Блок нато и расшифровка этой аббревиатуры

Настоящее время

В результате ситуация немного нормализовалась и в оправдания своей аббревиатуры, НАТО стала больше уделять внимания политическим консультациям при необходимости разрешения острых вопросов по наведению мирового порядка.

В результате таких позитивных перемен напряжённость в мире несколько спала. Политики из Москвы и Вашингтона стали чаще встречаться и даже заключили соглашение о запрете ядерных испытаний. А в конце семидесятых годов прошлого века в Брюсселе был подписан документ о нераспространении ядерного оружия.

В конце века блок НАТО отметил сорок лет со дня своего создания, и по этому случаю была принята декларация, которая оправдывало то название, как расшифровывается НАТО.

В ней были намечены цели организации по поддержанию мира и направление развития блока, в том числе и политические аспекты, которыми необходимо руководствоваться членам блока, чтобы не допустить новой эскалации напряженности и военных конфликтов.

Но после распада СССР и прекращения существования Варшавского Договора мировой порядок полностью изменился. Несмотря на то что угроза коммунистической экспансии, о которой постоянно говорили члены НАТО, ушла в небытие, организация не только не прекратила свою деятельность, но и стала наращивать мощь военных контингентов, особенно в непосредственной близости от границ России. Такой шаг оправдывался необходимостью поддержания стабильности в регионе.

Кроме того, организация пополнилась новыми членами из числа наших бывших союзников. К ним относятся:

  • Польша;
  • Чехия;
  • Венгрия и некоторые другие страны.

Кроме того, после распада Союза к блоку присоединились:

  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония.

В настоящее время членом НАТО стала Украина.

Несмотря на то, что 1997 году был подписан специальный акт о регламентации отношения России и НАТО, обстановка продолжает накаляться.

По этому документу, представители альянса должны были информировать РФ о принятии значимых для мира решениях. Но при этом наша страна не может наложить вето на их подписание.

Еще одна программа с названием «Партнёрство ради мира» позволяет России принимать участие в миротворческих операциях альянса. Ведь Российская Федерация является крупнейшей ядерной державой и с этим военные блока не могут не считаться.

Но образ врага, долгие годы создаваемый на западе нельзя разрушить, приняв несколько документов, пусть и очень важных.

Да и Россия относится с большим недоверием к военной организации, обладающей огромной мощью, даже если ее представители ратуют за мир во всем мире.

Именно поэтому принципами внешней политики нашей страны является противодействие продвижению НАТО на восток. В настоящее время напряженность в отношениях России и НАТО только растет и одним из его аспектов является конфликт на Украине и в Сирии.

Биполярный мир

Удивительно, насколько быстро бывшие союзники по антигитлеровской коалиции разошлись во взглядах. Сразу же после окончания Второй мировой войны США и Великобритания открыто провозгласили курс на противостояние с СССР. Фултонская речь 1946 года бывшего в годы войны британским премьер-министром У. Черчилля считается отправной точкой новой войны, которую наименовали «холодной». Вторил ему и новый американский президент, который предложил ещё более жесткую и открытую доктрину «сдерживания СССР». Себя же США совсем нескромно провозгласили «лидерами свободного мира». 

https://denvistorii.ru

Естественно, СССР не мог спокойно наблюдать, как против него начинают сосредотачиваться действительно мощные вооруженные силы передовых государств мира. До 1955 года, когда стало окончательно понятно, что бывшие союзники превратились во врагов, советское руководство всеми силами пыталось договориться с капиталистическими странами. Сейчас многие оспаривают этот факт, но риторика СССР действительно была миролюбивой. Советское правительство и лично И. Сталин не видели необходимости в военном столкновении с бывшими союзниками. Однако и развивающиеся в мире политические события, и донесения разведки были весьма тревожными. Эти факты не оставляли иного выбора для нашей государства, кроме как укреплять и совершенствовать обороноспособность страны и создавать собственные военно-политические союзы. Интересным фактом здесь может быть и то, что в 1954 году СССР сам подавал заявку на вступление в НАТО, которая была ожидаемо отклонена. Исходя из этого, мы видим, что наши новые противники не допускали возможностей договориться и изначально были нацелены на конфронтацию.

Вступление ФРГ в НАТО в 1955 году окончательно поставило крест на всех попытках мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран. Мир оказался разделен по линии социализм/капитализм. В Европе только традиционно нейтральная Швейцария и социалистическая Югославия оказались вне блоков. Ещё одним интересным фактом можно считать присоединение к НАТО Великобритании и Франции. Эти страны, согласно союзным договорам с СССР от 1942 и 1944 годов соответственно, обязались не вступать в коалиции, направленные против Советского Союза. 

История

По
словам генерального секретаря НАТО (2009—2014) Андерса Фог Расмуссена,
организация была создана для защиты Европы от советского вторжения. В марте
1948 года был заключен Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией,
Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу
«Западноевропейского союза» (WEU). Его принято считать началом оформления
Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между
США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их
цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США
и Канадой о создании единого союза. Все эти переговоры завершились подписанием
4 апреля 1949 г. представителями двенадцати стран (Бельгия, Великобритания,
Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия,
США, Франция) Североатлантического Договора. Договор создавал систему
коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого
участника договора, на которого будет совершено нападение. Соглашение между
странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его
ратификации. Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано
на противодействие СССР и, позднее, также странам-участницам возглавлявшегося
СССР Варшавского договора, заключённого в 1955 г. Греция и Турция вошли в НАТО
в 1952 году («Первое расширение НАТО»). Западная Германия стала членом НАТО в
1955 году («Второе расширение НАТО»). В 1954 году СССР подал заявку на
вступление в НАТО, которая была отклонена. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО
— Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, состоящий из
министров обороны стран-членов блока, и собирающийся два раза в год. В 1966
году Франция вышла из военной организации НАТО. В 1974 году Греция вышла, а в
1981 году вновь вошла в НАТО. В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания («Третье
расширение НАТО»). Карта, изображающая план развертывания многонациональных сил
НАТО на случай войны в Европе в 1980-е годы. До окончания холодной войны НАТО
так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах. После
окончания холодной войны в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия
(«Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния,
Словакия, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»). В 2009 г. в состав НАТО
вошли Хорватия и Албания («Шестое расширение НАТО»). 19 мая 2016 года был
подписан протокол о вступлении Черногории в НАТО. С этого момента Черногория
получила право принимать участие во всех заседаниях НАТО в качестве
наблюдателя. Предполагается, что после того, как все государства НАТО
ратифицируют протокол, Черногория станет 29-м членом Североатлантического альянса.

Флаг НАТО

Флаг
Организации Североатлантического договора (НАТО) представляет собой
прямоугольное полотнище синего цвета (Пантон 280), в центре которого
изображена белая четырёхлучевая звезда (роза ветров) с расходящимися белыми
линиями.

Перспективы Североатлантического альянса

Ряд экспертов считает, что дальнейшее существование НАТО и перспективы расширения влияния блока зависят от состояния экономики стран-участниц. Дело в том, что военное партнерство в рамках этой организации подразумевает определенный процент расходов государственных бюджетов союзников на оборону. Но сейчас положение дел в бюджетной политике многих развитых стран далеко от идеала. Правительства ряда государств-членов НАТО, как полагают аналитики, не имеют финансовых ресурсов для масштабных вложений в вооруженные силы. Более того, показателен пример США – было подсчитано, что военные интервенции последних лет принесли американской экономике убытков на полтора триллиона долларов. По-видимому, никто из союзников не хочет испытывать на себе подобных эффектов от применения военной силы на мировой арене. В 2010-2013 годах бюджетные отчисления большинства европейских стран, входящих в НАТО, на оборону не превышали 2 % от ВВП (больше – только у Великобритании, Греции и Эстонии). В то время как в 90-е годы вполне естественным считался показатель в 3-4 %.

Есть версия, что страны ЕС склоняются к проведению независимой от США военной политики. Особую активность в этом направлении проявляет Германия. Но это вновь упирается в финансовую составляющую: создание вооруженных сил в Европе, сопоставимых с американскими, может обойтись в сотни миллиардов долларов. Странам ЕС, испытывающим стагнацию в экономике, такие затраты могут оказаться не по силам.

Россия и НАТО

Российской Федерации как историческому наследнику Советского Союза была предложена особая роль в сотрудничестве с альянсом. В мае 1997 года в Париже был подписан Основополагающий акт, регламентирующий отношения России с НАТО. Согласно этому документу, альянс обязан информировать Российскую Федерацию о подготовке значимых документов, однако правом вето на принятие решений Россия не обладает. По программе «Партнёрство ради мира» наша страна принимает участие в действиях альянса в миротворческих операциях в Европе и разных странах мира. Страны-участницы НАТО вынуждены считаться с ядерным статусом Российской Федерации.

В общественно-политическом поле российского социума преобладает негативное отношение к Североатлантическому военно-политическому альянсу. Это обусловлено исторической памятью нескольких поколений советских людей, в сознании которых армии стран НАТО отчётливо идентифицировались с силами мирового зла. Образ врага формировался на протяжении многих лет и десятилетий, и ситуацию невозможно быстро изменить простыми декламациями о том, что альянс не считает своим врагом Россию. Но глядя на совокупный военно-промышленный потенциал североатлантического блока, сложно найти в мире другую, сопоставимую с ним по величине военную силу, против которой развёрнута эта мощь. Поэтому у Российской Федерации есть основания относиться с недоверием к заявлениям о миролюбивом характере альянса.

Ситуация обостряется тем обстоятельством, что новые страны-члены НАТО нередко выступают с отчётливо выраженной антироссийской риторикой. Речь, прежде всего, идёт о странах Прибалтийского региона — Эстонии, Латвии и Литве. А также о новых членах НАТО из числа восточноевропейских государств, прежде всего, о Польше. Важнейшим принципом внешней политики Российской Федерации двух последних десятилетий является противодействие расширению Североатлантического альянса в восточном направлении. Но особого успеха в этом достигнуть не удалось — карта стран НАТО 2014 года свидетельствует о приближении территории организации к западным рубежам России. Наибольшим провалом внешней политики Российской Федерации следует считать всё более разгорающийся украинский кризис, разразившийся после того, как эта страна обозначила свой вектор развития в направлении Европейского союза с возможной интеграцией в структуры НАТО. Дальнейшее развитие этих событий предсказать невозможно. Но в настоящее время имеет место очевидное обострение напряжённости в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.

Критерии членства

Страны — члены НАТО договорились придерживаться принципов, установленных Вашингтонским договором. Страны, желающие присоединиться к Альянсу должны пройти многоступенчатый процесс, включающий политический диалог и военную интеграцию, а также соответствовать определённым требованиям, а именно:

  • решать международные споры мирным путём;
  • демонстрировать преданность принципам верховенства права и прав человека;
  • решать мирным путём межэтнические конфликты и внешние территориальные споры, спорные вопросы внутренней юрисдикции, в соответствии с принципами ОБСЕ и с целью стремление к установлению добрососедских отношений;
  • устанавливать надлежащий демократический и гражданский контроль над своими вооружёнными силами ;
  • воздерживаться от угрозы силой или применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям ООН;
  • способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений путём укрепления своих свободных институтов и благодаря содействию укреплению стабильности и благополучия;
  • продолжать оказывать полную поддержку и участвовать в работе Совета евроатлантического партнёрства, в программе «Партнёрство ради мира» и развития сотрудничества со странами-партнерами, которые не являются членами НАТО;
  • демонстрировать преданность делу укрепления стабильности и благополучия через соблюдение принципов экономической свободы, социальной справедливости и ответственности за охрану окружающей среды;
  • вносить свой вклад военного характера в коллективную оборону и в исполнение новых задач, стоящих перед Альянсом, а также быть готовыми взять на себя обязательства по постепенному совершенствованию своей обороноспособности;
  • должным образом участвовать в работе учреждений НАТО;
  • стремиться к осуществлению стандартизации и достижения оперативной совместимости;
  • создавать через национальную программу необходимую структуру по вопросам планирования и выполнения таких военных бюджетов, соответствующих определённым приоритетам в сфере обороны и предусматривали соответствующие схемы обучения для ознакомления персонала с существующими в НАТО практикой и процедурами с целью подготовки к возможной в будущем участия в работе структур альянса;
  • знакомиться с соответствующими правовыми механизмами и соглашениями, которыми руководствуется НАТО для обеспечения сотрудничества в своей структуре и формальным юридическим процессом, предшествующий членству.

История

Датой возникновения НАТО можно считать четвертое апреля 1949 года, так как Ассоциация североамериканских стран и государств Европы была сформирована именно тогда в Вашингтоне.

Ее основная функция – защита Европы и Северной Атлантики от возможной агрессии со стороны СССР.

Первоначально инициаторами были Франция, Люксембург, Великобритания, Бельгия и Нидерланды.

В то время договор был подписан между следующими странами:

  • Нидерланды,
  • США,
  • Дания,
  • Канада,
  • Бельгия,
  • Великобритания,
  • Италия,
  • Исландия,
  • Франция,
  • Португалия,
  • Люксембург,
  • Норвегия.

Но чуть позже история возникновения знаменитой организации была пополнена следующими странами:

  1. Грецией и Турцией в пятьдесят втором году.
  2. ФРГ в пятьдесят пятом году.
  3. В восемьдесят втором Испанией.

Но впоследствии некоторые союзники покинули блок, были это: Франция, Греция и Испания. Причем вторая из перечисленных в 1980 примкнула опять.

Далее в девяносто седьмом первый раз поднялся вопрос о расширении за счет включения туда некоторых стран из бывшего Союза, и спустя пару лет в него вступили Венгрия, Чехия и Польша. На самом же деле заявку СССР отклонили по причине того, что альянс создавался против него. Поэтому основными инициаторами создания блока НАТО были те государства, которые имели противоречивое отношение к Советскому Союзу.

В пятьдесят пятом СССР создал свой союз, которое носил название Организация Варшавского Договора, но после распада государства, ОВД также развалилась.

Важно! НАТО продолжает расширять свою сферу деятельности и по сей день

НАТО и Россия

Противостояние в Косово

Российские десантники выполняют боевую задачу по захвату аэропорта «Слатина» в Косово

Одной из первых реальных попыток России противостоять НАТО стал эпизод во время военной операции натовских сил в Югославии, в ходе которого выяснилась невысокая боеспособность натовских союзников. 11 июня 1999 года Российский миротворческий батальон, находившийся в Боснии, получил приказ совершить марш-бросок с целью захвата косовского аэродрома «Слатина» и не допустить переброску войск НАТО по воздуху и обеспечить возможность быстрого введения крупного контингента войск РФ на территорию Югославии. Ночью 11 июня колонна российских БТР с отрядами ВДВ на борту начала движение в сторону боснийской границы. Разведка НАТО не располагала данными о перемещении российских войск и колонна смогла беспрепятственно пересечь границу. На территории Сербии местные жители встречали десантников как героев, забрасывали цветами и передавая еду и напитки. Совершив марш-бросок более 600 км и прибыв в Приштину, 2-ой батальон боснийской бригады во главе с полковником Павловым занял аэродром «Слатина» в назначенные сроки, организовав круговую оборону и взяв под контроль все помещения. Полностью задача по захвату «Слатины» была выполнена в 7:00 12 июня.

Уже в 11:00 над занятой территорией появился разведывательный беспилотник, а через несколько часов часовые доложили о подходе натовских войск. Первыми к российскому блокпосту подошли британские военные джипы и танки, затем в небе показались британские вертолёты с десантом на борту и попытались приземлиться на территории аэропорта. Все попытки приземления были пресечены российскими БТРами, и поняв тщетность попыток вертолёты улетели. Видя, что десанту не удалось выполнить задачу, командующий группой войск НАТО на Балканах встал спиной к российскому блокпосту и жестами стал показывать танкам наступать на аэродром. Несколько офицеров ВДВ под угрозой оружия приказали генералу остановить наступление, а солдаты прицелились в танки из гранатомётов. Наступление пришлось остановить. Командование альянса были в растерянности, штурм пришлось отложить, а вместо этого взять аэропорт в кольцо

Никто не хотел развязывать войну с Россией, но в то же время «Слатина» являлась важной стратегической точкой, которая обеспечила бы бесперебойную переброску войск в Косово. Российское командование для обеспечения своих геополитических интересов приказало держать аэропорт под контролем и пообещало перебросить по воздуху крупные силы в размере нескольких полков

Американский генерал Уэсли Кларк стал надавливать на британского командующего, требуя у него отбить «Слатину», на что тот отвечал, что не собирается начинать третью мировую и не откроет огонь даже под угрозой трибунала.

Система ПРО в Европе

Свои агрессивные попытки разместить ПРО в странах Восточной Европы представители США и НАТО долгое время пытались оправдать необходимостью защитить себя от угрозы ракетного ядерного удара со стороны Ирана, что было совершенно надуманным предлогом, так как у Ирана не было и до сих пор нет ни ядерного оружия, ни ракет соответствующей дальности. Характерно, что США не отказались от своих планов по размещению ПРО в Европе даже после деэскалации конфликта вокруг Ирана в конце 2013 года (деэскалация стала возможной в том числе благодаря усилиям российской дипломатии).

База НАТО в Ульяновске

См также: Либеральные мифы#Путин разрешил НАТО построить военную базу в Ульяновске

Перевалочный пункт в Ульяновске не обладает ни одним из признаков военной базы. Он не является экстерриториальным — это территория России, а не США, грузы досматриваются российской таможней. Там нет военных других стран. Наконец, этот пункт фактически не действует: за всё время существования через него прошёл только один пробный груз.

Украинский кризис

Основные статьи: Украинский кризис; Вопросы по Украинскому кризису

Евромайданагоспереворотвоссоединения Крыма с Россиейгражданская война

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector