Крылатая ракета bgm-109 tomahawk: история, устройство и ттх

Носители (По состоянию на 2008 год)

  • 31 АПЛ типа «Лос-Анджелес», до 12 КР;
  • 4 АПЛ типа «Огайо», по 154 КР;
  • 3 АПЛ типа «Сивулф», до 50 КР;
  • 3 АПЛ типа «Вирджиния», до 12 КР;
  • Британская ударная АПЛ «Астьют» (2007, первая из четырех этого класса), водоизмещение 7200/7800 тонн, срок службы ~ 30 лет, 6 торпедных установок, 38 КР;
  • 54 эсминца класса «Арли Бёрк» (англ. «Arleigh Burke» в строю и ещё 8 строятся на верфях Брансуика и Паскагулы, вооружение 90/96 КР (в зависимости от серии корабля);
  • 22 ракетных крейсера класса «Ticonderoga», в типовом варианте — 26 КР;
  • начиная с 2013 года спуск 2 новых эсминцев серии DDG-1000 с 80 ракетами каждый

История создания

В начале своей истории «Томагавки» задумывались как крылатые ракеты с подводным запуском.

1971 год — начало разработки ракет с подводным запуском. Было разработано два варианта крылатых ракет: тяжёлый и лёгкий.

1972 год — после нескольких тестов был выбран лёгкий вариант, для торпедных аппаратов. Несколько предприятий получили контракты на разработку SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile). Именно в этот период ракеты и получили своё прозвище — «Томагавк».

1974 год — отбор наиболее перспективных проектов для демонстрации, их оказалось всего два: BGM-109A от фирмы «Дженерал дайнемикс» и  BGM-110A от фирмы «Лин-Темко-Воут».

1976 год — в этом году начали пробные запуски. Прототип BGM-110A провалил два пуска из двух, в то время как оба пуска прототипа BGM-109A прошли безукоризненно. Нетрудно догадаться, что победителем конкурса стал второй прототип, а работы по первому были прекращены. В этом же году руководство проекта приняло решение о расширении возможности базирования ракет. Были созданы надводные и наземные варианты «Томагавков».

1980 год — проходят испытания AGM-109 (модификация BGM-109A воздушного базирования) и AGM-86B (модификация на основе BGM-109A). Победителем в испытаниях стала AGM-86B, а разработка AGM-109 воздушного базирования была остановлена. Но морская версия AGM-109 продолжала активно развиваться.

1980 год — первое надводное лётное испытание серийной модели ракеты BGM-109A Tomahawk с борта эсминца и подводной лодки. Оба пуска прошли успешно.

1983 год — после нескольких лет дополнительных испытаний и доработок КР Tomahawk прошла контрольные испытания и была принята на вооружение США.

«Tomahawk» – прошлое и настоящее

Всего, за всю историю существования «Томагавков» было разработано 7 разновидностей этих ракет. Часть из них снята со службы еще несколько десятков лет назад. Например, такая участь постигла комплексы, которые запускались с земли.

Что
интересно, в прошлом маршрут первых моделей приходилось прокладывать за неделю
до даты планируемой атаки при помощи воздушного картографирования, сделанного с
самолета. Во время пуска оставалось только надеяться на то, что тактическая
ситуация за это время не изменилась.

Не стоит на месте и техническое развитие данной модели ракеты. Так, в 2016 году Национальная лаборатория Лос-Аламоса представила разработку, позволяющую дополнительно увеличить боевую мощь «Томагавка» за счет несгоревшего топлива.

Также
налаживание производства этих ракет позволило снизить стоимость до 650 тысяч
долларов, вместо 1,5 миллионов в прошлом.

Вкупе с
универсальностью, касающейся выполнения боевых задач, «Томагавк» можно
смело называть одной из самых впечатляющих военных разработок последних лет.

Показательные проблемы

Последний раз американские ракеты «Томагавк» использовались в Сирии в апреле 2017 года: тогда военные США ударили по правительственной базе сирийских войск Шайрат.

После ракетного удара российская сторона выразила сомнения в эффективности удара «Томагавками» по Сирии.

«Озвученные в Пентагоне показатели якобы высокой эффективности массированного ракетного удара по авиабазе Шайрат сделаны для американской публики, а не для профессионалов», — подчёркнули в Минобороны.

  • Здания Пентагона в Вашингтоне
  • Reuters

Военный аналитик и председатель Союза геополитиков Константин Сивков считает, что модернизация ракет «Томагавк» не позволит США обойти по эффективности российские аналоги.

«Они могут попытаться сделать то, что уже сделано у нас, но модернизационный потенциал у «Томагавка» очень невелик. США будут пытаться сделать его сверхзвуковым, обеспечить большую дальность обнаружения цели. Также они будут искать способы внедрить обмен данными между ракетами в полёте, подобно нашим разработкам. Но в массогабаритные характеристики «Томагавка» это не вписать, также это не позволит обойти характеристики российских ракет», — отметил эксперт.

По словам Константина Сивкова, характеристики «Томагавка» уступают российским аналогам. «Американцы создали противокорабельную ракету на базе ракеты «Томагавк». Дальность боя — 550 км, боевая часть — 450 кг. Головка самонаведения этой ракеты имеет небольшую дальность — 20 км, при стрельбе на большие расстояние «Томагавк» вынужден делать «змейку», чтобы найти цель. Обеспечить выбор целей: главной, второстепенной — она практически не может. Ещё одна проблема — что ракета дозвуковая, при режиме поиска цели она идёт на высоте 50 м, что делает её уязвимой для зенитно-огневых средств — комплексов «Волна», «Шторм». А самое главное: обеспечить одновременный подход множества «Томагавков» к цели практически невозможно», — заявил председатель Союза геополитиков.

  • Ракетный крейсер Philippine Sea запускает крылатую ракету «Томагавк»

Сивков подчеркнул, что советские аналоги «Томагавка» превосходят его по ряду характеристик.

Также по теме

Под прицелом «Томагавков»: США стянули корабли и самолёты к сирийской авиабазе Шайрат

Сирийская авиабаза Шайрат находится буквально под прицелом американских вооружённых сил. США стянули к ней корабли, оснащённые…

«Американцы признавали, что «Томагавк» как противокорабельная ракета неэффективна, в отличие от советских ракет. Например, комплекс «Гранит», дальность которого 500 км без «змеек», головка самонаведения берёт цель от 60—70 до 120—150 км, кроме того, там имеется мощнейший бортовой алгоритм по классификации целей. Также ракеты «Оникс» и «Калибр» могут обеспечить коллективную атаку целей, то есть происходит координация ракет в автоматическом режиме, выбор целей: главной цели, второстепенной — и долетают они практически одновременно. Плюс наши ракеты все сверхзвуковые», — подчеркнул эксперт.

Политолог Александр Перенджиев считает, что выделение денег на модернизацию «Томагавков» — не что иное, как «распил бюджета».

«Зачастую, это деньги для обогащения. Очень похоже, что выделение денег на модернизацию ракет «Томагавк» заложено давно. Я думаю, что ракетная атака на Шайрат и выделение транша на модернизацию связаны. Когда нанесли удар по Сирии, речь шла не о химическом оружии, а о том, чтобы создать публичный инцидент для мотивации финансирования модернизации «Томагавков». Речь идёт не столько о модернизации, сколько о распиле бюджета. Там очень много заинтересованных лиц», — заявил эксперт.

Немного об истории ракеты Tomahawk

Любая крылатая ракета (КР) – это, по сути, летающая бомба (кстати, первые образцы этого оружия так и называли), беспилотный летающий аппарат одноразового применения.

Появлением первой серийной крылатой ракеты человечество обязано сумрачному тевтонскому гению: она была запущена в серию во время Второй Мировой войны. «Фау-1» принимала активное участие в боевых действиях — гитлеровцы использовали эти КР для ударов по территории Великобритании.

«Фау-1» была оснащена воздушно-реактивным двигателем, ее боевая часть весила от 750 до 1000 килограмм, а дальность полета достигала от 250 до 400 километров.

Немцы называли «Фау-1» «оружием возмездия», и оно действительно было весьма эффективным. Эта ракета была простой и относительно дешевой (по сравнению с «Фау-2»). Цена одного изделия составляла всего 3,5 тысячи рейхсмарок — примерно 1% от стоимости бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой.

Однако никакое «чудо-оружие» уже не могло спасти гитлеровцев от разгрома. В 1945 году все наработки нацистов в области ракетного оружия попали в руки союзников.

В СССР разработкой крылатых ракет сразу после окончания войны занимался Сергей Павлович Королёв, затем в этом направлении долгие годы работал другой талантливый советский конструктор – Владимир Челомей. После начала ядерной эры все работы в области создания ракетного оружия сразу же приобрели статус стратегических, ибо именно ракеты рассматривались в качестве основного носителя оружия массового поражения.

В 50-е годы в СССР шли разработки межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», имевшей две ступени и предназначенной для доставки ядерных зарядов. Однако работы были остановлены по экономическим соображениям. Кроме того, именно в этот период были достигнуты реальные успехи в области создания баллистических ракет.

В США также была разработана крылатая ракета SM-62 Snark с межконтинентальной дальностью полета, она даже некоторое время находилась на боевом дежурстве, но позже была снята с вооружения. Становилось понятно, что в те времена баллистические ракеты оказались намного более эффективным средством доставки ядерного заряда.

Разработки крылатых ракет в Советском Союзе продолжились, но теперь перед конструкторами ставили несколько иные задачи. Советские генералы считали, что подобное оружие – прекрасное средство борьбы против кораблей вероятного противника, особенно беспокоили их американские авианосные ударные группы (АУГ).

В разработку противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы, благодаря чему появились ПКР «Гранит», «Малахит», «Москит» и «Оникс». Сегодня ВС России обладают наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет больше ни у одной армии мира.

109C[ | править вики-текст]

В руководство Военно-морских сил инициировало США работы по изучению возможности создания крылатой стратегической ракеты (КР) с подводным запуском. В начальной работ фазе рассматривались два варианта КР:

  • Первый предусматривал вариант разработку тяжелой КР с подводным стартом и дальностью большой полета — до 3000 морских миль (~размещение км) и 5500 ракет на борту пяти и пяти в Аллен установках (дюймов 55 ), снимаемых с вооружения. Тем самым становились ПЛАРБ носителями стратегических крылатых ракет .
  • ПЛАРК вариант предполагал разработку более под КР лёгкой 533-мм (21 дюйм) лодок подводных с дальностью полета до 1500 миль (июня км).

был выбран лёгкий более вариант под торпедные аппараты, а в того ноябре же года промышленности были выданы разработку на контракты SLCMSubmarine-Launched Missile Cruise) — крылатой ракеты подводного базирования.

В 1974 два наиболее перспективных были проекта отобраны для участия в конкурсных пусках демонстрационных, а в проектам фирм «» и присвоены были обозначения ZBGM-109A и ZBGM-соответственно, 110A (префикс «Z» в обозначении является статусным, и в обозначений системе применялся для обозначения находящихся систем «на бумаге», то есть в ранней стадии феврале).

В разработки первая попытка торпедного из пуска аппарата (ТА) прототипа YBGM-110A (обозначении «Y» в префикс) закончилась неудачно из-за неисправности ТА. Вторая также попытка не была успешной, из-за нераскрытия консолей марте. В крыла 1976 года, учитывая два пуска безупречных прототипа YBGM-109A и его рискованную менее конструкцию, ВМС США объявила конкурса победителем по программе SLCM ракету BGM-работы, а 109 по проекту BGM-110 были тот.

В прекращены же период флотское руководство решает, SLCM что должна также встать на вооружение кораблей надводных, поэтому значение акронима SLCM изменёно было на  Sea-Launched Cruise крылатая — Missile ракета морского базирования (КРМБ). испытания Лётные YBGM-109A, включая рельефометрическую коррекции систему ( Terrain Contour продолжались) Matching в течение ряда лет.

В январе , администрация президента программу инициировала названную JCMPJoint Missile Cruise Project — Проект единой крылатой которая), ракеты предписывала и ВМС вести крылатых их разработку ракет на общей технологической базе. В время это, ВВС США разрабатывали крылатую воздушного ракету базирования ( Launched-Air Cruise Missile). Одним из следствий программы реализации JCMP стало то, что дальнейшее получили развитие только один тип ( ракеты системы-86) и AGM коррекции по рельефу местности TERCOM (AN/DPW-23 ракеты BGM-109). одним Ещё следствием, стало прекращение работ по готовой практически к запуску в производство базовой модификации КР 86A-AGM и проведение конкурсных лётных испытаний за основной роль крылатой ракеты воздушного базирования удлинённым между вариантом AGM-86 увеличенной до 2400 км обозначенным, дальности, как ERV ALCMRange Extended Vehicle, позднее стал AGM-AGM) и 86B-109 (модификации YBGM-109A базирования воздушного). После проведённых в период между 1979 и февралём , лётных AGM, испытаний-86B была объявлена победителем разработка, а конкурса AGM-109 ALCM воздушного остановлена базирования.

Морской вариант BGM-109 в время это продолжал развиваться. В марте года первое надводное лётное испытание ракеты серийной BGM-109A Tomahawk, с борта ( ), а в июне того же выполнен года успешный пуск серийного «Томагавка» с лодки подводной ( ) . Стёджен был первый в мире пуск борта КР с стратегической подводной лодки.

Лётные испытания Tomahawk КРМБ продолжались в течение трёх лет, за время это было произведено более 100 как, пусков результат, в марте , объявлено было о достижении ракетой эксплуатационной готовности и выданы были рекомендации к принятию на вооружение.

Первыми этих модификациями ракет, известными как Tomahawk были I, Block BGM-109A TLAM-Nангл Land-Attack Missile — Nuclear) с боевой термоядерной частью и BGM-109B англTomahawk Anti-Ship Missile) с частью боевой в обычном снаряжении. Первоначально, модификации КР различных для типов среды запуска, обозначались цифрового присвоением суффикса, так, индексами BGM-109B-1 и –109A-1 обозначались ракеты надводного запуска, а 109A-BGM-2 и –109B-2 — подводного. Однако, в году цифрового суффикса, для обозначения запуска среды, в качестве первой литеры индекса («B» — множественность обозначавшей сред запуска) стали использоваться для «R» литеры КР надводных кораблей и «U» для КР подводных Стоимость.

лодок одного запуска КР «Томахок» в марте года 2011 составляла около 1, 5 млн долларов Испытания.

Sistemas de lanzamiento

Cada misil se almacena y se lanza desde un contenedor a presión, que lo protege durante el transporte y almacenamiento, y actúa como un tubo de lanzamiento. Estos recipientes son vendidos en lanzadores de tipo caja blindados (ABL), en forma similar al lanzamiento del misil Exocet se encontraban generalmente en los acorazados de la clase Iowa como el USS Iowa, USS New Jersey, USS Missouri y el USS Wisconsin, ahora fuera de servicio. Estos recipientes están actualmente disponibles para el Sistema de lanzamiento vertical (VLS) en otras naves de superficie, Sistemas de Lanzamiento Encapsulado (CLS) en los submarinos clase Los Ángeles y posteriores, y para los tubos lanzatorpedos de submarinos. Todos los buques equipados con los ABL han sido dados de baja.

Los misiles lanzados desde submarinos (llamados UGM-109s), después de ser expulsados por gas presurizado (verticalmente mediante el VLS) o por agua presurizada (horizontalmente a través de los tubos de torpedos), sale del agua y se enciende un cohete de combustible sólido para los primeros segundos de vuelo hasta la transición a la velocidad de crucero.

Seguidamente al alcanzar el vuelo, las alas del misil se despliegan, surgen los dispositivos aerodinámicos y el motor se emplea para el vuelo de crucero. Sobre el agua, el Tomahawk utiliza el guiado inercial o GPS para seguir el curso preestablecido; una vez en tierra, el sistema de guiado de misiles se ayuda de la coincidencia del contorno del terreno (TERCOM). La orientación terminal es proporcionada por el sistema Digital de Correlación de Área de Coincidencia de Escena (DSMAC) o GPS, obteniendo una precisión aproximada de unos 10 metros.

El sistema de armas Tomahawk consta de los misiles, del Centro de Planificación del Teatro de Misiones (TMPC)/ del sistema de Planificación de flotabilidad y/o del sistema de Control de armas del Tomahawk (en barcos de superficie) o el sistema de Control de combate (para submarinos).

Los misiles crucero Tomahawk permiten alcanzar un objetivo enemigo a más de 1.600 kilómetros de distancia, lanzados desde barcos de guerra pesados y submarinos, sin arriesgar las vidas de soldados o pilotos de aviones de combate, permiten ahorrar gastos y evitar la muerte de soldados. También pueden ser lanzados desde aviones bombarderos Boeing B-52 Stratofortress, Rockwell B-1 Lancer y los nuevos bombarderos de diseño Stealth Northrop Grumman B-2 Spirit.

«Гранат» в ответ

Мероприятия по созданию нового поколения стратегических КР в США в начале 70-х не остались незамеченными руководством СССР. Постановлением Совмина от 8 декабря 1976 года было принято решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось разработать морские КР двух типов – малоразмерные дозвуковые, отстреливаемые из торпедных аппаратов (ТА) подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных пусковых установок (ПУ).

Создание дозвуковой КР было поручено свердловскому НПО «Новатор», возглавляемому Львом Люльевым. Разработка КР, являющейся аналогом американского «Томагавка», началась в 1976 году. Параллельно в МКБ «Радуга» стартовали работы над проектом КРВБ Х-55 (РКВ-500), являющейся аналогом американской AGM-86B ALCM. В 1984-м, на год позже американского «Томагавка», ракету 3К10 «Гранат» официально приняли на вооружение.

3М-10 или РК-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения. Оперение трехперьевое, цельноповоротное. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается.

Двухконтурный одновальный турбореактивный двигатель Р-95-300 с кольцевой камерой сгорания, разработанный под руководством главного конструктора Олега Фаворского, расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне. Р-95-300 развивает статическую взлетную тягу 4,0 kN, обладает поперечным размером 315 мм и длиной 850 мм при собственной массе 95 кг. Расход горючего Р-95-300 составляет 0,65 кг/кгс-ч – на уровне и даже чуть лучше своего американского аналога двухконтурного турбореактивного двигателя (ДТРД) Williams F-107 – WR-400 (0,685 кг/кгс-ч).

Р-95-300 создавался с учетом достаточно широкого полетного диапазона, свойственного КР, с возможностью маневра по высоте и скорости. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещенным в хвостовом коке ротора. В полете при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором мощностью 4кВт.

Помимо обычных сортов топлива (авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других) для Р-95-300 разработали специальное синтетическое топливо Т-10 – децилин. Это высококалорийное токсичное соединение, с которым достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы.

Центральную часть ракеты занимает огромный отсек – бак кессонного типа, внутри которого в герметичных проемах размещаются крыло, боевая часть, арматура и ряд других агрегатов. Объем бака – около 1000 литров. Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно конструктивной горизонтали изделия, фиксируясь с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации РК-55 становится асимметричной.

Складным выполнено и хвостовое оперение, все поверхности которого являются рулевыми, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Фюзеляж ракеты полностью цельнометаллический (из сплава АМГ-6).

В конструкции реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. За счет небольшого миделя и чистоты обводов ракета имеет минимальную эффективную площадь рассеяния, что затрудняет ее обнаружение средствами ПВО. В поверхности корпуса нет контрастных щелей и острых кромок, двигатель укрыт фюзеляжем, широко использованы конструкционные и радиопоглощающие материалы. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

Окончание следует…

//

GLCM (Ground-Launched Cruise Missile): BGM-109G Gryphon

As early as 1971 the U.S. Air Force had tentative plans to replace the retired MGM-13 Mace with a
modern GLCM (Ground-Launched Cruise Missile) with TERCOM precision guidance and a small fuel-efficient turbofan engine. The plans
became more firm in 1976, and in January 1977 the USAF was allowed to develop and field a GLCM derivative of the Navy’s BGM-109
Tomahawk SLCM. The first launch of the BGM-109G Gryphon (sometimes spelled Griffin) GLCM from its
mobile TEL (Transporter/Erector/Launcher) occurred in May 1980, and operational testing began in May 1982. The GLCM was
operationally deployed in Europe from 1983 to counter (together with the U.S. Army’s MGM-31C Pershing II)
the Soviet RSD-10 Pioner (SS-20 Saber) mobile IRBM system.

The BGM-109G was very similar to the Navy’s nuclear-armed BGM-109A except that a different W-84 thermonuclear warhead was used.
The Gryphon was launched from a mobile TEL, which could hold four missiles. Like the BGM-109A, it used an INS/TERCOM guidance
system with an accuracy of about 80 m (260 ft) CEP.

Photo: USAF
BGM-109G

In December 1987, the USA and the USSR signed the Intermediate Range Nuclear Forces (INF) Treaty, which abolished all medium-
and intermediate-range nuclear armed missiles. Withdrawal of the GLCM began in 1988 and was completed in May 1991.
A total of about 500 BGM-109G missiles had been built.

Specifications

Note: Data given by several sources show slight variations. Figures given below may therefore be inaccurate!

Data for BGM-109G:

Length 5.56 m (18 ft 3 in) (w/o booster)6.25 m (20 ft 6 in) (incl. booster)
Wingspan 2.62 m (8 ft 7 in)
Diameter 51.8 cm (20.4 in)
Weight 1200 kg (2650 lb) (w/o booster)1470 kg (3250 lb) (incl. booster)
Speed 880 km/h (550 mph)
Range 2500 km (1350 nm)
Propulsion Williams F107-WR-400 turbofan; 2.7 kN (600 lb)
Booster: Atlantic Research MK 106 solid-propellant rocket; 26.7 kN (6000 lb) for 12 s
Warhead W-84 thermonuclear (0.2-150 kT)

Применение BGM-109 Tomahawk

«Томагавк» использовался во всех конфликтах последних десятилетий, в которых принимали участие США. Первым серьезным испытанием для этого оружия стала война в Персидском заливе в 1991 году. За время иракской кампании было выпущено почти 300 КР, подавляющая часть которых успешно выполнила задание.

Позднее КР «Томагавки» использовалис еще в нескольких менее масштабных операциях против Ирака, потом была война в Югославии, вторая иракская кампания (2003 г.), а также операция сил НАТО против Ливии. «Томагавки» применялись и во время конфликта в Афганистане.

В настоящее время ракеты BGM-109 стоят на вооружении ВС США и Великобритании. К этому ракетному комплексу проявляли интерес Голландия и Испания, но сделка так и не состоялась.

MRASM (Medium-Range Air-to-Surface Missile): AGM-109C/H/I/J/K/L

In the late 1970s both the U.S. Navy and the USAF had plans for a tactical air-launched medium-range cruise missile.
By 1978 it had become clear that Navy and Air Force would have to agree on a common missile, and in March 1980 General Dynamics
was awarded a development contract for a MRASM (Medium-Range Air-To-Surface Missile) based on the AGM-109 Tomahawk, which had
lost shortly before against the AGM-86B in the USAF’s ALCM (Air-Launched Cruise Missile) competition.

The MRASM was planned in several different versions for both Navy and USAF. The Air Force variants were very similar in general
arrangement to the BGM-109 SLCM missile family, except that the F107 turbofan engine was replaced by a much cheaper Teledyne CAE
J402-CA-401 turbojet. Due to size and weight restrictions imposed by ammunition elevators on U.S. aircraft carriers and the maximum
safe return weight of the A-6E aircraft, the Navy MRASM variants were significantly shorter and lighter than the USAF MRASMs. The
shorter nose also necessitated the use of a slight sweep-back on the wings.

The initial MRASM version for the Navy was to be the AGM-109C, a conventional land-attack missile similar to the BGM-109C
with a unitary warhead (most probably the TLAM-C’s WDU-25/B).
The AGM-109H was a USAF version also known as TAAM (Tactical Anti-Airfield Missile), and was to carry 28 BLU-106/B BKEP
(Boosted Kinetic-Energy Penetrator) runway-cratering submunitions. The Navy’s AGM-109J was either a low-cost derivative of the
AGM-109C or a variant armed with a submunition dispenser. In any case, the -109J was cancelled very early in the MRASM program.
The AGM-109C/H/J were all planned to use TERCOM/DSMAC guidance like the BGM-109C/D TLAM-C/D missiles.
The designation AGM-109I was unofficially used by the U.S. Navy for a generic MRASM equipped with a low-cost TERCOM system
and an IIR (Imaging Infrared) terminal seeker. This MRASM could serve both as land-attack and anti-ship missile. Planned versions
with an IIR seeker were the USAF’s AGM-109K with a WDU-25/B warhead, and the Navy’s AGM-109L with a WDU-7/B warhead.

Drawing: via Friedman
From left: AGM-109H, AGM-109L

The MRASM program was in trouble almost from the beginning, because the U.S. Navy was not very enthusiastic about it. They
feared to get a very expensive missile, which would not be an ideal fit for their mission requirements. The USAF reportedly
also wanted to kill the joint program, and therefore the whole MRASM effort was cancelled in 1984, without any versions having
been built.

Specifications

Note: Data given by several sources show slight variations. Figures given below may therefore be inaccurate!

Data for AGM-109H/K/L:

  AGM-109H/K AGM-109L
Length 5.84 m (19 ft 2 in) 4.88 m (16 ft)
Wingspan 2.62 m (8 ft 7 in) ?
Diameter 53.1 cm (20.9 in)
Weight 1200 kg (2700 lb) 1000 kg (2200 lb)
Speed Mach 0.7
Range 2500 km (1550 miles) ?
Propulsion Teledyne CAE J402-CA-401 turbojet; 3.0 kN (680 lb)
Warhead AGM-109H: 28 BLU-106/B submunitionsAGM-109K: 450 kg (1000 lb) WDU-25/B blast-fragmentation 295 kg (650 lb) WDU-7/B blast-fragmentation
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector