Основы безопасности жизнедеятельности10 класс

Содержание:

О призыве на службу военного типа

Статьи 22-26 рассматриваемого Федерального закона закрепляют основания призыва на воинскую службу. Согласно отдельным нормативным актам, призыву подлежат все мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, что обязаны состоять на военном учете. Освобождаются от призыва лица ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья, а также граждане, уже прошедшие военную или гражданскую альтернативную службу. Освобождаться от службы могут лица, имеющие степень ученого.

Закрепляет закон и сроки призыва. Это всегда два периода: с 1 апреля по середину июля, с 1 октября до конца декабря. Форма же призыва выглядит следующим образом:

  • явка на медицинскую проверку и на заседание призывной комиссии;
  • явка в указанное в повестке место прохождения военной службы.

На все мероприятия, так или иначе связанные с призывом, граждане вызываются повестками. Призывную комиссию составляют следующие лица:

  • глава муниципального образования или лицо, замещающее его;
  • заместитель председателя комиссариата;
  • секретарь комиссии;
  • врач, занимающийся медицинским освидетельствованием;
  • представитель соответствующей инстанции из управления в сфере образования;
  • работник из службы занятости населения.

В зависимости от региона состав комиссии может пополняться новыми лицами. Сокращать же состав строго запрещается.

Урок 31Основы военной службы. Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Структура и содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации приведены на схеме 25.

Воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Она предусматривает:• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
• военное обучение в период военного положения и в военное время.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и воинских формированиях (схема 26).

Военная служба приоритетна перед другими видами государственной службы и иной деятельностью. Она имеет некоторые особенности.

Основные из них заключаются в следующем:• во-первых, выполнение обязанностей военной службы сопряжено с риском для здоровья, а нередко и жизни;
• во-вторых, к этой службе привлекают лишь граждан, достигших определенного возраста и отвечающих установленным требованиям по состоянию здоровья и физическому развитию;
• в-третьих, для военнослужащих предусмотрены специальные звания, единая форма одежды и знаки различия, специальная система аттестования;
• в-четвертых, права и обязанности военнослужащих регламентированы специальным законодательством;
• в-пятых, лица, проходящие военную службу, в особом порядке несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Граждане Российской Федерации проходят военную службу по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Вопросы

1. Какие нормативные правовые акты регламентируют воинскую обязанность и военную службу граждан Российской Федерации?

2. В чем заключается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

3. В каких войсках, воинских формированиях и органах исполняют граждане Российской Федерации военную службу?

4. Почему военная служба приоритетна по сравнению с другими видами государственной службы?

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий воз­лагаются на органы управления и учреждения государственной и муни­ципальной систем здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами.

Лечебно-оздоровительные мероприятия включают:

проведение гражданами, до первоначальной постановки их на воинский учет, ежегодных углубленных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием их здоровья и физи­ческим развитием;

проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий с гражданами после первоначальной постановки на воинский учет, а также с признанными при призыве временно не годными к военной службе.

Правовые основы прохождения военной службы по контракту

Как можно охарактеризовать военный контракт? В соответствии со статьей 32 рассматриваемого закона, это письменный документ, оформленный в порядке, соответствующем Положению о прохождении военной службы.

Документ направляется Министерству обороны России или любому другому государственному органу, специализирующемуся на военной службе. В самом контракте говорится о желании пройти военную службу в добровольном порядке. Указываются сроки и условия заключения контракта. Документ вступает в силу с момента подписания и обнародования его должностным лицом.

Правовые основы военной службы по контракту, таким образом, строго регламентированы нормами Федерального закона.

Основные мероприятия по обеспечению воинской службы

Правовые основы прохождения военной службы содержат в себе положения о проведении мероприятий, обеспечивающих качественное исполнение воинских обязанностей. Что это могут быть за мероприятия?

В статье 5 рассматриваемого законопроекта говорится о медицинском освидетельствовании и осмотре, о постановке на учет, формировании людского мобилизационного резерва, построении военных образовательных организаций, тесном сотрудничестве различных общественных инстанций с Министерством обороны и т. д. В законе закрепляется довольно четкая иерархическая структура, в соответствии с которой лица, принимающие участие в обеспечении и реализации представленных мероприятий, должны получать месячный заработок и командировочные расходы.

Об организации военного учета

Результатом ОГП правовых основ военной службы стала четкая и качественная организация военного учета. Закрепляется законодательно это явление в статье 8 рассматриваемого Федерального закона. В соответствии с 53-ФЗ, военную службу должны проходить все граждане, за исключением:

  • лиц, уже проходящих службу военного типа;
  • граждан, находящихся по решению суда в местах лишения свободы;
  • женщин, не имеющих удостоверения о военной специальности;
  • лиц, проживающих за пределами российского государства на постоянной основе;
  • граждан, проходящих гражданскую службу альтернативного типа.

Региональные инстанции местного самоуправления способны подавать запрос в организации для получения информации, нужной для военного учета, на оповещение граждан о необходимости явиться в военкомат, на определение порядка приема граждан и т. д.

Какую информацию о гражданине должны содержать документы? Это фамилия, имя и отчество, место и дата рождения, наличие образования, место работы, степень годности к воинской службе, антропометрические данные и пр.

О подготовке гражданина к воинской службе

Какие элементы, в соответствии со статьей 11 рассматриваемого Федерального закона, включает в себя подготовка к военной службе? Нормативный акт содержит данные:

  • о получении основных знаний в области обороны;
  • об основах военной службы;
  • о патриотическом воспитании;
  • о медицинском освидетельствовании;
  • о подготовке по военным специальностям (на матроса, сержанта, старшину и т. д.).

Получение знаний российскими гражданами в области обороны осуществляется в образовательных организациях. Программа включает в себя приобретение минимального количества знаний о гражданской обороне и гражданских навыках, а также в сфере ОБЖ.

Правовые основы военной службы в РФ закрепляют и понятие военно-патриотического воспитания. Согласуется оно Правительством РФ совместно с Минобороны. Подготовка проходит непосредственно в войсках. Финансирование программы осуществляется из государственного федерального бюджета.

Военная служба как особый вид государственной службы

Воинская служба — особый вид государственной службы, организующий профессиональную деятельность граждан на воинских должностях. Ключевая задача — оборона и защита государства. Основывается как на принудительном наборе граждан, так и на добровольном поступлении.

В зависимости от принципов набора различают контрактную и призывную службу. В мирное время многие государства предпочитают содержать небольшие профессиональные армии контрактников. В условиях повышенных требований в обращении с вооружениями и техникой такие подразделения оказываются более эффективными.

Обязательный призыв и воинская подготовка граждан обусловлены как историческими традициями, так и практической необходимостью. Большая протяженность границы, частые локальные конфликты с соседними государствами — все это требует наличия подготовленных резервистов, способных в короткие сроки пополнить действующую армию.

Вне зависимости от формы, началом воинской службы считается зачисление гражданина в ряды Вооруженных сил. Для срочников происходит это в торжественной обстановке в процессе принятия присяги. С этого момента военнослужащий подчиняется служебным правилам и предписаниям, а также обладает соответствующими правами и обязательствами.

Военная служба состоит из следующих аспектов:

  • профессиональная и физическая подготовка военнослужащих;
  • воспитание чувства долга, патриотизма, воинской дисциплины;
  • отработка навыков обращения с вооружением и техникой;
  • выработка умений по самоорганизации военнослужащих, а также действий в составе групп и подразделений.

При изучении современной военной службы нельзя не учитывать традиции, перешедшие к современному государству. В Царской России военная службы первое время была добровольной и состояла из охочих людей. Регулярная армия с рекрутскими наборами на пожизненный срок была создана Петром Первым. Позже порядок призыва, а также период воинской повинности постепенно менялся.

В советский период

Первоначально армию и флот Советской России предполагалось организовывать на добровольной основе. Однако начавшаяся Гражданская война сделала военную службу обязательной. Позднее данные обязательства были утверждены документально в законах Советской России и СССР.

Воинская обязанность граждан была закреплена в Конституции 1918 года. По ней почетным правом защищать страну обладали все трудящиеся. 1 сентября 1939 года был принят закон «О всеобщей воинской обязанности». По новым правилам призывались все здоровые мужчины.

Военная служба в СССР подразделялась на действительную и пребывание в запасе. В первом случае подразумевалось пребывание на постоянной кадровой основе в воинских частях, на кораблях, иных военных организациях и учреждениях. Такая служба имела несколько форм:

  • срочный призыв солдат, матросов, сержантов и старшин;
  • сверхсрочная служба сержантов и старшин;
  • исполнение служебных обязательств прапорщиков и мичманов;
  • офицерская служба, включая их призыв из запаса на 2-3 года;
  • работа военных строителей.

Служба в запасе подразумевала периодический призыв всех военнообязанных лиц. Основными формами таких обязательств выделяли краткосрочные сборы и переподготовку. В первом случае подразумевалась организационная и мобилизационная проверка органов воинского учета (ОВУ).

Во втором проводились учебные занятия, ориентированные на совершенствование военной и специальной подготовки военнообязанных. Такой подход позволял поддерживать боеспособность запасников с учетом совершенствования в военной технике и вооружениях.

В современной России

В современной России сохранились ключевые аспекты военной службы СССР:

  • призыв военнообязанных мужчин;
  • пребывание в запасе и участие в военных сборах;
  • привлечение женщин на добровольной основе.

Вместе с тем ряд аспектов был пересмотрен с учетом современных требований к личному составу. Возросла востребованность подготовленных кадров для армии, количество стало уступать качеству. Решающими факторами в эффективности стало наличие современных вооружений и профессиональных специалистов для их использования.

С учетом данных факторов, а также защиты демократических прав и свобод граждан, воинская служба в современной России получила дополнительные формы. Контрактная служба позволила гражданам строить профессиональную карьеру, одновременно обеспечивая Вооруженные силы специалистами. Альтернативная гражданская служба позволяет служить тем гражданам, которые по убеждениям совести или религии не могут поступать на военные должности.

Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». Автор — Корякин В.М.

Книга представляет собой постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Разъясняются основные положения данного законодательного акта, а также изданных во исполнение его подзаконных актов. Издание может оказать помощь в изучении военного законодательства курсантам, слушателям, адъюнктам и докторантам военных образовательных организаций высшего профессионального образования, студентам юридических вузов, студентам, обучающимся на военных кафедрах образовательных организаций, а также всем, кто интересуется современными проблемами социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Материалы настоящей книги могут быть использованы при проведении занятий по общественно-государственной подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, а также в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации должностных лиц органов военного управления. Законодательство в книге отражено по состоянию на 1 сентября 2018 года.

Подготовка по основам военной службы

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят под­готовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профес­сионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Эта подготовка проводится штатными препода­вателями в соответствии с государственным образовательным стандартом, который предусматривает: получение гражданами знаний положений ста­тей Конституции и Законов Российской Федерации «Об обороне», «О воин­ской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» об ос­новах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил; знакомство с образцами вооружения и воен­ной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями; приобретение необходимых знаний и практических навыков в объеме подготовки молодого воина по гражданской обороне, ока­занию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы на учебных пунктах организаций, а также на объединенных районных или городских учебных пунктах. Здесь по направлениям военных комиссари­атов обучаются также граждане, которые нигде не учатся и не работают и которые не прошли ранее подготовку по основам военной службы.

Учебные пункты создаются решением органов местного самоуправле­ния. Они должны иметь оборудованные кабинеты по основам военной под­готовки, военное имущество, технику, уставы, учебные пособия и другую необходимую учебно-материальную базу.

Постатейный комментарий Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Автор — Багдасарян И.А.

Настоящее издание является научно-практическим комментарием Федерального закона от 20.08.2004г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Автором учтены все изменения и дополнения, внесенные в законодательство, по состоянию на 1 июля 2018 года. Издание предназначено для научных работников, докторантов, адъюнктов и аспирантов, преподавателей и студентов юридических вузов, а также для практических работников.ВЕСЬ ТИРАЖ КНИГИ РЕАЛИЗОВАН

Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». Автор — Корякин В.М.

Книга представляет собой постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Разъясняются основные положения данного законодательного акта, а также изданных во исполнение его подзаконных актов. Издание может оказать помощь в изучении военного законодательства курсантам, слушателям, адъюнктам и докторантам военных образовательных организаций высшего профессионального образования, студентам юридических вузов, студентам, обучающимся на военных кафедрах образовательных организаций, а также всем, кто интересуется современными проблемами социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Материалы настоящей книги могут быть использованы при проведении занятий по общественно-государственной подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, а также в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации должностных лиц органов военного управления. Законодательство в книге отражено по состоянию на 1 сентября 2018 года.

Подробнее »

Стоимость 1 книги 500 руб.  Стоимость книг указана  без учета почтовых услуг по  пересылке.

Также можно подписаться на Серию книг  (в том числе изданные книги) можно через подписное агентство «Урал-Пресс»(http://www.ural-press.ru). Подписной индекс серии 80680, раздел «Военное дело. Силовые структуры».

Серия книг включена в подписной каталог Агентства «Роспечать» (индекс  80680, раздел «Военное право»), подписаться можно в любом почтовом отделении.

Электронные версии книг в формате PDF временно не распространяются.  Принимаются заказы только на печатные версии. 

Центр  правовых  коммуникаций

Урок 32Организация воинского учета и его предназначение. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Воинский учет — одна из составных частей воинской обязанности граждан Российской Федерации — заключается в специальном учете всех граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по месту жительства.

Персональный воинский учет ведут военные комиссариаты. Первичный учет призывников и военнообязанных, проживающих на территориях, где нет военкоматов, возложен на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:• военный комиссар района соответствующей территории либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии;
• представитель местной администрации;
• специалист по профессиональному психологическому отбору;
• секретарь комиссии;
• врачи-специалисты.

Комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке их на воинский учет или внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас граждан, признанных ограниченно годными к военной службе, либо вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности граждан, признанных не годными к военной службе.

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Обязанности граждан по воинскому учету заключаются в выполнении ими мероприятий, указанных в схеме 27.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва
на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства.

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительные причины (при условии документального подтверждения) неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, указаны на схеме 28.

Вопросы

1. Дайте определение воинского учета и расскажите, как он организован.

2. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.

3. Какой состав имеет комиссия по постановке граждан на воинский учет?

4. Какие задачи возложены на комиссию по постановке граждан на воинский учет?

5. По каким уважительным причинам гражданин может не явиться по повестке военного комиссариата?

Справочник по совершению нотариальных действий в военных организациях. Автор – Титов В.В.

Справочник продолжает серию «Юридическая энциклопедия военнослужащего» и является научно-практическим пособием командира воинской части по совершению нотариальных действий. Пособие может быть использовано при преподавании учебных дисциплин «Правоведение» и «Военная администрация» в военных образовательных учреждениях профессионального образования, а также в других учебных заведениях, в которых осуществляется обучение по программам офицеров запаса.
В настоящем справочнике нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1 июня 2017 г.ВЕСЬ ТИРАЖ КНИГИ РЕАЛИЗОВАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector