Можно ли гражданский самолет дозаправить в полете?

История вопроса

Все вышеперечисленные преимущества были очевидны еще на заре авиации. Поэтому первые попытки сделать это были предприняты еще до Первой мировой войны. Но из-за несовершенства тогдашней авиационной техники и большой сложности этой операции, дозаправка в воздухе распространения не получила.

Перекачка топлива осуществлялась таким образом: два самолета на небольшой скорости соединялись шлангом, через который из самолета, находящегося выше, топливо перетекало в другую машину под действием силы тяжести. Затем в систему дозаправки стали включать насосы, которые значительно ускорили процесс.

Активно работали в этом направлении немецкие конструкторы во время войны. С помощью дополнительной заправки в воздухе они планировали увеличить дальность полета своих бомбардировщиков, в надежде достичь территории США. Впервые массово применять дозаправку в воздухе начали американцы.

В Советском Союзе эксперименты с дозаправкой в воздухе начались в 30-е годы прошлого века. Был переоборудован самолет-разведчик Р-5. Однако, дальше экспериментов тогда дело не пошло.

Технология заправки в воздухе начала стремительно развиваться в годы холодной войны. Одной из основных ударных сил противоборствующих сторон в будущем глобальном конфликте должны были стать стратегические бомбардировщики – носители ядерного оружия. Эти самолеты несли постоянное дежурство, патрулируя определенные районы и находясь в воздухе непрерывно большое количество времени. Именно для этих машин активно применялась воздушная дозаправка. Основной советский стратегический бомбардировщик Ту-4 без дозаправки не мог достичь территории США – основного противника СССР.

В СССР было создано несколько специализированных самолетов-заправщиков, но к середине 70-х годов все они считались устаревшими. Требовался новый самолет. Его разработкой занялись в ОКБ Ильюшина. У специалистов этого бюро уже были наработки по этой теме. Еще в 1968 году в КБ вели разработку «летающего танкера», но тогда технические характеристики самолета не подошли заказчику.

В начале 80-х годов вопрос о новом самолете-заправщике встал очень остро. На вооружении ВВС СССР находились самолеты Ту-95МС, МиГ-31 и Су-24М, которые можно было заправлять в воздухе. Кроме того, планировалось появление еще одного «стратега» — Ту-160 и новейших самолетов четвертого поколения – Су-27 и МиГ-29. «Потенциальными клиентами» новой машины могли стать несколько тысяч самолетов.

Именно в это время, как нельзя кстати, появилась новая модификация недавно созданного транспортного самолета Ил-76. Ил-76МД обладал высокой МВМ (максимальной взлетной массой), что позволило увеличить объемы топлива, передаваемые при заправке. Новому самолет был присвоен собственный индекс Ил-78, и уже в середине 1983 году первый Ил-78 поднялся в воздух.

Произошло и еще одно событие, которое оказало непосредственное влияние на создание нового самолета-заправщика. В 1983 году в НПО «Звезда» был создан унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), который прекрасно подходил для самолетов-заправщиков и устанавливался на разных типах машин.

До 1991 года успели выпустить 45 заправщиков Ил-78, позднее было сделано еще шесть самолетов для ВВС Индии.

История

В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолёт стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлётной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года (командир корабля — лётчик-испытатель В. С. Белоусов). Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.

Характерным отличием новой разработки от прежних самолетов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлась возможность взаимодействия и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и .


УПАЗ-1

Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. При отдаче топлива «на земле» УПАЗы не используются, вместо них к внутрифюзеляжным бакам подводятся до 4-х топливопроводов, которые выводятся наружу через погрузочный люк. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съёмными, а на борту имеются две грузовые лебёдки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, тельферное, рольганговое и швартовочно-такелажное оборудование.

7 марта 1988 года под управлением В. С. Белоусова совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. Новая машина утратила возможность быстрой конвертации в транспортный самолёт так как для увеличения объёма перевозимого топлива разработчики внесли изменения в конструкцию. Так в грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствует десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн. Так же было усилено крыло, изменено крепление фюзеляжного агрегата заправки с установкой более производительной модификации ПАЗ-1М (производительность перелива топлива до 2900 , в отличие от 2200 л/мин. у УПАЗ-1).

Управление заправкой в воздухе на Ил-78(М) происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки. Одновременно могут дозаправляться в воздухе один «тяжёлый» самолет или одновременно две «лёгкие» машины от подкрыльевых УПАЗов.

  • Ил-78 при взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32—36 тонн.
  • Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32—35 тонн.

При работе с грунтовых ВПП эти числа уменьшаются примерно вдвое.

На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М. Позднее, в 2003—2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию.

25 января 2018 года совершил первый полёт самолёт Ил-78М-90А собранный на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске. На этой модификации отсутствует кормовая кабина оператора заправки, двигатели Д-30КП заменены на , предусмотрена возможность конвертации в военно-транспортный самолет.


Дозаправка двух Mirage 2000 от Ил-78МКИ ВВС Индии


Ил-78М на авиабазе Дягилево

Некоторые факты

  • С 26 февраля по 3 марта 1949 года американский самолёт B-50 совершил первый в мире беспосадочный кругосветный перелет, занявший 94 часа 1 минуту. Это стало возможным благодаря трем дозаправкам в воздухе.
  • Вертолёт H-21C выполнил первый беспосадочный трансконтинентальный перелёт вертолёта через территорию США (Сан-Диего—Вашингтон, 23—24 августа 1957) с применением четырёх дозаправок в воздухе.
  • Американский самолёт-заправщик KC-10, обладающий, помимо дополнительных топливных баков, грузовой кабиной, способен перевозить до 77 т груза.
  • Американский самолёт-разведчик SR-71, имея при полной заправке взлётный вес 77 100 кг (из них масса топлива 46 180 кг), не имел возможности взлетать с подобной нагрузкой. Поэтому сначала самолёт поднимался в воздух с незначительным запасом топлива, затем его дозаправляли в воздухе, после чего летчик мог приступать к выполнению задания. После полной дозаправки самолёт становился примерно вдвое тяжелее.
  • Кроме того, из-за вынужденно больших тепловых зазоров в стыках панелей кессон-баков SR-71 на стоянке тёк. Герметичность баков восстанавливалась за счёт теплового расширения, когда самолёт выходил на сверхзвуковую скорость полета.
  • Northrop Grumman разработала и испытала систему дозаправки беспилотного самолёта X-47 Pegasus.
  • В рамках той же программы ВМФ США UCLASS (англ.)русск., предусматривавшей разработку ударного БПЛА, способного взлетать с авианосца, для которой был разработан X-47, когда её цель была изменена на разработку беспилотного самолёта-заправщика, компания Boeing создала первый прототип летательного аппарата этого класса — Boeing MQ-25 Stingray.
  • В настоящее время разрабатываются системы, которые позволят не только заправлять самолёт в воздухе, но и пополнять его боезапас.

Получатели топлива

В общей сложности на вооружении ВКС и ВМФ России имеется несколько сотен самолетов разных классов и типов, оснащенных аппаратурой приема топлива от заправщика. Приемные штанги, предназначенные для стыковки со специальными конусами, имеются на дальних бомбардировщиках-ракетоносцах, самолетах фронтовой авиации и на машинах специального назначения. Советские и российские военные много десятилетий назад поняли ценность дозаправки в полете, и это привело к известным последствиям.

Вероятно, наиболее известными «клиентами» самолетов-заправщиков в наших ВКС являются стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС – их общая численность достигает 80 единиц. На базе Ту-95 в свое время был разработан противолодочный самолет Ту-142. 22 строевые машины этой модели могут выполнять дозаправку. Также в армии имеются бомбардировщики Ту-22М3, ранее имевшие приемные штанги. В соответствии с международными соглашениями, в прошлом они лишились возможности дозаправки, однако в ходе будущей модернизации они вновь смогут принимать топливо в полете.

Большая часть российской истребительной авиации оснащена приемными штангами. Такая аппаратура имеется на перехватчиках МиГ-31, истребителях Су-30, Су-33 и Су-35. Исключение составляют только некоторые модификации самолетов Су-27 и МиГ-29. Схожим образом обстоит дело и с ударной фронтовой авиацией. Бомбардировщики Су-24 и Су-34 способны принимать топливо в полете, тогда как штурмовики Су-25 заправляются только на земле. В будущем с заправщиками смогут взаимодействовать перспективные Су-57 и МиГ-35.

Приемными штангами также оснащены российские самолеты дальнего радиолокационного обзора и управления А-50, предназначенные для длительного барражирования в заданных районах. Проект глубокой модернизации А-100 предусматривает сохранение этой аппаратуры.

Ил-78 и Ту-160.

В российских вооруженных силах в общей сложности имеется несколько сотен самолетов перечисленных типов, способных получать топливо в полете при помощи системы «шланг-конус». Следует отметить, что отсутствие приемной штанги не лишает самолет или вертолет возможности работы с отечественными заправщиками семейства Ил-78. Последние могут выдавать топливо, находясь на земле. Для этого используются соответствующие штуцеры и рукава. Таким образом, самолеты-заправщики ВКС России, как минимум в теории, способны обслуживать почти все типы летательных аппаратов, состоящие на вооружении.

Будущее

Согласно заявлениям официальных лиц, прозвучавшим в последние годы, министерство обороны России намерено развивать парк самолетов-заправщиков. При этом речь будет идти только о модернизации и строительстве специализированной техники. Как можно судить по известным данным, активная модернизация подвесных агрегатов не планируется, но отказываться от них армия пока не будет.

Имеющиеся в строю самолеты Ил-78 и Ил-78М постепенно проходят ремонт и модернизацию, за счет которых продлевается их ресурс и повышаются основные характеристики. Насколько известно, такие процедуры будут выполняться и в будущем, вплоть до конца службы техники. Это позволит продолжать эксплуатацию имеющихся самолетов, как минимум, до второй половины двадцатых годов, либо дольше.

Уже приняты меры, направленные на радикальное обновление парка техники. В 2012 году начались летные испытания военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А – модернизированной версии Ил-76 с улучшенным планером, новой авионикой и двигателями. Обновленный самолет планировалось поставить в серию и строить в трех модификациях. Вместе с базовой транспортной версией следовало строить модернизированный самолет ДРЛОиУ А-100, а также заправщик Ил-78М-90А.

Несколько лет назад командование утверждало, что до 2025 года воздушно-космические силы смогут получить несколько десятков новых воздушных танкеров на базе Ил-76МД-90А, не считая других версий этого военно-транспортного самолета. К настоящему времени эти планы сократились. В те же сроки теперь планируется построить не более 15 единиц новой техники. Нетрудно заметить, что это приведет к двукратному увеличению парка.

Су-24М дозаправляет МиГ-31.

Около года назад первый самолет Ил-78М-90А впервые поднялся в воздух. После части летных испытаний машину вернули на доводку. В декабре прошлого года первый образец нового типа вновь вывели на испытания. По завершении всех необходимых проверок самолет передадут министерству обороны. В дальнейшем ожидается появление новых машин этого типа. В следующие годы производство должно выйти на расчетные темпы с поставкой нескольких новых самолетов ежегодно.

Таким образом, при своевременном ремонте и модернизации имеющихся машин, а также при регулярной поставке новых образцов общее количество заправщиков Ил-78 всех модификаций удастся довести до 28-30 единиц – это вдвое больше, чем имеется в настоящее время. Подобный рост численности заправщиков известным образом скажется на возможностях специальной авиации и окажет влияние на боевой потенциал всех самолетов с возможностью дозаправки в воздухе.

Двукратный рост численности Ил-78 может быть поводом для оптимизма, но подобная ситуация вряд ли сможет сохраняться слишком долго. К моменту завершения строительства ожидаемой серии новых Ил-78М-90А придется начать списание морально и физически устаревших машин предыдущих модификаций. Для их замены понадобится строительство дополнительной партии техники. Остается надеяться, что поставки новейших Ил-78М-90А начнутся в разумные сроки и будут осуществляться в желаемых объемах, благодаря чему ВКС не столкнутся с известными рисками.

Насколько известно, в ближайшем будущем не будут приниматься никакие меры по развитию самолетов-заправщиков, использующих съемные УПАЗ. Их оставят ряду существующих машин и будут применять при необходимости. При этом установка таких устройств на перспективную технику, по известным данным, не планируется. К примеру, фронтовой бомбардировщик Су-34, которому в дальнейшем предстоит полностью заменить более старый Су-24М, не может нести подвесной агрегат заправки, хотя и оснащен штангой для приема топлива. Другие машины новейших типов тоже могут принимать топливо, но не несут средства для его передачи.

Последние изменения

28.07.2020

Доля учредителя Дзвинко Роман Валерьевич в уставном капитале изменена с 401 283 455 руб. на 254 313 178 720 руб.

Доля учредителя Пащенко Вячеслав Валентинович в уставном капитале изменена с 325 221 337 руб. на 204 493 028 300 руб.

Уставный капитал изменен с 8 126 612 911 руб. на 380 934 272 450 руб.

27.07.2020

Новая госзакупка в роли поставщика, контракт № 2079124431177104743,
контрагент:
Минкомсвязь России

21.07.2020

Новая госзакупка в роли поставщика, контракт № 3948148318177104743,
контрагент:
Минкомсвязь России

20.07.2020

Новая лицензия № 175984 от 27.07.2015, вид деятельности: Телематические услуги связи. Срок действия 27.07.2021

Новая лицензия № 416666 от 27.07.2015, вид деятельности: Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. Срок действия 27.07.2021

Удалены сведения о лицензии № 130398 1 от 27.07.2015, вид деятельности: ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ СВЯЗИ

Описание

Ил-78 был разработан на основе модификации самолета Ил-76, которая имела максимальную взлетную массу 190 тонн. В фюзеляже самолета были установлены две цилиндрические емкости по 14 тонн каждая. На самолете были установлены системы пожарной безопасности.

Основной особенностью новой машины стала возможность работать не только с самолетами дальней авиации, но заправлять машины фронтовой авиации и самолеты ПВО. Это стало возможным благодаря установке на Ил-78 трех устройств УПАЗ-1. Одно из них было расположено в кормовой части фюзеляжа и еще два находились на крыльях.

Обычно производилась дозаправка одного стратегического бомбардировщика или транспортного самолета через кормовой УПАЗ или двух самолетов фронтовой авиации через УПАЗы, установленные на крыльях.

УПАЗ представлял собой контейнер с турбонасосом и шлангом, смотанным в барабан, с длиною 28 метров.

Также Ил-78 мог работать как танкер для перевозки горячего. Выгрузка топлива на земле происходила без участия УПАЗов. Технические характеристики Ил-78 позволяли ему передавать до 65 тонн топлива на расстоянии в 1000 километров.

Этот самолет еще мог использоваться как транспортный. Емкости для горючего, расположенные внутри фюзеляжа, были сделаны съемными. Также салон был обеспечен погрузочным оборудованием. Однако, для перевозки грузов Ил-78 использовался крайне редко.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АН78″По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС1102053405

О компании:
ООО «АН78» ИНН 1102053405, ОГРН 1061102018834 зарегистрировано 01.11.2006 в регионе Санкт-Петербург по адресу: 192012, г Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, дом 110 КОРПУС 1 ЛИТЕР А, КВАРТИРА 324. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 10 000,00 руб.

Руководителем организации является: Генеральный Директор — Окулова Галина Ивановна, ИНН . У организации 1 Учредитель. Основным направлением деятельности является «покупка и продажа собственного недвижимого имущества». На 01.01.2020 в ООО «АН78» числится 3 сотрудника.

ОГРН 
?
 
1061102018834   
присвоен: 01.11.2006
ИНН 
?
 
1102053405
КПП 
?
 
781101001
ОКПО 
?
 
97137119
ОКТМО 
?
 
40380000000

Реквизиты для договора 
?
 …Скачать

Проверить блокировку cчетов 
?

Контактная информация (821… Посмотреть
?

Отзывы об организации 
?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
192012, г Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, дом 110 КОРПУС 1 ЛИТЕР А, КВАРТИРА 324
получен 07.02.2019
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Генеральный Директор
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Окулова Галина Ивановна

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
26.12.2007

Учредители ? ()
Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
10 000,00 руб.

100%

Окулова Галина Ивановна
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

10 000,00руб., 26.12.2007 , ИНН

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
68.1 покупка и продажа собственного недвижимого имущества

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Данные реестра субъектов МСП: ?

Критерий организации   По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Микропредприятие

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №24 По Санкт-Петербургу
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
07.02.2019

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР 
?
 
088010133037
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
13.02.2019
ФСС 
?
 
110521331978301
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
08.02.2019

Уплаченные страховые взносы за 2018 год (По данным ФНС):

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 0,00 руб. ↓ -0 млн. (4 954,93 руб. за 2017 г.)

Коды статистики

ОКАТО 
?
 
40285000000
ОКОГУ 
?
 
4210014
ОКОПФ 
?
 
12300
ОКФС 
?
 
16

Финансовая отчетность ООО «АН78» ?

 ?

Финансовый анализ отчетности за 2019 год
Коэффициент текущей ликвидности:

>2

Коэффициент капитализации:

Рентабельность продаж (ROS):
Подробный анализ…

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела ООО «АН78» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Ответчик: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: — руб.

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства ООО «АН78»
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений ООО «АН78»
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Эксплуатация

Основная статья: Список самолётов-заправщиков Ил-78

В СССР

В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.

В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР.

В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.

Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:

106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР

По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.

201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия


Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.

С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.

По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.

Примечания

  1. Пётр Бутовски. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и время : журнал. — 1998. — № 3.
  2. Анатолий Шевельков. Воздушные танкеры. Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины : журнал. — 1998. — № 3. — С. 7—8.
  3. Владимир Ильин. Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России: Ил-78 // Авиация и космонавтика : журнал. — 2003. — № 8.
  4. ↑ Самолёты спецназначения. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — С. 369—372. — 448 с. — (Военная техника). — 5000 экз. — ISBN 985-433-275-6.
  5. Виктор Марковский. Ил-76 на службе в ВВС. — М.: ИЦ «Экспринт», 2006. — С. 36-38. — 40 с. — (Экспринт: Авиационный фонд). — 2000 экз. — ISBN 5-94038-102-2.
  6. Сергей Дроздов. Младший брат «семьдесят шестого» // Авиация и космонавтика : журнал. — 2014. — № 8. — С. 12, 13.
  7. The Military Balance 2016,p.321
  8. The Military Balance 2016,p.254
  9. The Military Balance 2016,p.245
  10. The Military Balance 2016,p.301
  11. The Military Balance 2016,p.282
  12. The Military Balance 2017,p.217

Эксплуатация

Основная статья: Список самолётов-заправщиков Ил-78

В СССР

В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.

В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР.

В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.

Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:

106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР

По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.

201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия


Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.

С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.

По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.

Дозаправка пассажирских самолетов – миф?

В настоящее время дозаправка в воздухе применяется только для военно-транспортных и военных летательных аппаратов. Множество ученых и конструкторов активно выступают за то, чтобы применить данную технологию и к гражданской авиации. Современные пассажирские самолеты способны преодолевать огромные дистанции без остановок. Но дальность полета имеет свою цену – гигантские размеры воздушных транспортных средств. Они вынуждены перевозить на борту большие запасы топлива.

Преимущества дозаправки в воздухе гражданских самолетов

Если бы самолет дозаправлялся в полете, можно было бы отказаться от громоздких конструкций. А это принесет одновременно несколько преимуществ:

  1. Во-первых, гражданский самолет уменьшится в размерах и будет создавать меньше шума в аэропортах.
  2. Во-вторых, снизится загрязнение атмосферы, которое возникает в результате продуктов сгорания топлива.
  3. В-третьих, удастся уменьшить финансовые затраты на ремонт, техобслуживание и т.п.

Дозаправка гражданской авиации связана со множеством трудностей. В первую очередь, это вопрос безопасности, когда на борту находятся сотни пассажиров. Технология, несмотря на современные доработки, остается сложной. Исследователи утверждают, что упростить ее можно за счет автоматизации всего процесса. В любом случае внедрение данной технологии станет настоящим прорывом в авиации.

Еще несколько лет назад были проведены испытания специальной автоматизированной системы дозаправки в воздухе. В перспективе ее можно применять и по отношению к гражданским самолетам. Главное в этом вопросе – обеспечить возможность безопасной дозаправки с первой попытки. Специалисты в сфере авиации называют эту технологию запланированным сближением двух самолетов, поскольку расстояние между ними должно составлять не менее 22 м.

Дозаправка гражданских самолетов в воздухе теоретически возможна, но в настоящее время не осуществляется. Эта технология используется только по отношению к военной авиации и имеет несколько преимуществ. Она увеличивает дальность полета и позволяет воздушному транспорту перевозить большие грузы. Работы над внедрением дозаправки в полете пассажирских самолетов ведутся много лет. Для этого требуется обеспечить максимальный уровень безопасности процедуры.

Сура 78: Ан-Наба / Весть (транскрипция и перевод на русский язык)

Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим 1. `Амма Йатаса`алюн. 2. `Анин-Наба`иль-`Азыйм. 3. Аль-Лязи Хум Фихи Мухталифуун. 4. Калля Сайа`лямуун. 5. Сумма Калля Сайа`лямуун. 6. Алям Надж`алиль-Арда Михадаа. 7. Уаль-Джибаля Аутадаа. 8. Уа Халякнакум Азваджаа. 9. Уа Джа`альна Наумакум Субатаа. 10. Уа Джа`альналь-Ляйля Либасаа. 11. Уа Джа`альнан-Нахара Ма`ашаа. 12. Уа Банайна Фаукакум Саб`аан Шидадаа. 13. Уа Джа`альна Сираджаан Уа Хаджаа. 14. Уа Анзальна Миналь-Му`сирати Ма`ан Саджаджаа. 15. Линухриджа Бихи Хаббаан Уа Набатаа. 16. Уа Джаннатин Альфафаа. 17. Инна Йаумаль-Фасли Кана Микатаа. 18. Йаума Йунфаху Фис-Сури Фата`туна Афуаджаа. 19. Уа Футихатис-Сама`у Факанат Абуабаа. 20. Уа Суййиратиль-Джибалю Факанат Сарабаа. 21. Инна Джаханнама Канат Мирсадаа. 22. Литтагина Ма`абаа. 23. Лябисина Фиха Ахкабаа. 24. Ля Йазукуна Фиха Бардаан Уа Ля Шарабаа. 25. Илля Хамимаан Уа Гассакаа. 26. Джаза`ан Вифакаа. 27. Иннахум Кяню Ля Йарджуна Хисабаа. 28. Уа Каззабаху Би`айатина Киззабаа. 29. Уа Кулля Шай`ин Ахсайнаху Китабаа. 30. Фазуку Фалян Назидакум Илля `Азабаа. 31. Инна Лильмуттакыйна Мафазаа. 32. Хада`ика Уа А`набаа. 33. Уа Кауа`иба Атрабаа. 34. Уа Ка`саан Дихакаа. 35. Ля Йасма`уна Фиха Лягуан Уа Ля Киззабаа. 36. Джаза`ан Мин Раббика `Ата`ан Хисабаа. 37. Раббис-Самауати Уаль-Арды Уа Ма Байнахумар-Рахмани Ля Йамликуна Минху Хитабаа. 38. Йаума Йакумур-Руху Уаль-Маляикату Саффаан Ля Йатакаллямуна Илля Ман Азина Ляхур-Рахману Уа Каля Сауабаа. 39. Заликаль-Йаумуль-Хакку Фаман Ша`аттахаза Иля Раббихи Ма`абаа. 40. Инна Анзарнакум `Азабаан Карибаан Йаума Йанзуруль-Мар`у Ма Каддамат Йадаху Уа Йакулюль-Кафиру Йа Ляйтани Кунту Турабаа. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1. О чем они расспрашивают друг друга? 2. О великой вести, 3. относительно которой они расходятся во мнениях. 4. Но нет, они узнают! 5. Еще раз нет, они узнают! 6. Разве Мы не сделали землю ложем, 7. а горы — колышками? 8. Мы сотворили вас парами, 9. и сделали ваш сон отдыхом, 10. и сделали ночь покрывалом, 11. и сделали день жалованием, 12. и воздвигли над вами семь твердынь, 13. и установили пылающий светильник, 14. и низвели из облаков обильно льющуюся воду, 15. чтобы взрастить ею зерна и растения 16. и густые сады. 17. Воистину, День различения назначен на определенное время. 18. В тот день затрубят в Рог, и вы придете толпами, 19. и небо раскроется и станет вратами, 20. и горы придут в движение и станут маревом. 21. Воистину, Геенна является засадой 22. и местом возвращения для тех, кто преступает границы дозволенного. 23. Они пробудут там долгие годы, 24. не вкушая ни прохлады, ни питья, 25. а только кипяток и гной. 26. Это будет подобающим возмездием. 27. Воистину, они не ожидали расчета 28. и полностью отрицали Наши знамения. 29. Мы же всякую вещь подсчитали и записали. 30. Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений. 31. Воистину, богобоязненных ожидает успех, 32. Райские сады и виноградники, 33. и полногрудые сверстницы, 34. и полные чаши. 35. Они не услышат там ни пустословия, ни лжи. 36. Это будет воздаянием и исчисленным даром от твоего Господа, 37. Господа небес и земли и того, что между ними, Милостивого, с Которым они не посмеют даже заговорить. 38. В тот день, когда Дух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду. 39. Это будет истинный день, и всякий, кто пожелает, найдет способ вернуться к своему Господу. 40. Мы предостерегли вас от наказания близкого. В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: «Лучше бы мне быть прахом!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector