Дуэли и дуэлянты

История втораяГрязная драка в борделе, которую назвали «дуэлью» только из страха перед правителем

Филипп II Орлеанский

Надо сказать, что упомянутый Филипп Орлеанский отличался не только временным всевластием при малолетнем короле, но и безудержной похотью. Поэтому он не пропускал ни одной юбки, а когда ему было совсем скучно, пускался инкогнито на поиски приключений. Причем для этого у него был собственный духовник, аббат Дюбуа, который едва ли наставлял своего духовного сына в благодеяниях. Вместо этого священник договаривался о досуге и занимался поиском новых куртизанок для герцога.

Однажды приступ желания поразвлечься у Филиппа случился настолько неожиданно, что преосвященный сводник не успел вызвать констеблей для охраны, и герцог отправился в лучший бордель Парижа в компании лишь молодого пажа и самого Дюбуа. Хозяйка дома терпимости, разумеется, тут же выгнала всех страждущих и заперла двери, предоставив всех девочек исключительно благороднейшим клиентам.

На беду, мимо проходили трое дворян, которым захотелось скрасить скучный вечер в том же заведении. Когда они в недоумении обнаружили запертые двери, то в ярости выбили их и набросились на наглецов, которые так беспардонно оккупировали их любимый вертеп. И быть бы беде, если бы юный паж не оказался столь храбр, что в одиночку набросился со шпагой на наглецов. Одного он проткнул сразу, а других отгонял своими бешеными выпадами.

Аббат Гийом Дюбуа

Аббат Дюбуа, даром что божий человек, вместо того, чтобы достать шпагу (которая у него, кстати, имелась) бухнулся на колени и начал молить о пощаде. Только представьте себе картину: визжат полуголые девицы, вопит, стоя на коленях, в буквальном смысле обгадившийся от страха аббат, а рядом, над окровавленным телом, безусый подросток машет шпагой как ветряная мельница. Пастораль завершает фигура правителя страны, который в чем мать родила угрожает карами ада. Вечеринка однозначно удалась!

К счастью, после ранения одного из нападавших, дебоширов удалось угомонить. Когда до них дошло, на кого они подняли руку, те побледнели от ужаса, во всех красках представив себя на эшафоте. К счастью, они были отпущены с миром и клятвой держать язык за зубами, которую, как мы понимаем из самого факта существования этой истории, они явно не сдержали.

Бессмысленно и беспощадно

В Орловской губернии случилась редкая в женском противоборстве четверная дуэль. Несколько лет подряд соседки-помещицы Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова выясняли отношения. В июне 1829 года конфликт вылился в крупную ссору, и дуэль стала неизбежной. Скрыв от супругов предстоящее мероприятие и вооружившись их саблями, дамы появились в оговоренном месте — в ближайшей берёзовой роще. Обеих помещиц сопровождали по две секундантки — собственные 14-летние дочери и молоденькие гувернантки-француженки. Согласно дуэльному кодексу, секундантки-дочери предложили своим мамам помириться, на что обе соперницы ответили отказом, вновь затеяли словесную перепалку и сразу вступили в бой. Схватка завершилась трагично. Ольга Петровна получила тяжёлое ранение в голову и скончалась на месте, а Екатерина Васильевна умерла на следующий день от колотой раны в живот. Через пять лет к барьеру встали подросшие дочери помещиц, чтобы окончательно установить, кто прав в межсоседских распрях. Их секундантками были все те же француженки-гувернантки. От удара сабли погибла Анна Полесова, а одержавшая победу Александра Заварова описала эту историю в своём дневнике. При всей драматичности и жестокости дуэли женщин способствовали эмансипации слабого пола, поскольку стирали границы между женским и мужским поведением и ставили вопрос об уравнивании в правах. Более того, практика защищать свою честь через суд даже сегодня может вызвать лишь горькую усмешку у азартных лиц обоего пола. Те же, кто предпочитали в дуэльную эпоху подавать жалобы на обидчика в суд, всегда вызывали презрение общества…

Метки: Тайны 20 века, женщина, дуэль, оружие, поединок, секундант, схватка

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести.

Традиционно различают два вида оскорбления: словесное и оскорбление действием. Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.

Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».

Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи секундантов, которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель.

Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала.

Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

Правила и престижность мензурного фехтования

Само название «мензурное фехтование» пошло от латинского «мензура», то есть «размерность». Дело в том, что в данном виде поединков противники стояли неподвижно, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Их ставили так, чтобы они не могли нанести глубокий укол. Естественно, расстояние менялось в зависимости от длины рук противников.

Дрались студенты в основном шлегерами (Schläger или Mensurschläger) — рапирами с длинным (около 85 см) и узким заточенным клинком шириной около 1 см. Кончик такого шлегера срезался под прямым углом для снижения травматичности поединка. В зависимости от местности проведения дуэли, конструкция рапиры могла немного меняться.

Для защиты корпуса использовали специальный стеганый жилет, а для защиты руки с оружием — плотный стеганый рукав и кожаный наруч с перчаткой. Шею закрывал плотный шарф. Лицо защищалось наносником и очками. Руку приходилось держать неподвижно вытянутой параллельно полу, а защищаться и атаковать в основном кистевыми движениями.

Таким образом, сильного укола или глубокого разрубающего удара было нанести практически невозможно, что гарантировало сохранение жизни и здоровья студента. Зато можно было лихо рассечь незащищенную щеку противника, что считалось шиком и гарантировало победу.

Результат подобной дуэли описал Джером К. Джером в книге «Трое на четырех колесах»:

Подобные дуэли были так распространены,что их описывает даже Марк Твен, побывавший в Гейдельбергском университете. Называя сами дуэли очень волнующими, он дает такое художественное описание самого поединка:

Участие в таких дуэлях считалось делом чести, и тех, кто игнорировал вызовы, считали трусами, такого человека называли «существом, напуганным звоном клинков». Наоборот, бесстрашные рубаки, обладатели многочисленных шрамов, были уважаемы в обществе. Таких мужчин любили дамы, с радостью выходя за них замуж. И в этом была не только любовь к мужественным парням, но и вполне логичный расчет, ведь члены студенческой корпорации поддерживали друг друга и во взрослой жизни, оказывали протекцию и пристраивали на хлебные места.

Достаточно сказать, что в 1903 году в Пруссии 21 из 35 председательских мест в местных правящих органах занимали представители студенческих корпораций. А узнавали они друг друга как раз по «шмиссе» — дуэльному шраму на лице.

Престиж такого шрама был настолько высок, что некоторые бесчестные студенты разрезали себе щеку с помощью опасной бритвы, либо обращались с той же целью к врачам. Те же, у кого рубец заживал слишком быстро и не оставлял нужного шрама, использовали разные хитрости для «усиления эффекта»: от искусственного расслоения краев раны и смачивания ее вином до вживления в нее конского волоса.

И даже удачливые фехтовальщики обращались к докторам за шрамами. Например, в 1884 году в Циттау некий студент попросил доктора сделать ему «парочку приличных рубцов», ведь за все свои многочисленные поединки он не получил ни царапины. Подобное было настолько распространено, что даже получило отражение в карикатурах. На одной из них изображен отчисленный студент, который заявляет:

Женщина против женщины

По 36 статье этой грамоты, если в долговом иске истцом оказывалась женщина или монахиня, то вместо себя она на судебный поединок имела право выставить наёмного бойца. Но статья 119 уточняла: если ответчиком в поединке являлась женщина, то истица должна была драться сама: и ни одна, ни вторая не могли нанять бойцов. «А жонкам с жонками присуждать поле. И наймиту не быти ни с одной стороны».

Подобная практика существовала не только на Руси, но и в Европе: правда, там все же заставляли женщин драться с мужчинами, но последнему могли привязать за спину одну руку или заставить его драться, стоя по пояс в яме, что давало некоторое преимущество женщине. Мужчина в таком случае оборонялся дубинкой, а она – камнем, положенным в длинный чулок.

Наказание для дуэлянтов

Ни одно дело об офицерской дуэли в период с 1894-го по 1910-й годы не дошло до судебного рассмотрения и не привело к осуждению кого бы то ни было из участников. Тогда как еще за полвека до того судебное решение по поводу дальнейшей судьбы дуэлянтов и их помощников было обязательным (хотя и далеко не всегда строгим). Но официальное законодательство России успело существенно смягчиться за два с половиной столетия истории русской дуэли.

«Дуэль Печорина с Грушницким». Иллюстрация Михаила Врубеля к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», 1891 год

Во времена, когда дуэлянтами выступали исключительно офицеры-иностранцы из состава «полков иноземного строя», существовал лишь запрет на поединки, но без серьезных последствий. В частности, указ царевны Софьи Алексеевны от 25 октября 1682 года гласил, что «в целях прекращения в столице своевольств и поединков» разрешено в Москве хождение с оружием всем, кто в настоящий момент не исполнял служебных обязанностей, ответственность наступала только в случае «учинения ссор, поединков и произнесения грубых слов». Гораздо строже карал за дуэли появившийся в 1716 году «Военный устав» Петра I и вошедший в него «Артикул воинский». В частности, статья 139-я главы 17-й этого артикула гласила, что «все вызовы, драки и поединки… запрещаются», чтобы никто «не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца». Наказание за нарушение этого требования было одно как для дуэлянтов, так и для секундантов – повешение (причем вешать полагалось даже погибших во время дуэли — за ноги).

Петровские правила наказания для дуэлянтов действовали вплоть до середины XIX века, хотя уже в 1787 году Екатерина II повелела участников бескровных дуэлей штрафовать, а виновника ссылать в Сибирь. В 1845 году император Николай I, хотя и слывший категорическим противником дуэлей, вообще освободил секундантов и наблюдавших за поединками врачей от ответственности, а наказание для дуэлянтов резко смягчил: теперь им грозило заключение в крепости на срок от шести до десяти лет без лишения титула, звания и имущества, как в петровские времена. Эти нормы действовали до самой Октябрьской революции для всех подданных России, кроме военных, которым в конце позапрошлого столетия дуэли были официально разрешены.

«Дуэль». Картина художника Ильи Репина, 1897 год

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

История четвертаяНастоящая «Санта-Барбара» в мире дуэлей

Если ты распускаешь слухи о ком-то, обвиняя его в трусости — будь готов к тому, что тебя призовут к ответу. Как, например, случилось с некими итальянскими дворянами — сиром де Сарзе и сиром де Веньером.

В 1537 году, во времена царствования Франциска I, некий сир де Сарзе начал распускать слухи про сира де ла Тура, обвиняя его в том, что тот трусливо бежал в битве при Павии, бросив своего короля. А когда сплетника прижали к стенке, попытался перевести стрелки на сира де Гокура, мол он сказал такое, но тот выкрутился, заявив что Сарзе сам ему бахвалился, что слышал о трусости ла Тура от сира де Веньера. Когда же призвали к ответу того, он тут же назвал Сарзе лжецом, чем вынудил вызвать себя на дуэль.

Ситуация, как видите, прескверная. Если вы не смогли разобраться в ней — ничего страшного, это вообще мало кому удалось.

Надо заметить, что все трое благородных сплетников даже не участвовали в той самой битве, отсидевшись под разными предлогами в своих имениях. Взбешенный малодушием и ябедами своих подданных, король назначил время поединка — пусть эти идиоты просто поубивают друг друга.

Согласно правилам, вызванный на дуэль имеет право решить, на чем и с каким снаряжением оба спорщика будут драться. Однако де Веньер пошел на хитрость и выбрал оружие так, чтобы превратить битву в фарс и защитить свою драгоценную жизнь. Снаряжение было обычным: латы для защиты живота и бедер, кольчужные рукава, стальные перчатки для рук и шлем-морион. А вот оружие удивило многих: парные рапиры, то есть, грубо говоря, по полноценному мечу в каждой руке. Слишком уж специфическое оружие.

Ставка на абсурд была сделана верно: оба дуэлянта попросту не умели драться на парных рапирах. Битва, превратившаяся в неуклюжие кривляния на ристалище, так взбесила Франциска, что он в раздражении бросил свой жезл на поле, таким образом прекратив поединок. Так оба глупца покрыли себя несмываемым позором и навсегда вошли в историю как скандалисты и пустомели.

Дамские дуэли в России

Достижения «просвещенной» Европы скоро дошли и до России. Дуэли между женщинами, впрочем, были известны у нас и раньше — случаи таких поединков описаны в судебных грамотах, датированных концом XIV века. Известно, что Петр Первый ввел запрет на подобные эксцессы, однако они все равно происходили.

Мало кому известно, что даже императрица Екатерина II в 1744 году, будучи еще 15-летней принцессой Августой Фредерикой, сражалась на шпагах с собственной троюродной сестрой, принцессой Анной Людвигой Ангальт. Сделавшись императрицей, Екатерина лояльно относилась к женским дуэлям, требуя только гуманности — чтобы участницы не допускали смертельного исхода или опасного ранения.

Портрет принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, Анна Розина де Гаск, 1742 год

Сохранились документы, свидетельствующие о том, что русские благородные дамы отлично умели обращаться с оружием и не упускали случая выяснить отношения с соперницей при помощи шпаги, сабли или пистолета. Например, в 1765 году зафиксировано 20 поединков между дамами, служившими при императорском российском дворе.

Наибольшую известность приобрела дуэль между княгиней Екатериной Дашковой и ее противницей герцогиней Фоксон, случившаяся в 1770 году. Надо сказать, что местом поединка стала не Россия — дамы сражались в Лондоне.

А началось все весьма безобидно — приглашенные в дом графини Пушкиной, образованные и воспитанные дамы мирно разговаривали, как вдруг вспыхнул спор, переросший в нешуточную ссору с пощечинами. Конфликт тут же было решено уладить с помощью оружия. Соперницы вышли в сад и взяли в руки шпаги. Закончился поединок ранением княгини Дашковой в плечо.

Портрет княгини Екатерины Воронцовой-Дашковой, Дмитрий Левицкий, 1784 год

В XIX веке женские дуэли в России приобрели еще более широкий размах. Только за 1823 год в салоне Востроуховой, любезно предоставлявшей помещение всем желающим, по слухам, состоялось 17 дамских поединков. И не всегда они выглядели изящно и утонченно — по свидетельствам очевидцев, дамы в порыве ярости совершенно теряли головы и устраивали, по сути, бои без правил — не только на шпагах, саблях и пистолетах, но и на перочинных ножах и даже… на ногтях! Самыми безжалостными оказывались дамские дуэли из-за мужчин, на почве ревности.

Дуэль №4

Дуэль считается прерогативой мужчин: они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное.

Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того — дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного более кровавыми и изощрёнными.

А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырёх случаях).

Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. Бум на дуэли начался с восшествием на престол Екатерины II.

Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица.

К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жёсткой противницей смертельных исходов. Её лозунгом были слова: «До первой крови!», а посему во время её правления было всего три случая гибели дуэлянток.

«Дамы, к барьеру! – сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской.

Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка — и в тот же вечер девушки целятся в друг друга из пистолетов».

Ещё больше крови!

Дамы без проблем освоили и стрельбу из пистолетов. В 1624 году в Булонском лесу Парижа к барьеру встали две дуэлянтки из высшего света — маркиза де Несль и графиня де Полиньяк

Дрались они за внимание Армана Жана дю Плесси, который несколько раз бросал маркизу, заводя интрижки на стороне. Наконец терпение маркизы лопнуло, и она вызвала на дуэль самую обаятельную соперницу

Но, увы, проиграла, получив при обмене выстрелами пулю в плечо. Когда раненую увозили в карете, кто-то из свидетелей поединка спросил маркизу: стоит ли её возлюбленный того, чтобы из-за него лилась кровь? «Да, из-за него можно пролить ещё больше крови!» — ответила та. Что ж, такой ответ не удивителен, ведь под маской дю Плесси скрывался сам герцог Ришельё, который записал и сохранил для потомков эту историю. Пик женских поединков пришёлся на середину XVII века. Практически во всех европейских странах дамы скрещивали шпаги и вскидывали пистолеты по самым разным поводам — и не толькоs из-за неверных кавалеров. Оскорбительное слово, косой взгляд или одинаковый наряд могли стать причиной для требования сатисфакции. Однако среди этих боёв «по пустякам», пожалуй, выделяется один сюжет, вдохновивший писателя Теофиля Готье на создание романа «Мадемуазель де Мопен». На балу главную героиню оскорбил кавалер, а когда обиженная женщина вызвала мерзавца на дуэль, тот со смехом отказался от поединка. Поведение дамы общество восприняло как неподобающее, и её вывели в сад, где она, выхватив у одного из мужчин шпагу, заколола его, потом второго. Досталось и обидчику. Поправив причёску, отмщенная вернулась в зал для танцев

И вот что интересно — дуэльная карьера отважной дамы закончилась только тогда, когда она вышла замуж за лучшего в Париже учителя фехтования, у которого, оказывается, брала уроки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector