Какую материальную ответственность несут военнослужащие?

ФЗ о материальной ответственности военнослужащих

Рассматриваемая обязанность направлена на то, чтобы сформировать у армейца бережливое отношение к собственности ВЧ. Именно этот тезис можно найти в ФЗ «О статусе военнослужащих», а также в воинском Уставе.

Закон, разъясняющий порядок матотвественности и обеспечивающий её реализацию, называется «О материальной ответственности военнослужащих». Важным моментом этого ФЗ является то, что армейцы должны компенсировать только реальный ущерб, который был причинён имуществу в результате их противоправного поведения.


Закон требует бережного отношения военнослужащих к государственному имуществу и инвентарю, котороые им предоставляется во время службы

Что же такое этот реальный ущерб? Расшифровка этого понятия законодательством сформирована следующим образом:

  1. Повреждения различной степени или уничтожение имущества, закреплённого за ВЧ и находящегося в федеральном владении.
  2. Возникшие расходы на восстановительные мероприятия после повреждений.
  3. Приобретение нового оборудования или элементов имущества в случае невозможности проведения ремонта.
  4. Непредусмотренные расходы, которые несёт ВЧ с целью восстановления испорченного имущества.

Для справки! Под категорию непредусмотренных расходов, согласно ФЗ, отнесены штрафы и различные неустойки, которые возмещались третьим лицам.

Следует отметить, что не весь урон, нанесённый военным лицом, оплачивается им в полной мере. Возможны варианты освобождения от компенсационных выплат. Для этого в ситуации должны быть такие прецеденты:

  • вред причинён вследствие действий, выполняемых по приказу командования;
  • урон является следствием обстоятельств, вызванных непреодолимой силой;
  • ущерб причинен в результате служебного риска, признанного оправданным.

В нормативах наряду с масштабными мерками уронов существует также обязанность беречь личное воинское обмундирование, иметь исправное, готовое к бою оружие.

Объем и порядок применения ответственности армейцев регламентированы такими нормативно-правовыми актами:

  • ФЗ№76 от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих».
  • ФЗ№161 от 12.07.1999 г.«О материальной ответственности военнослужащих».
  • ФЗ№53 от 28.03.1998 «О военной службе и воинской обязанности».
  • Воинским Уставом вооружённых сил.

Все перечисленные нормативы должны одинаково выполняться. Регламент этих документов сводится к тому, что компенсация причинённого вреда должна состояться только в случае получения его в результате реализации служебных действий. При совершении нарушения с ущербом вне исполнения своих непосредственных обязанностей порядок наказания находится в компетенции Гражданского кодекса РФ.

В случае попадания происшествия под компенсирование потери в полном объёме, согласно законодательству, привлечь к матотвественности можно исключительно на основании иска комчасти, поданного в суд.

При определении ответственности как ограниченной средства возмещения удерживаются из заработка военнослужащего. Основанием для таких удержаний служит приказ командира, изданный после соблюдения определённой процедуры, заключающейся в следующем:

  • После фиксации факта возникновения урона воинскому имуществу назначается админрасследование. Целью этого мероприятия является определение оценки денежного взыскания, степени вины и формы причинённого ущерба.
  • По итогам расследования принимается решение, которое отражается в приказе. Решение также может быть в пользу армейца, то есть в результативной части стоит формулировка об отказе в применении мер матотвественности.
  • В случае возникновения необходимости возмещения, описанного в приказе, оформленный документ передаётся виновному лицу для ознакомления и подписания с последующим исполнением. Срок, который отводится на эти действия, ограничен семью днями.

Законодательством предоставлено право военнослужащему оспорить изданный приказ в случае возражений по существу документа. Спор можно решить через вышестоящего руководителя или судебные органы.

Судебная практика

Командир военной части обратился в гарнизонный военный суд с требованием взыскать с бывшего военнослужащего Н. материальный ущерб в сумме 170 000 рублей.

В заявлении истец указал, что ответчик пренебрёг своими должностными обязанностями в отношении проверки готовности к эксплуатации и исправности вверенного ему транспортного средства, в результате чего произошло возгорание.

Суд в удовлетворении данных требований отказал на основании того, что истец не предоставил достаточных доказательств ненадлежащего исполнения военнослужащим Н. своих прямых обязанностей.

Согласно исковому заявлению, рядовой Б. нанёс младшему лейтенанту К. один удар кулаком в живот, повлёкший за собой разрыв печени с обширным кровоизлиянием в брюшную полость, т. е. причинил тяжкий вред здоровью. В результате потерпевший был госпитализирован, затраты на лечение составили 70 000 рублей.

Военный прокурор в исковой требовании просит признать рядового Б. виновным в причинении тяжкого вреда здоровью и взыскать с него компенсацию в размере 70 000 рублей, потраченных на лечение потерпевшего К.

Суд исковые требования удовлетворил, поскольку затраты на лечение младшего лейтенанта К. возникли по причине умышленных действий рядового Б., в чьих действиях содержались признаки умышленного преступления.

Лицо, состоящее на действительной военной службе в качестве призывника, принятого по контракту или мобилизованного из запаса, несёт полную материальную ответственность за причинённый ущерб любой государственной собственности, находящейся на балансе органов военного управления, где проходит несение службы.

Под ответственностью подразумевается возлагаемое обязательство безусловного возмещения в денежном эквиваленте нанесённого ущерба. При этом военный должен компенсировать убыток, не зависимо от того, привлекается ли за совершённое деяние или бездействие к другим видам ответственности, таким как административная, дисциплинарная и уголовная.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности регламентируется Федеральным законом от 12.07.1999 №161-ФЗ и другими подзаконными актами.

Вооружённые Силы представляют собой Государственную организацию Российской Федерации, деятельность которой направлена на физическую защиту территориальной целостности и других интересов РФ за её пределами. Для выполнения поставленных задач данная организация снабжается всеми необходимыми материально-техническими средствами за счёт государственного бюджета.

Согласно законодательству, к таковым относятся все виды:

  • оружия;
  • боеприпасов;
  • топлива;
  • техники;
  • горюче-смазочных материалов;
  • вещевого и продовольственного имущества;
  • здания и сооружения;
  • денежные средства и ценные бумаги;
  • другие виды федеральной собственности, закрепленной за воинской частью.

Соответственно, любые материальные объекты, находящиеся в распоряжении Вооружённых Сил, являются государственной ценностью, для обеспечения сохранности которой, на законодательном уровне был определён порядок установления ответственности военнослужащих за материальную целостность государственного имущества.

161 ФЗ о материальной ответственности военнослужащих с последними изменениями

Бесплатная консультация юриста по телефону:

  • 1 Основные положения 161 ФЗ
  • 2 Какие были внесены изменения?

Материальная ответственность лиц, занятых на службе в рядах военных сил РФ, устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 161.

Основные положения 161 ФЗ

161 ФЗ о материальной ответственности военнослужащих был закреплен в российском законодательстве в июне 1999 года. 22.06 его приняли депутаты Госдумы, а 25.06 он получил одобрение Совета Федерации.

Новая редакция документа на основе N 170-ФЗ вышла 18 июля 2017 г.

Акт формулирует применимость вещественной ответственности в частичном или полном порядке, а также измерение размера ущерба, его стоимостное выражение и процедуру компенсации.

161 ФЗ

  • Гл. 1 (ст. 1 – 3) – свод универсальных принципов действия законодательного акта о материальной ответственности военных служащих. Описание используемых в тексте понятий. Приведение условий, по которым вышеупомянутые граждане подвергаются ответственности за причинение повреждений;
  • Гл. 2 (ст. 4 – 5) – оформление ограниченной и полной ответственности, различие и регламент взыскания;
  • Гл. 3 (ст. 6 – 12) – порядок детерминирования объема ущерба и этапы по его компенсации. Процедура осуществления расследования в административном порядке по факту обнаружения урона. Процедура возмещения в случае, если военнослужащий был разжалован или переведен на другое место службы. Регламент компенсации ущерба, понесенного сторонними лицами. Свод условий, согласно которым размер ущерба может быть уменьшен. Регламент выплат компенсаций;
  • Гл. 4 (ст. 13 – 14) – перечень итогов закона, а также соответствие его положений с основами российской правовой системы. Актуализация ФЗ № 161.

Закон устанавливает, что служащие военных сил РФ, органы милитаристской службы и другие подведомственные структуры обязаны сохранять переданное в эксплуатацию и хранение имущество в надлежащем виде.

Если указанные материальные объекты подверглись урону, причиненному умышленно, виновник обязан возместить их стоимость. Доказать злонамеренность данных действий часто бывает непросто.

Однако закон определяет, что если имущество было повреждено по приказу вышестоящего командующего лица, то компенсация за него не взыскивается.

Действительные потери, определяемые в соответствии с учетной документацией по имуществу воинской части, становятся основой для подсчета выплат стоимости ущерба. В компетенцию государства входит определение цены военного оборудования и снаряжения.

При этом во внимание принимаются такие факторы, как собственная стоимость и степень изношенности. При фактическом нарушении в виде назначения на военную должность кандидата, не подходящего по ключевым параметрам, должностное лицо будет вынуждено выплатить штраф в размере зарплаты данного сотрудника

Это положение определяет глава третья ст. 6 текущего закона.

Ст. десятая ФЗ № 161 устанавливает, что определение масштабов нанесенного урона, а также выявление виновного и степени его участия в причинении ущерба выясняется в ходе административного расследования.

После опубликования официального приказа он будет оштрафован путем удержания процента из зарплаты.

Если соответствующее решение вынесут члены судебной экспертизы либо вышестоящее лицо, в подчинении у которого находится виновный, размер штрафа может быть снижен.

Подробное описание положений закона содержится в его актуальной редакции, которую можно скачать здесь. 

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» был изменен 12 июля 2017 г. Исправленный абзац 3 ст. 5 описывает процедуру привлечения к ответственности в полной мере лиц, причинивших ущерб имуществу по факту противозаконных действий или бездействия.

Вердикт по делу выносит суд. Срок давности за подобные преступления действует в течение 3-х лет. Для лиц, призванных и служащих по контракту, размер выплачиваемого взыскания должен равняться не более чем одному окладу среднемесячной зарплаты.

На лиц, занимающих командующие должности, налагается штраф в размере трех среднемесячных окладов.

Мотивом для компенсации ущерба в полном размере, согласно статье номер 5, служат следующие правонарушения:

  • Кража, осознанные неправомерные действия в отношении имущественного объекта;
  • Его передача под временное пользование;
  • Растрата бюджетных средств без разрешения;
  • Причинение имущественного ущерба, совершенное в неадекватном состоянии по причине использования алкоголя или наркотических средств.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Законодательные документы

Под материальной ответственностью в общем смысле подразумеваются принятые обязательства по возмещению причиненного ущерба. Несмотря на столь простое определение, основные положения материальной ответственности военнослужащих, а также все спорные вопросы о ее наступлении отражает федеральный закон № 161, который был издан в 1999 году. Текстовка, которую содержит данный федеральный закон, достаточно объемная, поэтому во избежание неприятностей рекомендуется каждому, кто подписывает контракт, ознакомиться со своими правами, чтобы не брать на себя лишних обязательств.

Согласно представленному законодательству материальная ответственность военнослужащих имеет место быть только тогда, когда военному или государственному имуществу был причинен ущерб. Кроме этого, необходимо, чтобы указанное имущество состояло на балансе военной части. Значительный объем текста ФЗ обусловлен тем, что подробно рассматриваются такие вопросы, как порядок компенсации нанесенного вреда, определение денежного эквивалента, доказательство вины военного. Оказывается, что определенная категория лиц не могут быть материально ответственными, следовательно, на них не накладываются никакие санкции.

Если быть более точным, то избежать ответственности за ущерб удается не по причине некоего статуса военнослужащего, а по ряду обстоятельств.

  • При выполнении приказа командира военнослужащий руководствуется только положением воинского устава, поэтому если данный приказ напрямую ведет к порче имущества, то подчиненный ответственности нести не может.
  • Причинно-следственная связь заключается в том, что каждому поступку находится логическое объяснение. В том случае, когда солдат осуществил обоснованные действия, которые случайно или намеренно нанесли ущерб имуществу, положение дел может быть рассмотрено специально созданной комиссией, и гражданин освобожден от выплаты компенсации.
  • Военная служба сама по себе связана с постоянным риском. В таких сложных условиях приходится учитывать соответствующий фактор, именно он поможет избежать наказания.
  • Причины, независящие от воли военнослужащего и повлекшие порчу имущества, расцениваются, как форс-мажорные обстоятельства. В данном случае гражданин также может избежать материальной ответственности.

Все материальные ценности, которые вручаются в пользование военнослужащему, имеют общественное значение. Этот факт усугубляет положение виновного, однако, прежде чем вынести окончательное решение о взыскании, комиссия обязательно установит степень повреждения. Нередки случаи, когда гражданин выплачивал только средства, затраченные на ремонт оборудования, без учета его стоимости.

Не стоит обольщаться, так как избежать наказания на практике удается довольно редко. Прежде всего, нужно помнить, что государство не намерено ослаблять материальную базу армии, поэтому предпримет все меры по возмещению убытка. Строгость в подобном подходе объясняется зависимостью обороноспособности государства от состояния материально-технической базы, от финансового обеспечения, от работоспособности оборудования. По общим вопросам законодательства остается добавить еще несколько документов, где определена мера ответственности военнослужащего, это ФЗ «О статусе военнослужащего», закон, устанавливающий порядок несения службы в армии, а также общевойсковой устав.

Ограниченная ответственность

Материальная ответственность военнослужащих бывает двух видов – полная и ограниченная. Они устанавливаются в результате проведения служебного расследования и выявленных по её итогам фактов.

Ограниченная ответственность налагается:

На все категории служащих ВСРФ за убытки, нанесённые по неосторожности, либо без злого умысла. Подобный непредумышленный ущерб подлежит компенсации в сумме, не превышающей денежного довольствия за один месяц плюс послужной выплате.
На все категории служащих, за исключением солдат срочной службы, когда их вине был нанесён финансовый ущерб армейскому подразделению, связанный с наложением на неё штрафных санкций

Сюда относятся штрафы, вызванные выплатой неустойки за простой грузов (железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров, морских и речных судов, автотранспортных средств), предназначенных для воинского подразделения. Штрафные выплаты за завышение данных относительно реальных объёмов выполненных работ. Штрафные санкции за несвоевременное внесение обязательных взносов в государственные фонды. Во всех вышеперечисленных случаях виновники несут максимальную финансовую ответственность в сумме, эквивалентной 2-м месячным окладам и 2-х выплат за выслугу.
На воинский командный состав, вследствие неправомерных распоряжений которых нарушается нормативный режим хранения, эксплуатации, транспортировки военного имущества. Из-за непринятия ими должных мер для сохранности вверенных им материальных ценностей, в результате чего произошла их порча, уничтожение или хищение. В данном случае ответственность виновных должностных лиц устанавливается в размере понесённых государством убытков, но сумма взыскания не может превышать месячного размера финансового довольствия.
На начальствующий состав, допустивший неправомерное увольнение персонала со службы; переводе на другое место без веских причин; назначении на должность, не соответствующую военной специальности. Размер налагаемого в данном случае взыскания не должен превышать 3-х месячных денежных и 3-х послужных выплат.

Договор

Отечественные правоведы не выработали единого мнения о необходимости заключения подобного договора. Дело в том, что ни один правовой акт не предусматривает обязательного заключения данного договора – применительно к случаям полной МО. Все вопросы, возникающие в этой связи, достаточно подробно прописаны в упомянутом ФЗ-161.

С другой стороны, не существует и прямого запрета на заключение договора о МО. Проще говоря, законодатель допускает подобные действия, однако никак не регламентирует процессуальные ограничения и формальные требования к тексту.

Представляется, что оптимальное решение состоит в необходимости заключения договора о МО. Как уже говорилось, несмотря на свой специальный статус, военнослужащие являются гражданами РФ – т.е. они, при отсутствии четко оговоренных ограничений, подчиняются гражданскому законодательству.

Косвенно в пользу данной позиции говорит и текст пункта первого статьи 5 ФЗ-161 – в нем речь идет о сохранности имущества, переданного «под отчет». Этот процесс можно полноценно осуществить лишь при наличии договора, в котором (или в приложении к которому) имеется список вверяемого имущества, исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон.

Кроме того, договор должен содержать:

  • перечень причин (обстоятельств), в связи с которыми заключается договор;
  • способы, посредством которых предполагается возмещение ущерба;
  • требования, касающиеся условий содержания имущества (условия хранения);
  • пункт о проверке наличия и соответствия имущества определенным требованиям (периодичность ревизий, состав комиссий и пр.);
  • особые условия – требования относительно неразглашения сведений, составляющих военную тайну и т.д.

В остальном договор должен соответствовать общим положениям о договорах, отраженных в гражданском (трудовом) законодательстве.

ВАЖНО: текст договора призван конкретизировать положения ФЗ-161 применительно к особенностям отдельного воинского формирования. Излишне упоминать о том, что положения договора, являющегося локальным правоустанавливающим документом, не должны противоречить Закону.. Субъектный состав (стороны договора)

В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой

Субъектный состав (стороны договора). В качестве таковых могут выступать, к примеру: командир подразделения – с одной стороны и военнослужащий, чья должность предполагает хранение имущества (например, начальник склада арттехвооружения, продовольственного склада и т.п.) – с другой.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности также регулируется федеральным (гражданским, трудовым) законодательством РФ.

В заключение еще раз подчеркнем: основной целью института материальной ответственности является возмещение ущерба, причиненного государству.

О других должностях с ответственностью вы можете ознакомиться у нас:продавец, работник кассы, сторож, бухгалтер, водитель, директор, кладовщик, а также завхоз и другие специфические должности.

Как устанавливается материальная ответственность военнослужащих

В отличие от гражданских лиц, для военных предусмотрено два вида юридической ответственности за материально-техническое состояние какого-либо имущества.

Так, если своими действиями или бездействием лицо нанесло ущерб, находясь при исполнении обязанностей, то есть непосредственно на службе в армии, процедура привлечения и взыскания осуществляется на основании Федерального закона о материальной ответственности военнослужащих.

В том же случае, когда солдат, даже принятый по контракту, наносит вред собственности в иное время, например, находясь в увольнительной или на отдыхе, привлечение к ответственности осуществляется на основании общего гражданского законодательства РФ.

Другими словами, солдата привлекают как частное лицо, не имеющее специального статуса военнослужащего. Именно такое различие органам следствия или суда порой бывает непросто установить.

Эта принципиальная разница заключается в том, что процедура определения виновных, величины денежного взыскания и способов возмещения, а также непосредственно судебное разбирательство, проводится в обычном гражданско-правовом поле Российской Федерации.

Если привлекаются лица, которые на момент нанесения ущерба были при исполнении своих обязанностей, то для установления виновных и размера материальной ответственности назначается административное расследование на основании приказа командира (начальника) воинской части, где непосредственно был осуществлён факт нанесения ущерба.

Далее, по результатам этого расследования, определяется степень виновности и размеры компенсации. В том случае, если наличие принесённого убытка и причастность конкретных лиц были установлены другим способом, например, в ходе проведения судебного разбирательства, проверки, ревизии или дознания, приказ о взыскании может быть издан без проведения административного расследования.

Важно! По Федеральному Закону 161 ФЗ о материальной ответственности военнослужащих предусмотрено, что лица, несущие службу в армии, могут быть привлечены к обязанности возместить ущерб в течение трех лет, но начиная со дня обнаружения, а не нанесения убытков.

Если, к примеру, в ходе проведения ревизии было установлено, что имеется какая-либо финансовая или материальная недостача, приказом назначается административное расследование. В том случае, когда установленное виновным лицо по-прежнему находится на военной службе, процедура взыскания проводится согласно изданному приказу. Если военнослужащий уже был уволен или демобилизован, возмещение осуществляется в судебном порядке, независимо от срока давности происшествия, приведшего к материальному ущербу.

Внимание! Административное расследование проводится в месячный период. По решению командира или начальника этот срок может быть увеличен ещё на один месяц

В том случае, если виновное лицо так и не будет установлено, взыскание производиться не может. По истечению трёх лет, даже в случае выявления лица, причастного к нанесению материального убытка, востребование компенсации не может быть осуществлено по причине истечения срока давности.

Если руководством воинской части будет принято решение о взыскании компенсации со служащего вооружённых сил РФ по истечению трёхлетнего периода, такое лицо имеет право обжаловать данное решение в суде.

Главные обязанности военнослужащего

К обязанностям относят:

  • сохранять верность своему народу, своей Родине и преданно услуживать присяге, храбро и смело, избегая жалости к себе, беречь границы своего государства, блюсти воинский устав, претерпевать всякие сложности во время службы;
  • безоговорочно соблюдать конституцию и законы Российской Федерации, выполнять долг — служить Отечеству;
  • неизменно совершенствоваться в своем деле, оттачивать воинские умения;
  • всегда быть готовым применить врученное снаряжение и оборудование, оберегать военную собственность;
  • правдиво, организованно, доблестно выполнять свой долг, без крайностей проявлять предприимчивость;
  • безукоризненно слушаться военачальников (командиров) и охранять их жизни в бою, беречь боевое знамя воинской части;
  • почитать взаимоотношения в воинском коллективе, выручать сослуживцев в беде, почитать индивидуальность и заслуги каждого бойца, не позволять издевательств, когда ситуация касается Вас или товарищей, сдерживаться от безнравственных проступков;
  • исполнять порядок воинской культуры общения, быть вежливым и почтительным по отношению ко всем сослуживцам, независимо от их чина и статуса; следовать правилам приветливости военнослужащих, повсеместно быть в униформе, чистоплотным и опрятным;
  • соблюдать внимательность, жестко хранить тайны: государственные и военные.

Установка убытка

Определение размера понесённого государством ущерба осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. Денежная сумма, подлежащая взысканию, определяется таким образом:

  • С учётом действительных в настоящий момент времени государственных расценок на повреждённое или уничтоженное военное имущество. Оценка производится исходя из данных учётных документов воинской части. Расценки на боевую технику и оборудование устанавливаются уполномоченными госорганами в соответствии с закупочными ценами и расходами прочими сопутствующими расходами.
  • При оценке убытков необходимо учитывать степень эксплуатационного износа имущества, подвергшегося порче или уничтожению. Цена ущерба при этом не должна быть менее стоимости на момент его утилизации или сдачи на переработку.
  • Когда непредусмотренные затраты произошли из-за неправомочных кадровых решений командного состава (увольнений, переводов, назначений служащих), виновник компенсирует их в соответствии с расчётами финансовой части.
  • Затраты на лечение третьих лиц, пострадавших от преступных деяний служащего ВСРФ определяется из полной суммы стоимости медицинских услуг, включая расходы на услуги медперсонала и приобретение медикаментов.
  • Если в причинении вреда снаряжению и техники виновны несколько человек, то доля каждого в общей сумме денежной компенсации устанавливается после произведения внутреннего расследования. По результатам расследования определяется реальная степень вины в произошедшем каждого отдельного лица.
  • При применении к виновникам уничтожения/повреждения собственности армейского подразделения ограниченной ответственности, размер заработной платы устанавливается на момент вынесения постановления о взыскании.

Порядок взыскания денежной суммы

При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:

Командованием воинского подразделения издаётся распоряжение о проведении внутреннего расследования. В нём указывается причина проведения проверки. До ответственных лиц доводится информация о порядке и сроках проведения административного разбирательства. Другой способ инициировать расследование – утверждающая резолюция, поставленная командиром в/ч на рапорте ответственного лица.
Назначить должностное лицо, ответственное за произведение всех необходимых следственных мероприятий. В случае необходимости создаётся комиссия из представителей военной специальности, в сферу деятельности которых входит повреждённое имущество.
Производится подробный анализ ситуации, приведшей к выходу из строя или уничтожению боевой техники и оборудования. Комиссия знакомиться с кругом должностных обязанности подозреваемых лиц, выясняет конкретные обстоятельства происшествия

По результатам расследования определяется конкретный виновник или группа лиц, деятельностью которых был нанесён ущерб.
Устанавливается причины совершения произошедшего нарушения – по неосторожности, по халатности, в ходе предумышленного преступного деяния. По итогам этого выносится постановление о привлечении виновника к полному или частичному возмещению последствий проступка

Если виновных в происшествии несколько, следует установить долю вины каждого из участников.
Производится исчисление понесённого армией ущерба. Если техника или оборудование не подлежат восстановлению, определяется их полная стоимость в соответствии с закупочными расценками. При этом из полученной суммы убирается размер амортизационного износа, определяемый в соответствии с действующими нормами для каждого конкретного объекта материальной базы.
Если повреждённая техника подлежит восстановлению, комиссией устанавливается стоимость ремонтных работ и необходимых для этого запчастей и комплектующих. Расчёт необходимых для этого затрат производится финансовым отделом воинского подразделения с составлением соответствующего отчёта.
При невозможности установить собственными силами точную сумму затрат на ремонт, комиссия вправе привлечь к своей работе экспертов. На основании их выводов о характере повреждений, целесообразности и трудоёмкости ремонтных работ, членами комиссии определяется полная сумма затрат.
При выявлении в ходе расследования признаков уголовного преступления, председатель комиссии или ответственное лицо должно незамедлительно уведомить об этом командира части.
Уполномоченные лица берут письменные показания у подозреваемых и свидетелей относительно обстоятельств произошедшего.
По результатам произведённой проверки членами комиссии составляется рапорт на имя командования, к которому прилагается вся необходимая пояснительная документация. Это акты технического обследования, объяснительные записки от фигурантов дела, рапорты должностных лиц, отчёты о проведении эксплуатационных действий с техникой.

В составленном рапорте члены комиссии должны указать:

  • Характеристики произведённого виновниками происшествия деяния – ненадлежащее выполнение обязанностей, непредумышленная порча, преступный умысел. По итогам этого определяется вид материальной ответственности военнослужащего, либо он полностью освобождается от возмещения финансовых потерь.
  • Подробное описание всех обстоятельств разбираемого происшествия, с указанием задействованных в нём лиц.
  • Перечень законодательных актов и армейских уставов, которые были нарушены виновными лицами.

После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.

Материальная ответственность военнослужащих

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-72-91 (Москва, Московская обл.)
+7 (812) 565-34-08 (СПб, Ленинградская обл.)
8 (800) 350 84 13 доб. 239 (Федеральный номер)

Консультация бесплатна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector