Эсминцы россии

Ракеты

Ракетное вооружение эскадренного миноносца «Сарыч» предназначено для борьбы с воздушными и морскими целями. Комплекс «Ураган» (в более поздних модификациях «Ураган-Торнадо») оснащен однобалочными пусковыми установками, стреляющими ЗУРами. В боекомплекте каждой из двух ПУ – 48 реактивных управляемых снарядов. «Ураган» – оружие универсальное, оно вполне пригодно для поражения надводных кораблей небольшого тоннажа (например, ракетных или торпедных катеров). Количество сопровождаемых и уничтожаемых целей – до шести (при запуске каждые 12 секунд).

Специализированную противокорабельную оборону эсминец проекта 956 осуществляет комплексом «Москит» («Москит-М»), оснащенным ракетами ЗМ-82. Установок две, они защищены бронированием, каждая содержит по четыре снаряда. Боевой радиус комплекса составляет 120 км (170 у «Москита-М»). Ракеты сверхзвуковые (M=3), масса ВВ в боевом зарядном отделении – три центнера. Все восемь ЗМ-82 могут быть выпущены в течение полуминутного залпа по команде корабельной системы управления.

Хранитель судов

В мирное время он играет роль некоего телохранителя (в данном случае — судохранителя) одного корабля или нескольких, занимающихся перевозкой драгоценных грузов. Он постоянно наготове, бдит, обеспечивая надежную охрану, и всегда держит боеприпасы в целости на случай, если придется действовать немедленно. Что любопытно, так это то, что при всей своей массе (а водоизмещение его равняется 9000т.) он вполне себе юркий и проворный. Если представить, как он будет медленно и вальяжно разворачиваться, настраиваться, то легко совершить ошибку и подставиться под удар.

Собственно, первоначально эсминец и создавался как объект, отвлекающий внимание противника. Враг смотрел на эти небрежно переваливающиеся суда, делал вывод, что для захвата такой эскадры много сил не потребуется и… Оказывался в не только сложной, но и крайне неприятной ситуации, где выход мог быть только один — сдаться

Если честь не позволяла, то — продолжать боевые действия, но исход предрешен заранее — выжившие вряд ли будут.

Естественно, что это далеко не полное оснащение эсминца, как и технические характеристики. Эти данные являются лишь наглядными показателями, что с ним связываться не стоит, а какими возможностями он еще обладает — предпочтительно оставить в секрете, ведь развитие не стоит на месте, а возможность защититься от опасности всегда должна быть. Но появился новый вариант эскадренного миноносца. Если раньше на него и так было возложено достаточное количество функций, то теперь к ним добавились:

  • Задачи противолодочных крейсеров;
  • Функции ракетных кораблей.

То есть мало того, что и раньше судно было нагружено, так теперь еще и дополнительные условия появились, но это все оказалось бравому кораблю по плечу. Мало того, планируется провести еще несколько усовершенствований, в том числе вооружить эсминец на случай нападения из космоса! Хоть и звучит фантастически, но разработки уже не только есть, но и активно запущены в процесс. В отсутствии угроз корабли будут мирно инспектировать водное пространство, и представлять интересы государства.

Оснащение эскадренного миноносца так же значительно меняется по сравнению с его предыдущим поколением. Двигатели станут более мощные и теперь представлены в двух видах: ядерный и газотурбинный. Но, не взирая на них, требуются и более серьезные улучшения, чтобы «многократно возвысить боевую мощь и результативность по нахождению решений для огромного спектра задач, возлагаемых на Военно-морской флот в любых точках Мирового водного пространства», как приблизительно высказался в пресс конференции заместитель министра обороны. Вот и ведутся разработки океанского эсминца под названием «Лидер».

  • УКСК 3К14 под названием «Калибр» с установленными ракетами (крылатые, расстояние полета превышает 300 км,);
  • Система зенитно-ракетная для обеспечения дальнего действия (С-500, она же «Прометей»);
  • Пусковые и артиллерийские установками (ЗРК для ближней зоны, «Редут-Полимент», ЗРАК «Панцирь-М»);
  • Торпедные комплексы («Пакет-НК»);
  • Вертолеты серии Ка-27;
  • Противокосмическая система обороны С-500, способная «работать» с баллистическими межконтинентальными, оперативно-тактическими и средней дальности ракетами, с низкоорбитальными спутниками и многим другим.

Вот такой вот внушительный боевой корабль (вернее, целый ряд) встанет на защиту спокойствия. Не спеша передвигается он по водной глади, не торопливо посматривает по сторонам. Каждый участок не остается без присмотра, везде проникает «бдительное око», готовое отреагировать в то же мгновение, если возникнет что-то подозрительное. Российские эсминцы — это опора, надежда и защита, возможность спокойно вести экономические и политические компании, не бояться внезапного нападения и уверенность в завтрашнем дне.

Конструктивные особенности

Над корпусом миноносца Бесстрашного трудились очень долго. Одновременное переоборудование и модернизация коснулись Опасного, Бесшумного, Безбоязненного, Стремительного, Вихревого, Верного, Охраняющего и Огненного. Работа над ними длилась 2 года. За этот период разработчикам удалось добиться идеальной конструкции.

Под проект модернизации попал эсминец Вечный, но уже в 9160 году было принято решение вывести его из состава ВМС. На боевой машине спустили Андреевский флаг, экипаж расформировали, а сам корабль разделали на металл.

Корпус

Новые эсминцы отличались особой архитектурой. Ранее их планировали собирать по утвержденному проекту 7, но некоторые недочеты не давали покоя руководству ВМС. В итоге было принято решение немного изменить архитектуру, и выставить новые боевые машины под проектом 7-У. Основная задача конструкторов заключалась в усложнении задачи по определению курсового угла корабля. Это требовалось для запутывания врага, что делало боевую машину неуязвимой.

Примечательно, что корпус собирался в основном по проекту 7, но схема была смешанной. Главная задача конструкторов заключалась и в повышении эксплуатационное надежности. Корпус должен быть прочным и выдерживать любые атака врага. Над этой задачей пришлось потрудиться длительный период. Разработчики приняли решение укрепить корпус за счет продольного набора. Он состоял из палубного стрингера, ширстрека и горизонтального киля. Не обошлось и без утолщения некоторых частей конструкции.

Под модернизацию попали и мореходные качества. Конструкторы слега подняли надводный борт, что положительно отразилось на перемещении боевой машины по воде.

Энергетическая установка

Особое внимание уделялось энергетической установке. Все корабли проекта 30, с включением эсминца Бесстрашного должны обрели котлотурбинную установку

В ее основе лежали 2 турбозубчатых агрегата ТВ-6. Общая мощность установок составляла 54 000 л.с. Это положительно повлияло на характеристики боевой машины, ее выносливость и маневренность.

Главные котлы с их производительностью остались неизменными. Конструкторы собирали их согласно ранее утвержденному проекту 7-У. Модернизация постигла запасы топлива. Ранее по утвержденному проекту все боевые машины не отличались вместительностью. Корабль не мог выдержать длительный бой, его запасы стремительно заканчивались. Во избежание повтора, конструкторы приняли решение увеличить запасы топлива до 280 т в «обычных» машинах и до 660 т в огромных. Значительно возросли и запасы воды до 38 т для обогащения котельной и 30 т для работы и жизнедеятельности экипажа корабля.

Особое внимание уделялось мощности энергетической установки. Она была увеличена в несколько раз

Так, эсминцы оснастили двумя турбогенераторами по 120 кВт и двумя дизельными генераторами по 50 кВт. Первые генераторы устанавливались в машинных отделениях, а дизель располагался непосредственно в котельной.

Миноносец «Быстрый» проекта 7

Эскадренный миноносец «Быстрый» являлся наглядным примером продукта «Союзверфи» Советского Союза. Эсминец стал одиннадцатым боевым кораблем проекта номер «7» и был сдан в эксплуатацию в Черноморский Флот.

История

После Первой Мировой Войны страны-участницы старались восполнить свой утраченный военный потенциал. Одним из направлений стал Военно-Морской Флот, который еще со времен Алфреда Мэхена является одним из предопределяющих факторов в получение глобальной мощи.

Помимо авианосцев, крейсеров и линкоров особую тенденцию получили эскадренные миноносцы. Великобританские эсминцы типа «V» и «W»; Японские «Хацухару» и «Фубуку»; Американские «Портер», «Мэхэн», «Бэнсон» и «Гридлей»; Французские «Ягуар» и «Ла Фантаск»; Итальянский «Маэстралле»; Германские  «Тип 1934» и «Тип 1936» – является основными представителями зарубежных современных эскадренных миноносцев в период 1920-1930 годов.

Эскадренный миноносец

Предпосылки к созданию

Советский Союз также не хотел отставать от своих европейских и азиатских соседей. На начало 1930-ых годов  на эксплуатации Военно-Морского Флота Рабоче-Крестьянской Красной Армии находилось всего 17 эсминцев типа «Новик» (12 кораблей находились в Балтийском море, остальные 5 – в Черном море), оставшиеся еще со времен Первой Мировой Войны. Более того эскадренные миноносцы типа «Новик» не отвечали нужным характеристикам того времени и не могли представлять интересы Советского Союза Социалистических Республик. Вследствии чего Командование Военно-Морских Сил РККА совместно с «Союзверфью» и Советом Труда и Обороны СССР приняли постановление о постройке 50 эсминцев нового типа. Новым типом эскадренных миноносцев стал проект номер «7» (или как его знают тип «Гневный»). Со временем появилась модернизированная версия эсминца «7У» (или как его по другому тип «Сторожевой»).

Новик

Эсминец Zumwalt (Замволт) – новейший эсминец США

Как я уже писал, после 1980-х годов задача эсминцев координально изменилась с появлением технологий «Иджис». Эсминцы получили возможность вооружаться установками вертикального пуска, для использования крылатых, противолодочных и зенитных ракет, что дало возможность этим кораблям осуществлять прикрытие морских и сухопутных групп, а также наносить массовые удары по сухопутным, морским и воздушным целям.

На данный момент на вооружение ВМС США находится 62 эсминца типа «Арли Берк» и 2 эсминца типа «Замволт». Оба типа оснащены системой «Иджис», крылатыми ракетами «Тамагафк» («Арли Берк» до 56, «Замволт» до 80 ракет) и многим другим современным оружием.

Последний эсминец типа «Арли Берк» был построен в 2012 году, однако Командование ВМС планирует построить еще 30. Эсминцы типа «Арли Берк» часто использовались в боевых действиях в Ливии и Сирии.

«Замвалт» являются представителями новейших технологий, построенные в 2013-м и 2017-м годах. Вид этих эсминцев весьма странный т.к. на них используется технология «Стэлс». Все корабли этого типа работают исключительно на электричестве.

С точки зрения личного состава, с одной стороны это профессионалы своего дела, с другой стороны это персонал, который может так запятнать свое имя, что его уже будет не отмыть. Так например капитаном эсминца «Портер», который в апреле 2017-го нанес удар по авиабазе войск Сирии, в результате чего погибло 72 гражданских (27 детей), является женщина – Андрия Слау (может не самый гуманный, но самый четкий пример профессионализма). Другой пример командир эсминца «Фитсгеральд» в том же 2017-ом году не предприняв нужных мер столкнулся с контейнеровозом (вряд ли я думаю командование погладило его по голове за этот инцидент).

История

Первые миноносцы России были спроектированы в 1900 году. По мере возрастания их значимости, количество боевых машин увеличивалось и к 1915 году составило 105 кораблей.

Характеристика первых эсминцев

Первые русские миноносцы отличались большим размером (117-126 м). Скорость передвижения кораблей составляла 25 узлов. На борту с трудом размещалась пара легких пушек типа АУ, в редких случая имелась возможность установить поворотные торпедные аппараты (ПТА-53-56). В носовой и кормовой части находилась торпедная установка 533 мм калибра.

До 1898 года водоизмещение кораблей не превышало 90-150 т, скорость передвижения приравнивалась 20-25 узлам. Все миноносцы называли «номерными», у них не было особого класса и собственных наименований. Первые эсминцы имели только один торпедный аппарат СЭТ-65, установленный на верхней палубе.

В самостоятельный класс эсминцев определили после 1905 года, по окончании Русско-японской войны.

Первые миноносцы СССР:

  • Проект «Кит» (Бесстрашный, Бдительный, Беспощадный и Бесшумный). Построены в 1898 году в размере 4 единиц. Энергетическая установка кораблей представлена вертикальными машинами тройного расширения, проектной мощностью 3000 л.с. Оснащены артиллерией 47 мм калибра «Гочкис». Минное вооружение представлено тремя минными аппаратами калибра 381 мм. Эсминцы проект «Кит» были списаны в 1925 году;
  • Проект «Форель» (Властный и Грозовой). Эсминцы были произведены специально для Российской империи, но на территории Франции. Оснащены пушками 75 мм и 47 мм калибра. Дополнительно имели две поворотные установки 380 мм калибра;
  •  Проект «Сокол». Включает 28 военных кораблей, которые считаются настоящей классикой среди эскадренных миноносцев. Оснащены 75 мм пушками типа «Канэ» с длиной ствола 50 клб и 47 мм пушками «Гочкиса». Подача боеприпасов осуществлялась в механическом режиме;
  • Проект «Буйный». Включает 10 единиц боевых машин. Вооружение представлено двумя 130 мм артиллерийскими установками Б-2-ЛМ, башенными установками 92-К и зенитными установками 70-К.

Эсминцы России Второй мировой войны

Настоящим героем Второй Мировой войны оказался эсминец под названием «Гремящий». Он занимался конвоированием союзнических транспортных кораблей. Боевой машине удалось подавить несколько нападок со стороны вражеской Германии. Гремящий всегда вовремя реагировал на опасность и удачно ликвидировал не только наводные, но и подводные цели.

Гремящий относился к проекту 7, более известному как сталинские миноносцы. За строительством кораблей наблюдал сам Сталин.

Модель эсминца “Новик” Тип Быстрый проекта №7

Эсминцы проекта 7 поражали своей скоростью, но при этом части кораблябыли лишены брони. Водоизмещение боевых машин составляло 1800 тонн. На палубе были установлены орудия калибром 45 (21 К) и 76 мм (полуавтоматы типа 34 К), торпедные аппараты (типа 39-Ю, калибр 533 мм), глубинные бомбы (типа Б-1 и М-1) и морские мины (330 мм, Пакет НК). Корабли проекта 7 отличались от своих сородичей. Они превосходили все имеющиеся эсминцы по мощности (23 320 л.с.)Равных им не было по всему миру.

Гремящий активно отражал атаку немецких бомбардировщиков не имея при этом зенитных установок. Во время активного боя использовались обыкновенные пушки 100 мм калибра (АУ А-190). Слаженные действия экипажа корабля позволили эсминцу потопить не одно судно врага.

Тактическое применение
В начале Второй мировой войны все лидеры рассматривались как промежуточный класс. Они имели быстроходное артиллерийское вооружение 100 мм калибра (АУ А-190). Все корабли выполняли особые боевые задачи:

  • подавление нападения со стороны врага;
  • защиту своих кораблей;
  • тактическую разведку.

Влияние на ход сражений

Эскадренные миноносцы сделали важный вклад в течение Второй Мировой войны. Они защищали морское пространство от вражеских суден и вели активную разведывательную деятельность. Большинство кораблей выступало в роли живого щита. Они отвлекали врагов от настоящих целей, что помогло ВМС России нанести сокрушительные удары по боевым машинам противника.

эсминцы проекта Сарыч

Описание конструкции

Основной отличительной особенностью Новика были острые обводы. Составом корпуса являлась судостроительная сталь. Из-за значительной длины корпуса он должен быть прочным, чтобы этого достичь применялась сталь с хорошим сопротивлением. Корпус разделялся на десять частей водонепроницаемыми переборками. Благодаря этому он был непотопляемый.

Энергетическая установка и ходовые качества

Основные части механической установки были сделаны в Германии. Паровые турбины немецкого завода, сделанные из стали и чугуна, располагались по бортам и в машинном отделении. Выделение пара предоставлялось водотрубным котлам с отоплением при помощи нефти. Необходимое количество кислорода для ее сжигания подавали специальные закрытые вентиляторы.

История изменений

После того, как корабль поступил на службу российского императорского флота специалисты, занимающиеся ВМФ, разработали план по усовершенствованию эскадры. После внесенных изменений появилось несколько модификационных вариантов. Для обороны Балтики было заложено около сорока кораблей такого вида, разделенных на четыре основных типа. Первый тип судна – «Новик». Вторая модификация имела самую большую серию и насчитывала двадцать кораблей, строилась по типу судна «Лейтенант Ильин». Следующая строилась по типу «Изяслав», четвертая состояла из девяти кораблей и имела название «Гогланд».

Новейшие судна сражались в боях в Рижском заливе, приняли участие в постановке минных ограждений. Эсминцы «Гром», «Забияка», «Самсон» участвовали в страшных сражениях с немецким флотом, надвигающимся на Финский залив.

Модификации

Нельзя не отметить два известных эсминца – «Гром» и «Дерзкий», построенных по судостроительной программе. Эти корабли очень похожи своими характеристиками: имеют примерно одинаковое водоизмещение, которое равняется значению больше одной тонны, длину, ширину, осадку, двигатели в виде двух паровых турбин, скорость хода, дальность плавания почти в две тысячи миль. Отличие миноносцев «Дерзкий» и «Гром» состоит в их мощности, первый имеет 30 тыс.л.с, второй всего лишь 23, 5 тыс. л.с. Их различия состоят и в экипаже, у «Грома» экипаж больше на 40 человек и составляет 150 чел. Эсминец «Гром» имеет более современное МТВ 1916 года, в то время как мины «Дерзкого», установленные на корабль – 1908 года.

«Усилят возможности ВМФ»

В западных СМИ можно встретить точку зрения, что ВМФ начнёт получать «Лидер» в 2020-х годах, однако конкретная информация о планах по реализации проекта отсутствует.

20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.

Также по теме


Крупнейший в составе флота: какие задачи способен решать российский десантный корабль нового поколения «Иван Грен»

Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав…

В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.

«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики отнюдь не случайна. Тем не менее я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.

На текущий момент специалисты СПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.

Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.

  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х годов. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).

История создания

Предпосылки к появлению

Предэскизный и технический пр. 56 эсминца

Прототипом для создания эсминца проекта 56 стал проект 41 («Неустрашимый»). Ряд недостатков, выявленных в процессе испытаний и эксплуатации Неустрашимого (недостаточная скорость хода, сильное забрызгивание носовых 130 мм АУ и 45 мм автоматов и их неудачные сектора обстрела, плохая управляемость на задних ходах и сильная вибрация кормовой оконечности) хоть и возможно было устранить, но потребовалась бы разработка нового технического проекта корабля, переделка по которому уже построенных эсминцев оказалась бы крайне затруднительным и дорогостоящим мероприятием.
Благодаря полученному опыту при проектировании, постройке и испытаниях пр.41 была обеспечена возможность создания эсминца нового поколения.

В апреле 1951 г. И. В. Сталиным по предложению МСП было принято решение об отказе от серийного строительства эсминцев пр.41 (было запланировано 110 единиц) в пользу их модернизированных версий (впоследствии пр.56)

История проектирования и строительства

Корпус эскадренного миноносца пр. 56 на стапеле перед спуском на воду

А. Л. Фишера

Выбор главных размерений нового корабля был подчинен требованию разместить на нем, при сниженном на 680 т полном водоизмещении, вооружение практически того же состава, что и в пр. 41. Изменения заключались лишь в замене спаренных стабилизированных 45-мм автоматов СМ-16 на счетверенные 45-мм нестабилизированные автоматы СМ-20-ЗИФ, а также в отказе от 25-мм автоматов и замене стабилизированного поста наводки СПН-500 на более легкий СВП-42. При этом должна была обеспечиваться обещанная скорость полного хода (39 уз.) за счет форсирования с 66 000 л. с. до 72 000 л. с. ГЭУ, использовавшейся ранее в пр. 41. Кроме того, требовалось обеспечить повышенную мореходность.

Так же были утверждены следующие ТТЭ: полное водоизмещение уменьшалось с 3770 до 3150 тонн, полная скорость хода увеличивалась с 36 до 39 узлов, дальность плавания со скоростью в 14 узлов сокращалась с 5500 до 4000 морских миль, а автономность была уменьшена с двадцати до десяти суток. Позднее выяснилось, что уложиться в заданные ТТЭ (водоизмещение, скорость и дальность плавания) из-за увеличения весовых нагрузок невозможно. Технический проект эскадренных миноносцев пр. 56 был закончен в ноябре 1951 года и утверждён в апреле 1952 года.

Эсминец «Спокойный»,СССР, 1955 г.

Первым кораблем пр. 56, вступившим в строй 26 сентября 1955 г. оказался «Светлый».

Серия эскадренных миноносцев проекта 56 должна была состоять как минимум из 100 кораблей. Однако после смерти И. В. Сталина проект так и не получил утверждения «Плана военного судостроения на 1956—1965 годы», разработанного под руководством Н. Г. Кузнецова, и был ограничен 46 единицами. Но в декабре 1954 года вышло Постановление Совета министров об отказе от дальнейших заказов на эсминцы проекта 56 (в том числе и с новыми АУ). Фактически по проекту 56 было построено 27 кораблей. Строительство эсминцев данного проекта велось на ССЗ № 190 в Ленинграде (12 единиц), № 445 в Николаеве (8 единиц) и № 199 в Комсомольск-на-Амуре (7 единиц). Последний (27-ой) корабль серии был сдан флоту в 1958 году.

История создания

Первый эсминец, поступивший в стадию проектирования и разработки, получил название «Смелый». За его разработку взялся коллектив ЦКБ-17. Вопросы о составе вооружения и другие важные решения были окончательно утверждены в ноябре 1945 года. Над проектом и разработкой эсминцев трудился главный конструктор А.Л. Фишер. Он работал вместе с новым сформированным коллективом ЦКБ-53.

Согласно проекту, внушительный и мощный эсминец должен выдерживать боевой напор любой силы. За внедрением проекта в жизнь следил инженер-подполковник А.Т.Ильичев.

С чего начиналось строительство

Эсминец «Внимательный» проекта 30 бис, как и другие модели, конструировался на заводе №445. Головной корпус был заложен на заводе им.А.А, Жданова. На воду боевую машину спустили в 1948 году. Официальные испытания модель «Смелый» прошла ко дню рождения Сталина. В период с 1948 по 1953 год было сконструировано еще 70 боевых машин.

Основные корабли проекта 30 бис:

  • Смелый;
  • Бурный;
  • Верный;
  • Боевой;
  • Бесстрашный.

Все корабли согласно утвержденному официальному договору, должны были проектировать в течение 10 лет, с внесением весомых модернизаций. На возведение одной боевой машины уходило порядка 4 лет.

Как проектировались корабли проекта 30-бис

Официальное тактико-техническое задание для Боевого эсминца было создано в 1937 году. Согласно утвержденной документации, корабль готовился к проектированию, но изменения в ходе работы не исключались.

Примечательно, что на тот момент существовал проект под названием 7. Но его боевые машины не отличались нужными характеристиками. Сталин принял решение вывести их в резерв и создать новый проект, модернизированную версию 7-У. На очередном собрании, это решение было озвучено общественности.

Одновременно с введенными изменениями, поступил приказ о разработке сверхмощного эсминца, основная задача которого заключалась в выдерживании обороны. Проектирование эскадренного миноносца Боевого началось сразу, после неудачного опыта войны в Испании.

Руководство СССР приняло быстрое решение создать за 2 пятилетки две сверхмощных боевых машины. Новые корабли должны были справляться с задачей нанесения точного удара по противнику, выдерживать оборону в условиях тяжелого боя и при этом иметь немалый отсек запаса провизии и боеприпасов.

Тактико-техническое задание на конструирование 30 новых миноносцев было подписано в 1937 году. Но как неоднократно упоминалось выше, Великая Отечественная Война внесла некоторые коррективы в этот процесс.

Эскизный проект

Эскизный проект формировался лучшими конструкторами. В процессе формирования эскиза прорабатывалось множество вариантов. Но основная суть проекта заключалась в создании мощных боевых машин. Для отпора врага требовалось оборудовать корабли зенитной артиллерией. Руководство проекта принимает решение разместить все установки в башенные части. Это позволило вести тактический обстрел и ликвидировать большее количество вражеских машин.

Эскизный проект эсминца «Беспокойный» и других кораблей имел два варианта. В первом случае планировалось оборудовать башенные установки артиллерий калибра 130 и 76 мм. Ранее было принято решение оборудовать боевые машины темя трехтрубными аппаратами. Но проект пересмотрели, и утвержденное ранее ТТЗ немного изменили. Оказалось, что установка двух пятитрубных аппаратов куда эффективнее.

Был вариант о комплектации щитовыми артиллерийскими установками, но его отвергли. После глубокого анализа выяснилось, что это не самая лучшая идея.

Технический проект

Над этим проектом трудилось лучшие конструкторы. Спроектировать эсминца Бурного оказалось не так просто. Вся работа заняла целых 2 года, техническую часть рассматривали более детально. От правильности выбора зависела дальнейшая судьба флота.

Окончательный технический проект был утвержден 27 октября 1939 года.

Условия службы

«Сарыч» выгодно отличался от многих кораблей ВМФ улучшенными условиями обитаемости. Эсминец оснащен единой установкой микроклимата, обеспечивающей комфортную атмосферу при наружной температуре, колеблющейся от −25 °С до +34 °С. Для отдыха рядового состава служат 16 кубриков вместимостью от 10 до 25 человек, при этом на каждого матроса приходится площадь свыше 3 м². Мичманские (четырехместные) и офицерские (одно- и двухместные) каюты имеют площадь 10 кв. м. Две просторные кают-компании и три столовые служат для приема пищи. На борту имеется все необходимое для жизни вдали от родного берега: кинозал, кабельное телевидение, библиотека, внутренняя радиосистема, комфортабельные душевые, сауна. В жаркую погоду по приказу командира корабля может быть собран бассейн.

Внутри медицинского блока есть амбулатория, двухместный изолятор, лазарет и операционная.

Условия обитаемости и комфорта на эсминцах проекта 956 не уступают иностранным стандартам, что повлияло на экспортный потенциал этих кораблей.

Постройка и испытания

Проверка эсминца на прочность состоялись в 1910 году в марте в бассейне немецкого завода. Проверке подверглась модель в масштабе 1:22. Наиболее интересующим вопросом при проверке была возможность сопротивления корпуса корабля. После испытаний был сделан ошибочный вывод, что мощности механизмов для этого недостаточно. Из-за оплошности завода строительство задержалось на двенадцать месяцев.

19.07.1910 года состоялась закладка миноносца. Церемония была очень торжественной. В конце 1910 года корабль был полностью обшит и сделана палуба. Проверка на пропускание воды состоялась в начале следующего года. Новейшему в то время судну дали название «Новик», которое раньше носил другой легендарный корабль. 8.03. 1911 года Николай 2 утвердил названия. После этого Новик был включен в императорский флот ВМС.

В этом же году летом состоялся первый спуск на воду нового судна. Празднования в этот раз не было, на второй день назначили командиров, которые могли бы контролировать монтаж и отделку устройств и механизмов.

Весной следующего года корабль все больше становился похожим на военный. В середине апреля перед очередными испытаниями произошло возгорание в отделении для котлов. Однако сроки сдачи не изменились благодаря приложенным усилиям по восстановлению Путиловского завода.

В заключение

Для справки: эсминцами являются миноносцы, действующие в составе эскадры. Впервые появились во времена Русско-Японской войны. Первоначально использовались в качестве сопровождения и охраны более крупных судов, отчего именовались истребителями. Кстати, слово уничтожитель – «destroyer» в настоящее время все еще употребляется в английском языке.

Так продолжалось до тех пор, пока основным силовым аргументом оставались мины и торпеды. Ситуация сменилась после постановки на вооружение крылатых ракет. Решающим рывком к смене концепции оснащения эсминцев стало широкое внедрение самодвижущихся торпед.

Типичным представителем данного поколения стал «Бедовый» 1958 года. Но, с целью приведения к требованиям действующей классификации, носители крылатых ракет были отнесены к иной категории. После чего было принято решение строить корабли меньшего водоизмещения – эсминцы (проект №958, получивший наименование «САРЫЧ»).

С учетом действующих на флоте категорий, крейсером станут именовать корабли, имеющие габариты, как у типа 23560. В обозримом будущем они, скорее всего, придут на смену стоящим на вооружении ракетным крейсерам «Петр Великий», а также «Адмирал Нахимов». Если применить данное распределение по категориям к нашему «Лидеру», с его громадным водоизмещением, то называть его эсминцем совершенно не корректно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector