Бтр-3

Введение

При отсутствии у противника противотанковых средств, БТР может поддержать стрелков (пехоту, МП, ВДВ) огнём бортового оружия.

Ранее — в период Первой мировой войны и после — классифицировался как транспортный танк или танк-транспортёр.

По советской классификации 1933 года «О системе броневого и танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты (на шасси лёгкого трактора или танка).

Ближайшие по классу к бронетранспортёру (в некоторых государствах нет этого разделения) машины — боевые машины пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Разница между ними в тактическом назначении и, следствие, в балансе боевых и транспортных функций. БТР в основном разрабатывался как защищённое транспортное средство пехоты, а БМП и БМД должны и непосредственно поддерживать мотопехоту (мотострелков) огнём орудия и пулемёта во всех видах боевых действий. Хотя на многих БТР мощные крупнокалиберные пулемёты, их вооружение, как правило, не стабилизированно и с упрощёнными прицелами, что ограничивает его применение в основном для самообороны. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защищенностью и большей огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по хорошим дорогам. В свою очередь, БМД отличается способностью парашютного десантирования. БТР по сравнению с БМП и БМД обычно имеет значительно меньшую стоимость в производстве из-за отсутствия на нём сложного и высокотехнологичного боевого оборудования.

В последнее время разработаны варианты гусеничных БТР на базе танков с противоснарядным бронированием. Так различия между гусеничными БТР, БМП и БМД по боевым свойствам практически исчезают. Внешне отличить такой БТР от БМП можно только по основному вооружению, которое у БТР, как правило, пулемётное, а у БМП — пушечное или ракетно-пушечное с калибром пушки 20 мм и больше. Тем не менее ряд тяжёлых бронетранспортёров, как БТР-Т, имеет вооружение калибром свыше 20 мм, что фактически стирает границу между БТР и БМП. Другое менее бросающееся в глаза отличие, — БМП и БМД, в отличие от БТР, значительно более защищены от поражающего действия ядерного оружия.

Для БТР, в отличие от танков, тип движителя не оговорён, поэтому среди БТР есть и гусеничные и колёсные.

Колёсные БТР имеют ряд преимуществ по сравнению с гусеничными. Прежде всего это больший ресурс работы и высокая техническая надежность. Возможность использования стандартных узлов и агрегатов гражданских автомобилей упрощает ремонт и обслуживание, а также удешевляет производство колёсных боевых машин.

Применение в колёсных машинах новых технических и технологических решений значительно повысило их боевые качества, в том числе проходимость вне дорог, броневую защиту и вооружение, что приблизило боевые качества колёсных БТР к гусеничным.

Конструктивные особенности

Учитывая происхождение машины, не приходится удивляться ее компоновке с передним расположением отсека управления. Десантное и боевое отделения находятся в средней части бронетранспортера, а моторное – в задней. Такую схему расположения отсеков бронетранспортер БТР-3 напрямую позаимствовал у своих «предков».

Таким образом, в штатном экипаже должны числиться только два человека: непосредственно механик-водитель и оператор боевого модуля. В десантный отсек помещается не менее восьми бойцов в полной амуниции, которые могут заходить в машину и покидать ее через двустворчатые люки, прорезанные в нижней части каждого борта. Использована классическая схема: нижняя часть такой двери формирует удобный уступ, а вторая перегородка, откидываясь по ходу движения, прикрывает десант от возможного обстрела из индивидуального стрелкового оружия. Для нештатных ситуаций предусмотрены люки на крыше броневика.

Имеется штатная установка для кондиционирования воздуха, а также автоматическая система пожаротушения в моторно-трансмиссионном отсеке.

На вооружении


Украинский БТР-3 в Академии Сухопутных войск.

  • Азербайджан Азербайджан — 3 БТР-3У на 2006 год
  • Казахстан Казахстан — 2 БТР-3E, по состоянию на 2016 год
  • Мьянма Мьянма — более 10 БТР-3У, по состоянию на 2016 год
  • Нигерия Нигерия — 51 БТР-3У, по состоянию на 2016 год
  • ОАЭ ОАЭ — 90 БТР-3У «Гардиан» по состоянию на 2016 год
  • Судан Судан — 10 БТР-3 по состоянию на 2016 год
  • США США — 1 БТР-3 по состоянию на 2016 год
  • Таиланд Таиланд — 182 BTR-3E1, по состоянию на 2018 год
  • Украина Украина:

    • Национальная гвардия Украины — более 51 единицы БТР-3/БТР-3Е и не менее 6 единиц БТР-3Е1Д на 2016 год
    • Вооружённые силы Украины — около 50 БТР-3Е, не менее 4 БТР-3Е1 и некоторое количество БТР-3 на 2016 год
    • Национальное антикоррупционное бюро Украины — 1 БТР-3 на 2016 год
  • Чад Чад — 12 БТР-3Е по состоянию на 2018 год

История создания и производства

Разработка БТР-3 началась в 2000 году. Первый БТР-3У «Guardian» проектировался по техническому заданию компании ADCOM из ОАЭ для участия в конкурсе на поставку БТР для морской пехоты ОАЭ. Первая машина была сделана на базе БТР-94 — модернизации БТР-80, разработанной по заказу Иордании на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ХЗТМ), в КБ отдела «65». Разработка конструкции БТР-3 была завершена в 2002 году. Помимо ХКБМ, в разработке и создании БТР-3 и его модификаций участвовали «Государственный научно-технический центр артиллерии и стрелкового вооружения» (Украина), «ADCOM Manufacturing Company Ltd. WLL» (ОАЭ), «Deutz AG» (ФРГ) и «Allison Transmission» (США). В производстве БТР-3 задействованы 10 предприятий концерна «Укроборонпром».

Производство корпусов для БТР-3 по некоторым данным находится в Мариуполе Донецкой области на заводе «Азовмаш». Существуют утверждения о производстве корпусов БТР-3 на Лозовском кузнечно-механическом заводе.

Согласно другим данным, подтвержденным представителями украинской промышленности, при производстве БТР-3 используются корпуса старых советских БТР-70 и БТР-80 производства Арзамасского машиностроительного завода, оставшихся после распада СССР на Украине.

Конечная сборка БТР-3 осуществляется на Киевском бронетанковом заводе.

Эксплуатационные затраты у БТР-3Е меньше, чем у БТР-4, в июне 2014 они составляли около 5 тыс. гривен в месяц.

По состоянию на начало 2015 года, предприятиями военно-промышленного комплекса Украины был освоен выпуск 90% компонентов и комплектующих к БТР-3. Как сообщил в интервью директор Киевского бронетанкового завода В. Лисица, по результатам двенадцати месяцев интенсивной эксплуатации в условиях боевых действий, к началу ноября 2015 года в конструкцию БТР-3 были внесены почти 740 изменений, в результате которых были устранены имевшиеся ранее недочёты, повышены боевая эффективность и технологичность производства (в частности, изменено расположение сварных швов). Кроме того, были начаты работы по созданию опытного образца БТР-3 с двигателем MAN немецкого производства.

В начале ноября 2015 года на выставке вооружения «Defense & Security-2015» было подписано рамочное соглашение о намерении начать производство БТР-3Е1 и запасных частей к ним на территории Таиланда.

Модификации

БТР-3Е1 на выставке Africa Aerospace and Defence Expo 2010

БТР-3Е как участник внешней экспозиции боевой техники в Национальном музее истории Украины во Второй Мировой Войне. Киев, июль 2016 года.

  • БТР-3У «Гардиан» — глубокая переработка БТР-94К, с двигателем Deutz BF6M1015 и автоматической трансмиссией Allison MD3066, либо двигателем УТД-20. Оснащён боевым модулем КБА-105 «Шквал».
  • БТР-3У1 — БТР-3У с боевым модулем БМ-3С, вооружённым автоматической пушкой ЗТМ-1 и 7,62-мм пулемётом ПКТ.
  • БТР-3Е — с двигателем УТД-20 или Deutz BF6M1015. Оснащён боевым модулем БМ-3М «Штурм-М».

    • БТР-3Е1 — БТР-3Е, в котором система управления огнём «Тандем» заменена на систему управления огнём TREK
    • БТР-3Е с башней CSE 90LP производства бельгийской компании CMI Defence — демонстрационный образец показан в феврале 2013 года на IDEX-2013
    • БТР-3Е CPWS-30 — модификация 2014 года с боевым модулем CPWS-30 бельгийской компании «Cockerill»
    • БТР-3ЕУ1 — модификация БТР-3Е, разработанная в 2015 году и разрешённая к эксплуатации в вооружённых силах Украины в 2015 году
  • БТР-3К — командирская машина
  • БТР-3С — бронированная медицинская машина
  • БТР-3БР — БРЭМ, оборудованный крюками, лебёдками и бульдозерным ножом.
  • БТР-3РК — самоходный противотанковый комплекс, вооружённый 4 пусковыми установками ПТУР «Барьер» (боекомплект — 16 ракет) и 12,7-мм пулемётом НСВТ
  • БТР-3М1 — самоходный миномёт, вооружённый 81/82-мм миномётом и 12,7-мм пулемётом НСВТ
  • БТР-3М2 — самоходный миномёт, вооружённый 120-мм миномётом и 12,7-мм пулемётом НСВТ
  • БТР-3ДА — модификация 2015 года, с увеличенной до 104 км/ч максимальной скоростью и улучшенной защитой, массой 16,5 тонн. Принят на вооружение вооружённых сил Украины в ноябре 2015 года

    БТР-3ДА/70 — версия БТР-3ДА с бронированным корпусом, изготовленным с использованием нижней части БТР-70. В период с 19.10.2015 по 23.10.2015 оба образца БТР-3ДА и БТР-3ДА/70 успешно прошли ведомственные испытания.

Оценка машины

Конструкция БТР-4 и его компоновочная схема получили неоднозначную оценку в среде специалистов. Например, российский военный эксперт Михаил Барятинский считает, что, несмотря на ряд недостатков и «детских болезней», украинский бронетранспортёр предлагает неплохое соотношение цены к качеству. Кандидат военных наук полковник А. Цыганок отметил, что во время поставок БТР-4 в Ирак в ходе процедур по приёму первой партии из 26 машин был выявлен целый ряд проблем: перебои с работой датчиков системы управления машиной, отказы в системе управления огнём при высоких температурах, нестабильная работа раздаточной коробки и КПП, течь смазочных масел и т.д.. Российский обозреватель И. Катаев заметил, что создание БТР-4 является безусловным шагом вперёд по сравнению с БТР-70, но остаются вопросы, связанные с идеологической отсталостью конструкции БТР-4, его технической сыростью и низким качеством производства.

Сравнительные ТТХ современных колесных ББМ 8×8

БТР-3Е1

БТР-4Е

БТР-82А

Boxer

VBCI

Patria AMV

LAV III

Pandur II

Внешний вид
Год принятия на вооружение 2011 2011 2013 2011 2008 2003 1999 2007
Боевая масса, т 16,5 21,9 15,4 33,0 25,6 22,0 16,95 22,0
Экипаж 3 3 3 3 3 3 3 2
Десант 8 7 7 8 8 8 7 12
Автоматическая пушка 1 × 30-мм 1 × 30-мм 1 × 30-мм 1 × 25-мм 1 × 30-мм 1 × 25-мм 1 × 30-мм
ПТРК «Барьер» «Барьер» «Спайк»
Пулемёты 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 12,7-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм
Автоматический станковый гранатомёт 1 × 30-мм АГС-17 1 × 30-мм АГС-17 1 × 40-мм HK GMG
Мощность двигателя, л. с. 325 442 300 720 550 490 350 435
Удельная мощность, л. с./т 19,7 20,2 19,5 21,8 21,5 22,3 20,6 19,8
Макс. скорость, км/ч 100 110 100 100 100 100 100 105
Запас хода по шоссе, км 600 690 600 1050 550 800 450 700
Преодолеваемый брод, м плавает плавает плавает 1,5 1,2 плавает 1,2 плавает

Stryker

Фреччиа

Лазар 2

Pars

Terrex

Тип 96

ZBL-09

CM-32

Внешний вид
Год принятия на вооружение 2002 2009 н/д 2012 2010 1996 2009 н/д
Боевая масса, т 16,5 26,0 24,3 26,0 24,0 14,6 21,0 22,0
Экипаж 2 3 3 2 2 2 3 3
Десант 9 8 10 11 11 8 8 6
Автоматическая пушка 1 × 25-мм 1 × 30-мм 1 × 30-мм 1 × 20-мм
ПТРК «Малютка» «HJ-73»
Пулемёты 1 × 12,7-мм 2 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 12,7-мм 1 × 7,62-мм 1 × 12,7-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм
Автоматический станковый гранатомёт 1 × 40-мм CIS-40
Мощность двигателя, л. с. 350 550 480 524 450 360 440 450
Удельная мощность, л. с./т 21,2 21,1 19,7 20,1 18,75 24,7 20,9 20,5
Макс. скорость, км/ч 100 110 100 100 105 100 100 110
Запас хода по шоссе, км 500 800 800 700 600 500 800 800
Преодолеваемый брод, м 1,2 1,5 1,3 плавает плавает 1,2 плавает плавает
Достоинства

Компоновка предполагает более безопасный выход десанта;
дистанционно управляемый модуль;
соответствие стандартам НАТО.

Недостатки

В начале года в иракском парламенте был распространён доклад, в котором сообщалось о фактах коррупции, выявленных при поставках БТР-4 с Украины. Представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха обвинил поставщиков в том, что БТР «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». Индонезия может отказаться от закупок из-за плохой плавучести – на полном ходу носовая часть склонна к затоплению.

Согласно заключению Институт электросварки им. Е.О. Патона, основной причиной возникновения трещин на корпусах бронетранспортеров является использование ООО «Лозовской кузнечно-механический завод» (ЛКМЗ) при изготовлении корпусов низколегированной сварочной проволоки СВ-10ГСМТ.

В настоящее время СБУ проводятся следственные действия в рамках расследования преступления по статье «Диверсия», выясняющая вероятность что специалисты ЛКМЗ специально использовали такую проволоку, чтобы подтолкнуть Ирак к заключению контракта с Россией.

Общий вывод

Описание конструкции

M3 имел классическую капотную автомобильную компоновку, с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения, центральным — отделения управления и кормовым — десантного отделения. Штатный экипаж бронетранспортёрных модификаций, включавший десант, составлял 13 человек.

Броневой корпус

M3 имел лёгкое противопульное бронирование. Корпус бронетранспортёра собирался из катаных листов поверхностно закалённой броневой стали, в основном толщиной , за исключением лобового листа отделения управления, чья толщина составляла . Форма корпуса в целом повторяла форму грузового автомобиля и не имела рациональных углов наклона. Борта и корма корпуса были вертикальными, лобовой лист моторного отделения, состоявший в основном из жалюзи воздухозаборника, имел наклон 26° к вертикали, а лобовой лист отделения управления — 25°. Крыша над десантным отделением и отделением управления отсутствовала, за исключением козырька над лобовой частью последнего, имевшего наклон 83°. Какого-либо бронирования днища бронетранспортёр не имел. Посадка и высадка экипажа осуществлялась в две двери в бортах отделения управления и дверь для десанта в кормовом листе корпуса.

Вооружение

Пулемёт Браунинг M2HB калибра 12,7 мм. Смонтирован на станке M25 между сиденьями водителя и командира. Пулемёт Браунинг M1919A4 калибра 7,62 мм. Установлен на таком же станке в корме машины.Реактивный гранатомёт Базука. Возимый боекомплект: 700 патронов калибра 12,7 мм, 4000 патронов калибра 7,62 мм, 540 патронов калибра 9 мм, 22 гранаты, 26 противотанковых мин.

Двигатель и трансмиссия

На бронетранспортёре установлен карбюраторный двигатель Уайт 160 AX. Число/расположение цилиндров — 6/рядное рабочий объём — 6322,5 см³ мощность — 93,4 кВт (127 л.с.) при 3000 об/мин. Трансмиссия: 4-х скоростная механическая, 2-х скоростной демультипликатор в одном блоке с раздаточной коробкой, однодисковое сухое сцепление с механическим приводом.

Ходовая часть

В ходовой части используются автомобильные мосты «Тимкен». Ведущий передний мост Тимкен F-35-HX-1. Подвеска — рессорная совместно с гидравлическими амортизаторами (двумя). Гусеничный движитель — задний мост Тимкен 56410-BX-67, ведущие колёса — передние, направляющие колёса с натяжным механизмом — задние, один поддерживающий каток на борт, 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, гусеница — резинометаллическая шириной 300 мм с грунтозацепами. Подвеска балансирная с буферными пружинами.

Оценка машины

Сравнительные ТТХ современных колесных ББМ 8×8

БТР-3Е1 БТР-4Е БТР-82А Boxer VBCI KTO Rosomak LAV III Pandur II
Внешний вид
Год принятия на вооружение 2011 2011 2013 2011 2008 2003 1999 2007
Боевая масса, т 16,5 21,9 15,4 33,0 25,6 22,0 16,95 22,0
Экипаж 3 3 3 3 3 3 3 2
Десант 8 7 7 8 8 8 7 12
Автоматическая пушка 1 × 30-мм 1 × 30-мм 1 × 30-мм 1 × 25-мм 1 × 30-мм 1 × 25-мм 1 × 30-мм
ПТРК «Барьер» «Барьер» «Спайк»
Пулемёты 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 12,7-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм
Автоматический станковый гранатомёт 1 × 30-мм АГС-17 1 × 30-мм АГС-17 1 × 40-мм HK GMG
Мощность двигателя, л. с. 325 442 300 720 550 490 350 435
Удельная мощность, л. с./т 19,7 20,2 19,5 21,8 21,5 22,3 20,6 19,8
Макс. скорость, км/ч 100 110 100 100 100 100 100 105
Запас хода по шоссе, км 600 690 600 1050 550 800 450 700
Преодолеваемый брод, м плавает плавает плавает 1,5 1,2 плавает 1,2 плавает
Stryker Фреччиа Лазар 2 Pars Terrex Тип 96 ZBL-09 CM-32
Внешний вид
Год принятия на вооружение 2002 2009 н/д 2012 2010 1996 2009 н/д
Боевая масса, т 16,5 26,0 24,3 26,0 24,0 14,6 21,0 22,0
Экипаж 2 3 3 2 2 2 3 3
Десант 9 8 10 11 11 8 8 6
Автоматическая пушка 1 × 25-мм 1 × 30-мм 1 × 30-мм 1 × 20-мм
ПТРК «Малютка» «HJ-73»
Пулемёты 1 × 12,7-мм 2 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм 1 × 12,7-мм 1 × 7,62-мм 1 × 12,7-мм 1 × 7,62-мм 1 × 7,62-мм
Автоматический станковый гранатомёт 1 × 40-мм CIS-40
Мощность двигателя, л. с. 350 550 480 524 450 360 440 450
Удельная мощность, л. с./т 21,2 21,1 19,7 20,1 18,75 24,7 20,9 20,5
Макс. скорость, км/ч 100 110 100 100 105 100 100 110
Запас хода по шоссе, км 500 800 800 700 600 500 800 800
Преодолеваемый брод, м 1,2 1,5 1,3 плавает плавает 1,2 плавает плавает

Недостатки

Одна из причина отказа Азербайджана от закупок БТР-3 в 2013 году была связана с недостаточным усилением защищённости машины и сложностями с управлением

Примечания

  1. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 34-37
  2. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4.
  3. Official munitions production of the united states. By months, july 1, 1940 — august 31, 1945. Civilian production administration may 1, 1947
  4. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 36-37
  5. R. P. Hunnicutt. Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 211. — 240 p. — ISBN 0-89141-742-7.
  6. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 37
  7. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 37
  8. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 37
  9. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 34
  10. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 37
  11. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 37
  12. Американские полугусеничные бронетранспортёры. «Моделист-конструктор» № 5 2001. с. 37
  13. The Military Balance 2013. — P. 464.

Степень защищенности

А вот этот момент наиболее интересен для рассмотрения. Дело в том, что украинская сторона позиционирует этот броневик как наиболее защищенный, сравнивая его едва ли не с полноценным танком. Насколько оправдан такой подход и как в действительности БТР-3, технические характеристики которого мы рассматриваем, способен противостоять различным средствам поражения?

Корпус БТР-3, чертежи которого практически во всем повторяют характерные черты БТР-80, отличается заметной плавностью обводов. Как сообщают украинские конструкторы, сделано это было ради облегчения преодоления водных преград. Опять-таки есть сведения о том, что по желанию заказчика может быть смонтировано десантное отделение с высотой 150 мм, что облегчает вход и выход бойцов, а также эвакуацию раненых с поля боя.

Операторы

Страны, использовавшие БТР-152

БТР-152 в музее «Wojska Polskiego», Warszawa-Czerniaków.

Израильский трофейный БТР-152 с двумя 20-мм зенитными пушками в башне TCM-20

БРЭМ (Бронированная ремонтно-эвакуационная машина) на базе БТР-152, использовавшаяся ливанской армией

  •  Армения — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  •  Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2017 год
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  •  Гвинея — 6 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  •  Гвинея-Бисау — 20 Тип-56, по состоянию на 2017 год
  •  Джибути — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  •  Камбоджа — 10 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  •  Республика Конго — 20 БТР-152 по состоянию на 2018 год
  •  Куба — около 500 БТР-152, БТР-40, БТР-50 и БТР-60, по состоянию на 2017 год
  •  Лаос — 20 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  •  Мозамбик — 100 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  •  КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  •  Никарагуа — 102 БТР-152 (из них 61 на хранении), по состоянию на 2017 год
  •  Сирия — до 300 БТР-152 по состоянию на 2016 год
  •  Судан — от 50 до 80 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  •  Танзания — некоторое количество БТР-152, по состоянию на 2017 год
  • ЦАР — 4, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2018 год
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  •  Эфиопия — некоторое количество БТР-152, по состоянию на 2017 год
  •  Афганистан — 10 БТР-152
  •  Израиль — 24 БТР-152, по состоянию на 2010 год
  •  Иран — 320 БТР-152
  •  Ирак — 10 БТР-152
  •  Йемен — 20 БТР-152 плюс 470 БТР-152, БТР-40 и БТР-60 на хранении, по состоянию на 2010 год
  •  Мали — 10 БТР-152, по состоянию на 2010 год
  •  Намибия — 10 БТР-152
  •  Сейшельские Острова — 4 БТР-152
  •  Шри-Ланка — 10 БТР-152
  •  Экваториальная Гвинея — 10 БТР-152, по состоянию на 2010 год
  •  Алжир — 350 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1964 по 1966 год
  •  Венгрия — 160 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1950 по 1951 год
  •  ГДР — 759 единиц БТР-152 и БТР-152К поставлены из СССР в период с 1956 по 1961 год, в ГДР использовались под обозначением SPW-152
  •  Египет — 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1955 по 1956 год, 600 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1962 по 1966 год, 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1967 по 1969 год
  •  Индия — 250 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1972 по 1973 год
  •  Индонезия — 30 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1963 по 1965 год
  •  Китай — 100 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1957 по 1960 год, затем производились в Китае под обозначением Тип 56
  •  Республика Конго — 20 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1966 году
  •  Монголия — 50 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1950 году
  •  Польша — 400 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1952 по 1957 год
  •  Северный Йемен — 20 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1957 год
  •  Сербия и Черногория — 40 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1962 год
  •  Сомали — 65 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1965 год, 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1972 по 1973 год
  •  Уганда — 10 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1968 по 1970 год, 50 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1973 по 1975 год
  •  Южный Йемен — 100 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1979 по 1980 год

История создания и производства

Производство бронетранспортеров

М3: 1941 — 1859, 1942 — 4959, 1943 — 5681. Всего с мая 1941 по сентябрь 1943 выпущено 12 499 единиц, максимум достигнут в августе 1943 — 948.

М3А1: 1943 — 2037, 1944 — 825. Всего с октября 1943 по февраль 1944 выпущено 2862 единицы, максимум достигнут в октябре 1943 — 838.

М5: 1942 — 152, 1943 — 4473. Всего с декабря 1942 по сентябрь 1943 выпущено 4625 единиц, максимум достигнут в сентябре 1943 — 752.

М5А1: 1943 — 1859, 1944 — 1100. Всего с октября 1943 по март 1944 выпущено 2959 единиц, максимум достигнут в ноябре 1943 — 731.

Всего с мая 1941 по март 1944 было выпущено 39 436 бронетранспортеров М3/М5 и бронированных артиллерийских тягачей М2/М9.

Производство САУ на его шасси

М4 MMC: 1941 — 1, 1942 — 571. Всего с августа 1941 по октябрь 1942 выпущено 572 единицы, максимум достигнут в марте 1942 — 278.

М4А1 MMC: 1943 — 600. Выпускался с марта по август, максимум достигнут в апреле — 186.

М21 MMC: 1944 — 110. Выпускался с января по март, максимум достигнут в январе и феврале — по 50.

М3 75 mm GMC: 1941 — 86. Выпускался с августа(61) по сентябрь(25).

М3А1 75 mm GMC: 1942 — 1350, 1943 — 766. Всего с февраля 1942 по апрель 1943 выпущено 2116 единиц, максимум достигнут в январе 1943 — 291.

Т48 57mm GMC: 1942 — 50, 1943 — 912. Всего с декабря 1942 по май 1943 выпущено 962 единицы, максимум достигнут в феврале и апреле 1943 — по 250.

Т19 105 mm HMC: 1942 — 324. Выпускался с января по апрель, максимум достигнут в апреле — 149.

Т30 75 mm HMC: 1942 — 500. Выпускался с января по ноябрь, максимум достигнут в ноябре — 188.

М13 MGMC, М14 MGMC, М16 MGMC, М17 MGMC: 1942 — 5, 1943 — 5994, 1944 — 1323. Всего с декабря 1942 по декабрь 1944 выпущено 7322 единицы, максимум достигнут в августе 1943 — 1038.

M15 CGMC: 1943 — 600. Выпускался с февраля по апрель, максимум достигнут в марте — 272.

M15A1 CGMC: 1943 — 1052, 1944 — 600. Всего с октября 1943 по февраль 1944 выпущено 1652 единицы, максимум достигнут в ноябре 1943 — 500.

Всего с августа 1941 по декабрь 1944 было выпущено 14844 САУ на шасси бронетранспортера.

Итого, с мая 1941 по декабрь 1944 изготовили 54280 машин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector