Илья муромец (самолёт)

«Украинская Держава»

У гетмана не было ни кавалерии, ни авиации (ни флота). Собственно, в этом была его проблема. С удивлением узнал, что гетман обладал сверхоружием в лице бомбардировщика «Илья Муромец». С еще большим удивлением узнал, что участник ради этого утверждения готов искажать источники и делать, собственно, ВОЙ за свою версию. N.N. 21:39, 18 февраля 2013 (UTC)

    • Формально состояли — об этом говорится в источнике, даже боевую единицу из них сформировали (Ескадра Повiтрових Кораблiв), тоже, правда, формально (этому посвящен целый раздел в источнике) — по сему можно указать, допишите о формальности. Не Вижу ВП:ВОЙ со своей стороны, т.к. Вами был дан запрос на АИ вместе с откатом, вместо адекватного запроса шаблоном — я дал АИ, где настрой на конфронтацию с моей стороны? —Artemis Dread

      В источнике говорится, что Гетман образовал на базе остатков Винницкого отряда РИА «Ескадру Повiтрових Кораблiв», но так как в результате боёв и анархии на базе уже фактически ничего не было, то эскадронцы только бумажки перекладывали и даже неизвестно были ли у них собственно самолёты. Я ничуть не стал бы возражать, если бы Вы описали эти коллизии в соответствующем разделе, с названием, типа «судьба после октябрьского переворота». Но если Вы решили под шумок подменить содержание раздела «использовался» простым внесением туда информации, призванной показать, что у Украинской Державы были, якобы, свои «Ильи Муромцы», которые она использовала (наряду с прочими государствами, которые действительно их использовали) — нет уж, увольте читателей википедии от подобной дезинформации! HOBOPOCC 08:29, 19 февраля 2013 (UTC)

      21:57, 18 февраля 2013 (UTC)

Историческая ценность самолёта

Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.

Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.

Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.


Автор статьи:

Шатунов Роман

Использование во время Первой мировой войны

Липецк. Исторические сведения:1918—1919 — эскадра кораблей Илья Муромец

Поручик И. С. Башко

Моторист-стрелок «Ильи Муромца», фельдфебель воздушного флота России Марсель Плиа, 1916 год

К началу войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот.

10 (23) декабря  года утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» (Эскадра воздушных кораблей, ЭВК), ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал М. В. Шидловский. Находилось Управление эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» при штабе Верховного главнокомандующего в Ставке Верховного главнокомандующего. Ему пришлось начинать работу практически с нуля — единственным лётчиком, способным летать на «Муромцах» был Игорь Сикорский, остальные с недоверием и даже враждебно относились к самой идее тяжёлой авиации[источник не указан 1859 дней], их следовало переобучить, а машины вооружить и переоборудовать.

Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля .

Во время войны начато производство самолётов серии В, наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии Б меньшими размерами и большей скоростью. Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели два мотора. Использовались бомбы массой около 80 кг, реже до 240 кг. Осенью 1915 года произведён опыт бомбометания крупнейшей в мире, на тот момент, 410-килограммовой бомбы.

В 1915 году начался выпуск серии Г с экипажем 7 человек, Г-1, в 1916-м — Г-2 со стрелковой кабиной, Г-3, в 1917-м — Г-4. В 1915—1916 годах выпущено три машины серии Д (ДИМ). Производство самолётов продолжалась до 1918 года. Самолёты Г-2, на одном из которых (третий по счёту с названием «Киевский») была достигнута высота 5200 м, использовались в Гражданскую войну.

Из боевого донесения:

За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3.[источник не указан 1859 дней]

12 (25) сентября 1916 во время налёта на штаб 89-й германской пехотной дивизии в д. Антоново и станцию Боруны был сбит самолёт (корабль XVI-ый) поручика Д. Д. Макшеева .

Ещё два «Муромца» были сбиты огнём зенитных батарей:

  • 2.11.1915 был сбит самолёт штабс-капитана Озёрского, корабль разбился
  • 13.04.1916 под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль сумел дотянуть до аэродрома, но из-за полученных повреждений восстановлению не подлежал.

В апреле 1916 года 7 немецких аэропланов разбомбили аэродром в Зегевольде, в результате чего получили повреждения 4 «Муромца».

Но самой распространённой причиной потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи — из-за этого было потеряно порядка двух десятков машин.
«ИМ-Б Киевский» совершил около 30 боевых вылетов, позже использовался как учебный.

По мнению генерала Брусилова А. А., Илья Муромец не оправдал надежд возложенных на него:

Устройство «Русского витязя»

В первой версии самолет назывался «С-21 Гранд» (фр. Le Grand) и имел два мотора. Позже Сикорский добавил еще два мотора и поставил их в ряд на передней части крыльев. Самолет с четырьмя двигателями и получил название «Русский витязь». В нем использовались стосильные немецкие двигатели «Аргус».

Интуитивно Сикорский выбрал конструкцию с широким размахом крыльев. Также самолет отличали четыре больших киля и длинная хвостовая балка фюзеляжа. Конструкция была сделана из дерева. Самолет имел невероятную по тем временам большую закрытую кабину с открытым балконом в передней части. По бокам кабины имелись выходы на крылья для осуществления ремонта моторов в полете. 


Передняя часть аэроплана с остекленной кабиной и четырьмя двигателями, смонтированными в двух парах

Машина могла перевозить до 737 кг груза и разгоняться почти до 100 км/ч. Экипаж состоял из 3 человек, еще 4 пассажиров можно было принять в отдельной каюте, в которой они даже могли подниматься и ходить во время полета. «Русскому витязю» требовалась для взлета полоса в 700 метров. 

Самолет совершил более 50 вылетов и поставил мировой рекорд по продолжительности полета – 1 час 54 минуты. Большой интерес вызывала машина у военных

Своим вниманием отметил «Русского витязя» и император Николай II. Специально, чтобы показать императору самолет, Сикорский отправился на нем в Царское Село

Николай II осмотрел самолет, высоко оценил успех конструктора и наградил его часами. 


Ранняя двухмоторная модификация «Русского витязя» во время полета

Жизнь «Русского витязя» была недолгой. 11 сентября 1913 года Сикорский готовил самолет к очередному полету, когда над аэродромом пролетал известный летчик Габер-Волынский. С его самолета сорвался двигатель и сильно повредил коробку крыльев «Русского витязя». Машину решили не восстанавливать, так как деревянная конструкция к тому времени уже вызывала опасения. Кроме всего прочего, Игорь Сикорский уже вынашивал идею о новом самолете, в котором планировал устранить выявленные недостатки своего первого гиганта. А «Витязь» сделал свое дело, доказав жизнеспособность схемы, и позволил получить большой опыт полетов.
 

Выдумки от «альтернативщиков»

К сожалению, в статье присутствует несколько выдумок, имеющих своим происхождением форумы альтернативной истории. Во-первых, это весь абзац, посвящённый никогда не существовавшей серии «П» (абзац, начинающийся с «ИМ-П1,был разработан авиационным отделом РБВЗ»), во-вторых, завершающая часть раздела «Вооружение», где фигурируют крупнокалиберные пулемёты калибра 12,7 мм и 15,3 (sic!) мм, равно как и 25-мм пушки, которых на вооружении армии Российской империи не было. Испытывавшаяся на одном из «Муромцев» экспериментальная безоткатная пушка системы полковника Гельвига руками фантазёров-«альтернативщиков» была превращена в серийные пушки Курчевского (работы которого начались в реальности только в 20-х гг.).

Полагаю, что вымышленный материал должен быть как можно скорее удалён из статьи. Я пытался это сделать «единолично», но мне объяснили, что так поступать не следует, и необходимо сначала обсудить вопрос на странице обсуждения статьи — что я и делаю.

На первых машинах еще 37-мм Гочкис пытались установить. В остальном, да, вы правы. Нужно будет в статье поправить… —Sas1975kr 09:54, 5 апреля 2011 (UTC)
Подчистил. Когда появится время, постараюсь доработать статью и устранить замечания из раздела выше. Sas1975kr 18:06, 5 апреля 2011 (UTC)

Технические данные

Илья Муромец ИМ-Б ИМ-В ИМ-Г-1 ИМ-Д-1 ИМ-Е-1
Тип самолёта бомбардировщик
Разработчик Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода
Кем использовался Воздушный флот Российской империи
Время производства 1913—1914 1914—1915 1915—1917 1915—1917 1916—1918
Длина, м 19 17,5 17,1 15,5 18,2
Размах верхнего крыла, м 30,9 29,8 30,9 24,9 31,1
Размах нижнего крыла, м 21,0
Площадь крыльев, м² 150 125 148 132 200
Масса пустого, кг 3100 3500 3800 3150 4800
Масса загруженного, кг 4600 5000 5400 4400 7500
Продолжительность полёта, час 5 4,5 4 4 4,4
Потолок, м 3000 3500 3000 ? 2000
Скороподъёмность м/сек. 2000/30 2000/20 2000/18 ? 2000/25
Максимальная скорость, км/ч 105 120 135 120 130
Двигатели 4 шт.«Argus»140 л. с.(рядный) 4 шт.«Руссобалт»150 л. с.(рядный) 4 шт.«Sunbeam»160 л. с.(рядный) 4 шт.«Sunbeam»150 л. с.(рядный) 4 шт.«Renault» 220 л. с.(рядный)
Сколько произведено 7 30 ? 3 ?
Экипаж, чел. 5 5—6 5—7 5—7 6—8
Вооружение 2 пулемёта350 кг бомб 4 пулемёта417 кг бомб 6 пулемётов500 кг бомб 4 пулемёта400 кг бомб 5—8 пулемётовдо 1500 кг бомб

Описание конструкции

Конструкция «Ильи Муромца» — четырехмоторный биплан. Крылья соединяли шесть соединительных стоек. Моторы располагались на нижнем крыле. Для доступа к двигателям, по нижним крыльям была проложена фанерная дорожка с проволочными перилами, дающая доступ к любому двигателю непосредственно во время полета. Во время боевого вылета возможность починить самолет в полете не раз спасала жизни самолету и его пилотам.

Длина фюзеляжа машины достигала 19 метров, площадь крыльев — 200 м. кв. Скорость самолета — 100-130 км/ч.

Колеса шасси делались с резиновой шнуровой амортизацией и обшивались кожей. В наше время их бы назвали широкопрофильными.

Фотография Ильи Муромца

Особенностью самолета была закрытая кабина летчика. Так как  пилот не мог видеть, далеко ли до земли, кабину оборудовали приборами, революционными по тому времени. Помимо привычных всем компаса и четырех тахеометров, в кабине находились два высотомера и два измерителя воздушной скорости, соединенных с трубкой Пито (приемником воздушного давления). Также в кабине находился указатель скольжения — изогнутая стеклянная трубка с шариком внутри.

Вид из кабины пилота Ильи Муромца

Тангаж можно было определить с помощью такого же приспособления с маркировкой углов на кабрирование и пикирование.

Разработка и первые экземпляры

Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. Технический персонал отдела составляли такие конструкторы, как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебрянников, В. С. Панасюк, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер, Н. Н. Поликарпов и др. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя моторами производства «Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.

В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым, двухтактным с водяным охлаждением. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца».

«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России помешали дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации.

Постройка первой машины завершена в октябре 1913 года. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъёмности: 12 декабря 1913 года 1100 кг (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг), 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.

Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до 1917 года.

Второй самолёт (ИМ-Б Киевский) меньший по размеру и с более мощными двигателями 4 июня поднял на рекордную высоту в 2000 метров 10 пассажиров, 5 июня поставил рекорд продолжительности полёта (6 ч. 33 мин. 10 сек.), —17 июня совершил перелёт Петербург—Киев с одной посадкой. В честь этого события серия получила название киевской. В —1917 годах выпущено ещё 3 самолёта с названием «Киевский» (один серии Г-1, другой Г-2, см. ниже).

Самолёты типа первого и киевского получили название серия Б. Всего их было произведено 7 экземпляров.

«Русский витязь» взлетает

Майским утром 1913 года на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге собралось большое количество зрителей. Они пришли, чтобы своими глазами увидеть событие, которое позже войдет в мировую историю авиации. В этот день должен был состояться первый полет большого четырехмоторного самолета весом более 4 тонн, который называли «Гранд» или «Русский витязь»

Строительство самолета и предстоящий полет были окружены скептическим вниманием. В то время считалось, что самолеты уже достигли предела своих размеров, а большая авиация невозможна. 

Ранняя двухмоторная версия «Русского витязя» «С-21 Гранд»

Тем не менее самолет-гигант успешно поднялся над аэродромом, сделал несколько кругов и совершил мягкую посадку, вызвав овации наблюдателей. «Русский витязь» был в четыре раза тяжелее самого большого самолета, существовавшего на тот момент в мире. За рубежом известия о его полете восприняли как мистификацию. В России же новость была принята с огромной радостью, ведь создателем самолета был соотечественник, к тому же очень молодой. За день до первого полета конструктору «Русского витязя», студенту Санкт-Петербургского политехнического института Игорю Ивановичу Сикорскому исполнилось всего 24 года. 

Однако к этому возрасту Сикорский, с детства интересовавшийся естественными науками и механическими устройствами, уже успел разработать несколько моделей вертолетов и самолетов. Первые аппараты он собирал в своей комнате и в сарае отцовского имения. С 1912 года Сикорский продолжал эксперименты уже в должности главного инженера на созданной недавно авиационной фабрике Русско-Балтийского вагонного завода. Аэропланы и бипланы Игоря Сикорского участвовали в соревнованиях, ставили рекорды, состояли на службе в армии, но главные победы конструктора были еще впереди. 

Сикорский часто сам управлял своими самолетами, и один опасный инцидент подтолкнул его к идее многомоторных машин. Во время полета в карбюратор попало насекомое, и мотор вышел из строя. Сикорский с трудом посадил самолет, находясь на волоске от гибели. Теория о том, что многомоторный самолет может лететь, даже если один или несколько моторов ломаются, нуждалась в практическом подкреплении. Кроме того, такие машины могли поднимать больше грузов, брать на борт пассажиров и больше топлива, а значит, летать дольше и дальше. 

Большую поддержку в создании «Русского витязя» оказал председатель Русско-Балтийской вагонной компании М.В. Шидловский. Он заразился энтузиазмом Сикорского и дал добро на строительство самолета. Позже, во время Первой мировой войны, Шидловский возглавит Эскадру воздушных кораблей, состоявшую из бомбардировщиков Сикорского. 
 

Молодой гений

В начале 20 века в авиацию как таковую никто не верил, тем более в полет многотонной машины. Первое время в России и во всем мире в большинстве создавались фанерные аэропланы, которые могли заглохнуть или развалиться прямо в воздухе. Тогда каждый летчик понимал, что очередной полет может стать для него последним.

Молодой Игорь Сикорский (слева).

Наступил 1913 год. Прошло всего 10 лет с момента первого полета планера братьев Райт в пустыни Китти-Хоук. Российское авиастроение находилось в зачаточном состоянии. В империи только начали осваивать проектирование планеров и вдруг, неожиданно появился молодой и очень перспективный киевский конструктор Игорь Сикорский. Он предлагает создать первый в мире многомоторный самолет и не простой, а тяжелый бомбардировщик.

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь».

Естественно, идею 24-летнего инженера посчитали неосуществимой и даже глупой. Никто в то время не знал, как поведет себя самолет в случае отказа одного из двигателей.
Большинство авиаконструкторов считали, что аппарат просто начнет неконтролируемо кружиться вокруг оси и, в конечном счете, рухнет на землю. Кроме того, стоит учесть, что тогда никто не строил таких тяжелых и больших самолетов. 100 лет назад не было никаких приборов и стендов для испытания самолетов, ровно как и были поверхностные знания в аэродинамике и сопромате. Прочность в большинстве случаев определялась «на глаз», поэтому нет ничего удивительного, что в первый полет самолета многие попросту не поверили.

Вооружение

Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.

Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.

Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .

Гроза истребителей

В прочем, внезапно начавшаяся Первая мировая война расставила все по своим местам. В первый же день войны было сформировано десять эскадрилий с участием «Муромцев». Каждый отряд состоял из одного бомбардировщика и нескольких легких аэропланов. Позже данная стратегия была признана неэффективной и все имеющиеся на тот момент экземпляры бомбардировщика решили объединить в одну эскадрилью. По сути было создано первое в истории объединение тяжелых бомбардировщиков.

Погрузка бомб на самолет.

«Илья Муромец» вывел бомбометание на новый уровень. Снаряды обычно подвешивались снаружи самолета и после вручную сбрасывались на землю. В 1916 году впервые были применены электрические сбрасыватели бомб. Экипаж боевого самолета состоял из четырех человек. «Муромец» мог перевозить бомбы весом от 100 до 200 килограмм, а в 1915 году была установлена и сброшена 410 килограммовая бомба. Ударная мощь таких снарядов ни шла ни в какое сравнение со слабыми гранатами и легкими бомбами того времени. Помимо бомб «Муромцы» оснащались мощным оборонным вооружением, состоящим из пулеметов. Вражеские пилоты прозвали российские бомбардировщики «ежами», так как они практические не имели мертвых зон, и поразить их было крайне трудно.

Самолет-легенда.

В период Первой мировой войны было создано более 80 экземпляров «Ильи Муромца». Свой последний боевой вылет самолет выполнил в 1920 году. После этого, вплоть до 1923 года бомбардировщики использовались исключительно в гражданских целях. Несмотря на относительно короткий промежуток использования самолетов, Россия навсегда останется родиной тяжелой и пассажирской авиации.

Достоинства и недостатки

«Илья Муромец» был передовым самолетом в 1914 году. Огромная по тем временам бомбовая нагрузка, большой радиус действия, мощное оборонительное вооружение и устойчивость к повреждениям в бою – вот достоинства бомбардировщика.

К сожалению, много у самолета и недостатков. Первый и самый главный – разносортица двигателей. Начатое производство с немецкими моторами с началом войны прекратилось. Германия двигатели не поставляла. Попытки поставить французские и английские двигатели привели к снижению бомбовой нагрузки и остальных летных характеристик самолета. Частые технические поломки сопровождали эту модель. Из-за этого много бортов было повреждено при посадке или встало на прикол из-за отсутствия ремонта. Поэтому к концу войны самолеты использовались в основном в качестве огромного разведчика. Бомбовую нагрузку на маломощных движках самолет тянуть не мог.

Использование после Октябрьской революции

Прогулочная палуба на крыше салона, во время движения туда могли выходить пассажиры

В 1918 году не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе — сентябре 1919 года Советская Россия смогла использовать две машины в районе Орла.

Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул — Екатеринбург — Сарапул на тяжёлом самолёте «Илья Муромец».

В 1920 году совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий большевиков против Русской армии. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».

С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 года её закрыли. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов.

В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва — Баку на самолёте «Илья Муромец».

Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
В музее ВВС экспонируется макет «Ильи Муромца», оснащенный двигателями чешского производства. Его сделали в натуральную величину в Риге студенты РКИИГА по заказу киностудии «Мосфильм» для съемок фильма «Поэма о крыльях». Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому. В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.

Использование во время Первой мировой войны

Липецк. Исторические сведения:1918—1919 — эскадра кораблей Илья Муромец

Поручик И. С. Башко

Моторист-стрелок «Ильи Муромца», фельдфебель воздушного флота России Марсель Плиа, 1916 год

К началу войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот.

10 (23) декабря  года утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» (Эскадра воздушных кораблей, ЭВК), ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал М. В. Шидловский. Находилось Управление эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» при штабе Верховного главнокомандующего в Ставке Верховного главнокомандующего. Ему пришлось начинать работу практически с нуля — единственным лётчиком, способным летать на «Муромцах» был Игорь Сикорский, остальные с недоверием и даже враждебно относились к самой идее тяжёлой авиации[источник не указан 1859 дней], их следовало переобучить, а машины вооружить и переоборудовать.

Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля .

Во время войны начато производство самолётов серии В, наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии Б меньшими размерами и большей скоростью. Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели два мотора. Использовались бомбы массой около 80 кг, реже до 240 кг. Осенью 1915 года произведён опыт бомбометания крупнейшей в мире, на тот момент, 410-килограммовой бомбы.

В 1915 году начался выпуск серии Г с экипажем 7 человек, Г-1, в 1916-м — Г-2 со стрелковой кабиной, Г-3, в 1917-м — Г-4. В 1915—1916 годах выпущено три машины серии Д (ДИМ). Производство самолётов продолжалась до 1918 года. Самолёты Г-2, на одном из которых (третий по счёту с названием «Киевский») была достигнута высота 5200 м, использовались в Гражданскую войну.

Из боевого донесения:

За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3.[источник не указан 1859 дней]

12 (25) сентября 1916 во время налёта на штаб 89-й германской пехотной дивизии в д. Антоново и станцию Боруны был сбит самолёт (корабль XVI-ый) поручика Д. Д. Макшеева .

Ещё два «Муромца» были сбиты огнём зенитных батарей:

  • 2.11.1915 был сбит самолёт штабс-капитана Озёрского, корабль разбился
  • 13.04.1916 под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль сумел дотянуть до аэродрома, но из-за полученных повреждений восстановлению не подлежал.

В апреле 1916 года 7 немецких аэропланов разбомбили аэродром в Зегевольде, в результате чего получили повреждения 4 «Муромца».

Но самой распространённой причиной потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи — из-за этого было потеряно порядка двух десятков машин.
«ИМ-Б Киевский» совершил около 30 боевых вылетов, позже использовался как учебный.

По мнению генерала Брусилова А. А., Илья Муромец не оправдал надежд возложенных на него:

Untitled 1

Третье сверху фото изображает, на самом деле, первый многомоторный самолёт Сикорского (и, кажется, вообще в мире) «Русский витязь» — конструктивный предшественник ИМ, но никак не он сам. Yury Tarasievich 22:02, 29 июня 2007 (UTC)

Не китайский ведь. Не ленитесь дорогие коллеги а пишите в статью (а не тут)75.138.68.170 21:50, 30 июня 2007 (UTC)

Чешский текст в таблице?? :)) Yury Tarasievich 22:04, 29 июня 2007 (UTC)

Это вновь 75.138.68.170. Ему уже говорили, что так не стоит делать или хотя бы {{translate}} надо ставить. А с «Русским витязем» — на Commons вообще цирк. Вот две одинаковых фотки: и , изображающие разные самолёты:))) APL 09:24, 30 июня 2007 (UTC)

Цирк уехал: первый файл ликвидирован. APL 19:00, 10 июля 2007 (UTC)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector