Фехтование

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Исторический средневековый бой (ИСБ)

Основная статья: Исторический средневековый бой

Исторический средневековый бой (ИСБ) — довольно молодой современный вид спорта, полноконтактные сражения с использованием защитного и наступательного вооружения, характерного для средневековья. ИСБ — это полноконтактное сражение на стальном не заточенном оружии. Бойцы облачены в полный доспех, который, как и оружие, сделан по историческим образцам. Удары наносятся в любые части тела (с учётом ограничений, зафиксированных в правилах), разрешены как ударные, так и борцовские приёмы.

В отличие от показательных сражений, часто проводящихся на фестивалях исторической реконструкции средневековья, бои идут в полный контакт, судятся спортивными арбитрами, имеющими специальную подготовку и опыт участия в боях.

Игра «Ведьмак 3: Дикая Охота»Править

Во ходе поисков Лютика Геральт встречает девушку, которая увлекается фехтованием. После победы в спарринге Роза попросит его преподать ей еще несколько уроков, и ведьмак соглашается. Они договариваются встретиться у дома в это же время.

Придя к дому в нужно время, Геральт вместо Розы находит нильфгаардского стражника, который сообщил ему, что девушка пошла к третогорскому мосту. Ведьмак отправляется туда.

Встретив ведьмака у моста, она предлагает провести бой на мосту, и Геральт соглашается. После победы ведьмака, Роза сообщает ему, что ей нужно поправить корсет. Воспользовавшись моментом, она сбегает от него. Ведьмак, понимая, какие из-за этого будут проблемы, решает отправиться на ее поиски.

Пройдя по ее следам, он находит ее в компании двух кметов — Лукаса и Кобы. Крестьяне начали приставать к девушке, но к её счастью Геральт подоспевает вовремя. Ведьмак может убить кметов, заплатить им или при помощи Знака Аксий заставить их извиниться перед барышней.

После спасения Роза высказывает свое негативное отношение к населению северных королевств, но ведьмак в своей манере может ее урезонить, пояснив, что отношение северян к нильфам — это лишь проявление взаимности. В любом случае они с девушкой расстаются и квест заканчивается.

Запись в дневникеПравить

Роза вар Аттре оказалась страстной поклонницей искусства фехтования. Урок фехтования, который преподал ей Геральт во время поисков скромной особы вашего покорного слуги, доставил ей необычайное удовольствие. Поэтому она попросила ведьмака о следующей встрече. У Геральта уже был определенный опыт в обучении молодых девушек шкодливого нрава, поэтому он согласился.
Закончив урок фехтования, Геральт должен был проводить нильфгаардскую барышню до дома. Однако Роза, все еще голодная до развлечений, бежала от него, воспользовавшись минутным замешательством Геральта. Ведьмак знал, что обязан ее найти, иначе он попадет в серьезную переделку.
Роза на собственном опыте убедилась, что не все жители Новиграда признают дипломатический иммунитет. Ведьмак вытащил ее из беды, но открыл для себя весьма неприятные черты ее характера. Обоим стало ясно, что больше уроков фехтования не будет.

ЗадачиПравить

  • Прийти в резиденцию посла вар Аттре на следующий день и дать Розе уроки фехтования.
  • Сказать капитану стражи об уроке фехтования.
  • Встретиться с Розой.
  • Следовать за Розой.
  • Победить Розу.
  • Отыскать Розу, используя ведьмачье чутье.

История

«Свидание» — выступление Иркутского РО ФАФ на Чемпионате России по арт-фехтованию 2009, номинация «дуэт — от XVI в.»

В 2008 году в России к списку из трёх привычных фехтовальных дисциплин: рапира, шпага и сабля — прибавилась четвёртая, названная арт-фехтование.

История нового вида фехтования началась с присутствия А. Д. Мовшовича, профессора кафедры теории и методики фехтования РГУФКСиТ, в качестве представителя Федерации фехтования России на Чемпионате мира 2004 по сценическому фехтованию. В том же году под его руководством началась работа по развитию артистического фехтования в нашей стране.

29 ноября 2009 года прошёл очередной чемпионат России по арт-фехтованию. В соревнованиях приняли участие около 100 спортсменов из Москвы, Коломны, Краснодара, Рязани, Анапы, Иркутска и других городов России. Соревнования в восьми спортивных дисциплинах шли целый день. За это время зрительный зал успело посетить более восьмисот зрителей.

Так же ежегодно устраиваются всероссийский турнир «Кубок Коломенского Кремля» и международный фестиваль «Романтика Средневековья». От турнира к турниру профессионализм выступающих в новой фехтовальной дисциплине заметно растёт. Соревнования арт-фехтовальщиков собирают полные залы. Вход для зрителей, обычно, свободный.

В Европе соревнования по Stage Fencing проводятся уже более 10 лет. На последнем открытом чемпионате Германии спортсмены России взяли больше половины всех медалей. Успешным было и выступление российской команды на прошедшем в 2008 году чемпионате мира в Сан-Марино, принесшее российским спортсменам три золотые, серебряную и бронзовую медали.

2012 год прошёл для Сборной России очень удачно. На чемпионате мира в Португалии практически все номера Российской сборной заняли призовые места.

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Литература

  • Соколов Н.В. Начертание правилъ фехтовального искусства с рисунками в пяти частяхъ / помощн. главного фехтовального учителя Отдельного Гвардейского корпуса Н.В.Соколов. — Санкт-Петербург, 1843. — 178 с.
  • Олсуфьев, Владимир Александрович. Рубка и фехтование / В. Олсуфьев. — Санкт-Петербург: В. Березовский, 1904. — 31 с.
  • Аркадьев В. А. Фехтование. — М.: ФиС, 1959.
  • Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. — СПб., 1996.
  • Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. — М.: ФиС, 1967.
  • Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. — М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.
  • Мишенев С. В. История европейского фехтования. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  • Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Amberger, Johann Christoph (1999). The Secret History of the Sword. Burbank: Multi-Media. ISBN 1-892515-04-0
  • Evangelista, Nick (1996). The Art and Science of Fencing. Indianapolis: Masters Press. ISBN 1-57028-075-4
  • Сальников А. В., Гульченко Е. А. Становление и развитие европейского шпажносабельного боевого фехтования XV—XVIII веков //Science Time. — 2014. — №. 3 (3).
  • Сохо Т. Письма мастера дзэн мастеру фехтования //Евразия, СПб. — 1998.
  • Прокопчик Е. И. ФИОРЕ ДЕИ ЛИБЕРИ-АВТОР СРЕДНЕВЕКОВОГО ТРАКТАТА ПО ФЕХТОВАНИЮ. — 2017.
  • Тантаро С. Дзен и фехтование. — 1991.

Историческое фехтование как хобби

В первую очередь, историческим фехтованием занимаются люди, воссоздающие стиль жизни в определённую эпоху (реконструкторы), чаще всего их методы боя проще исторических, что нужно для спортивной и зрелищной составляющей реконструкции поединка.

Люди, увлекающиеся историческим фехтованием, обычно ставят своей целью восстановить стиль фехтования, присущий определённой эпохе, сделать соответствующее ей вооружение и снаряжение. Конечный результат можно лишь условно считать исторически достоверным, поскольку техническая и теоретическая база, на которую опираются клубы реконструкции, имеет определённые ограничения из-за вопросов безопасности в бою. За последнее десятилетие достоверность реконструкции экипировки значительно увеличилась.

Для исторического фехтования как спортивного хобби, регулярно проводятся турниры, представляющие собой смесь спортивных состязаний и красочного шоу. На таких турнирах участники сражаются незаточенным оружием, стараясь воспроизвести существовавшие исторические правила или используя адаптированные (спортивные) правила фехтования. Исторические макеты оружия сделаны из стали, их стоимость может значительно отличаться в зависимости от качества исполнения макета и цели его изготовления (парадный, турнирный, тренировочный). Кроме того на турнирах проводятся состязания лучников.

Количество наград

По окончании чемпионата 2019 года
(Учитываются результаты чемпионатов, начиная с 1937 года. Результаты на Олимпиадах также не учтены.)

 Место   Страна  Золото Серебро Бронза Всего
1  СССР /  Россия 148 86 88 322
2  Италия 116 103 131 350
3

Франция

91 90 95 276
4  Венгрия 91 86 94 271
5

Германия

ФРГ ГДРВсего

22 25047 2926156 4214157 93652160
6  Польша 17 29 39 85
7  Румыния 13 25 29 67
8  Украина 12 12 17 41
9  США 10 12 11 33
10

Китай

8 19 17 44
11  Республика Корея 8 11 21 40
12  Швеция 6 13 17 36
13  Куба 6 5 9 20
14  Эстония 5 6 6 17
15  Дания 4 3 3 10
16  Австрия 4 5 9
17  Швейцария 2 8 11 21
18  Великобритания 2 5 4 11
19  Азербайджан 2 1 4 7
20  Болгария 1 3 4 8
21  Чехословакия 1 3 1 5
22  Испания 1 2 6 9
23  Япония 1 1 4 6
24  Бразилия 1
25  Бельгия 2 5 7
26  Венесуэла 2 2
27  Тунис 1 3 4
28

Канада

1 2 3
29  Португалия 1 1
30  Египет 7 7
31  Нидерланды 3 3
32  Белоруссия 1 2 3
33  Гонконг 1 1
 Греция 1 1
 Иран 1 1
 Колумбия 1 1
 Норвегия 1 1
 Финляндия 1 1
Всего 534 533 653 1716

Экипировка саблиста и история её совершенствования

Фехтование на саблях последним перешло на систему электрофиксации из-за некоторых технических сложностей (отсутствие простого решения с кнопкой-наконечником как в шпаге или рапире). Старые спортивные сабли, соответственно, не имели прикрепленного электрошнура. Сначала сабли делались целиком из стальных элементов, включая гарду. Рукоятка при этом делалась деревянной с нанесенным на поверхность рифлением-насечкой. Такие сабли были достаточно грубыми и тяжелыми и быстро натирали руку. В 70-е — 80-е годы в СССР перешли на более современные сабли с алюминиевыми гардами, покрытой резиной рукояткой и облегченными стальными клинками венгерского производства (с вогнутыми гранями). Особенностью этих клинков является то, что со временем они постепенно изнашиваются. Узнать такой клинок просто — обычно он деформируется после почти каждого боя и саблисту приходится «выправлять» его о дорожку (её обычно делают из медной сетки, ведение боя за дорожкой запрещено). Рано или поздно такой клинок ломается, бой при этом останавливается. Если клинок противника сломался во время нанесения ему батман-удара, то такой удар обычно засчитывают. Изношенным клинком легко пробить защиту противника за счет «захлеста», некоторые спортсмены специально старили свои клинки при помощи наждачной бумаги с этой целью, хотя это безусловно неэтичное поведение. Помимо прочего, «захлесты» часто бывают весьма болезненными для противника.

Защитная одежда также изменялась. Старые нагрудники часто делались черного цвета, чем-то напоминая ватник. Долгое время защитные штаны не использовались, вместо них можно было фехтовать в обычных тренировочных брюках. Со временем появились специальные фехтовальные перчатки промышленного производства, налокотники и специальные фехтовальные «тапочки» — напоминающие полукеды или матерчатые теннисные туфли, но имеющие увеличенное резиновое покрытие с внутренней стороны. Маски также претерпели примерно ту же эволюцию — от тяжелых и неудобных к более совершенным эргономически.

Минимальный набор для участия в тренировочном поединке — сабля, маска, нагрудник. Без надетой маски ведение абсолютно любого боя, или даже шуточное подражание бою, строго запрещено. Без нагрудника фехтовать нельзя. Ведение боя без перчатки крайне не рекомендуется. Остальная экипировка считается дополнительной и не всегда обязательна. За состоянием (износом) маски нужно тщательно следить.

История фехтования

См. также: Фехтбух из Тауера


Фехтовальный щиток «боче», начало XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Кинжал для левой руки дага, мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Боевое фехтование — в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, рапирой, саблей, кинжалом, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 5-11 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин в образовательной программе дворянина-рыцаря. Первый дошедший до нас учебник фехтования — Фехтбух из Тауера, относится к XIII веку, то есть был написан за два века до шпаги, которая появилась в XV веке. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.

Школы фехтования

Венецианская школа фехтования

Демонстрация работы с мечом и кинжалом. Николетто Гиганти

Венецианская школа фехтования — обобщающий термин служит для определения стиля фехтования, возникшего в городе Венеции в начале XII века, и просуществовавшего до начала XIX века.

Венецианцы были мастерами искусства и делились со своими коллегами из Болоньи основными принципами фехтования; эти школы стали известными как Болонская или Венецианская школа.

В венецианском фехтовании впервые настолько подробно были описаны свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. С таким подходом фехтовальщик имел представление о том, что сейчас называется «центром удара». Было предложено определённое разделение меча. Клинок делился на четыре части, первые две — начиная от эфеса следует использовать в защите; третью, около центра удара, для удара; а четвертую, у острия, для укола.

Ярким представителем Венецианской школы фехтования является Николетто Гиганти — венецианский мастер фехтования XVII века. Он прославился трактатом «Scola, overo, Teatro».

Генуэзское фехтование

Генуэзский абордажный меч (XVII—XIX в.)

Генуэзское фехтование — это определённый вид ведения морского и сухопутного клинкового боя, который берет свои истоки в государстве Генуя с X века, с применением особых видов клинков, которые свойственны исключительно генуэзской фехтовальной традиции. Генуэзское фехтование предполагает использование и других видов холодного оружия, например, захваченных у противника в бою. Характерными особенностями и отличительными чертами генуэзского фехтования от других видов фехтования являются логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле. Такими моделями являются движения, повторение поворота штурвала корабля, поворота рулей корабля, тяговые движения канатов, уход за текелажем и парусами. В связи с этим повседневно выполнение судовой роли на корабле одновременно становится тренировкой фехтовальных движений и позволяет моряку не затрачивать дополнительное время на тренировки в ходе длинных морских переходов.

Основные виды клинков, с которыми применяется техника генуэзского фехтования: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш.

Неаполитанское фехтование

Трактат по Неаполитанскому фехтованию. Франческо Антонио Маттей («Della scherma napoletana discorso primo . Doue sotto il titolo dell’impossibile possibile si proua che la scherma sia scienza e non arte … Del signor Francesco Antonio Mattei» Francesco Antonio Mattei)

Демонстрация Неаполитанского фехтования из трактата «La scienza della scherma esposta da Blasco Florio.Tipografia del R. ospizio di beneficienza», 1844

Неаполитанское фехтование — стиль фехтования, который возник в городе Неаполе в начале XV века. Неаполитанская школа фехтования считается одной из самых сильных школ фехтования в Италии. .
Неаполитанское фехтование — это близнец сицилийского фехтования, отличительной особенностью является более короткие движениями. В этом стиле фехтования присутствует серия испанских ударов, с помощью которых также имитируется и оружие. Имеет свою собственную боевую позицию. Это фехтование основано на принципах и способах действия животных, то есть в основе неаполитанского фехтования лежат логические модели животных, на которых потом строится техника. Техника этого стиля фехтования с гордостью смешана с весельем и танцами, чем отличались неаполитанцы .

Правила и оценка выступлений

«Снежная» — выступление студии «Эспада» (г. Москва) на Чемпионате России по арт-фехтованию 2009, номинация «упражнение — группа».

В арт-фехтовании лицом к лицу встречаются не противники, а партнёры. Фехтовальный бой разучен и отрепетирован, как реплики в театральной пьесе.
Новая фехтовальная дисциплина — это театр по спортивным правилам. Серия сюжетных костюмированных фехтовальных схваток представляет собой яркое, красочное действо. Каждое выступление — это спектакль, обладающий сюжетом. Герои фехтуют на шпагах и мечах. Их дуэли происходят прямо перед зрителями и поражают своей реальностью.

На турнирах за выступлениями арт-фехтовальщиков наблюдает судейская коллегия. По отдельности оцениваются технический и артистический аспекты номера.

«Бригада арбитров, оценивающих художественный аспект выступлений, состоит из специалистов по театральному искусству: актёрскому мастерству, режиссуре, сценическому движению и т. п., а также по истории костюма и оружия. Арбитры, оценивающие технику выступлений — это специалисты по артистическому и спортивному фехтованию, имеющие практику фехтования на различных видах оружия. Все арбитры проходят обучение на специализированных семинарах», — рассказала Виктория Лихтаренко, бессменный главный судья на чемпионатах России.

«Оценка за технику включает в себя баллы за базовую технику фехтования, мастерство владения оружием, сложность композиции. Оценка за художественный аспект складывается из оценок за актерское мастерство спортсменов, их выразительность, сценическое оформление постановки, соответствие костюмов и оружия заявленному историческому периоду».

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Место проведения

Курсивом выделены неофициальные чемпионаты

  •  : Париж, Франция
  •  : Париж, Франция и Остенде, Бельгия
  •  : Гаага, Нидерланды
  •  : Остенде, Бельгия
  •  : Будапешт, Венгрия и Остенде, Бельгия
  •  : Виши, Франция
  •  : Неаполь, Италия
  •  : Льеж, Бельгия
  •  : Вена, Австрия
  •  : Копенгаген, Дания
  •  : Будапешт, Венгрия
  •  : Варшава, Польша
  •  : Лозанна, Швейцария
  •  : Сан-Ремо, Италия
  •  : Париж, Франция
  •  : Пьештяни, Чехословакия
  •  : Лиссабон, Португалия
  •  : Гаага, Нидерланды
  •  : Каир, Египет
  •  : Монте-Карло, Монако
  •  : Стокгольм, Швеция
  •  : Копенгаген, Дания
  •  : Брюссель, Бельгия Брюссель
  •  : Люксембург ( Люксембург)
  •  : Рим ( Италия)
  •  : Лондон ( Великобритания)
  •  : Париж, Франция
  •  : Филадельфия ( США)
  •  : Будапешт ( Венгрия)
  •  : Турин ( Италия)
  •  : Буэнос-Айрес ( Аргентина)
  •  : Гданьск ( Польша)
  •  : Париж ( Франция)
  •  : Москва ( СССР)
  •  : Монреаль ( Канада)
  •  : Гавана ( Куба)
  •  : Анкара ( Турция)
  •  : Вена ( Австрия)
  •  : Гётеборг ( Швеция)
  •  : Гренобль ( Франция)
  •  : Будапешт ( Венгрия)
  •  : Буэнос-Айрес ( Аргентина)
  •  : Гамбург ( ФРГ)
  •  : Мельбурн ( Австралия)
  •  : Клермон-Ферран ( Франция)
  •  : Рим ( Италия)
  •  : Вена ( Австрия)
  •  : Барселона ( Испания)
  •  : София ( Болгария)
  •  : Лозанна ( Швейцария)
  •  : Орлеан ( Франция)
  •  : Денвер ( США)
  •  : Лион ( Франция)
  •  : Будапешт ( Венгрия)
  •  : Эссен ( Германия)
  •  : Афины ( Греция)
  •  : Гаага ( Нидерланды)
  •  : Кейптаун ( ЮАР)
  •  : Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
  •  : Сеул, Республика Корея
  •  : Будапешт, Венгрия
  •  : Ним, Франция
  •  : Лиссабон, Португалия
  •  : Гавана, Куба
  •  : Нью-Йорк, США
  •  : Лейпциг, Германия
  •  : Турин, Италия
  •  : Санкт-Петербург, Россия
  •  : Пекин, Китай
  •  : Анталья, Турция
  •  : Париж, Франция
  •  : Катания, Италия
  •  : Киев, Украина
  •  : Будапешт, Венгрия
  •  : Казань, Россия
  •  : Москва, Россия
  •  : Рио-де-Жанейро, Бразилия
  •  : Лейпциг, Германия
  •  : Уси, Китай
  •  : Будапешт, Венгрия
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector