Список крейсеров

Инцидент на Кронштадтском рейде

1 октября 1896 года на «России» успешно провели швартовные испытания механизмов, а 5 октября крейсер впервые поднял андреевские флаг, вымпел и гюйс. Согласно первому строевому рапорту командира, на корабле было 598 рядовых, 68 унтер-офицеров и 23 офицера.

Выход на кронштадтский рейд проходил при сильном ветре (порывы до 11 баллов). При приближении к месту стоянки на Большом рейде сильным порывом ветра нос крейсера резко бросило в сторону. Остановить снос корабля не удалось, и его всем бортом прижало к отмели. Волнами крейсер начало бить о грунт — пришлось затопить несколько междудонных отсеков, чтобы смягчить удары. Попытки снять корабль с мели с помощью броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и эскадренного броненосца «Сисой Великий» не увенчались успехом — уровень воды заметно упал, и крейсер плотно сел на грунт.

Утром 27 октября к месту аварии прибыл управляющий Морским министерством вице-адмирал П. П. Тыртов, который одобрил решение углубить грунт под левым бортом крейсера, чтобы столкнуть его в вырытый рядом канал. В Петербурге, Либаве, Гельсингфорсе начали готовить землечерпательные и землесосные снаряды. В ночь на 29 октября, пользуясь подъёмом воды, предприняли ещё одну неудачную попытку стащить крейсер с мели на буксире.

30 октября на крейсере поднял флаг контр-адмирал В. П. Мессер, принявший на себя руководство работами. К 11 ноября вдоль левого борта крейсера был сделан ров глубиной 7,5—8,5 м. Одновременно грунт выбирали и из-под правого борта. При каждом подъёме воды броненосцы «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин» пытались стащить крейсер с мели, но 15 ноября эти попытки были прекращены.

Несмотря на приближение зимы, отказался[кто?] от предложения подготовить крейсер к зимовке во льдах и приказал форсировать дноуглубительные работы. Эти работы продолжались и после того, как Балтику сковало льдом — команда крейсера прорубала во льду проходы для землечерпалок. К 4 декабря до 30 м длины крейсера были уже на чистой воде. На льду в 200 м от борта крейсера установили три деревянных ручных шпиля. В 2 часа утра 15 декабря, с очередным подъёмом воды, шпили привели в действие. За ночь «Россия» подвинулась в сторону на 25 м и почти столько же прошла вперёд. Утром начали продвигать крейсер вперёд, постепенно разворачивая в канал на фарватер. Около 2 ч дня стало ясно, что крейсер уже на чистой воде. В 4 ч он отдал якорь в Средней гавани против Николаевского дока.

Первые паровые крейсера[править]

В 1860—1870-х гг появился новый тип кораблей — быстроходные парусно-винтовые рейдеры. Наиболее известным кораблем того времени является корабль флота конфедератов «Алабама», построенный в Англии винтовой военный шлюп. С 1862 по 1864 им было захвачено более 60 судов, потоплен корабль флота США «Гаттерас» (канонерская лодка). 11 июня 1864 года в ходе битвы у французского порта Шербур «Алабама» была потоплена кораблем флота США «Кирсардж».

Тогда же появились первые броненосцы — корабли, защищенные железной бронёй.
Из-за того, что у первых броненосцев была одна орудийная палуба, их классифицировали как броненосные фрегаты, не смотря на то, что они были тактически сильнее деревянных линейных кораблей. К 1870-м гг быстрое развитие судостроения позволило создавать быстроходные броненосные суда, предназначенные для самостоятельного рейдерского плавания и патрулирования. Эти суда переняли у предшественников название — их стали называть броненосными крейсерами, а их ещё более бронированные собратья переняли у деревянных предшественников название «линейный корабль». До 1890-х гг броненосные крейсера обычно обладали помимо парового двигателя ещё и парусами, что позволяло им действовать вдали от своих угольных станций.

В России первыми крейсерами этого типа стали построенные в Архангельске винтовые клипера «Разбойник», «Джигит», «Пластун», «Стрелок», «Опричник» и «Наездник» (1855—1857) и броненосный крейсер «Генерал-адмирал» (1873).

История службы

«Грозный»

«Грозный» после модернизации. 1986 г.

После вступления в строй вошёл в состав Северного флота. Прибыл в Северодвинск с Балтики 6 июля 1962 года. 22 июля 1962 года произвёл в присутствии Н. С. Хрущёва успешный запуск двух ПКР П-35. Осенью 1962 года совершил обратный переход на Балтику, где прошёл второй этап государственных испытаний. 10 августа 1963 года прибыл на постоянное место базирования в Североморск. 25 июля 1965 года принимал участие в морском параде в Ленинграде в честь дня ВМФ, где и был впервые представлен советской общественности.

20 сентября 1966 года прибыл в Севастополь и вошёл в состав Черноморского флота. В этот период неоднократно нёс боевую службу в Средиземном море, посетил ряд зарубежных портов. В 1968 году корабль участвовал в съёмках фильма «Нейтральные воды» (1969)[источник не указан 284 дня], где играл роль крейсера «Горделивый». С 19 июля 1976 года по 25 февраля 1982 года проходил средний ремонт и модернизацию на «Севморзаводе» в Севастополе. Получил новые радиоэлектронное оборудование, также были установлены 4 ЗАК АК-630М. С 11 июня по 15 сентября 1982 года, во время Ливанской войны, в составе соединения кораблей действовал у берегов Сирии, оказывая поддержку сирийским вооружённым силам.

26 декабря 1983 года прибыл в Балтийск и вошёл в состав Балтийского флота. Занимался боевой подготовкой, нёс боевую службу в Средиземном море в 1985−1986 годах, осуществляя слежение за американскими авианосными группами. 1 апреля 1989 года был поставлен на средний ремонт на судоремонтном заводе № 29 в Лиепае. К середине 1990 года работы на крейсере прекратились. Попыткам отбуксировать «Грозный» в Калининград помешали власти Латвии. 9 июля 1991 года крейсер исключили из списков флота. Корабль продолжал стоять у причала завода, где и затонул в марте 1993 года, вследствие расхищения оборудования мародёрами. Позднее был поднят и разделан на металл.

«Адмирал Фокин»

«Адмирал Головко». 1990 г.

После вступления в строй вошёл в состав Тихоокеанского флота, перейдя на место службы летом 1965 года по Северному морскому пути. Нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах. Существенных модернизаций не проходил. 30 июня 1993 года исключён из состава флота и передан на утилизацию.

«Варяг». 1989 г.

«Адмирал Головко»

После вступления в строй вошёл в состав Северного флота. В июне 1967 года, во время боевой службы в Средиземном море, оказывал содействие вооружённым силам Египта. 22 марта 1968 года переведён в состав Черноморского флота. С 4 июня 1982 года по 1 марта 1989 года проходил средний ремонт и модернизацию на «Севморзаводе» в Севастополе. Получил новые радиоэлектронное оборудование, кроме того, были установлены 4 ЗАК АК-630М. Исключён из состава флота в декабре 2002 года. Разобран на металл в Инкермане в -2004 годах.

«Варяг»

Входил в состав Тихоокеанского флота. Нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах. В ходе третьей индо-пакистанской войны группа кораблей тихоокеанского флота СССР, в состав которой входил и «Варяг», под командованием капитана 1-го ранга Андрея Андреевича Пинчука, обеспечила невмешательство кораблей ВМС США в конфликт на стороне Пакистана. В -1981 годах прошёл средний ремонт и модернизацию на «Дальзаводе» во Владивостоке, с частичной заменой радиоэлектроники и установкой 4 ЗАК АК-630М. 19 апреля 1990 года исключён из состава флота и передан на утилизацию.

Современный статус

По словам заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, Министерство обороны РФ разработало программу по восстановлению тяжёлых атомных ракетных крейсеров. На сентябрь 2009 года в боевом составе ВМФ РФ находился один атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», обсуждалась возможность восстановления и модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», а также «Адмирал Лазарев». «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», — сказал Поповкин. По его словам, Министерство обороны РФ считает целесообразным нахождение в составе ВМФ до трёх таких кораблей при том, что один из них будет на Тихоокеанском флоте и два — на Северном. Необходимость использования тяжёлых атомных ракетных крейсеров продиктована задачами дальних походов и учений, пояснил заместитель министра.

По сообщению высокопоставленного представителя Главного штаба ВМФ: «Все находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 будут возвращены до 2020 года в боевой состав военно-морского флота РФ». Работы будут вестись ближайшие пять лет. Затем «Адмирал Нахимов» пойдёт на Северный флот.

В ходе ведущегося ремонта тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2018 год. По неподтвержденным данным, аналогичная модернизация предстоит также и крейсеру «Пётр Великий». Остальные же два крейсера проекта 1144 с высокой вероятностью будут окончательно утилизированы.

Будущее по словам военных

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пройдет ремонт и глубокую модернизацию в 2018—2021 годах, после завершения работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым», решение о модернизации крейсера «Адмирал Лазарев» пока не принято. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ РФ.

«Его ремонт с модернизацией планируется закончить в 2021 году. Таким образом, в 2021 году ВМФ будет иметь два практически новых атомных крейсера, боевая эффективность которых возрастет в полтора-два раза», — рассказал собеседник агентства.

Источник уточнил, что оба корабля останутся на Севере и они войдут в состав Объединенного стратегического командования в Арктике. По его словам, обоим крейсерам поменяют оружие, радиотехническое и радиоэлектронное оборудование, системы жизнеобеспечения, внутренние конструкции, трубопроводы и арматуру. Ядерные реакторы кораблей менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, обязательно будут заменены.

По ряду предположений, высказанных ранее экспертами, крейсера проекта 1144 «Орлан» в ходе модернизации получат на вооружение ударные ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» (последний включает в себя крылатые ракеты для высокоточных ударов по наземным целям), а также новый зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут».

Судьба третьего крейсера проекта 1144 («Адмирала Лазарева»), по словам собеседника агентства, все ещё неизвестна. «Решение о том, будут ли его модернизировать или же отправят на утилизацию, как и головной корабль серии „Адмирал Ушаков“, пока не принято», — заявил он, отметив, что если его все-таки решат сохранить, то после модернизации отправят служить на Тихоокеанский флот.

Крейсер «Адмирал Нахимов» с 1999 года находился в отстое (официально — «на ремонте»). Работы на крейсере начались только осенью 2014 года. Корабль должен быть отремонтирован и модернизирован на северодвинском «Севмаше» в 2015—2018 годах.

Головной корабль серии («Адмирал Ушаков», до 1992 года — «Киров»), находящийся в отстое с 1991 года в связи с серьезными неполадками в силовой установке, в 2016 году будет направлен на утилизацию.

США

Бронепалубные крейсера

  • «Чикаго»
  • «Ньюарк»
  • «Чарльстон»
  • «Балтимор»
  • «Филадельфия»
  • «Сан-Франциско»
  • «Олимпия»
  • Бронепалубные крейсера типа «Цинцинатти»
  1. «Цинцинатти»
  2. «Рэйли»

Бронепалубные крейсера типа «Монтгомери»

  1. «Монтгомери»
  2. «Детройт»
  3. «Марблхэд»

Бронепалубные крейсера типа «Коламбиа»

  1. «Коламбиа»
  2. «Миннеаполис»

Бронепалубные крейсера типа «Нью-Орлеан»

  1. «Нью-Орлеан»
  2. «Олбани»

Бронепалубные крейсера типа «Денвер»

  1. «Денвер»
  2. «Де-Мойн»
  3. «Чаттануга»
  4. «Галвестон»
  5. «Такома»
  6. «Кливленд»

Крейсера типа «Сент-Луис»

  1. «Сент-Луис»
  2. «Милуоки»
  3. «Чарльстон»

Броненосные крейсера

Броненосный крейсер «Калифорния» типа «Пенсильвания».

  • «Мэн»
  • «Нью-Йорк»
  • «Бруклин»
  • Броненосные крейсера типа «Пенсильвания»
  1. «Пенсильвания»
  2. «Колорадо»
  3. «Вест Вирджиния»
  4. «Мэриленд»
  5. «Калифорния»
  6. «Саут Дакота»

Броненосные крейсера типа «Теннесси»

  1. «Теннесси»
  2. «Вашингтон»
  3. «Норт Кэролайн»
  4. «Монтана»

Лёгкие крейсера

Лёгкие крейсера типа «Честер»

  1. «Честер»
  2. «Бирмингем»
  3. «Сэйлем»

Лёгкие крейсера типа «Омаха»

  1. «Омаха»
  2. «Милуоки»
  3. «Цинцинати»
  4. «Рейли»
  5. «Детройт»
  6. «Ричмонд»
  7. «Конкорд»
  8. «Трентон»
  9. «Марблехед»
  10. «Мемфис»

Лёгкие крейсера типа «Бруклин»

  1. «Бруклин»
  2. «Филадельфия»
  3. «Саванна»
  4. «Нэшвилл»
  5. «Финикс»
  6. «Бойсе»
  7. «Гонолулу»
  8. «Сент-Луис»
  9. «Хелена»

Лёгкие крейсера типа «Атланта»

  1. «Атланта»
  2. «Джюно»
  3. «Сан-Диего»
  4. «Сан-Хуан»
  5. «Окленд»
  6. «Рино»
  7. «Флинт»
  8. «Туксон»
  9. «Джюно II»
  10. «Спокан»
  11. «Фресно»

Лёгкие крейсера типа «Кливленд»

  1. «Кливленд»
  2. «Коламбия»
  3. «Монпелье»
  4. «Денвер»
  5. «Амстердам»
  6. «Санта-Фе»
  7. «Таллахасс»
  8. «Бирмингем»
  9. «Мобайл»
  10. «Винсенс»
  11. «Пасадена»
  12. «Спрингфилд»
  13. «Топека»
  14. «Нью Хэвен»
  15. «Хантингтон»
  16. «Дейтон»
  17. «Вилмингтон»
  18. «Билокси»
  19. «Хьюстон»
  20. «Провиденс»
  21. «Манчестер»
  22. CL-84 (отменён)
  23. «Фарго»
  24. «Виксбург»
  25. «Дулут»
  26. CL-88 (отменён)
  27. «Майами»
  28. «Астория»
  29. «Оклахома-Сити»
  30. «Литл-Рок»
  31. «Галвестон»
  32. «Янгстаун»
  33. «Баффало»
  34. «Ньюарк»
  35. «Амстердам»
  36. «Портсмут»
  37. «Уилкс-Барре»
  38. «Атланта»
  39. «Дейтон»

Лёгкие крейсера типа «Фарго»

  1. «Фарго»
  2. «Хантингтон»

Лёгкие крейсера типа «Вустер»

  1. «Вустер»
  2. «Роанок»

Тяжёлые крейсера

Тяжёлые крейсера типа «Пенсакола»

  1. «Пенсакола»
  2. «Солт-Лейк-Сити»

Тяжёлые крейсера типа «Нортхэмптон»

  1. «Нортхэмптон»
  2. «Честер»
  3. «Луисвилл»
  4. «Чикаго»
  5. «Хьюстон»
  6. «Аугуста»

Тяжёлые крейсера типа «Портленд»

  1. «Портленд»
  2. «Индианаполис»

Тяжёлые крейсера типа «Нью-Орлеан»

  1. «Нью-Орлеан»
  2. «Астория»
  3. «Миннеаполис»
  4. «Тускалуза»
  5. «Сан Франциско»
  6. «Куинси»
  7. «Винсенс»
  • «Уичита»
  • Тяжёлые крейсера типа «Балтимор»
  1. «Балтимор»
  2. «Бостон»
  3. «Канберра»
  4. «Квинси»
  5. «Питтсбург»
  6. «Сент-Пол»
  7. «Коламбус»
  8. «Хелена»
  9. «Бремертон»
  10. «Фолл-Ривер»
  11. «Мэкон»
  12. «Толедо»
  13. «Лос-Анджелес»
  14. «Чикаго»

Тяжёлые крейсера типа «Де Мойн»

  1. «Де Мойн»
  2. «Салем»
  3. «Ньюпорт Ньюс»

Ракетные крейсера

Основная статья: Список ракетных крейсеров США

Атомные крейсера США в едином строю.

  • Ракетные крейсера типа «Бостон»
  • Ракетные крейсера типа «Галвестон»
  • Ракетные крейсера типа «Олбани»
  • Ракетный крейсер «Лонг Бич»
  • Ракетные крейсера типа «Леги»
  • Ракетный крейсер «Бейнбридж»
  • Ракетные крейсера типа «Белкнап»
  • Ракетный крейсер «Тракстан»
  • Ракетные крейсера типа «Калифорния»
  • Ракетные крейсера типа «Вирджиния»

    • «Вирджиния»
    • «Техас»
    • «Миссисипи»
    • «Арканзас»
  • Ракетные крейсера типа «Тикондерога»

Ракетный крейсер «Порт Ройял» типа «Тикондерога».

    • Ticonderoga
    • Yorktown
    • Vincennes
    • Valley Forge
    • Thomas S. Gates
    • Bunker Hill
    • Mobile Bay
    • Antietam
    • Leyte Gulf
    • San Jacinto
    • Lake Champlain
    • Philippine Sea
    • Princeton
    • Normandy
    • Monterey
    • Chancellorsville
    • Cowpens
    • Gettysburg
    • Chosin
    • Hué City
    • Shiloh
    • Anzio
    • Vicksburg
    • Lake Erie
    • Cape St. George
    • Vella Gulf
    • Port Royal
  • Ракетные крейсера CG(X)

Фото крейсера Россия

Крейсер «Россия», Портленд 1913 г.

Крейсер «Россия» в Йокогаме

Вид на 203 мм орудие Крейсера «Россия» в каземате

Крейсер «Россия» в Тулоне 1914 г.

Крейсер «Россия» в бухте Золотой Рог

Крейсер «Россия» во время перевооружения 1915-1916 гг.

Крейсер «Россия» на Балтике после РЯВ

Крейсер «Россия» на достройке

Спуск на воду Крейсера «Россия» 30 апреля 1896 г.

Аэростат на крейсере «Россия» для дальнего обнаружения противника

Похожее

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны

Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд — авианосец США

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота

ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Фото американских авианосцев. Подборка

Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»

Акаги — японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли

БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)

«Дельфин» — первая российская подводная лодка

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли

Рональд Рейган — авианосец США

Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

Джордж Буш — авианосец США

АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер

Пересвет — броненосец российского императорского флота

КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков — русский броненосец

Кета — подводная лодка

Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов

Форель — подводная лодка

Тип «Осётр» — подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Конструкция

Стандартное водоизмещение 7170 т, нормальное — 7700 т и полное — 8800 т (фактическое полное водоизмещение «Кирова» 9436, «Ворошилова» — 9550 тонн), наибольшая длина — 191 м, ширина без брони — 17,56, высота борта на миделе — 10,1, осадка при нормальном водоизмещении — 5,27 м. Корпус имел полубачную архитектуру и разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. С 61 по 224 шпангоуты дно было двойным. Конструктивная противоминная защита проектом не предусматривалась.

Вооружение

Вооружение крейсера составляли девять 180-мм орудий Б-1-П в трёх башнях МК-3-180, расположенных в диаметральной плоскости (носовые одна над другой), шесть 100-мм универсальных орудий Б-34БМ в палубных установках, шесть 45-мм зенитных полуавтоматов, четыре 12,7-мм пулемета ДШК, два трёхтрубных торпедных аппарата 39-Ю калибра 533 мм, два гидросамолёта-разведчика КОР-1 с катапультой типа «Хенкель», 164 якорных мины образца 1912 года или 100 якорных мин КБ-1, 2 бомбомёта БМБ-1 с боезапасом в 20 больших и 30 малых глубинных бомб.

Крейсер «Ворошилов»

Во время Великой Отечественной войны было решено усилить зенитное вооружение. 45-мм полуавтоматы были заменены 10-15 37-мм автоматами 70К, число пулемётов ДШК было доведено до 12.

Управление огнём артиллерии ГК осуществлялось системой ПУС «Молния», которая включала центральный автомат стрельбы, визиры центральной наводки, три 6-метровых стереодальномера ДМ-6 (в КДП на фок-мачте) и по одному такому же дальномеру в каждой башне главного калибра.

Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой МПУАЗО «Горизонт», состоявшей из стабилизированных по углу крена постов наводки с 3-метровыми дальномерами типа ДМ-3.

Зенитная артиллерия ближнего боя специальной системы управления огнём не имела. Целеуказание осуществлялось командирами батарей.

Средства обнаружения подводных лодок состояли из шумопеленгаторной станции «Арктур». Радиовооружение системы «Блокада-2» включало 5 передатчиков, 17 приёмников и 2 радиостанции. Маскировку обеспечивали паронефтяная дымоаппаратура ДА-1, химическая — ДА-2 и запас дымовых шашек.

Бронирование

Бортовой броневой пояс шириной 3,4 метра, длиной 121 метр и толщиной 50 мм. Бронирование траверсов, барбетов и палубы — 50 мм; крыша и лоб башен ГК — 70 мм, боковые и задние стенки башен ГК — 50 мм; стенки боевой рубки — 150 мм, крыша боевой рубки — 50 мм; рулевое и румпельное отделения — 30 мм; посты наводки торпедных аппаратов — 14 мм; КДП главного калибра — 8 мм; стабилизированные посты наводки и щиты 100-мм орудий — 7 мм. Броня гомогенная.

Силовая установка

Главная энергетическая установка состояла из двух ГТЗА по 55 000 л. с. (при частоте вращения гребного винта 290 об/мин) с тремя турбинами переднего и двумя турбинами заднего хода каждый и шести водотрубных котлов типа Ярроу-Норман с параметрами пара 325 °C, 23 атм, КПД котлов — 72 %. Электрооборудование корабля работало на постоянном токе напряжением 230 В и снабжалось электроэнергией от четырёх турбогенераторов и двух дизель-генераторов мощностью по 165 кВт каждый. На стоянке турбогенераторы питались паром от двух вспомогательных котлов, помещённых в кормовой надстройке.

Нормальный запас топлива составлял 640 тонн, полный — 1280 тонн мазута.
Скорость хода при водоизмещении 7700 т — 37 узлов, дальность плавания экономическим ходом (18 уз.) — 3000 миль.

Экипаж

Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.

Для того, чтобы уложиться в требования технического задания по водоизмещению пришлось отказаться от кормовой группы артиллерийских постов орудий главного калибра и запасных торпед, уменьшить боезапас 100-мм пушек, облегчить конструкцию фок-мачты. В виде эксперимента кормовую ходовую рубку, ряд второстепенных переборок и выгородок, сходных и вентиляционных шахт выполнили из дюралюминия. Тем не менее, испытания головного корабля выявили 890-тонную перегрузку.

Продать нельзя достроить

После февраля 2014-го передача Украине «Украины» была объявлена постмайданными патриотами «зрадой» и «провокацией Москвы». Почему? Потому что достроить крейсер украинцы так и не смогли, а вот разорить Николаевский судостроительный завод расходами на свое содержание «Украине» вполне удалось. Знаменитая цитата «Если хотите разорить небольшую страну, подарите ей крейсер» оказалась в случае с «Украиной» правдива на все сто.

Уже 17 марта 2014 года глава Николаевской облгосадминистрации Николай Романчук заявил, что недостроенный ракетный крейсер следует немедленно продать. По мнению Романчука, если Украина не смогла изыскать деньги на достройку корабля за 1993—2013 годы, то не сможет профинансировать такие работы и впредь. Меж тем содержание «Украины» обходилось ежемесячно более чем в 6 миллионов гривен.

Примерно тогда же, весной 2014-го, с крейсера втихую стали демонтировать узлы и агрегаты, пригодные для ремонта немногочисленных оставшихся в строю после воссоединения Крыма с Россией вымпелов ВМСУ. Разумеется, что-то из снятого «уходило» за рубеж, а то и в цветмет. 

10 сентября 2015 года стало известно, что Украина планирует выставить на продажу «Украину», лишенную имени «Украина», но, де-факто, таковой оставшейся. Ответом на эти слухи стало появление на сайте президента Украины Петра Порошенко петиции о достройке ракетного крейсера «Украина». Правда, в установленные сроки нужного числа подписей петиция не набрала. 

В довесок к этому, содержание крейсера обобрало предприятие до нитки. На 1 марта 2017 года долги по зарплате на Николаевском судостроительном заводе перевалили за 51 миллион гривен. Своевременно не получили заработную плату 656 человек. Короче, кто-кто, а уж николаевцы точно знали, где в словосочетании «продать нельзя достроить» ставить запятую…

24 марта 2017 года первый заместитель председателя Николаевской областной государственной администрации Вячеслав Бонь сообщил, что президент Украины подписал указ о демилитаризации и продаже многострадального четвертого «Атланта». 

Все? Нет, конечно. Пришел черед писанины. 

Киевское правительство направило запрос об актуальности достройки крейсера концерну «Укроборонпром». Там запрос отфутболили в министерство обороны. 5 декабря 2017 года министерство обороны Украины в ответном письме №220/8483 сообщило, что отказывается от ракетного крейсера «Украина». В качестве обоснования своего решения Минобороны выдвинуло тезис об устаревшем комплексе вооружения корабля.

Это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Противокорабельные дальнобойные «Вулканы», 130-мм артиллерийская спарка, зенитный ракетный комплекс С-300Ф «Форт» — остававшимся к 2017 году в строю вымпелам ВМСУ оставалось лишь мечтать о таком комплексе вооружения! 

В реальности основные причины отказа министерства обороны Украины от надежды достроить «Украину» лежали совсем не плоскости недостатков вооружения крейсера. Просто для ввода крейсера в строй Киеву не хватало утраченных компетенций, российских комплектующих и, конечно, денег. 

Потери и итоги

Броненосный крейсер «Россия» во Владивостоке, после боя в Корейском проливе, август 1904 года.

16 (3) августа 1904 года крейсера «Россия» и «Громобой» вернулись во Владивосток. На крейсерах было убито 5 и ранено 12 офицеров, убито 124 и ранено 347 нижних чинов. На «России» оставалось 3 вполне исправных и 6 частично исправных орудия главного калибра, выведены из строя все надводные торпедные аппараты. Крейсер получил не менее 30-35 попаданий 203 и 152-мм снарядами. Из 32 котлов работоспособными осталось 25, что вызвало потерю мощности машин на 22% и снижение скорости до 14,5 узлов. На «России» было 48 убитых и умерших от ран и 165 раненых. На «Громобое» были выведены из строя 2 орудия главного калибра. Крейсер получил около 30 попаданий. Из экипажа 91 человек был убит или умер от ран и 182 человека было ранено. Повреждения в корпусе крейсеров не требовали ввода кораблей в док.

По официальным данным, IJN Iwate получил 17 попаданий, сильные повреждения и подводную пробоину после чего ему пришлось немедленно войти в док. IJN Izumo получил 20 попаданий, IJN Azuma — 10 попаданий и IJN Tokiwa — 3 попадания. На кораблях Камимуры было 44 убитых и 71 раненый.

Незначительные повреждения японских кораблей объясняются тем, что русские снаряды того времени или вовсе не разрывались или имели слабое фугасное действие. По словам очевидца — пленного моряка с крейсера «Рюрик» часть попавших снарядов в борта японских кораблей проходили насквозь не разрываясь и не нанося повреждений. Напротив японские снаряды обладали сильным фугасным действием и попадая даже в тонкие преграды наносили тяжелые повреждения взрывами, пожарами и осколками.

К тому же японские орудия имели большую дальность стрельбы и были оснащены в отличии от русских оптическими прицелами. В результате всего этого уже во вторую фазу боя японские корабли имели почти двукратное превосходство по стреляющим на борт орудиям. И только благодаря мужеству и высокой доблести русских моряков удалось сохранить два крейсера и с честью выйти из тяжелого боя с превосходящим по силе противником.

Корабль Бортовой залп кг. Расход снарядов Получено попаданий Полученные повреждения Потери экипажа
«Россия» 496 203-мм—189152-мм—56775-мм—372 30-35 Выведены из строя 23 орудия. Получены сильные повреждения корпуса, надстроек и машинно-котельных отделений. 48 убитых165 раненых
«Громобой» 525 203-мм—158152-мм—124075-мм—1050 28-30 Выведены из строя 2 орудия. Получены сильные повреждения корпуса и надстроек. 91 убитый182 ранено
«Рюрик» 560 Н/Д Н/Д Выведены из строя 26 орудий. Получены сильные повреждения корпуса и надстроек. Корабль затоплен. 224 убито287 ранено
IJN Izumo 805 203-мм—225152-мм—108576-мм—910 17-20 Незначительные повреждения корпуса и надстроек. 3 убито16 ранено
IJN Azuma 760 203-мм—276152-мм—44176-мм—342 10-12 Незначительные повреждения корпуса и надстроек. 8 раненых
IJN Tokiwa 805 203-мм—205152-мм—70076-мм—465 3-5 Незначительные повреждения корпуса и надстроек. 3 раненых
IJN Iwate 805 203-мм—222152-мм—57276-мм—610 17-20 Выведены из строя 4 орудия.Серьезные повреждения корпуса и надстроек. Затопление отсеков. 39 убитых37 раненых
IJN Naniwa Н/Д 152-мм—370 1 Н/Д 2 убитых4 раненых
IJN Takachiho Н/Д 152-мм—186 1-3 Незначительные повреждения корпуса и надстроек. 13 раненых
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector