Бтр-152

Модификации

Советский Союз

  • объект 140 (1947) — опытный, 6х6. Шасси ЗИС-123 на базе шасси ЗИС-121 грузового автомобиля ЗиС-151, бронекорпус ЗИС-100. Мощность 110 л.с. 12 машин
  • объект 140А (1949) — опытный. С зенитной установкой из 2 КПВ, телескопическим прицелом ОП-1-14 и коллиматорным прицелом. 2 машины
  • БТР-152

    БТР-152А (1951) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Серия в 1952-55 гг. на ЗиС, 719 машин. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 10 чел. В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4.

     — базовая модификация с открытым кузовом. Серия в 1950-55 гг. на ЗиС, 4923 машины (в т.ч. с р/с – 3333). Лоб корпуса – 13 мм, борт – 10 мм. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 2+17 чел.

  • объект 140В (1953) — опытный, машина управления артогнём с бронекорпусом увеличенной высоты.
  • БТР-152В (1955) — вариант на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗИС-128 и первых прототипов грузового ЗИЛ-157, с автоподкачкой шин. Серия в 1955-59 гг. на ЗиС, 2904 машины. Борт корпуса – 9-11 мм. Боевая масса – 8,95 т. Экипаж – 2+17 чел.

    • БТР-152Е (1955) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Вес – 8,95 т. Серия в 1955-57 гг. на ЗиС, 160 машин
    • БТР-152С (1955) — машина связи с увеличенной высотой бронекорпуса. Серия в 1955-59 гг. на ЗиСе, 272 машины.
    • БТР-152И (1957) — машина управления, с высоким закрытым корпусом. Серия в 1957-62 гг. на ЗиЛ и БАЗ
    • БТР-152К (1957) — броневая крыша корпуса (высота корпуса увеличена на 300 мм), экипаж – 3+13 чел. Серия в 1957-59 гг. на ЗиЛ и в 1960-62 гг. на БАЗ
  • БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса). Серия на ЗиЛ (в 1957-59 гг., 611 машин) и БАЗ (в 1960-62 гг.)

    • БТР-152К1 (1959) — вариант с броневой крышей корпуса. Серия в 1959 г. на ЗиЛ (245 машин) и в 1960-62 гг. на БАЗ
    • БТР-152С1 — подвижный командный пункт. Серия на БАЗ в 1960-62 гг.
    • БТР-152У — машина управления.
    • БТР-152В2 (1960) — опытный, с однодисковым сцеплением и КПП ЗИЛ-130
    • БТР-152К2 — опытный, с однодисковым сцеплением и КПП ЗИЛ-130
    • БТР-152С2 — опытный, с однодисковым сцеплением, КПП ЗИЛ-130
    • БТР-152В (1956) опытный, 2 машины. С 2 или 4 подъемными неприводными катками.
    • БТР-Э152В (1957) опытный, с равным расположением осей (колесная формула – 6х4)
  • Р-118АМ «Стадион» радиостанция средней мощности с р/п Р-154-2 «Молибден» и Р-311. Выпускались на шасси БТР-152С до 1959 г. (272 шасси), БТР-152С1 до 1962 г.
  • БТР-152Э1 — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Ближнего Востока. Серия на ЗиЛ
  • БТР-152Ю1 — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Африки («южный» вариант). Серия на БАЗ
  • БТР-152Т1 (1957) — экспортный вариант БТР-152В1 для стран Африки («тропический» вариант)

ГДР

  • SPW-152 — немецкая версия БТР-152.

    • SPW-152, преобразованный в бронированную машину скорой помощи.
    • SPW-152U — немецкая версия командирского БТР-152.

Ливан

  • БТР-152 был изменен ливанскими боевиками. В десантном отделении была размещена зенитная установка ЗУ-23-2.
  • БТР-152, переделанный Армией Южного Ливана в БРЭМ.

Польша

  • БТР-152, преобразованный в мобильный командный пункт.
  • БТР-152, преобразованный в инженерный автомобиль.
  • БТР-152, преобразованный в бронированный артиллерийский тягач.

Описание конструкции

СГМБ (СГ-43) на БТР-152, 1968 год.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус БТР-152 открытого типа, сварен из броневых листов, состоит из трёх отделений и является несущей конструкцией, на которой установлены все механизмы и агрегаты машины.

Силовое отделение

В передней части машины находится силовое отделение, в котором установлен двигатель, а также находится электрооборудование с радиаторами и пусковым подогревателем.

Отделение управления

За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира. Под местом командира установлен аккумулятор. Для выхода из машины слева и справа от сидений находятся двери, открывающиеся наружу.

В отделении управления также находятся контрольно-измерительные приборы и приборы наблюдения. В правой передней части отделения управления установлен кронштейн с вещевым мешком и радиостанцией.

Боевое отделение

В средней и кормовой частях машины за отделением управления и силовым отделением находится боевое отделение. В боевом отделении расположен пулемёт, а также находятся бензиновые баки, возимый ЗИП, укладки с боекомплектом и аптечка с огнетушителем.

Для размещения десанта вдоль бортов и в передней части боевого отделения находятся 17 сидений. За спинками сидений имеются зажимы для крепления автоматов.

Средства наблюдения и связи

Для обеспечения связи в БТР-152 установлена радиостанция 10РТ-12. Днём дальность действия радиостанции составляет 25..30 км на ходу и 35..38 км на стоянке, ночью — 13..15 км на ходу и 15..17 км на стоянке.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель ЗИЛ-123В. Максимальная мощность двигателя составляет 110 л. с.

Коробка передач — механическая и имеет пять передних и одну заднюю передачу. Раздаточная коробка имеет две понижающие передачи, а также механизм включения переднего моста.

Ходовая часть

Подвеска переднего моста БТР-152 представляет собой две полуэллиптические продольные рессоры с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.

Подвески среднего и заднего мостов — балансирные, на двух полуэллиптических продольных рессорах, которые укреплены на качающихся ступицах средней частью.

На машинах выпускавшихся с по 1955 год устанавливались колёса аналогичные автомобилю ЗиС-150, но имевшие внедорожный рисунок протектора шин. На машинах выпускавшихся с 1956 по 1962 год устанавливались колеса аналогичные автомобилю ЗИЛ-157.

История создания

В 1950 году БТР-152 был принят на вооружение Советской армии. С началом серийного производства и эксплуатации в войсках в конструкции были выявлены недоработки и дефектные узлы, обладавшие низкой надёжностью. Со временем недостатки были устранены. После того, как конструкция БТР-152 была отлажена, возник вопрос повышения характеристик бронетранспортёра. Проблемным оставался вопрос проходимости окопов противника, поэтому в 1956 году по заданию Министерства обороны СССР были изготовлены два опытных образца БТР-152В с дополнительно установленными поддерживающими катками. Однако, результаты испытаний были отрицательны, вместо ожидаемых улучшений, проходимость ухудшилась, так как на ведущих колёсах уменьшилась сцепная масса, а катки оказывали дополнительное сопротивление. Было очевидно, что проблему проходимости надо решать иными способами.

В это же время в СКБ ЗИЛа вели работы в том же направлении на грузовике ЗИЛ-157. Проблему решали путём установки мостов равнорасположенными по базе, при этом подвеска каждого моста была независима. Результаты испытаний образца ЗИЛ-157-Р показали высокую проходимость и возможность преодоления рвов шириной до 2,5 метров. Аналогичным образом поступили при разработке улучшенной версии БТР-152. Для того, чтобы нивелировать недостаточную устойчивость при прямолинейном движении по шоссе на высоких скоростях, первые две оси были сделаны управляемыми. В начале 1957 года был построен опытный образец машины, получивший обозначение БТР-Э152В. Образец был направлен на сравнительные испытания в НИИ-21. Вместе с БТР-Э152В испытания проходили серийный образец БТР-152В, опытные образцы ЗИЛ-157 и ЗИЛ-134.

Сравнительные испытания показали, что БТР-Э152В легко преодолевал окопы шириной до 1,3 метра и рвы шириной 2,5 метра, ни один из других образцов преодолеть такие препятствия не сумел. Более того, БТР-Э152В был способен перемешаться по пересечённой местности без одного колеса, или же без двух колёс средней оси. Однако в ходе испытаний также был выявлен существенный дефект: шарниры «Бендикс-Вейсс», установленные на среднем мосте, часто выходили из строя, так как не были рассчитаны на повышенные нагрузки, которые воспринимал средний мост при выходе из рва. Требовалась разработка нового усиленного моста. Схема с поворотом первых двух мостов также отрицательно влияла на управляемость машины при движении по шоссе выше 40 км/ч.

Летом 1957 года было закончено изготовление второго опытного образца. Была изменена схема работы осей при повороте машины (поворачивались первая и последняя оси). Прочность полуосей на среднем мосте была увеличена на 25%, шарниры «Бендикс-Вейсс» были исключены из конструкции. По результатам испытаний было определено, что недостатки, связанные с разрушением шарниров среднего моста, были устранены, при этом проходимость по сравнению с первым образцом не ухудшилась. Однако, возник ряд других проблем. Зубья главной передачи среднего моста не выдерживали нагрузки и ломались. Требовалась разработка нового среднего моста. Задняя ось поворачивалась с запозданием из-за увеличенной звеньевой цепи. Многочисленные люфты в рулевом управлении отрицательно сказывались на управляемости машины при высоких скоростях. БТР-Э512В по-прежнему терял управление при движении по шоссе выше 40 км/ч.

Осенью и зимой —1958 годов были продолжены сравнительные испытания по проходимости. По результатам испытаний БТР-Э152В показал существенные преимущества перед БТР-152В. Там где, БТР-152В застревал и не мог продолжить движение своим ходом, БТР-Э152В проезжал без особых проблем. Однако, для решения задач проходимости в БТР-Э152В были подняты тяговые свойства, при этом максимальная скорость была уменьшена до 52,9 км/ч, что не соответствовало требованиям, предъявляемым к бронетранспортёрам. Необходимо было увеличивать удельную мощность машины в 1,5—2 раза, однако Министерство обороны СССР предъявило новые требования к перспективному БТР. Машина обязательно должна была преодолевать препятствия вплавь. Поэтому работы по БТР-Э152В были свёрнуты.

Примечания

  1. Е. Прочко. БТР-152. Монография. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 1999. — № 4. — С. 6.
  2. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 5
  3. ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 6
  4. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 7
  5. ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 12-13
  6. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 14
  7. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 19
  8. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 21
  9. Руководство по материальной части и эксплуатации колёсного бронетранспортёра БТР-152В, стр. 22
  10. ↑ Карпенко А. В. Бронетранспортёры // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 63. — 480 с. — 10 000 экз.
  11. The Military Balance 2017. — P. 200.
  12. The Military Balance 2017. — P. 495.
  13. ↑ The Military Balance 2017. — P. 338.
  14. The Military Balance 2017. — P. 517.
  15. The Military Balance 2017. — P. 518.
  16. The Military Balance 2017. — P. 510.
  17. The Military Balance 2017. — P. 505.
  18. The Military Balance 2017. — P. 449.
  19. The Military Balance 2017. — P. 310.
  20. The Military Balance 2017. — P. 525.
  21. The Military Balance 2017. — P. 304.
  22. The Military Balance 2017. — P. 464.
  23. The Military Balance 2017. — P. 404.
  24. The Military Balance 2017. — P. 539.
  25. The Military Balance 2017. — P. 541.
  26. The Military Balance 2017. — P. 503.
  27. The Military Balance 2017. — P. 511.
  28. The Military Balance 2017. — P. 512.
  29. The Military Balance 2010. — P. 255.
  30. The Military Balance 2010. — P. 277.
  31. The Military Balance 2010. — P. 316.
  32. The Military Balance 2010. — P. 306.

Важнейшие изменения последней модификации

Во-первых, высота корпуса увеличилась сразу на 300 мм. По всей длине крыши имелся люк, закрываемый бронеплитами. Чтобы массивные крышки было легче открывать, они сочленялись с торсионом. Запасная дверь располагалась в корме машины, на ней же было закреплено запасное колесо. Над сиденьем водителя был проделан отдельный лючок, необходимый для монтажа прибора ночного видения ТВН-2.

Как и в прошлых версиях, бронетранспортер имел четыре кронштейна для монтажа пулеметов, но устанавливались эти крепления не по бортам корпуса, а непосредственно на крыше. В роли оружия могли выступать модели СГМБ или ПКТ. Позиция пулеметчика находилась прямо над отделением управления. Нужно отметить, что некоторая часть бронетранспортеров вообще была лишена пулемётов.

В отличие от прошлых вариаций, этот военный БТР-152 не имел сидений для экипажа, установленных прямо поверх топливных баков. Из-за этого количество десантников снизилось, но значительно повысилась боевая живучесть машины. Кроме того, новшества нашли отражение и в конструкции двигателя, который получил алюминиевые головки блока цилиндров.

Операторы


Страны, использовавшие БТР-152

БТР-152 в музее «Wojska Polskiego», Warszawa-Czerniaków.

Израильский трофейный БТР-152 с двумя 20-мм зенитными пушками в башне TCM-20

БРЭМ (Бронированная ремонтно-эвакуационная машина) на базе БТР-152, использовавшаяся ливанской армией

Современные

  • Армения Армения — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  • Ангола Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2017 год
  • Вьетнам Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  • Гвинея Гвинея — 6 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — 20 Тип-56, по состоянию на 2017 год
  • Джибути Джибути — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  • Камбоджа Камбоджа — 10 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  • Республика Конго Республика Конго — 20 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  • Куба Куба — около 500 БТР-152, БТР-40, БТР-50 и БТР-60, по состоянию на 2017 год
  • Лаос Лаос — 20 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  • Мозамбик Мозамбик — 100 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  • КНДР КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  • Никарагуа Никарагуа — 102 БТР-152 (из них 61 на хранении), по состоянию на 2017 год
  • Сирия Сирия — до 300 БТР-152 по состоянию на 2016 год
  • Судан Судан — от 50 до 80 БТР-152, по состоянию на 2017 год
  • Танзания Танзания — некоторое количество БТР-152, по состоянию на 2017 год
  • ЦАР ЦАР — 4 БТР-152 (небоеспособны), по состоянию на 2017 год
  • Эритрея Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2017 год
  • Эфиопия Эфиопия — некоторое количество БТР-152, по состоянию на 2017 год

Бывшие

  • Афганистан Афганистан — 10 БТР-152
  • Израиль Израиль — 24 БТР-152, по состоянию на 2010 год
  • Иран Иран — 320 БТР-152
  • Ирак Ирак — 10 БТР-152
  • Йемен Йемен — 20 БТР-152 плюс 470 БТР-152, БТР-40 и БТР-60 на хранении, по состоянию на 2010 год
  • Мали Мали — 10 БТР-152, по состоянию на 2010 год
  • Намибия Намибия — 10 БТР-152
  • Сейшельские Острова Сейшельские Острова — 4 БТР-152
  • Шри-Ланка Шри-Ланка — 10 БТР-152
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 10 БТР-152, по состоянию на 2010 год
  • Алжир Алжир — 350 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1966 годы
  • Венгрия Венгрия — 160 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1951 годы
  • ГДР ГДР — 759 единиц БТР-152 и БТР-152К поставлены из СССР в период с по 1961 годы, в ГДР использовались под обозначением SPW-152
  • Египет Египет — 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1956 годы, 600 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1966 годы, 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1969 годы
  • Индия Индия — 250 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1973 годы
  • Индонезия Индонезия — 30 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1965 годы
  • КНР КНР — 100 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1960 годы, затем производились в Китае по обозначением Тип 56
  • Республика Конго Республика Конго — 20 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1966 году
  • Монголия Монголия — 50 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1950 году
  • Польша Польша — 400 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1957 годы
  • Северный Йемен Северный Йемен — 20 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1957 году
  • Сербия и Черногория Сербия и Черногория — 40 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1962 году
  • Сомали Сомали — 65 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1965 году, 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1973 годы
  • Уганда Уганда — 10 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1970 годы, 50 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1975 годы
  • НДР Йемен НДР Йемен — 100 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с по 1980 годы

Примечания

  1. The Military Balance 2016
  2. Веретенников А. И. Развитие украинской бронетехники за последние 20 лет (1992-2011 г.г.) // Інтегровані технології та енергозбереження. — 2012. — Вып. 4. — С. 124.
  3. .
  4. Константин Сидоров. . Еженедельник «Военно-промышленный курьер», № 31 (448) (8 августа 2012 года).
  5. ↑ BTR-3E in forward line // «Ukrainian Defense Review», № 1, January — February 2015. p.12-16
  6. Колёсный плавающий бронетранспортёр БТР-3У (8х8) // Бронетанковая техника мира: справочник / сост. О. Н. Брилев. М., АРМС-ТАСС, 2006. стр.334-335
  7. Колісний бронетранспортер. Патент України № 2798
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2016.
  9. Сергей Згурец. Эволюция боем // «Defense Express», № 10-11 (октябрь — ноябрь) 2015. стр.18-20
  10. Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, Міністерство оборони України», 2016. стор.30
  11. Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, Міністерство оборони України», 2016. стор.96
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 7 февраля 2017.
  13. (16 сентября 2013).
  14. Сергей Згурец, Defense Express. .
  15. .
  16. The Military Balance 2016, p.185
  17. The Military Balance 2016, p.276
  18. The Military Balance 2016, p.461
  19. The Military Balance 2016, p.359
  20. The Military Balance 2016, p.471
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 апреля 2016.
  22. The Military Balance 2018, p.306,307
  23. The Military Balance 2016, p.206
  24. . Mignews.com.ua. Дата обращения 18 мая 2016.
  25. . kbtz.com.ua. Дата обращения 18 мая 2016.
  26. The Military Balance 2018, p.454

Где можно увидеть

  • Россия Россия:

    • Верхняя Пышма — Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
    • Краснодар — БТР-152К, Музей военной техники «Оружие Победы» в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы;
    • Кубинка — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
    • Тольятти — Технический музей имени К. Г. Сахарова;
    • Падиково Московской области — Музей отечественной военной истории.
  • Белоруссия Белоруссия

    Лошаны — Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».

    :

  • Германия Германия

    Зинсхайм — БТР-152К, Музей техники в Зинсхайме.

    :

  • Израиль Израиль:

    • Латрун — Музей Израильских танковых войск;
    • Тель-Авив — Музей Армии обороны Израиля;
    • Беэр-Шева, авиабаза Хацерим — БТР-152 ТСМ-20, Израильский Музей ВВС (англ.)русск..
  • Молдавия Молдавия

    Кишинёв — БТР-152К, Музей военной истории Молдавии.

    :

  • Польша Польша

    Варшава — Музей польской военной техники.

    :

  • Франция Франция

    Сомюр — Музей генерала Эстьена (англ.)русск..

    :

Ставка на трехосники

Заднемоторный автомобиль на шасси прототипа ЗИС-157. 1956 год

Представителем пламенного поколения советских автоконструкторов являлся Виталий Андреевич Грачев, возглавлявший секретное СКБ Московского завода имени И. А. Лихачева (ЗИЛ). С середины 1950-х его перу принадлежали разнообразные экспериментальные военные машины различных поисковых систем. В отсутствие собственного опыта и знаний по теории транспортных средств высокой проходимости он лихорадочно проектировал и одно за другим испытывал свои творения в попытке интуитивно нащупать истину в море своих фантазий. Одним из направлений работ Грачева стали «легкие» трехосные автомобили, служившие для проверки агрегатов и испытания ряда узлов.

Первой попыткой создания принципиально новой автотехники был макетный образец на пробном шасси будущего грузовика ЗИЛ-157, построенный зимой 1956 года. Его революционная суть заключалась в переносе двигателя из моторного отсека на заднюю часть рамы, чтобы снизить нагрузку на передние управляемые колеса. Как часто бывает, первый блин вышел комом: автомобиль задирал «нос», толкая перед собой кучу снега, потерял управляемость и вообще не смог двигаться по снежной целине.

Летом 1956-го появилась простенькая одноместная тележка ЗИС-134Э3 (она же — Макет № 3) с клиновидным корпусом и тремя ведущими мостами с единой колеей. Эта схема с равномерным расположением мостов по длине автомобиля на долгое время стала главным концептуальным направлением развития всех последующих опытных машин Грачева. Ее испытания принесли неоднозначные результаты, предоставив своим создателям полную свободу действий и фантазий.

Легкий экспериментальный вездеход ЗИС-Э134 Макет № 3. 1956 год

Испытания заднемоторной тележки на полигоне НИИАП в Бронницах

На следующий год на шасси грузовика ЗИЛ-157 по схеме с равноудаленными мостами был построен опытный вездеход ЗИЛ-157Р с передними и задними управляемыми колесами. На нем стояли 104-сильный двигатель, система подкачки шин и гидроусилитель рулевого механизма, а широкопрофильные или арочные шины позволяли автомобилю преодолевать рвы шириной 2,5 м.

Бортовой 2,5-тонный автомобиль ЗИЛ-157Р на шести арочных шинах

В тех же испытаниях принял участие сходный по концепции 140-сильный плавающий снегоболотоход ЗИЛ-136 с несущим корпусом и водометным движителем. На нем впервые для трехосных машин ЗИЛ был применен упрощенный вариант бортовой трансмиссии с боковым расположением ведущих конических передач и карданных валов. В задней части машины помещались 140-сильный бензиновый мотор и коробка передач от легкового автомобиля ЗИС-110. Вездеход снабжался системой изменения давления в шинах и гидроусилителем рулевого механизма, эластичными 20-дюймовыми или арочными шинами, но какая-либо подвеска на нем отсутствовала. На испытаниях он показал удовлетворительную проходимость, но имел плохую управляемость.

Экспериментальный плавающий вездеход ЗИЛ-136. 1957 год (из архива 21 НИИЦ)

Машина ЗИЛ-136 с несущим безрамным корпусом и арочными шинами

В 1957 году был построен также экспериментальный образец трехосной бронемашины БТР-Э152В, конструктивно сходной с двумя предыдущими образцами. Ее оборудовали передними и средними управляемыми колесами, пневматическим усилителем рулевого механизма от грузовика ЯАЗ-214 и гидроамортизаторами на всех мостах. Машина могла передвигаться передним или задним ходом с одним или двумя поврежденными колесами среднего моста. У второго образца с гидроусилителем рулевого механизма управляемыми были колеса переднего и заднего мостов с расширенными сверхмягкими шинами.

Главным же достижением Грачева в секторе трехосных машин стали очередные прототипы сухопутных и плавающих грузовиков серии 132.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector