены два турбовальных мотора «Климов» ТВЗ — 117 ВМА по 2225 л.с. каждый. Они позволяют создать Ми – 35 следующие показатели.
- Скоростной «потолок» — 340 км/час.
- «Рабочая» скорость – 280 км/час.
- Скоростная максималка – 320 км/час.
- Дальность при перегоне – 1000 км.
- «Рабочая» дальность полета – 450 к.
- Максимальная высота в динамике – 4500 м.
- Статистическая – 1750 м.
- Вес боекомплекта – 1780 кг.
- Допустимый взлетный вес – 11 500 кг.
Большим преимуществом считается следующий показатель: в конструкции боевой машины Ми – 35 задействованы многие унифицированные узлы, применявшиеся в хорошо зарекомендовавших себя моделях Ми – 8 и Ми – 14.