Дага (кинжал)

Описание

Кинжал «Дага» – это холодное оружие, для которого предусмотрены короткий узкий клинок, внешне очень похожий на стилет, и сложная гарда. Она представлена двумя вариантами: в форме чаши или дужек. Эфес имеет широкую гарду и крестовину, концы которой выгнуты вперед. «Дага» оснащен специальным ловчим устройством в виде стальной пластинки с изогнутыми в сторону острия концами.

Устанавливается она между рукояткой и клинком. Благодаря таким конструктивным особенностям кинжал «Дага» обладает большой эффективностью при захвате и удержании клинка противника. Щиток гарды имеет форму ажурного треугольника. Лезвие может быть плоским или оснащаться 3-4 гранями. Ширина составляет 10 мм. По мнению специалистов, граненные клинки более эффективны, чем плоские, так как ими можно пробить кольчугу.

В некоторых кинжалах режущая кромка отсутствует вовсе. Такими «Дагами» в свое время наносились только колющие удары. Для данной разновидности кинжала характерно небольшое поперечное сечение, благодаря чему холодное оружие отличается высокой прочностью. Кроме того, клинок полностью стальной. Размер кинжала «Дага» (фото оружия представлено в статье) составляет 500-600 мм. Из них на сам клинок приходится 300 мм. Весит данное изделие не более 0,5 кг.

«Воловий язык»

Местом изготовления этого кинжала «Дага» стали Венеция и Верона. Оружие оснащено коротким, широким и плоским симметричным клинком. Треугольное и трехгранное острие образуется сходящимися по прямой линиями лезвий. В некоторых кинжалах данного типа лезвия могут быть разделены ребром. Рукоятка состоит из костяных или деревянных пластинок. Местом их крепления стал плоский стержень, в котором расширяющаяся кверху трубка формирует головку кинжала.

В некоторых вариантах холодного оружия трубка по бокам может быть обжата металлической полоской, концы которой тянутся к началу рукоятки. Направленные в сторону острия дужки также перекрываются полоской, как и сама трубка. Местом их монтажа стало основание клинка. Крепятся дужки путем приклепывания. Общий размер кинжала может варьироваться в пределах 600-700 мм.

Мэнкетчер

Когда сражаешься с противником, который намного выше тебя (может, он на коне или просто природой не обижен), то всегда существует вероятность получить мощный удар сверху, с небес, с высоты плеча всадника. Хватило всего одного изобретения, чтобы частично решить эту проблему и превратить поле битвы в цирковое зрелище, наподобие «Больших гонок». Вариаций мэнкетчера было множество, самая распространённая – шипастый обруч на длинной палке. Шипы, в целях гуманности видимо, торчали изнутри, чтобы доставить опешившему всаднику приятную колющую боль и нанести опасные увечья. Пойманного в такой боевой ухват воина было гораздо проще убить. А иногда, когда всадника стягивали с коня подобным образом, он ломал себе хвост и наносил другие, несовместимые с жизнью увечья. Вот такие вот изобретения у англичан.

Аппарат показал свою пользу в войнах 1500-х годов, также использовался в относительно гражданских целях, например, в них держали и вели в тюрьму важных врагов (например дворян), которых убить и сильно калечить было нельзя, но доставить максимальный дискомфорт очень хотелось. К тому же, с таким ошейником пленный совершенно не дергался. А потом в таких ошейниках перевозили и преступников. Можно сказать, это один из наиболее ужасных прародителей современных наручников.

Примечания[править]

  1. Переводится с латыни оно, кстати, несколько забавно: «обе правые». Что любопытно, есть и противоположный случай, амбисинистр — «обе левые»: это человек, одинаково паршиво владеющий обеими руками.
  2. Точнее, понятно, что никак не применимо: во всяком случае, ни в каких исторических источниках о реальных казаках боевая фланкировка не упоминается, пока в 2000-х не пошла мода на кручение шашками. Строго говоря, нынешняя фланкировка — это чрезмерно переусложнённые обычные тренировочные приёмы для рубящего оружия, известные в фехтовании как мулинеты (они же мулинэ, они же «мельницы»).

Предшественник даги

Здесь никакого секрета нет — это кинжал квилон, «маленький брат» рыцарского меча. Он появился в XIII веке, и пика своего развития достиг к XV-му, когда из оружия, распространенного в различных слоях общества, сделался чисто рыцарским. Дворянским.

Поздний квилон

Дело в том, что это оружие изначально было модным изготавливать en suite — в одном стиле, «заодно» с мечом. Отделка эфеса такого кинжала копировала отделку эфеса меча. И навершие было таким же, и квиллоны, т.е. перекрестье, и даже геометрию клинка пытались приблизить к геометрии меча — насколько это возможно. Квилон чаще всего носился на поясе справа, в положении, приспособленном для выхватывания правой рукой обратным хватом. Европейские рыцари для кинжала в 80% случаев предпочитали именно его — так проще нанести глубокую рану противнику, облаченному как минимум в прочный стеганый гамбезон.

Гравюра из Библии Мациевского

Обратите внимание на воина в желтой шапели в правом углу

Примерно к середине XV века начало складываться гражданское обоерукое фехтование, где неудобный в повседневном обиходе щит заменяли кинжалом. Уточню: речь идет именно о гражданском, дуэльном «дрыномашестве», не о боевом. Щит — штука громоздкая и неудобная, постоянно таскать его с собой — большая морока… Почему бы не заменить его кинжалом, который все равно почти у каждого мечника тех лет болтался на поясе?

Так квиллон и стал леворучным кинжалом

Его судьбу определило то, что только этот кинжал из всех европейских имел развитую гарду с длинными — это важно! — направленными вперед квиллонами — планками перекрестья. Да, именно из-за них он и получил свое современное название

Что любопытно, манера ношения такого кинжала вовсе не обязательно подразумевала приспособленность под выхватывание левой рукой. Очень часто он носился за спиной, на уровне поясницы, рукоятью вправо. В этом положении он не мешал ходьбе, а при необходимости отразить удар выхватывался правой рукой. И лишь затем перебрасывался в левую.

Дага

Вот такая вундервафля была особенно модна в в Европе в XV—XVII веках. Своего рода кинжал для фехтования левой рукой. Во Франции его называли мэн-гош, но как его не называй, суть её не меняется. Дагу использовали преимущественно для парирования вражеских ударов и для добивания порядком кровоточащего противника. Специальная пружина приводила в действие боковые лезвия, меж которых часто застревал вражеский клинок. Кстати, у японцев дага называется «сай», именно ими вооружен Рафаэль из «Черепашек-ниндзя», тот самый, которого ещё именуют «Рафик с вилками».

Изначально дага была оружием простолюдинов, но когда к ней придумали автоматические раздвижные лезвия, её стоимость резко возросла, и клинок моментально стал атрибутом богачей, а следовательно, необычайно модным. В то время фехтование переживало свой рассвет, то и дело возникал свой особый стиль, в котором дага принимала непосредственное участие. Но уже к XVIII веку необходимость в ней исчезла, бои начали вести совсем иначе, и если в битве при Азенкуре в 1415 году французские рыцари парировали удары английских мечей с помощью такого трезубца, то во времена Наполеоновских войн в основном обходились артиллерией, кавалерийскими атаками и оружейными залпами.

Разновидности даг[ | код]

Изображение испанской (рис.1) и немецкой (рис. 2) даг из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

Испанская дага | код

Для защиты руки испанская дага имеет широкую пластину в виде изогнутого треугольника, сужающуюся к навершию рукояти (исп. en berceau), зачастую украшенную чеканкой. Для отражения ударов служат длинные прямые дужки гарды. Клинок плоский, прямой, однолезвийный, с широким основанием (исп. ricasso).

Немецкая дага | код

Немецкая дага имеет ловушку для вражеского клинка в виде двух расходящихся в стороны соединенных шарнирно с основным клинком захватов, которые откидываются пружинами в боевое положение. Освобождались захваты кнопкой в рукояти. При попадании шпаги противника в полученный таким образом трезубец она удерживалась на время контратаки другой рукой, а клинок невысокого качества мог даже переломиться.

Швейцарская дага | код

Японская дага | код

Окинавская дага (сай) имеет узкий круглый или многогранный клинок. Гарда представляет собой узкие дужки, направленные вперед по направлению клинка.
В отличие от даги европейской не являлась дополнением к фехтовальному оружию. Сай вообще не являлись самурайским оружием — это был сельскохозяйственный инструмент. Более того, оружие было практически не известно в Японии, а было широко распространено в вассальном Японии королевстве Рюкю.
Также изогнутые края сай, в свою очередь, будучи заточены, образовывали дополнительные клинки, чего у гард европейских даг не наблюдалось.

Настоящей же японской дагой является дзюттэ, похожее на сай, но имеющее только одну дужку и мощный толстый гранённый клинок без заточки и острия, так как дзюттэ применялось как мечелом и в качестве полицейской дубинки. Так как полиция эпохи Эдо состояла из самураев, то можно сказать, что дзюттэ является хоть и очень специфическим, но всё же самурайским оружием. Будучи полицейским оружием для обезоруживания вооружённого мечом преступника и взятия его живым, в отличие от европейской даги, дзюттэ, как правило, не применялось в паре с мечом. Также существовал и заточенный вариант дзюттэ с настоящим заточенным лезвием — марохоси, по понятным причинам не являвшийся полицейским оружием.

О немецком оружии

Конструкция немецкой даги состоит из основного и двух боковых клинков, которые разводятся в стороны. Для них предусмотрено шарнирное крепление. Механизм их разведения приводится в действие при помощи специальной пружины. После нажатия на соответствующую кнопку оружие приобретает вид своеобразного трезубца.

Такая конструктивная особенность давала возможность фехтовальщику во время поединка ломать клинки своих противников. Для этого достаточно было захватить в ловушку лезвие вражеского ножа и нажать на затворную кнопку на рукоятке даги. Затем происходило освобождение захватов боковых клинков, после чего те освобождались, и, расходясь в стороны, ломали клинок.

Даги XVII века

К середине XVII века фехтование шпагой и дагой сохранялось в основном в южных странах — в Италии и в Испании и частично Франции. В это время уже шел процесс укорачивания и облегчения рапиры и развития более простого одноручного фехтования — таким образом, парный кинжал становился ненужным.

Однако именно семнадцатый век стал периодом его наивысшего расцвета с конструктивной точки точки зрения. В среде коллекционеров именно этот тип, испано-итальянский тип даги XVII века именуется main gauche — в переводе с французского «левая рука».

Вот он:

Французская дага XVII века

Этот тип характеризуется менее мощным клинком, чем у его предшественника (т.к. мечи стали тоже менее мощными), а главное — очень длинными прямыми квиллонами и мощным щитком для защиты руки.

На рикассо этих поздних даг часто делалось одно или два отверстия. Несмотря на то, что они ослабляли клинок, они также облегчали его, смещая точку балансировки полностью на гарду. Таково было веяние времени: тогдашние гражданские шпаги стали легче и маневреннее, но уже почти утратили способность рубить. Соответственно, кинжал тоже должен был стать легче и быстрее, а прочностью на излом стало возможно частично пренебречь.

Вот дуэльные гарнитуры из замка Дин Кэстл, Шотландия:

Обратите внимание: рикассо у обоих кинжалов очень мощное, но с перфорацией, а вот клинки довольно тонкие и легкие. Это — прямое последствие необходимости сделать самой тяжелой частью кинжала эфес, в противном случае он потеряет в маневренности — а это в поединке против такой легкой и вертлявой шпаги чревато самыми неприятными последствиями..

А иногда на рикассо делали еще дополнительные, устремленные вперед спицы, отстоящие от пяты всего на несколько миллиметров:

Поздняя дага без украшений

Это — прямая ловушка для клинка противника. К слову, гораздо более эффективная, чем распиаренный уже в наше время «крушитель мечей» — кинжал с зубцами на клинке, который кочует по интернету из статьи в статью…))

Также подобные кинжалы отличались большой длиной: вместе с эфесом она могла достигать 48 см.

Дуэли с использованием даг велись в Центральной и Южной Европе вплоть до конца XVII века, а в самой консервативной в плане оружия стране — Испании — дага дожила почти до XIX столетия. Как, впрочем, и ее старшая сестра — длинная рапира с чашевидной гардой…

Статья основана на материале из книги Гарольда Петерсона «Кинжалы и боевые ножи Западной Европы» и картинках из интернета.

Происхождение оружия

Кинжал – один из древнейших видов европейского клинкового оружия. Он произошел от большого ножа, но позже стал использоваться преимущественно для нанесения колющих ударов. Долгое время знать не обращала особого внимания на это оружие, считая его «низким» оружием простолюдинов. Однако позже ситуация изменилась: уже с XIII века кинжал становится привычным атрибутом рыцарей, его носят наряду с мечом. Дело в том, что этот вид клинкового оружия оказался весьма эффективен против закованного в латы противника, его можно было просунуть в стык между пластинами доспеха или пробить кольчугу.

Кинжал носили на цепи или просто за поясом, ножны обычно не использовали. С момента появления огнестрельного оружия тяжелые пластинчатые доспехи начали постепенно выходить из употребления или заменяться более легкими аналогами. Одновременно с этим становилось легче и основное оружие аристократии – меч. Так появилась сначала шпага, а затем и рапира.

Отказ от тяжелых доспехов позволил мечнику более свободно передвигаться в бою, выполнять сложные серии колющих и режущих (а не рубящих) ударов. Появляются новые техники фехтования, причем основной упор в них не на силу, а на скорость и ловкость бойца. В каждой стране появились собственные школы фехтования, имевшие свой особый почерк и особенности. Немцы, например, делали основной акцент на рубящих ударах, в Италии – где считается и зародилось фехтование – отдавали предпочтение удару колющему. Большинство фехтовальных школ того времени учили защищаться и отбивать вражеское оружие левой рукой. Нередко для этих целей использовали небольшой кулачный щит (баклер), вторую шпагу или же попросту намотанный на руку плащ.

В первой половине XVI века «законодателями мод» в поединках на шпагах считались испанцы. Именно в этой стране появился стиль «Эспада и дага» (espada y daga). В правой руке фехтовальщик держал шпагу и использовал ее в основном для нанесения атакующих ударов (выпадов), а в его левой руке находилась дага, которой парировались удары противника. Наличие даги значительно обогащало арсенал фехтовальщика, в него входили двойные удары шпагой и дагой, приемы защиты и одновременной атаки.

Можно сказать, что дага стала своеобразной заменой более тяжелому щиту, следуя таким образом общему вектору развития оборонительного и наступательного вооружения того времени. Однако в отличие от щита дага была более универсальной: ей можно было не только блокировать удары оппонента, но и использовать в наступательных действиях, особенно если основной клинок сломан или выбит из рук. В качестве наступательного оружия дага была особенно эффективна на коротких дистанциях.

Следует отметить, что дага – это именно кинжал для левой руки. Европейцы четко различали обычный кинжал и оружие, которое использовалось во время поединка в «паре» со шпагой или рапирой. Немцы называли такой клинок degen, испанцы и итальянцы – daga, а во Франции за этим оружием укрепилось название мэн-гош, что являлось буквальным описанием его обычного применения.

Как же выглядели даги?

О боевом применении

Использование даг послужило толчком к появлению новых техник фехтования, в которых победу одерживал не самый сильный, а более ловкий и быстрый боец. В каждой стране имелась своя собственная школа. Немцы специализировались на выполнении рубящих ударов, итальянцы – колющих. Несмотря на то что каждой школе был присущ свой почерк, в них обучали отражать удары только левой рукой. Во время тренировок использовали баклеры – специальные кулачные щитки. В условиях боя при отсутствии даги ученик мог воспользоваться намотанным на руку плащом.

В начале XVI века испанцами был изобретен новый стиль поединков на шпагах, который получил название «Эспада и Дага». Атакующие удары (выпады) совершались шпагой, которую фехтовальщик брал в правую руку. В левой удерживалась «Дага». Предназначение кинжала – парировать удары противника. Используя шпагу и дагу, фехтовальщик мог эффективно выполнять двойные удары двумя клинками, защищаться и одновременно атаковать.

Кинжал заменил тяжелый щит. Как утверждают специалисты, дагой можно не только парировать удары противника, но и атаковать, чего невозможно было сделать щитом. Нередко во время поединков шпаги ломались. В таких ситуациях функции основного оружия выполняли даги. Кинжал был очень эффективен только на короткой дистанции. Во время поединка острие даги направлялось в сторону противника. Держали кинжал на уровне шеи или груди. Как утверждают специалисты, это оружие фехтовальщиками никогда не удерживалось обратным хватом. Применение даг позволяло бойцу свободно передвигаться и выполнять сложные колющие и режущие удары.

Ключ-пистолет

В те далекие времена держать заключенных в узде было невероятно сложным и смертельно опасным занятием. Нападения на надзирателей было обычным делом. В 17 веке некоторым слесарям пришла в голову гениальная идея, которая должна была помочь тюремщикам держать заключенных в узде. Носить обычное оружие было неудобно и даже опасно, заключенные могли его просто выхватить, а подобный ключ решал множество проблем разом. Заключенный не знал, какой из ключей в связке таит смерть. Действительно, перепутать их очень легко, достаточно вспомнить размеры ключей трехсотлетней давности. В каждом таком ключе был один заряд, иногда в связке было сразу несколько ключей с сюрпризом. Первые модели были фитильного воспламенения, что сильно портило идею скрытности из-за тлеющего фитиля. Им на смену пришли гораздо более удобные кремниевые и капсульные ключи. Курок был часто вокруг или внутри ручки ключа, поэтому тюремщикам приходилось быть особенно осторожными.

В XIX веке производство такого оружия прекращается, сейчас на него ведут настоящую охоту коллекционеры всех мастей. А мы можем смело считать подобный ключ одним из предтечей знаменитого шпионского оружия Джеймса Бонда.

Первые даги

Первые леворучные кинжалы отличались от своего «папы», пожалуй, только клинком, тяготеющим к слегка листовидной форме (они были широкими, с плавным сужением к острию), обязательно с длинными и направленными вперед планками перекрестья, а также боковым кольцом на гарде. Такой тип кинжалов начал распространяться примерно к 1550-у году.

Клинки стали делаться мощными, т.к. меч в это время еще сохранял способность рубить, и более тонкий клинок мог просто сломать. Вот, например, рапира и кинжал приблизительно 1570-х годов, выполненные en suite:

Т.н. дуэльный гарнитур

В других случаях леворучный кинжал получал S-образную гарду — верхний квиллон направлен вперед, чтобы хозяин мог попытаться изловить между ним и клинком вражеский меч, а нижний — назад, образуя полудужку для защиты руки:

Еще один парный комплект примерно того же времени

Эфесы леворучных кинжалов, точно так же, как и мечей, всегда выполнялись из стали. Время медных и латунных эфесов, модных в XVIII-XIX веке даже для шпаг и сабель, еще не пришло. Тогдашняя дага, несмотря на все свое изящество и красоту, была боевым оружием. Ее эфес должен был спасать руку хозяина — в критических случаях выдерживая рубящий удар меча.

Сечение даги XVI века обычно представляло из себя слегка уплощенный бриллиант. Иногда присутствовал узкий дол во всю длину клинка. Впоследствии для улучшения балансировки в клинках начали делать отверстия, в основном располагающиеся у гарды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector