Пентагон против беспилотников: в сша утвердили список перспективных противодронных систем

Эксплуатация с умом

Да и сами квартиры через 30 лет будут совсем другими, надеются строители. «Никому не будут нужны просто бетонные коробки, люди захотят получить полноценную экосистему, где с помощью искусственного интеллекта под потребности владельца квартиры будут подстраиваться системы климат–контроля, вход в дом будет исключительно по лицу, а решить все бытовые вопросы можно будет через приложение», — говорит Андрей Биржин.

С этим согласны и предприниматели из сферы обслуживания ЖКХ. Раньше сантехники ежемесячно в подвалах снимали показания приборов общедомового узла учета. Сейчас это все делает маленькая коробочка, которая пересылает данные онлайн через GSM–модуль. А дальше? Нет, сантехники и электрики никуда не денутся, сложные задачи по ремонту роботу не доверить. Но консервативный ЖЭК вынужден будет превращаться в IT–компанию.

«Я вижу, что в ближайшие десятилетия разрозненные системы будут объединяться в одну большую удобную кнопку управления, — говорит Константин Орлов, генеральный директор ООО “Домсканер”. — Умный дом будет понимать голос, а возможно, уже и мысль. Вы сможете управлять открытием штор в спальне, микроволновкой и домофоном или шлагбаумом во дворе через одно устройство или приложение. Везде будут системы удаленного контроля, и задача управляющей компании будет следить за этим на своем пульте и оперативно реагировать на поступающие сигналы об ошибках или сбоях».

А тут еще и зеленые технологии из Европы подвезут — куда без них, учитывая, как трепетно относится поколение Z к проблемам экологии! Уже с 2021 года, согласно директиве ЕС по энергоэффективности зданий, для всех проектов станет обязательным применение принципа «трех нулей»: ноль энергопотребления, ноль вредных выбросов, ноль отходов. К нам эти стандарты тоже доберутся, и, может, даже раньше, чем через 30 лет.

«Посмотрите, как в Петербурге начала меняться структура зеленых насаждений, — говорит Николай Ватин. — Если раньше зеленым в городе был период с мая по сентябрь, то сейчас все больше и больше появляется вечнозеленых растений, пусть пока еще невысокие, кустарниковые виды. И это тоже элемент технологии. Почему бы не иметь, например, хвойные фасады? Вам и зимой теплее, и летом прохладнее. Вспомните, что мы самый северный город с населением больше миллиона. У нас должна быть вечнозеленая растительность!»

И только как бы все это не осталось фантастической картинкой из «мечтающих» 2010–х. Ведь на практике мы видим, как любой «черный лебедь» в одно мгновение развеивает все лучшие надежды человечества. Если даже рассчитанные на 25–50 лет хрущевки никуда не делись, то что станет через 30 лет с Девяткино? Неужели снесут?

Недостатки дронов

При всех своих плюсах, беспилотник все-таки не самый идеальный летательный аппарат. А для того чтобы полностью заменить самолеты придется решить две самые главные проблемы таких машин:

  1. Низкая скорость. Чем ниже скорость – тем легче сбить БПЛА. Кроме того, так его проще обнаружить радарами.
  2. Малая автономность. Большинство беспилотных аппаратов не способно находиться в воздухе свыше нескольких часов.

Главный недостаток, именно легкость обнаружения. Кроме того, если беспилотник не автономен, то есть управляется не посредством заложенных в его программу алгоритмов, а осуществляет свой полет за счет управления дистанционно при помощи операторов, то все сигналы могут быть перехвачены врагом. Это значит, что он будет взят под контроль и уничтожен, либо использован врагом в своих целях.

Говоря о военных и гражданских дронах, также нельзя забывать о совсем безобидных вещах, призванных сделать досуг приятнее и насыщеннее. Например, компания Nerf разрабатывает игрушечные коптеры для детей.

А совсем скоро в разных странах планируется создание почтовых дронов, доставляющих грузы прямо на дом. Это говорит о том, что даже то, что было создано в качестве оружия, может принести пользу обществу. Все зависит только от того, какие цели человечество посчитает приоритетными.

Как дроны используются в армии

Многие страны разрабатывают роевые технологии. США, например, недавно запустили 103 небольших дрона Perdix с самолетов F/A-18. Они весят несколько сотен граммов и выпускаются из диспенсеров, обычно используемых для сигнальных огней или отвлекающих вспышек. 3D-печатные дроны Perdix одноразовые и предназначены для подавления противовоздушной обороны противника, выступая в качестве приманки или глушителей.

ВМС США также нацелены на создание роя дронов, стоимость которых будет меньше, чем у ракеты. Они разрабатывают программное обеспечение, которое позволяет отделять часть роя для определенных миссий или подключать новые дроны к рою быстро и незаметно.

Использование дронов в армии поможет снизить человеческие жертвы

Другим игроком выступает Китай, долгое время являющийся лидером в области мелких беспилотников. Китайской компании DJI принадлежит около 70% мирового рынка, и теперь китайские военные видят, что можно сделать с помощью этих новых технологий. На декабрьской авиационно-космической выставке государственная компания CETC показала видео с участием 70 беспилотников, летающих одновременно. Дроны вылетели строем и «поучаствовали» в разведывательной операции. Такие беспилотники могут также осуществить массированную атаку на ракетную пусковую установку противника. Они атакуют со всех сторон одновременно, их слишком много, чтобы можно было от них защититься.

Возможно, самым амбициозным планом является проект Корпуса морской пехоты США. Он планирует создание первой волны дронов, которые будут использоваться на суше, на море и в воздухе для поиска людей на пляже, разведки, обнаружения позиций противника и возможного нападения. Рой также сможет обеспечить защиту от стай вражеских беспилотных самолетов. Чтобы исследовать этот вариант, Корпус создает стратегические игры, в которых рой сражается с роем.

Эти небольшие дроны могут быть шпионами и разведчиками. Агентство DARPA предусматривает, что у каждого пешего солдата будет свой собственный рой для разведки, особенно в городских районах и внутри зданий.

История

Вообще, боевой дрон – «народное прозвище» этих летательных устройств. Их полное название – Беспилотные Летательные Аппараты (БПЛА). Идеи создания и применения таких аппаратов появились у военных организаций разных стран еще в позапрошлом веке. А всерьез разработками таких устройств занялись в 30-х годах прошлого века.

Особенно активно над ними работали американские военные. На период Второй Мировой войны ими было принято решение переоборудовать самолеты-бомбардировщики B-17 в количестве 17-ти штук под самостоятельный полет, осуществляющийся посредством радиоуправления. Эти боевые машины не могли взлететь сами, поэтому старт аппаратов осуществлялся пилотом и бортинженером. Их задача состояла в поднятии судна в воздух, а также активации боевых систем и систем радиоуправления. После этого они катапультировались и последующее управление беспилотным аппаратом осуществлялось за счет теле- и радиосвязи, которая производилась с борта сопровождающего самолета.

Такие машины планировалось использовать для взрыва заводов, на которых немцы собирали оружие возмездия «Фау-1» и «Фау-2». Однако из 17-ти произведенных беспилотных аппаратов цели достиг только один, и операция «Афродита» была закончена, не увенчавшись успехом. После этого США не возвращались к разработке дронов вплоть до 1960-х годов.

Россия и Китай

Важно учитывать то, что большая часть этого роста не будет обеспечиваться за счет США. Их рынок начнет сокращаться в краткосрочной перспективе

На самом деле за пределами США годовой рост в ближайшие 10 лет составит более 10 процентов.

«В основном это произойдет за счет Китая и России, которые в настоящее время развивают свою промышленность», — считает аналитик рынка БПЛА из IHS Деррик Мапл.

«Изначально они ориентированы на производство для себя, но Китай намерен заниматься экспортом в долгосрочной перспективе», — сказал он.

По словам эксперта, Россия намерена потратить на разработку дронов в ближайшем десятилетии около 10 миллиардов долларов, и в России «намерены строить боевые беспилотные системы».

Дроны будущего

В начале этого года 300 беспилотников собрались в американский флаг на шоу Леди Гаги, чтобы осветить ночное небо. Intel продвигает свои рои Shooting Star в качестве альтернативы фейерверкам. Китайская компания eHang установила рекорд самого большого роя в захватывающем новогоднем шоу, в котором 1000 дронов сформировали карту Китая и китайский символ благословения.

Рой сможет дешево и быстро проверять трубопроводы, дымоходы, линии электропередач и промышленные установки.

Рои беспилотников могут даже поселиться на ферме. Они могут находить болезни растений и помогать в распределении воды или же распылять пестициды в нужные места, работая кооперативно и покрывая большие площади в сжатые сроки.

Николаос Папаниколопулос из Центра распределенной робототехники при Университете Миннесоты работает над беспилотниками на солнечных батареях, которые будут работать вместе, чтобы обследовать большие участки сельхозугодий по низкой цене.

Американские аэропорты оборудуют системами отслеживания дронов

Возможности современных БПЛА

На службе в армии дроны способны выполнять следующие задачи:

  • Со своего борта производить пуск ракет по вражеским укреплениям. Такие цели должны осуществлять военные дроны будущего спустя как минимум один десяток лет. Однако, не смотря на это, такая техника уже существует и уже применялась вооруженными силами США.
  • Вести разведку за любыми объектами и передавать данные в штаб в режиме реального времени.
  • Наводить ракеты по координатам с абсолютной точностью за счет использования GPS.
  • Осуществлять радиоэлектронную борьбу с врагом, создавая помехи на каналах связи противника.
  • Ретранслировать сигнал, передавая его по цепочке для обеспечения связи.
  • Выступать в роли воздушной мишени, привлекая тем самым огонь противника на себя. Делается это с целью выявления местоположения вражеской артиллерии.

Сейчас беспилотники будущего разрабатываются не только для армий, но и в мирных целях.

В гражданском назначении они могут пригодиться для:

  • Использования в области картографии. Сюда относится изучение ландшафтов и составление подробных карт для труднодоступных горных местностей.
  • Контроля и обследования фермерских площадей, а также наблюдения за пастбищами и скотом, который перемещается в пределах огромной территории. В этой области активно работают, в том числе, и российские разработчики специалисты.
  • Съемок в кинематографе. С помощью них ведется съемка сверху. Это обходится намного дешевле в сравнении с другими видами воздушного транспорта.

Будущие войны

Это вполне объяснимо — беспилотники очень хорошо и быстро могут выполнять трудные, но скучные задания. То, на что они не способны совершенно, это быстро принимать решения в нестандартной обстановке.

Поэтому с практической, да и с моральной точки зрения в ближайшем будущем никто не будет заменять обычные пилотируемые аппараты беспилотными.

В воздушных боях будущего они будут участвовать вместе, сражаясь бок о бок в одном строю.

Проблему управления таким смешанным авиационным составом в непосредственной близости друг от друга пытаются начать решать уже сегодня.

Ранее в этом году специалисты из Dassault совершили важный шаг — беспилотник Neuron впервые полетел в одном строю с истребителем Rafale.

Бомбы и ядовитые вещества – «пассажиры» беспилотников

Как уже было отмечено, для военных и экстремистских целей даже обычные дроны можно наделить способностью сбрасывать взрывчатые и ядовитые вещества над любой территорией, до которой они в состоянии долететь. Недостаточная проработка системы защиты от БЛА, отчасти вызванная их популярностью, превращает эту возможность в реальную опасность даже для мирных людей.Например, недавно все то же «Исламское государство» заявило, что во время ЧМ-2018 в России будет сбрасывать на болельщиков бомбы, химические и бактериальные вещества массового поражения с дронов-убийц. Служба безопасности мероприятия наверняка предпримет необходимые меры для защиты гостей, однако проблема остается открытой. В местах массового скопления людей без должной защиты от БЛА возникает вероятность совершения терактов нового уровня, для которых экстремистам даже не нужно присутствовать на месте и жертвовать своей жизнью.

Двигатель — с глаз долой

Этот аппарат устроен таким образом, чтобы быть как можно менее заметным в радиолокационном и инфракрасном диапазоне, сопла его двигателей имеют особую форму, чтобы максимально рассеивать поток горячего воздуха от его двигателей. Все это осложняет задачу по его уничтожению.

«Нам надо было полностью спрятать, скрыть турбину двигателя в корпусе самолета», — говорит Конрад Банкс, главный инженер Rolls-Royce по исследованиям и разработке. Rolls-Royce является одним из партнеров BAE по программе Taranis.

На проходящем в эти дни авиасалоне в Фарнборо BAE намеревалась раскрыть некоторые данные, полученные в ходе летных испытаний, в ходе которых были протестированы характеристики пониженной заметности Taranis.

«Проект Taranis является отличным примером того, как правительство и промышленность Великобритании могут работать вместе», — заявил технический директор отдела перспективных боевых систем BAE Крис Гарсайд.

Однако нет никакого смысла спрашивать, каким оружием будет оснащен этот беспилотник. «Эта область совершенно засекречена», — следует короткий ответ.

3 Спорт

Однако лучше оставить безобидных животных в покое и использовать дроны, например, для панорамных съемок спортивных состязаний. При этом зрелищно будет выглядеть практически любой вид спорта — от гольфа до Формулы 1.

Кстати, квадрокоптеры также подходят и для близкой съемки в ситуациях, когда человеку с камерой будет просто неудобно снимать весь процесс. Обычно для этого на дрон крепятся экшн-камеры GoPro с широкоугольными объективами, чтобы во всем объеме захватить происходящее.

Кстати, некоторые владельцы квадрокоптеров даже устраивают гонки между своими беспилотниками. Сейчас по этой забаве проводятся настоящие чемпионаты с огромными гонорарами. Однако у всех участников таких соревнований настоящие гоночные дроны, которые спокойно могут развивать скорость до 100 километров в час.

Квадрокоптер MJX Bugs 38 651 руб.

Тактика роя беспилотников

В настоящее время вооруженные силы почти всех государств работают над созданием и испытаниями тактики роя беспилотников или БЛА (UAV Swarm). Данная технология позволяет эффективно использовать большое количество разведывательно-ударных и разведывательных беспилотных летательных аппаратов одновременно. При этом работы ведутся и над управлением наземными дронами. Как нетрудно догадаться сам принцип роя был взят из окружающего нас мира, ученые подсмотрели его у насекомых.

Рассматриваемая тактика считается очень перспективной и в будущем открывает для военных практически неограниченные возможности на поле боя, позволяя вести успешную и эффективную разведку и позволяя уверенно поражать наземные цели с минимальными материальными и, что еще более важно, людскими потерями. Войны будущего всё больше представляются как войны машин

В СМИ неоднократно поднимались вопросы о том, что рой беспилотников практически невозможно будет уничтожить полностью, а всё обучение подобных устройств будет подразумевать лишь замену программного обеспечения. Это сделает рой беспилотников универсальным, его можно буде легко подстроить под решение тех или иных задач над полем боя. При этом всё больше исследований в этой области проводится не только с участием беспилотных летательных аппаратов, которые давно стали высокоэффективным средством современной войны, но и наземных беспилотников.

Ведущими странами, которые работают в этом направлении, являются сегодня США и Китай. Россия старается от них не отставать, но пока что отечественные достижения в этой области выглядят скромнее. При этом российские военные уже сталкивались с атаками импровизированного роя беспилотников, которые пытались воздействовать на российскую авиационную базу Хмеймим, расположенную в Сирии.

В то же время реальных разработок, которые были бы близки к принятию на вооружение и были бы способны принимать участие в общевойсковом бою, пока что не представлено ни одной страной мира. В интервью агентству ТАСС Владимир Михеев, занимающий пост гендиректора КРЭТ, говорил о том, что в нашей стране подобный рой БЛА удастся создать только в течение ближайших пяти лет.

В США над созданием роя беспилотников активно работают специалисты оборонного агентства DARPA. Не так давно специалисты агентства провели очередные испытания активного роя БЛА, которые прошли на базе Форт-Беннинг (Джорджия). Активные испытания с использованием десятков беспилотников проводились для тестирования новой системы управления движениями БЛА. Испытываемая программа позволяет небольшим дронам синхронно перемещаться в пространстве, в том числе перестраиваясь для имитации крупного самолета, к примеру, истребителя.

При этом американцы подчеркивают, что проводимые ими испытания пока что направлены на решение разведывательных задач, в первую очередь во время боев в условиях городской застройки

Наступательная тактика с поддержкой роя от агентства DARPA, получившая название OFFensive Swarm-Enabled Tactics или сокращенно OFFSET, позволяет создать до 250 автономных систем, обеспечивающих сбор критически важной информации для армейских подразделений, действующих в городской застройке в условиях ограниченной видимости, разной высотности и ограниченных возможностей установления связи и мобильности

По замыслам американских специалистов, рой беспилотников поможет пехотинцам в режиме реального врмени получать массу полезной в бою информации, в том числе данные об огневых точках противника, расположении линий обороны, снайперов и другие данные.

Представленная в Китае концепция роя беспилотников решает атакующие цели. За разработку отвечают специалисты крупной корпорации Norinco. Компания еще в 2018 году в рамках проведения крупной международной выставки China Airshow 2018 в китайском Чжухае представила несколько тактических сценариев боевого применения роя беспилотников.

Показанные китайские БЛА представляют собой мультикоптеры разного размера. Рой формируется из моделей MR-40 и MR-150, оснащенных 4 и 6 воздушными винтами соответственно. Каждый из представленных беспилотников был оснащен шарообразной малоразмерной гиростабилизированной оптико-электронной платформой, поисково-прицельной РЛС и другим оборудованием, которое можно эффективно использовать для разведки.

Боевой дрон

Кроме того, очень важно в перспективе создать и настоящий боевой беспилотник. На авиасалоне в Фарнборо присутствуют более 80 фирм с беспилотными самолетами, однако абсолютное большинство из них неспособно нести вооружение

Чаще всего они предназначены для выполнения дозорных задач и сбора информации. ВВС США, которые больше всех в мире используют беспилотники, имеют на вооружении почти восемь тысяч таких аппаратов, но не больше одного процента из них вооружены.

То, что создание боевого самолета стоит очень дорого — непреложный факт, с которым нельзя не считаться

И неважно, пилотируемый это самолет или нет

Проект Taranis уже сейчас стоит почти 317 миллионов долларов. Однако, несмотря на растущую стоимость, роль дронов в ВВС во всех странах мира будет только возрастать.

Лучшие применения для дронов в будущем

1. Опыление. Представьте искусственных пчел — дронов, опыляющих растения.

2. Личная безопасность. В будущем ваши дети могут быть окружены флотилией миниатюрных дронов, сопровождающих их до школы и оберегающих в случае чего.

3. Спортивная съемка. Представьте сотню миниатюрных дронов с камерами, сопровождающих лыжный спуск и фиксирующих видео под каждым возможным углом в режиме реального времени.

4. Изучение астероидов и планетарная наука. В космических масштабах компания Planetary Resources строит ARKYD 300 — эффективный космический беспилотник, летящий со скоростью 5 км/ч. Компания планирует отправить флот из четырех-шести дронов A300 (с бортовыми датчиками) в отдаленные места типа астероидов или спутников Марса.

5. Медицинские дроны для тела. На микроскопическом уровне каждый из нас будет обладать дронами, путешествующими по нашим телам с целью мониторинга и ремонта.

6. Высотные атмосферные спутники. Как вы знаете, Google недавно объявляла о Project Loon, согласно которому по всему миру должна быть развернута сеть стратосферных шаров, а затем приобрела Titan Aerospace для строительства воздушных дронов на солнечной энергии. Оба проекта могут укутать планету одеялом из дронов, предоставляющих дешевый и повсеместный Интернет.

7. Повсеместное наблюдение. В сочетании с технологиями распознавания лиц и камерами высокого разрешения, дроны будут знать, где находится каждый из нас. Прощай, конфиденциальность! Но здравствуй, открытая информация!

8. Военное дело и борьба с терроризмом. Следует ожидать значительного увеличения военных применений беспилотных самолетов в зонах военных действий и даже у вас на заднем дворе.

Какие проблемы?

Стать дронам повсеместными мешают не столько технические проблемы, сколько социально-политические. Есть опасения по поводу конфиденциальности и шпионажа, вмешательства в зону действия самолетов и вертолетов, пособничества незаконной деятельности, безопасности и потенциальных падений, шума и заполнения неба, грабежей и коммерческого использования.

Что делает сегодняшних дронов возможными?

Вложения в миллиарды долларов, которые мы наблюдали между 1980 и 2010 годами, — вот что сделало дронов возможными. Отметим четыре зоны:

1. GPS. В 1981 году первый коммерческий передатчик GPS весил 15 килограмм и стоил больше 100 тысяч долларов. Сегодня GPS — это 0,3-граммовый чип стоимостью меньше 5 долларов.

2. IMU. Инерциальный измерительный блок (IMU) измеряет скорость, ориентацию и ускорение дрона. В 1960-х годах IMU (разработанный для программы «Аполлон») весил больше 15 килограмм и стоил миллионы. Сегодня это пара чипов стоимостью 1 доллар в вашем телефоне.

3. Цифровые камеры. В 1976 году первая цифровая камера Kodak снимала с разрешением 0,1 мегапикселя, весила килограмм и стоила больше 10 000 долларов. Сегодняшние цифровые камеры в миллиард раз лучше (разрешение лучше в 1000 раз, они меньше в 1000 раз, дешевле в 100 раз).

4. Компьютеры и беспроводные коммуникации (Wi-Fi, Bluetooth). Ну, здесь без вопросов. Компьютеры и беспроводные технологии стали в миллиард раз лучше с 1980 года.

Беспилотники — спасатели

В то время как беспилотники использовались в спасательных операциях годами, наблюдательные рои более мелких версий могли бы спасать еще больше жизней.

В лаборатории воздушных микроаппаратов при Университете Делфта делают рой «карманных беспилотников», каждый из которых может уместиться на ладони. Они летают в закрытых помещениях, в зданиях, которые слишком сильно повреждены для спасателей-людей, чтобы их исследовать, и могут искать выживших после землетрясений и других бедствий.

Ученые из Университета Лафборо создали систему, помогающую в поиске и спасении горных районов, которая использует команду из 10 небольших ручных беспилотников. Дроны оснащены тепловизионными камерами, чтобы легко находить потерявшихся альпинистов. Общаясь между собой, они гарантируют, что вся территория будет покрыта.

Беспилотники уже используются в спасательных операциях

Лучший в городе

Характеристики военных беспилотников неизвестны. Если говорить о квадрокоптере как таковом, то есть об аппарате с четырьмя несущими винтами, то, как правило, такие БПЛА могут поднять не более 1 кг — это вес пехотной осколочной гранаты или небольшого самодельного взрывного устройства. Случаи применения мини-БПЛА неоднократно отмечались в ходе военных конфликтов последних лет.

Более тяжелые машины, с шестью или восемью винтами (гексакоптеры и октокоптеры), могут нести на борту более серьезную нагрузку — до 20 кг. Этого достаточно, чтобы снарядить аппарат достаточно мощным зарядом, к примеру, кумулятивным снарядом или боеприпасом от реактивной системы залпового огня.

беспилотник

Военная техника глазами квадрокоптера

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Уже проводились эксперименты, когда к коптеру подвешивали одноразовый гранатомет, огнемет, боеприпасы весом в несколько килограммов, — рассказал «Известиям» военный эксперт Антон Лавров. — Хороший коптер, изображение с камер которого проецируется на очки виртуальной реальности, можно посадить прямо на крышу движущейся боевой машины. Перспективы у этого типа вооружения достаточно серьезные.

Но даже маленькие коптеры, не способные нести тяжелые боеприпасы, в боях очень полезны, отметил эксперт: их можно использовать для разведки на малых дальностях. Они эффективнее дронов самолетного типа при действиях в городской застройке. Коптеры могут зависать на месте, проникать в помещения, маневрировать на узких улицах или в завалах.

• Опасные боевые дроны

Еще лет 10-15 назад истории о беспилотных боевых аппаратах относились к разряду научной фантастики. Безусловно, работы в этом направлении уже велись, но до реализации проектов было еще далеко. В 2005 году Израиль сделал первый шаг, отправив несколько буквально игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов от противовоздушной обороны противника остались только рожки да ножки. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче. Взгляните на эту десятку самых опасных БПЛА современного мира, от небольшого вертолета, до межконтинентального стратегического бомбардировщика.

Triton MQ-4C

Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.

WU-14

Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.

CH-5

Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.

Taranis

До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса — три тонны, длина — 11 метров, размах крыльев — 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.

Northrop Grumman X-47BС

Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. На крыльях установлены ракетные установки, которыми управляет уже человек с земли.

IAI Harpy

Это дрон-камикадзе, предназначенный для обнаружения и уничтожения живой и бронированной силы противника. Беспилотник пикирует на цель с большой высоты, поражая ее осколочно-фугасным снарядом.

MQ-9 Reaper

Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен подниматься на тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.

Форпост

По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

C-Worker 5

Беспилотными становятся не только самолеты, но и морские суда. Великобритания представила свой катер C-Worker 5, способный развивать небольшую скорость, зато держаться на одном топливном баке целую неделю. Судно планируется использовать для разведки и траления, в крайнем случае его можно взорвать дистанционно и устроить что-то вроде диверсии.

S-100 Camcopter

Австралийская компания Schiebel представила свой беспилотный вертолет еще в 2005 году, но до настоящего момента он вовсе не потерял актуальность. S-100 Camcopter умеет отслеживать большие группы противника на недоступном для обнаружения расстоянии и чаще всего используется как разведчик. Впрочем, «зубы» у этого винтового малыша тоже имеются.

Нравится? Жми:

По законам природы

Еще одно серьезное нововведение, появившееся в последнее десятилетие — композитные материалы. Разработку легкого и прочного пластика можно сравнить с применением алюминия в послевоенной авиации. Этот материал вместе с появлением эффективных турбореактивных двигателей изменил облик самолетов. Теперь точно такая же революция происходит с композитом, который постепенно вытесняет металл из конструкций самолетов.

При проектировке самолетов все чаще используется трехмерная печать, которая позволяет создавать более сложные формы с высокой точностью. И добиваться снижения потребления топлива.

К примеру, Airbus и Boeing используют новейшие двигатели семейства LEAP производства CFM International. Форсунки в этих двигателях напечатаны на трехмерном принтере. И это позволило повысить топливную эффективность на 15%.

Кроме того, сейчас авиационная промышленность начала активнее осваивать бионический дизайн.

Бионика — прикладная наука, которая изучает возможности практического применения в различных технических устройствах принципов и структур, которые появились в природе благодаря эволюции.

Image caption

Кронштейн, спроектированный при помощи бионических технологий

Вот простой пример — на снимке выше изображен кронштейн, аналогичный тому, что используется в самолете Airbus

Обратите внимание на его форму — обычно такой элемент представляет собой сплошной кусок металла треугольной формы. Однако, рассчитав на компьютере силы, которые будут приложены к различным его частям, инженеры выяснили, какие части можно удалить, а какие — видоизменить таким образом, чтобы не только облегчить, но и усилить такой компонент

Гораздо более сложная работа была проведена группой ученых во главе с профессором Технического университета Дании Нильсом Ааге. В октябре 2017 года они опубликовали в журнале Nature доклад, в котором рассказали о том, как они рассчитали на французском суперкомпьютере Curie силовой набор крыла авиалайнера Boeing 777 — сложную структуру довольно тонких перемычек и распорок.

Полученный результат сами авторы сравнивают со структурой клюва птицы, который внутри представляет собой сложную пористую систему, с одной стороны очень легкую, с другой — прочную.

В результате, как считают исследователи, вес двух крыльев самолета можно было бы снизить на 2-5%, не потеряв при этом прочности. С учетом того, что оба крыла в сумме весят 20 тонн, это дало бы экономию до 1 тонны, что соответствует предполагаемому сокращению расхода топлива 40-200 тонн в год. А ведь это уже существенно, не правда ли?

При этом бионический дизайн в будущем, как считают в авиастроительных корпорациях, будет применяться все больше и больше. Самолет на первой иллюстрации к этому тексту — лишь эскиз инженеров Airbus, но на нем уже видно, по какому принципу будет создаваться силовой набор самолетов будущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector