Бтр-152
Содержание:
Модификации
Советский Союз
- объект 140 (1947) — опытный, 6х6. Шасси ЗИС-123 на базе шасси ЗИС-121 грузового автомобиля ЗиС-151, бронекорпус ЗИС-100. Мощность 110 л.с. 12 машин
- объект 140А (1949) — опытный. С зенитной установкой из 2 КПВ, телескопическим прицелом ОП-1-14 и коллиматорным прицелом. 2 машины
-
БТР-152
БТР-152А (1951) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Серия в 1952-55 гг. на ЗиС, 719 машин. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 10 чел. В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4.
— базовая модификация с открытым кузовом. Серия в 1950-55 гг. на ЗиС, 4923 машины (в т.ч. с р/с – 3333). Лоб корпуса – 13 мм, борт – 10 мм. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 2+17 чел.
- объект 140В (1953) — опытный, машина управления артогнём с бронекорпусом увеличенной высоты.
-
БТР-152В (1955) — вариант на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗИС-128 и первых прототипов грузового ЗИЛ-157, с автоподкачкой шин. Серия в 1955-59 гг. на ЗиС, 2904 машины. Борт корпуса – 9-11 мм. Боевая масса – 8,95 т. Экипаж – 2+17 чел.
- БТР-152Е (1955) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Вес – 8,95 т. Серия в 1955-57 гг. на ЗиС, 160 машин
- БТР-152С (1955) — машина связи с увеличенной высотой бронекорпуса. Серия в 1955-59 гг. на ЗиСе, 272 машины.
- БТР-152И (1957) — машина управления, с высоким закрытым корпусом. Серия в 1957-62 гг. на ЗиЛ и БАЗ
- БТР-152К (1957) — броневая крыша корпуса (высота корпуса увеличена на 300 мм), экипаж – 3+13 чел. Серия в 1957-59 гг. на ЗиЛ и в 1960-62 гг. на БАЗ
-
БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса). Серия на ЗиЛ (в 1957-59 гг., 611 машин) и БАЗ (в 1960-62 гг.)
- БТР-152К1 (1959) — вариант с броневой крышей корпуса. Серия в 1959 г. на ЗиЛ (245 машин) и в 1960-62 гг. на БАЗ
- БТР-152С1 — подвижный командный пункт. Серия на БАЗ в 1960-62 гг.
- БТР-152У — машина управления.
- БТР-152В2 (1960) — опытный, с однодисковым сцеплением и КПП ЗИЛ-130
- БТР-152К2 — опытный, с однодисковым сцеплением и КПП ЗИЛ-130
- БТР-152С2 — опытный, с однодисковым сцеплением, КПП ЗИЛ-130
- БТР-152В (1956) — опытный, 2 машины. С 2 или 4 подъемными неприводными катками.
- БТР-Э152В (1957) — опытный, с равным расположением осей (колесная формула – 6х4)
- Р-118АМ «Стадион» — радиостанция средней мощности с р/п Р-154-2 «Молибден» и Р-311. Выпускались на шасси БТР-152С до 1959 г. (272 шасси), БТР-152С1 до 1962 г.
- БТР-152Э1 — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Ближнего Востока. Серия на ЗиЛ
- БТР-152Ю1 — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Африки («южный» вариант). Серия на БАЗ
- БТР-152Т1 (1957) — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Африки («тропический» вариант)
ГДР
-
SPW-152 — немецкая версия БТР-152.
- SPW-152, преобразованный в бронированную машину скорой помощи.
- SPW-152U — немецкая версия командирского БТР-152.
Ливан
- БТР-152 был изменен ливанскими боевиками. В десантном отделении была размещена зенитная установка ЗУ-23-2.
- БТР-152, переделанный Армией Южного Ливана в БРЭМ.
Польша
- БТР-152, преобразованный в мобильный командный пункт.
- БТР-152, преобразованный в инженерный автомобиль.
- БТР-152, преобразованный в бронированный артиллерийский тягач.
Описание конструкции
СГМБ (СГ-43) на БТР-152, 1968 год.
Броневой корпус и башня
Броневой корпус БТР-152 открытого типа, сварен из броневых листов, состоит из трёх отделений и является несущей конструкцией, на которой установлены все механизмы и агрегаты машины.
Силовое отделение
В передней части машины находится силовое отделение, в котором установлен двигатель, а также находится электрооборудование с радиаторами и пусковым подогревателем.
Отделение управления
За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира. Под местом командира установлен аккумулятор. Для выхода из машины слева и справа от сидений находятся двери, открывающиеся наружу.
В отделении управления также находятся контрольно-измерительные приборы и приборы наблюдения. В правой передней части отделения управления установлен кронштейн с вещевым мешком и радиостанцией.
Боевое отделение
В средней и кормовой частях машины за отделением управления и силовым отделением находится боевое отделение. В боевом отделении расположен пулемёт, а также находятся бензиновые баки, возимый ЗИП, укладки с боекомплектом и аптечка с огнетушителем.
Для размещения десанта вдоль бортов и в передней части боевого отделения находятся 17 сидений. За спинками сидений имеются зажимы для крепления автоматов.
Средства наблюдения и связи
Для обеспечения связи в БТР-152 установлена радиостанция 10РТ-12. Днём дальность действия радиостанции составляет 25..30 км на ходу и 35..38 км на стоянке, ночью — 13..15 км на ходу и 15..17 км на стоянке.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель ЗИЛ-123В. Максимальная мощность двигателя составляет 110 л. с.
Коробка передач — механическая и имеет пять передних и одну заднюю передачу. Раздаточная коробка имеет две понижающие передачи, а также механизм включения переднего моста.
Ходовая часть
Подвеска переднего моста БТР-152 представляет собой две полуэллиптические продольные рессоры с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.
Подвески среднего и заднего мостов — балансирные, на двух полуэллиптических продольных рессорах, которые укреплены на качающихся ступицах средней частью.
На машинах выпускавшихся с по 1955 год устанавливались колёса аналогичные автомобилю ЗиС-150, но имевшие внедорожный рисунок протектора шин. На машинах выпускавшихся с 1956 по 1962 год устанавливались колеса аналогичные автомобилю ЗИЛ-157.
История создания
В 1950 году БТР-152 был принят на вооружение Советской армии. С началом серийного производства и эксплуатации в войсках в конструкции были выявлены недоработки и дефектные узлы, обладавшие низкой надёжностью. Со временем недостатки были устранены. После того, как конструкция БТР-152 была отлажена, возник вопрос повышения характеристик бронетранспортёра. Проблемным оставался вопрос проходимости окопов противника, поэтому в 1956 году по заданию Министерства обороны СССР были изготовлены два опытных образца БТР-152В с дополнительно установленными поддерживающими катками. Однако, результаты испытаний были отрицательны, вместо ожидаемых улучшений, проходимость ухудшилась, так как на ведущих колёсах уменьшилась сцепная масса, а катки оказывали дополнительное сопротивление. Было очевидно, что проблему проходимости надо решать иными способами.
В это же время в СКБ ЗИЛа вели работы в том же направлении на грузовике ЗИЛ-157. Проблему решали путём установки мостов равнорасположенными по базе, при этом подвеска каждого моста была независима. Результаты испытаний образца ЗИЛ-157-Р показали высокую проходимость и возможность преодоления рвов шириной до 2,5 метров. Аналогичным образом поступили при разработке улучшенной версии БТР-152. Для того, чтобы нивелировать недостаточную устойчивость при прямолинейном движении по шоссе на высоких скоростях, первые две оси были сделаны управляемыми. В начале 1957 года был построен опытный образец машины, получивший обозначение БТР-Э152В. Образец был направлен на сравнительные испытания в НИИ-21. Вместе с БТР-Э152В испытания проходили серийный образец БТР-152В, опытные образцы ЗИЛ-157 и ЗИЛ-134.
Сравнительные испытания показали, что БТР-Э152В легко преодолевал окопы шириной до 1,3 метра и рвы шириной 2,5 метра, ни один из других образцов преодолеть такие препятствия не сумел. Более того, БТР-Э152В был способен перемешаться по пересечённой местности без одного колеса, или же без двух колёс средней оси. Однако в ходе испытаний также был выявлен существенный дефект: шарниры «Бендикс-Вейсс», установленные на среднем мосте, часто выходили из строя, так как не были рассчитаны на повышенные нагрузки, которые воспринимал средний мост при выходе из рва. Требовалась разработка нового усиленного моста. Схема с поворотом первых двух мостов также отрицательно влияла на управляемость машины при движении по шоссе выше 40 км/ч.
Летом 1957 года было закончено изготовление второго опытного образца. Была изменена схема работы осей при повороте машины (поворачивались первая и последняя оси). Прочность полуосей на среднем мосте была увеличена на 25%, шарниры «Бендикс-Вейсс» были исключены из конструкции. По результатам испытаний было определено, что недостатки, связанные с разрушением шарниров среднего моста, были устранены, при этом проходимость по сравнению с первым образцом не ухудшилась. Однако, возник ряд других проблем. Зубья главной передачи среднего моста не выдерживали нагрузки и ломались. Требовалась разработка нового среднего моста. Задняя ось поворачивалась с запозданием из-за увеличенной звеньевой цепи. Многочисленные люфты в рулевом управлении отрицательно сказывались на управляемости машины при высоких скоростях. БТР-Э512В по-прежнему терял управление при движении по шоссе выше 40 км/ч.
Осенью и зимой —1958 годов были продолжены сравнительные испытания по проходимости. По результатам испытаний БТР-Э152В показал существенные преимущества перед БТР-152В. Там где, БТР-152В застревал и не мог продолжить движение своим ходом, БТР-Э152В проезжал без особых проблем. Однако, для решения задач проходимости в БТР-Э152В были подняты тяговые свойства, при этом максимальная скорость была уменьшена до 52,9 км/ч, что не соответствовало требованиям, предъявляемым к бронетранспортёрам. Необходимо было увеличивать удельную мощность машины в 1,5—2 раза, однако Министерство обороны СССР предъявило новые требования к перспективному БТР. Машина обязательно должна была преодолевать препятствия вплавь. Поэтому работы по БТР-Э152В были свёрнуты.
Примечания
- ↑
- ↑ Е. Прочко. БТР-152. Монография. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 1999. — № 4. — С. 6.
- Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 5
- ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 6
- Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 7
- ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 12-13
- Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 14
- Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 19
- Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 21
- Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 22
- ↑ Карпенко А. В. Бронетранспортёры // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 63. — 480 с. — 10 000 экз.
- The Military Balance 2017. — P. 200.
- The Military Balance 2017. — P. 495.
- ↑ The Military Balance 2017. — P. 338.
- The Military Balance 2017. — P. 517.
- The Military Balance 2017. — P. 518.
- The Military Balance 2017. — P. 510.
- The Military Balance 2017. — P. 505.
- The Military Balance 2017. — P. 449.
- The Military Balance 2017. — P. 310.
- The Military Balance 2017. — P. 525.
- The Military Balance 2017. — P. 304.
- The Military Balance 2017. — P. 464.
- The Military Balance 2017. — P. 404.
- The Military Balance 2017. — P. 539.
- The Military Balance 2017. — P. 541.
- The Military Balance 2017. — P. 503.
- The Military Balance 2017. — P. 511.
- The Military Balance 2017. — P. 512.
- ↑
- The Military Balance 2010. — P. 255.
- The Military Balance 2010. — P. 277.
- The Military Balance 2010. — P. 316.
- The Military Balance 2010. — P. 306.
- ↑
Важнейшие изменения последней модификации
Во-первых, высота корпуса увеличилась сразу на 300 мм. По всей длине крыши имелся люк, закрываемый бронеплитами. Чтобы массивные крышки было легче открывать, они сочленялись с торсионом. Запасная дверь располагалась в корме машины, на ней же было закреплено запасное колесо. Над сиденьем водителя был проделан отдельный лючок, необходимый для монтажа прибора ночного видения ТВН-2.
Как и в прошлых версиях, бронетранспортер имел четыре кронштейна для монтажа пулеметов, но устанавливались эти крепления не по бортам корпуса, а непосредственно на крыше. В роли оружия могли выступать модели СГМБ или ПКТ. Позиция пулеметчика находилась прямо над отделением управления. Нужно отметить, что некоторая часть бронетранспортеров вообще была лишена пулемётов.
В отличие от прошлых вариаций, этот военный БТР-152 не имел сидений для экипажа, установленных прямо поверх топливных баков. Из-за этого количество десантников снизилось, но значительно повысилась боевая живучесть машины. Кроме того, новшества нашли отражение и в конструкции двигателя, который получил алюминиевые головки блока цилиндров.
Операторы
Страны, использовавшие БТР-152
БТР-152 в музее «Wojska Polskiego», Warszawa-Czerniaków.
Израильский трофейный БТР-152 с двумя 20-мм зенитными пушками в башне TCM-20
БРЭМ (Бронированная ремонтно-эвакуационная машина) на базе БТР-152, использовавшаяся ливанской армией
Современные
- Армения Армения — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
- Ангола Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2017 год
- Вьетнам Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
- Гвинея Гвинея — 6 БТР-152, по состоянию на 2017 год
- Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — 20 Тип-56, по состоянию на 2017 год
- Джибути Джибути — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
- Камбоджа Камбоджа — 10 БТР-152, по состоянию на 2017 год
- Республика Конго Республика Конго — 20 БТР-152, по состоянию на 2017 год
- Куба Куба — около 500 БТР-152, БТР-40, БТР-50 и БТР-60, по состоянию на 2017 год
- Лаос Лаос — 20 БТР-152, по состоянию на 2017 год
- Мозамбик Мозамбик — 100 БТР-152, по состоянию на 2017 год
- КНДР КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
- Никарагуа Никарагуа — 102 БТР-152 (из них 61 на хранении), по состоянию на 2017 год
- Сирия Сирия — до 300 БТР-152 по состоянию на 2016 год
- Судан Судан — от 50 до 80 БТР-152, по состоянию на 2017 год
- Танзания Танзания — некоторое количество БТР-152, по состоянию на 2017 год
- ЦАР ЦАР — 4 БТР-152 (небоеспособны), по состоянию на 2017 год
- Эритрея Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
- Эфиопия Эфиопия — некоторое количество БТР-152, по состоянию на 2017 год
Бывшие
- Афганистан Афганистан — 10 БТР-152
- Израиль Израиль — 24 БТР-152, по состоянию на 2010 год
- Иран Иран — 320 БТР-152
- Ирак Ирак — 10 БТР-152
- Йемен Йемен — 20 БТР-152 плюс 470 БТР-152, БТР-40 и БТР-60 на хранении, по состоянию на 2010 год
- Мали Мали — 10 БТР-152, по состоянию на 2010 год
- Намибия Намибия — 10 БТР-152
- Сейшельские Острова Сейшельские Острова — 4 БТР-152
- Шри-Ланка Шри-Ланка — 10 БТР-152
- Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 10 БТР-152, по состоянию на 2010 год
- Алжир Алжир — 350 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1966 годы
- Венгрия Венгрия — 160 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1951 годы
- ГДР ГДР — 759 единиц БТР-152 и БТР-152К поставлены из СССР в период с по 1961 годы, в ГДР использовались под обозначением SPW-152
- Египет Египет — 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1956 годы, 600 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1966 годы, 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1969 годы
- Индия Индия — 250 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1973 годы
- Индонезия Индонезия — 30 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1965 годы
- КНР КНР — 100 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1960 годы, затем производились в Китае по обозначением Тип 56
- Республика Конго Республика Конго — 20 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1966 году
- Монголия Монголия — 50 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1950 году
- Польша Польша — 400 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1957 годы
- Северный Йемен Северный Йемен — 20 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1957 году
- Сербия и Черногория Сербия и Черногория — 40 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1962 году
- Сомали Сомали — 65 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1965 году, 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1973 годы
- Уганда Уганда — 10 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1970 годы, 50 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1975 годы
- НДР Йемен НДР Йемен — 100 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1980 годы
Примечания
- ↑
- The Military Balance 2016
- Веретенников А. И. Развитие украинской бронетехники за последние 20 лет (1992-2011 г.г.) // Інтегровані технології та енергозбереження. — 2012. — Вып. 4. — С. 124.
- .
- ↑ Константин Сидоров. . Еженедельник «Военно-промышленный курьер», № 31 (448) (8 августа 2012 года).
- ↑ BTR-3E in forward line // «Ukrainian Defense Review», № 1, January — February 2015. p.12-16
- Колёсный плавающий бронетранспортёр БТР-3У (8х8) // Бронетанковая техника мира: справочник / сост. О. Н. Брилев. М., АРМС-ТАСС, 2006. стр.334-335
- Колісний бронетранспортер. Патент України № 2798
- (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2016.
- Сергей Згурец. Эволюция боем // «Defense Express», № 10-11 (октябрь — ноябрь) 2015. стр.18-20
- ↑
- Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, Міністерство оборони України», 2016. стор.30
- Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, Міністерство оборони України», 2016. стор.96
- (недоступная ссылка). Дата обращения 7 февраля 2017.
- (16 сентября 2013).
- Сергей Згурец, Defense Express. .
- .
- The Military Balance 2016, p.185
- The Military Balance 2016, p.276
- The Military Balance 2016, p.461
- The Military Balance 2016, p.359
- The Military Balance 2016, p.471
- (недоступная ссылка). Дата обращения 8 апреля 2016.
- The Military Balance 2018, p.306,307
- The Military Balance 2016, p.206
- . Mignews.com.ua. Дата обращения 18 мая 2016.
- . kbtz.com.ua. Дата обращения 18 мая 2016.
- The Military Balance 2018, p.454
Где можно увидеть
-
Россия Россия:
- Верхняя Пышма — Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
- Краснодар — БТР-152К, Музей военной техники «Оружие Победы» в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы;
- Кубинка — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
- Тольятти — Технический музей имени К. Г. Сахарова;
- Падиково Московской области — Музей отечественной военной истории.
-
Белоруссия Белоруссия
Лошаны — Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
:
-
Германия Германия
Зинсхайм — БТР-152К, Музей техники в Зинсхайме.
:
-
Израиль Израиль:
- Латрун — Музей Израильских танковых войск;
- Тель-Авив — Музей Армии обороны Израиля;
- Беэр-Шева, авиабаза Хацерим — БТР-152 ТСМ-20, Израильский Музей ВВС (англ.)русск..
-
Молдавия Молдавия
Кишинёв — БТР-152К, Музей военной истории Молдавии.
:
-
Польша Польша
Варшава — Музей польской военной техники.
:
-
Франция Франция
Сомюр — Музей генерала Эстьена (англ.)русск..
:
Ставка на трехосники
Заднемоторный автомобиль на шасси прототипа ЗИС-157. 1956 год
Представителем пламенного поколения советских автоконструкторов являлся Виталий Андреевич Грачев, возглавлявший секретное СКБ Московского завода имени И. А. Лихачева (ЗИЛ). С середины 1950-х его перу принадлежали разнообразные экспериментальные военные машины различных поисковых систем. В отсутствие собственного опыта и знаний по теории транспортных средств высокой проходимости он лихорадочно проектировал и одно за другим испытывал свои творения в попытке интуитивно нащупать истину в море своих фантазий. Одним из направлений работ Грачева стали «легкие» трехосные автомобили, служившие для проверки агрегатов и испытания ряда узлов.
Первой попыткой создания принципиально новой автотехники был макетный образец на пробном шасси будущего грузовика ЗИЛ-157, построенный зимой 1956 года. Его революционная суть заключалась в переносе двигателя из моторного отсека на заднюю часть рамы, чтобы снизить нагрузку на передние управляемые колеса. Как часто бывает, первый блин вышел комом: автомобиль задирал «нос», толкая перед собой кучу снега, потерял управляемость и вообще не смог двигаться по снежной целине.
Летом 1956-го появилась простенькая одноместная тележка ЗИС-134Э3 (она же — Макет № 3) с клиновидным корпусом и тремя ведущими мостами с единой колеей. Эта схема с равномерным расположением мостов по длине автомобиля на долгое время стала главным концептуальным направлением развития всех последующих опытных машин Грачева. Ее испытания принесли неоднозначные результаты, предоставив своим создателям полную свободу действий и фантазий.
Легкий экспериментальный вездеход ЗИС-Э134 Макет № 3. 1956 год
Испытания заднемоторной тележки на полигоне НИИАП в Бронницах
На следующий год на шасси грузовика ЗИЛ-157 по схеме с равноудаленными мостами был построен опытный вездеход ЗИЛ-157Р с передними и задними управляемыми колесами. На нем стояли 104-сильный двигатель, система подкачки шин и гидроусилитель рулевого механизма, а широкопрофильные или арочные шины позволяли автомобилю преодолевать рвы шириной 2,5 м.
Бортовой 2,5-тонный автомобиль ЗИЛ-157Р на шести арочных шинах
В тех же испытаниях принял участие сходный по концепции 140-сильный плавающий снегоболотоход ЗИЛ-136 с несущим корпусом и водометным движителем. На нем впервые для трехосных машин ЗИЛ был применен упрощенный вариант бортовой трансмиссии с боковым расположением ведущих конических передач и карданных валов. В задней части машины помещались 140-сильный бензиновый мотор и коробка передач от легкового автомобиля ЗИС-110. Вездеход снабжался системой изменения давления в шинах и гидроусилителем рулевого механизма, эластичными 20-дюймовыми или арочными шинами, но какая-либо подвеска на нем отсутствовала. На испытаниях он показал удовлетворительную проходимость, но имел плохую управляемость.
Экспериментальный плавающий вездеход ЗИЛ-136. 1957 год (из архива 21 НИИЦ)
Машина ЗИЛ-136 с несущим безрамным корпусом и арочными шинами
В 1957 году был построен также экспериментальный образец трехосной бронемашины БТР-Э152В, конструктивно сходной с двумя предыдущими образцами. Ее оборудовали передними и средними управляемыми колесами, пневматическим усилителем рулевого механизма от грузовика ЯАЗ-214 и гидроамортизаторами на всех мостах. Машина могла передвигаться передним или задним ходом с одним или двумя поврежденными колесами среднего моста. У второго образца с гидроусилителем рулевого механизма управляемыми были колеса переднего и заднего мостов с расширенными сверхмягкими шинами.
Главным же достижением Грачева в секторе трехосных машин стали очередные прототипы сухопутных и плавающих грузовиков серии 132.