Кобальтовая бомба: страшная и несуществующая

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

На вооружении военно-воздушных сил России находится три вида противобункерных бомб: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Они отличаются размерами, массой и конструкцией. Также в начале нулевых годов на вооружение была принята кассетная бомба РБК-500У, которая содержит бетонобойные поражающие элементы. Основной целью РБК-500У являются ВПП аэродромов противника.

БетАБ-500У – это свободнопадающая бомба, которую можно сбрасывать с высот от 150 до 20 тыс. метров. Для обеспечения оптимального угла столкновения с поверхностью она оснащена тормозным парашютом. Бомба способна пробить 1,5 метра железобетонных конструкций или 3 метра грунта.

БетАБ-500У используется для уничтожения подземных командных пунктов или узлов связи противника, ДОТов, шахтных установок, складов боеприпасов и ГСМ, железобетонных укрытий боевой техники, взлетно-посадочных полос.

Масса БетАБ-500У составляет 510 кг, из которых 45 кг приходится на взрывчатое вещество.

Бетонобойная бомба БетАБ-500 также относится к свободнопадающим боеприпасам. Ее вес составляет 477 кг, бомба несет 76 кг взрывчатого вещества.

Еще одной противобункерной бомбой, которая стоит на вооружении ВВС России, является БетАБ-500ШП. Она относится к штурмовым реактивным бетонобойным бомбам. Эта авиабомба снабжена реактивным ускорителем, поэтому может применяться с высоты от 170 до 1 тыс. метров. Бомбометание проводится в горизонтальном полете при скорости 700-1200 км/ч или с пикирования с углом не более тридцати градусов.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Основные характеристики авиабомб[править | править код]

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Вероятность применения

Хотя GBU-57, в отличие от MOAB, никогда не применялась в боевых условиях, использовать в бою её проще. Так, если для того, чтобы доставить MOAB к точке сброса, нужно использовать тяжёлый и хорошо заметный для радаров военно-транспортный самолёт Lockheed C-130 Hercules, то GBU-57 можно разместить на использующем технологии «стелс» стратегическом бомбардировщике B-2. Точность удара корректируется при помощи GPS. 

«В 2017 году американцы применили «мать всех бомб» в Афганистане в провинции Нангархар. Никаких результатов они не добились, но продемонстрировали всем, что это оружие у них есть, и испытали его в боевых условиях, — отметил в интервью RT демонстративную составляющую строительства Соединёнными Штатами «супербомб» директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – А теперь это послание уже для Северной Кореи, у которой примерно такая же ситуация, как была с Ираном в 2007 году, когда стоял вопрос о вторжении в эту страну и была разработана GBU-57».

  • Американский стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit (Нортроп Б-2 «Спирит»)

В январе 2018 года бомбардировщики B-2, которые должны нести эти авиабомбы, были размещены на тихоокеанской базе ВВС США на острове Гуам.

По его словам, использовать GBU-57 возможно только при наличии стопроцентно выверенных разведывательных данных о подземных сооружениях противника. «Иначе эффект будет как от пальбы из пушки по воробьям», — утверждает он.

«Решает задачу боя не один какой-то вид боеприпасов, а комплекс. В каждом конкретном случае применяются соответствующие виды вооружения. Поэтому говорить, что одна бомба решает всё, — несерьёзно», — заявил в интервью RT военный эксперт Виктор Литовкин.

History

The Soviets had varying types of bombs, fuses and fillers which they employed between 1939 and 1945. Early bombs used through 1942 were pre-war stock which was considered crude in design and manufacture, especially due to relying on unskilled labour and shortage of supervisory personnel in the manufacturing process. With old stock dwindling, a new effort was put into refining the design, manufacture and ballistic quality of the newer bombs.

While the Soviet bombs in War Thunder feature TNT filler, other fillers were used during the war in bombs such as the smaller FAB bombs (100 kg and under) typically used a 78% picric acid and 22% dinitronaphthalene mixture, similar to the Mélinite-Mononitro-nitronaphthaline (M.Mn) or Trimonite used by the French in their G.A.M.Mn 50 (50 kg) bombs. Other mixtures used by the Soviets include included 80/20 TNT/Ammonium nitrate, 50/50 TNT/Ammonium Nitrate and 80/20 TNT/Dinitronapthalene.

Средства доставки и способы бомбометания

Основные средства доставки бомб:

  • Ручная доставка:Метание (гранаты, мелкие фугасы и др), саперная закладка зарядов в землю или сооружения(мины, фугасы).
  • Автомобильная доставка: транспортировка заряда навалом или бомбы с помощью автомобилей без выгрузки или с частичной выгрузкой (военные спецоперации и диверсионные акты противника или террористов).
  • Авиационное бомбометание: прицельный (лазерное или радионаведение), или «ковровый сброс» еденичного заряда или группы зарядов на цель, сброс зарядов на парашутах, доставка зарядов беспилотными самолетами-роботами, высотное минирование(подвес на воздушных шарах).
  • Торпедирование:выпуск торпеды снабженной боеголовкой на цель (надводную).
  • Глубинное бомбометание: сброс глубинных противолодочных бомб на определенную глубину(прямая бомбардировка или минирование глубин), так же выпуск подводных противолодочных торпед или минирование с подводных лодок и уход из зоны минирования.
  • Ракетная доставка: Бомбардировка зарядами увеличенного калибра, либо ядерными зарядами удаленных целей (в том числе с наведением по радиоканалу или лазерное высокоточное наведение).
  • Орбитальное бомбометание: бомбардировка зарядами увеличеного калибра и мощности, и ядерными зарядами, наземных целей.

General info


A top view of a FAB-50 (50 kg) bomb with identification of parts.

FAB-50 bombs are constructed one of two ways, either forged or welded. The forged version is a bomb body which is a single unit of forged steel, the nose shape is ogival, the midsection is cylindrical, and the aft section is conically tapering to where the base adapter is located in which the tail unit is attached. This bomb was not designed to be utilised with a tail fuse. The tail unit of the forged bomb is of box construction and is held into place to the base of the bomb with a spanner lock nut. This version of the bomb has a striking resemblance to U.S. AN-M general purpose bombs of similar weights. A single suspension band is fitted to the bomb allowing fitting to either bomb bay shackles or external payload pylons.


A front view of an FAB-50 (50 kg) bomb. Notice detail in nose fuse.

Welded FAB-50 bombs are two forged steel sections of tear-drop shape which are fused just aft of where the suspension band is fitted. Like the forged bomb, the rear section is conical while the nose of the bomb is ogival which concludes at the fuse adapter. The base of the bomb has a threaded extension which the tail unit is attached and held with a locking nut. Also, like the forged bomb, the welded version cannot be fitted with a tail fuse. The tail assembly for the welded bomb consists of a cone which has four fins either welded or riveted along with four struts which act as supports for the fins through riveting. To allow the welded bombs to be fitted to an American bomb shackle (B-25J-30 and P-40E-1 specifically), an additional suspension band is added to the bomb for a total of two suspension bands.

Effective damage


A rear view of a FAB-50 (50 kg) bomb.

The Soviet bombs featured in War Thunder are composed of straight TNT explosive filling, which was the preferred filling when it came to the larger FAB bombs, especially during peacetime when the explosives would be in storage for a long duration. A tell-tale sign of bombs using TNT is the black smoke which is produced from the oxygen-deficient explosion of TNT when detonated with a tetryl booster.

Typical crater size created from a FAB-50 bomb measured approximately .3 — .6 m in depth and 1.8 – 2.7 m in diameter with a fragmentation radius of upwards of 68.6 meters.

FAB-50 (50 kg) damage table Metric Imperial
Max armour penetration high explosive action 79 mm 3.11 in
Radius of destruction of armoured vehicle 2.1 m 6.89 ft
Radius of fragment dispersion 68.6 m 225 ft

Comparison with analogues

Comparable bombs to FAB-50 (50 kg)
Name Mass Explosive mass Explosive Armour Pen. Destruction radius Frag. radius
AN-M30A1 100 lb 24.5 kg Amatol 79 mm 2.1 m 67.3 m
SC50JA 50 kg 25 kg Fp.60/40 80 mm 2.1 m 70.1 m
Type 97 Number 6 60 kg 23 kg TNT 78 mm 2.1 m 67 m
Type 94 GPHE 50 kg 19.6 kg TNT 74 mm 1.8 m 62.5 m
GP 50 58 kg 25 kg TNT 80 mm 2.1 m 70.1 m
D.T. No.2 55.7 kg 19.9 kg TNT 73 mm 2.1 m 67.4 m
G.A.M.Mn 50 50 kg 28.5 kg M.Mn 82 mm 2.4 m 77.1 m

РБК-500АО 380 кг

БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.

Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.

С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.

https://www.youtube.com/watch?v=XGiueaVucrI

«Доказали высокую эффективность»

УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.

В оборудование образца УПАБ-1500Б, который пойдёт на экспорт, входят приёмник спутниковой навигации, источник электропитания (тепловые батареи), фугасная бетонобойная боевая часть, контактное взрывательное устройство с тремя видами замедления, а также система управления (инерциальный комплекс, рулевой газовый привод и воздушный баллон).

Также по теме

По прозвищу «Дрель»: на что способна новейшая российская авиабомба

Испытания авиационной планирующей бомбы ПБК-500У «Дрель» должны завершиться до конца года. Об этом заявил индустриальный директор…

УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию 1500-килограммового «родственника». Бомба используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.

Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что в последние годы в России активно совершенствуются корректируемые (управляемые) авиационные бомбы, постепенно вытесняя свободнопадающие (неуправляемые) аналоги. Оба типа боеприпасов использовались в сирийской кампании.

«Опыт боевого применения позволил Минобороны и конструкторам определиться с дальнейшими направлениями развития авиационных средств поражения. Корректируемые планирующие боеприпасы доказали свою высокую эффективность. Свободнопадающие бомбы, наверное, не уйдут в прошлое, но вкладывать деньги в их модернизацию особого смысла нет», — сказал Корнев.

Эксперт пояснил, что сброс планирующего боеприпаса, как правило, производят вне зоны действия войсковой ПВО противника. При этом метание свободнопадающих бомб происходит либо над объектом поражения, либо путём кабрирования — специального манёвра, который позволяет лётчику сбрасывать боеприпасы на дальности до 15 км от цели.

По некоторым характеристикам корректируемая бомба превосходит не только свободнопадающего собрата, но и крылатую ракету класса «воздух — поверхность».

Планирующий боеприпас стоит намного дешевле и обладает более мощной боевой частью, чем ракета «воздух — поверхность». По словам Корнева, пуск одной крылатой ракеты может обойтись бюджету в сотни тысяч долларов из-за наличия реактивного двигателя и высокотехнологичной аппаратуры. При этом корректируемая авиабомба лишена сложных агрегатов и систем.

  • Управляемая планирующая авиационная бомба УПАБ-1500Б-Э на МАКС-2019

УПАБ-1500Б и УПАБ-500Б — не единственные отечественные корректируемые боеприпасы нового поколения. В июне 2019 года на форуме «Армия-2019» концерн «Техмаш» представил широкой публике ПБК-500У СПБЭ-К «Дрель». Боеприпас должен быть принят на вооружение до конца 2019 года. Масса бомбы составляет 540 кг, длина — 3,1 м, отклонение от цели — не более 3—5 м.

«В мире аналогов нет. Бомба без двигателя. Дальность при отходе от носителя — за 30 км. То есть самолёт не входит в зону поражения ПВО, сбрасывает изделие, и оно самостоятельно находит цель. Навигация осуществляется с помощью ГЛОНАСС», — рассказал ранее журналистам генеральный директор НПО «Базальт» (входит в концерн «Техмаш») Владимир Порхачёв.

Помимо навигационной системы «Дрель» может использовать лазерное и телевизионное наведение. Бомба может применяться почти всеми боевыми самолётами воздушно-космических сил, включая дальние и стратегические бомбардировщики.

История

1. Артиллерийская граната. 2. Бомба. 3. Картечная граната. XVII—XIX вв.

В период до Первой мировой войны включительно бомбами назывались тяжёлые разрывные (по современной терминологии — фугасные и осколочно-фугасные) артиллерийские снаряды, предназначенные для стрельбы из мортир всех калибров (но не мортирок!), тяжёлых гаубиц и тяжёлых пушек, а также морских бомбических орудий (впрочем, последние вышли из употребления ещё в XIX веке). Бомба для гладкоствольного орудия представляла собой пустотелое ядро, начинённое порохом, с деревянной дистанционной трубкой, также начинённой порохом и вставлявшееся в отверстие — «очко»; вокруг отверстия были две скобы («уши»), за которые бомбу поднимали особыми крючками при заряжении. Вставлялась в ствол дистанционной трубкой вниз и воспламенялась от пороховых газов. В Российской империи бомбой считался гаубичный и пушечный разрывной снаряд весом 1 пуд (для гладкоствольного орудия, стреляющего круглыми ядрами, это округлённо соответствует калибру 196 мм.) и более (снаряды весом от 1 артиллерийского фунта до пуда назвались гранатами, а менее одного артиллерийского фунта — пулями) а также, как уже говорилось, мортирный снаряд любого веса (в русской артиллерии применялись мортиры калибром 1/4 пуда (120 мм), 1/2 пуда (152 мм), 1 пуд (196 мм), 2 пуда (245 мм.), 3 пуда (273 мм) и 5 пудов (333 мм). Бомбы были изобретены французом Бернаром Рено д’Элиснгаре, по прозвищу «Маленький Рено», и впервые применены в войне Франции с алжирскими пиратами для бомбардировки города Алжир (28 октября г.). В России они были впервые использованы в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Для переноски крупных бомб использовалось специальное приспособление наподобие коромысла, получившее название «бомбонос».

В начале XX в. бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов лётчики.
Кроме того, в первой половине XX в. в России/СССР и Германии бомбами назвали также надкалиберные боеприпасы к полевым бомбометам, а в России/СССР — иногда также и артиллерийские мины. Наконец, широко распространено применение термина «бомба» для обозначения самодельных взрывных устройств (как метательных, так и инженерных/закладываемых или применяемых в качестве мин-«сюрпризов»), использумемым партизанами и террористами — хотя правильнее назвать их ручными гранатами, минами и фугасами.

В начале XX веке бомбами назывались и некоторые разновидности резервуаров для хранения сжатого газа, в частности, для «веселящего газа» (закиси азота, применяемой для наркоза).

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб:
    • Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
    • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
  • Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

ЗАБ-500 500 кг

Зажигательная авиабомба ЗАБ-500Ш, калибра 500 кг, предназначена для поражения огнем боевой техники (самолеты на открытых стоянках, автомашины, РЛС), открытых складов боеприпасов, складов ГСМ, строений с легкими перекрытиями и т.п., а также живой силы в любое время года при температурах окружающего воздуха не ниже -25 0С и наличии снежного покрова до 20 см.

ЗАБ-500Ш может применяться с высот от 50 м и выше. Она наиболее эффективна при применении с высот до 500 м в сухое время года при положительной температуре окружающего воздуха.

Авиабомба может применяться с горизонтального полета, пикирования и кабрирования самолета. При установке времени дальнего взведения взрывателя 1,5 с обеспечивается безотказное действие зажигательной авиабомбы при бомбометании с высот от 50 До 1000 м и безопасность самолета-носителя от поражения осколками сброшенной авиабомбы яри скорости горизонтального полета самолета не менее 700 км/ч.

Расшифровка названия[править | править код]

Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270, ФАБ-1500-2600ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).

Типы бомбправить | править код

Основного назначения

  •  — фугасная
  •  — осколочно-фугасная
  •  — осколочно-фугасно-зажигательная
  •  — осколочная
  •  — зажигательная
  •  — зажигательный бак
  •  — объёмно-детонирующая
  • , КАБ-Пр (Пр — Проникающая) — проникающая фугасная
  •  — бетонобойная
  •  — бронебойная
  •  — противотанковая
  •  — противолодочная (авиационная глубинная)
  • ХАБ/ХБ — химическая
  • АК (ампула круглая )/АЖ (ампула жестяная) — химическая ампула (снаряжались также самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью КС)
  • КрАБ-яд (также — КРАБ-яд) — курящаяся авиационная бомба ядовитого дыма
  • АОХ — осколочно-химическая
  • КАБ — корректируемая (КАБ-Кр — телевизионная [головка самонаведения/ГСН], КАБ-ЛГ — лазерная головка (полуактивная лазерная ГСН), КАБ-С — инерциальная ГСН со спутниковой коррекцией)
  •  — разовая бомбовая кассета
  • РБС — разовая бомбовая связка

Вспомогательные и специальные

  • САБ — светящая (осветительная)
  • ДАБ — дымовая
  • ИАБ — имитационная
  • АСК — авиационная спасательная кассета
  • МГАБ — морская гидроакустическая (взрывной источник звука — ВИЗ)
  • АСП — авиационное средство пожаротушения
  • АгитАБ (также АГИТАБ) — агитационная
  • П, ПАБ — практическая
  • М — мишень
  • УПЛАБ — учебная противолодочная
  • ФотАБ (также ФОТАБ) — фотографическая
  • НОСАБ — ночная ориентирно-сигнальная
  • ДОСАБ — дневная ориентирно-сигнальная
  • ОМАБ-Д — ориентирно-морская (дневная)
  • ОМАБ-Н — ориентирно-морская (ночная)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector