Сетецентрическая война

Новая тактика армии США

Впервые на практике СЦВ была применена в войне с Ираком в 2003 году. В целом во время кампании в Ираке объединенная АСУВ оказалась малоэффективной по причине низкой пропускной способности информационных каналов. Поэтому подразделения армии США и корпуса морской пехоты часто переходили на традиционные средства связи.

По результатам войны в Ираке АСУВ была отправлена на доработку в соответствии с программой Joint Battle Command Platform. Она включает в себя информационную стыковку систем АСУВ сухопутных войск, ПВО, авиации и военно-морских сил с помощью программного интерфейса DIB (DCGS Integrated Backbone) и оснащение их терминалами FBCB2. В космическом и воздушном сегменте завершился переход на широкополосную связь. Операции в Ливии и война в Сирии показали, что в рамках СЦВ происходит дальнейшее совершенствование АСУВ армии США.

В Сирии американские стратеги ее совершенствовали не только с помощью слаживания боевых действий войск возглавляемой ими коалиции, но и одновременно руководя действиями Сирийской свободной армии, которая, по сути, оказалась ширмой, прикрывающей многочисленные боевые группировки джихадистов из ИГ, «Джебхат-ан-Нусра», «Аль-Каиды» (организации, запрещенные в России) и прочих бандформирований.

Как это проявлялось? Поясню. В течение четырех лет (до ввода наших ВКС) правительственные войска Сирийской Арабской Республики (САР) пядь за пядью отдавали территорию своей страны группировкам джихадистов. Боевики-радикалы были подготовлены инструкторами из частных военных компаний (ЧВК) США и Европы, их отряды были оснащены современным оружием, средствами связи и разведки.

Но, главное, бандиты успевали везде опережать войска Башара Асада. Они наносили эффективные удары по воинским частям, по оборонительным позициям, по армейским конвоям и городам Сирии. Тактика группировок была непредсказуемой для противника, а захваченные населенные пункты сразу же превращались в крепости с развитой инфраструктурой фортификаций и снабжения. И никто в командовании армии САР не мог сказать со стопроцентной уверенностью, где произойдет очередной удар террористов.

Теперь приведу несколько фактов, подтверждающих руководство боевиками со стороны «советников» из США.

На пресс-конференции в Тегеране председатель Народного совета Сирии Хадия Аббас обнародовала информацию о том, что американские военные вели радиопереговоры с ИГ перед бомбовым ударом ВВС США и атакой боевиков на правительственные войска Сирии под Дейр-эз-Зором в 2016 году. Представленные факты были попросту проигнорированы большинством мировых СМИ.

Как известно, после нападения самолетов коалиции Запада на позиции сирийцев корабли ВМФ России, находящиеся в Средиземном море, 23 сентября 2016 года нанесли высокоточный удар ракетами «Калибр» по разведывательному центру на западе города Алеппо. Тремя ракетами было уничтожено все оборудование тайного штаба и ликвидированы не менее 30 сотрудников американской, британской и израильской спецслужб. После освобождения Алеппо и разбора завалов выяснилось, что этот центр координировал действия террористов чуть ли не на половине территории Сирии.

На следующий день ВКС РФ и ВВС САР нанесли удар по штабу создаваемой американцами группировки «Свободная идлибская армия». Согласно агентурным данным, российские и сирийские пилоты «накрыли» во время сходки не только главарей бандформирований, которых было более двадцати, но и нескольких американских «советников».

Была ли возможность у армии САР противостоять силам, ведущим войну по канонам доктрины СЦВ? Ответ — очевиден. Поэтому российские ВКС действительно переломили безысходную ситуацию, так как их боевые действия координировались и управлялись из единого центра АСУВ ВС РФ — НЦУО, в котором собиралась вся разведывательная информация по ТВД в Сирии.

Чтобы понять, как НЦУО «сломал» операцию недругов по уничтожению Сирии, надо разобраться в функционале Центра.

Мы не стали гнать в бой дивизии

Единая система блестяще сработала в ходе сирийского конфликта. Все, что видел спутник-разведчик, разведывательный БЛА или военнослужащий, одновременно видели и в НЦУО. То есть вся оперативная информация по Сирии была под полным контролем нашего Министерства обороны. Помимо боевых задач НЦУО РФ централизованно и параллельно решал все вопросы по снабжению и размещению на базах Хмеймим и Тартус нашей группировки вооруженных сил, сведя логистические операции к минимальным затратам. Не стоит, кстати, забывать и об информировании мировых СМИ о ходе боевых действий с предоставлением эксклюзивных кадров со средств воздушной и космической разведки.

Вот почему мы не стали гнать на спасение Сирии полки и дивизии, а обошлись ограниченной группировкой наших ВКС и военной полиции. Российские войска еще раз доказали: побеждают не числом, а умением.

Таким образом, на американскую концепцию СЦВ был найден эффективный, асимметричный ответ. Благодаря работе созданного в декабре 2014 года НЦУО РФ разгром джихадистов на Ближнем Востоке стал необратимым. Поэтому громкое заявление Дональда Трампа о том, что это именно США победили ИГ, весь мир воспринял как низкопробную пропаганду, а вот слова Владимира Путина о победе над международным терроризмом в Сирии все признали свершившимся фактом.

Алексей Леонков, еженедельник «Звезда» Следующей целью Израиля в Сирии станут российские ЗРС С-300

Структура — под конкретные задачи

В состав НЦУО РФ входят три центра управления, объединяющих различные АСУ по предназначению.

Это Центр управления стратегическими ядерными силами (СЯС), предназначенный для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства страны.

Центр боевого управления осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогноз развития угроз для Российской Федерации или ее союзников. Он же обеспечивает управление применением Вооруженных сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны России.

Третья составная часть — Центр управления повседневной деятельностью ведет мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооруженных сил. Он же координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований нашей страны.

Источниками информации для ЦУ СЯС являются комплексы космической и воздушной разведки, а для ЦБУ информацию во время боевых действий добывают войсковая разведка и подразделения ССО.

Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки — фактически глаза и уши НЦУО, на данный момент пока уступает американским группировкам спутников INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO). Но с введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой системы воздушно-космической обороны, а также других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.

На эффективности работы наших полевых разведчиков сказалось широкое применение разведывательных беспилотников и введение боевой экипировки «Ратник-2», в состав которой входит комплекс разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец».

Согласно подтвержденным данным по боевому применению, в Сирии КРУС «Стрелец» обеспечил решение задач боевого управления, связи и передачи информации, индивидуальной и групповой навигации, обнаружения, измерения координат и опознавания целей, а также целенаведения. Информация, передаваемая с КРУС, сопрягается со всеми отечественными комплексами разведки, наблюдения, целеуказания, радиолокаторами, дальномерами, угломерами, беспилотными летательными аппаратами (БЛА).

Сетецентрическая война

Сетецентрическая война (от англ. Network-centric warfare) — концепция ведения войны, при которой все участники боевых действий (командование, военная техника, живая сила) объединены в единую информационную сеть. Такой подход позволяет повысить как синхронизацию подразделений, так и скорость командования.

Концепция предполагает активное использование беспилотников, высокоточного оружия, хорошо защищённых устойчивых каналов связи с высокой пропускной способностью, а также широкое использование средств радиоэлектронной борьбы. Это позволит наносить удары по противнику с дальних расстояний и непрерывно.

Первыми к практическому осуществлению концепции сетецентрической войны в конце 90-х годов прошлого века приступили вооружённые силы США. При этом американцы использовали труды маршала Советского Союза Николая Огаркова, посвящённые военным конфликтам будущего.

Матричная схема управления

Рост времени на прохождение нисходящих и восходящих потоков, затрудняет применения иерархического управления в сложных ситуациях. Этот недостаток устраняет матричная система управления . На рис.4 дана матричная схема управления.

Рис.4. Структура матричного управления

Матричное управлении содержит уровни иерархии и поэтому является не чистой матрицей, а модификацией иерархического управления. Матрица управления имеет размерность m x n , где n – число уровней , m — максимальное число элементом на нижнем уровне. Новым в матричном управлении в сравнении с иерархическим управлением является введение регулирующих горизонтальных потоков G, связывающих элементы одного уровня матрицы Регулирующие потоки снижают информационную нагрузку на высшие органы управления.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА РОССИЙСКИЕ УСПЕХИ

• Последние два года внимание военных экспертов по всему миру приковано к Вооруженным Силам Российской Федерации, находящихся в состоянии масштабного реформирования и перехода к новому облику. Свидетельством этому – огромное количество публикаций в зарубежной прессе о ходе реформы

Внимание заслуживают, по крайней мере, две работы – масштабный труд сотрудницы немецкого Института международной политики и безопасности Маргарет Клейн «Военный потенциал России. Амбиции великой державы и реальность», а также обзор «Российские перспективы «сетецентрической» войны: ключевая цель реформы Сердюкова», автор которого – Роджер Макдермотт – является сотрудником Управления изучения ВС иностранных государств Командования подготовки и научных исследований СВ США.

• В работе Маргарет Клейн успехи российской армии по реализации «сетецентрической» концепции оцениваются применительно к результатам войны 08.08.08 с грузинскими агрессорами. По ее словам, военно-политическое руководство РФ уже осознало необходимость реформирования Вооруженных Сил, оснащения их современными техническими средствами разведки, высокоточного оружия, системами связи и передачи данных, а также объединения всех участников операции (боевых действий) в единое информационное пространство. Тем не менее, движение в этом направлении только началось.

Война показала, что российской армии не хватало систем дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У), беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и средств разведки типа американской объединенной радиолокационной разведывательной системы J-STARS. Как подчеркивает автор, в распоряжении ВС РФ имелись либо технически и морально устаревшие комплексы, либо трудно перенацеливаемые средства без возможности быстрой передачи собранной разведывательной информации. Это, по словам Маргарет Клейн, и стало причиной несвоевременного вскрытия системы ПВО Грузии, и как следствие – потери семи боевых самолетов в такой непродолжительной войне.

Существенные проблемы имелись с системами связи и передачи данных, что привело к невозможности эффективного управления подчиненными формированиями. Известно, что российским офицерам приходилось прибегать к помощи журналистов, имевших сотовые и спутниковые телефоны. Более того, подразделения ВВС и СВ действовали без какой-либо координации и взаимодействия, что не позволило сформировать действительно объединенную группировку, хотя это одно из неотъемлемых условий проведения операций в соответствии с принципами «сетецентрических» концепций.

Вскрылось несоответствие современным реалиям и теории оперативного искусства, которая в ВС РФ до сих пор базируется на старых взглядах проведения традиционных крупномасштабных наземных операций, а не на современных концепциях, предусматривающих массированное применение высокоточного оружия (ВТО).

• С одной стороны, мы рассуждаем о новых технологиях и «сетецентризме», позволяющем повысить боевые возможности распределенных на поле боя формирований, а с другой – руководствуемся старыми определениями и понятиями. Какая вообще может быть реализация «сетецентризма», если боевые возможности Сухопутных войск до сих пор оцениваются «…по способности части, соединения и объединения создавать соответствующие плотности сил и средств на 1 км фронта…» («Военный энциклопедический словарь», Москва, Военное издательство, 2007 г., стр. 92). Так и хочется воскликнуть, что старые кавалеристы из ГШ, как всегда, против замены лошади машинами.

• Здесь, правда, совсем не тот случай. Все понимают необходимость реформирования, озвучивают планы перехода к новым концепциям и принципам, но все равно чего-то не хватает, что-то не получается.

• В обзоре Роджера Макдермотта успехов отмечено тоже немного. Одним из основных достижений указывается разработка и испытание Единой системы управления тактического звена ЕСУ ТЗ «Созвездие»

Следует обратить внимание не только на восьмимиллиардную стоимость комплекта для одной бригады, которая сильно удивила автора, но и на то, как он называет нашу перспективную систему – C2 YeSU TZ. Проводя аналогию с американцами видно, что подобное обозначение соответствует уровню их концепции интеграции систем боевого управления С2 (Command and Control)

В этой связи и возникает вопрос, а где остальные составляющие «C» по связи и вычислительной технике (Communications, Computers), а также «ISR» по разведке (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance). Вероятно, автор ошибается. А если нет? Тогда снова обратимся к основоположникам.

Мы были первыми

НЦУО — это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями, входящими в структуру Вооруженных сил России, в том числе и ядерной триадой. Через единый центр круглосуточно проходит огромное количество информации, касающейся обеспечения обороноспособности России. Понятно, что держать огромный штат специалистов, которые будут эту информацию сортировать и анализировать, дело затратное. К тому же в условиях современного общевойскового боя  штат таких работников станет скорее тормозом, чем помощником в управлении войсками.


НЦУО — единая система управления воинскими подразделениями Вооруженных сил России

Поэтому ядром НЦУО стала компьютерная автоматизированная экспертная система мониторинга и анализа военно-политической, социально-экономической и общественно-политической обстановки в России и мире. К этому ядру подключены многочисленные АСУ родов и видов войск, которые объединяет в единую систему АСУВ отечественного производства «Акация-М». Она стоит на вооружении военных округов России с 2005 года и позволяет военнослужащим находиться в едином информационном пространстве — как в местах постоянной дислокации, так и при выходе в поле или в ходе боевых действий.

«Акация-М» — это, по сути, военный аналог интернета, который обеспечивает оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России. Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют другие комплексы, такие как «Созвездие-М2» и «Андромеда-Д», которые еще называются Едиными системами управления тактического звена (ЕСУ ТЗ).

ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» стоит на вооружении в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» — в ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.

АСУ ВВС и АСУ ПВО, по сути, тоже ЕСУ ТЗ, которые прошли многочисленные усовершенствования. Как эти системы работают на практике, все убедились не только во время боевых действий в Сирии, но и совсем недавно — во время широкомасштабных учений войск «Восток-2018». Слаженная работа наших ВВС и ПВО — именно их заслуга.

Фазы боевых действий сетецентрической войны

Концепция предусматривает четыре основные фазы ведения боевых действий:

1. Достижения информационного превосходства посредством опережающего уничтожения (вывода из строя, подавления) системы разведывательно-информационного обеспечения противника (средств и систем разведки, сетеобразующих узлов, центров обработки информации и управления).

2. Завоевания превосходства (господства) в воздухе путём подавления (уничтожения) системы ПВО противника.

3. Постепенное уничтожение оставленных без управления и информации средств поражения противника, в первую очередь ракетных комплексов, авиации, артиллерии, бронетехники.

4. Окончательное подавление или уничтожение очагов сопротивления противника.

«Механистические» системы – недостатки:

– неадекватность;

– модульный подход, архитектура SOA;

– неэффективные технологии интеграции;

– фрагментарность, противоречивость, нецелостность, избыточность;

– разрозненные информационные хранилища данных;

– разобщенное итерационное проектирование;

– сложность и длительность разработки, внедрения, модернизации и развития;

– высокие ресурсные издержки;

– отсутствие единого информационного и функционального пространства;

– несопоставимость;

– нединамизм;

– неадаптивность.

В поисках выхода мировые лидеры IBM, ORACLE, SAP, Microsoft, THALLES и другие прямолинейно “в лобовую” и без лишних раздумий скупают как бы «лучшие» программные продукты. Но они их ищут, выбирают, поглощают, отбирают, пытаются объединить и ребрендить СТАРЫЕ программные продукты и технологии.

Такой путь является тупиковым.

Основоположники сетецентричной войны

Родоначальниками сетецентричной войны принято считать вице-адмирала ВМС ВС США Артура Себровски, научного сотрудника Пентагона Джона Гарстка и адмирала Джея Джонсона. Программной работой по сетецентричной войне называют совместную статью А. Себровски и Дж. Гарстка «Сетецентричная война, её происхождение и будущее».. Джей Джонсон говорил, что «информационное превосходство в сочетании с сетевой, распыленной атакующей боевой мощью создаст хорошо продуманные и точные действия на раннем этапе, что приведет к чрезвычайно высоким темпам изменения. Это то, что мы называем скоростью командования. Это то, что мы называем сетецентричной войной»..

Принципы распределенного управления

Распределенное управление основано на применении гетерогенных систем. Распределенное управление включает структурные, технологические и модельные компоненты (рис.1). Структура развивается от иерархической (наиболее простой) к сетевой — наиболее сложной.

Рис.1. Компоненты распределенного управления.

Современно распределенное управление включает цифровые, информационные и когнитивные технологии. В соответствии с технологиями используют модели управления. Субсидиарное распределенное управление является наиболее развитым видом распределенного управления.

Сетецентрическая информационная система государственного управления G3:

Сетецентрическая информационная система государственного управления G3 позволяет реализовать:

  • – полномасштабное, транспарентное информационное управленческое пространство, обеспечивающее оперативную реализацию программно-целевых методов управления, ориентированных на результат,
  • – эффективное межведомственное взаимодействие,
  • – адекватное отражение непрерывно меняющейся ситуации,
  • – многоцелевое сбалансированное использование объединенных ресурсов,
  • – получение целостной объективной картины текущей ситуации для оперативного принятия обоснованных управленческих решений в условиях высокой динамики вызовов и угроз.

Руководитель получает информацию без посредников по запросу из системы в режиме on-line.

Руководитель видит всю картину в целом, а не фрагментарно.

Как возможно научиться писать тексты и зарабатывать на этом удаленно? Например, можете пройти курс «Копирайтинг от А до Я», который подойдет даже начинающим авторам.

Другие записи:

карта сайта

информационные системы в государственном управлениигосударственная автоматизированная информационная система управлениеинформационные системы государственном муниципальном управленииинформационное обеспечение системы государственного управленияинформационные технологии системе государственного управленияинформационные системы сфере государственного управлениясистемы управления государственными информационными ресурсамигосударственная информационная система управления общественными финансамисоздание информационной системы государственного управленияинформационные системы управления государственными организациямиприменение информационных систем государственном управлениигосударственные информационные системы управлении региономинформационные системы в государственном управлении рефератгосударственные автоматизированные информационные системы для управления птк

Коэффициент востребованности
1 336

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector