Можайский, александр фёдорович

Оппонент Менделеева

Его самолет был явлен изумленному миру в конце 1876 года. Состоялись и удачные полеты модели (или моделей), вселившие великолепную уверенность в изобретателя. Как писали «Санкт-Петербургские ведомости», он был «убежден, что в непродолжительном времени даст публике возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах».

Но его упорства не понимал даже гениальный Дмитрий Менделеев.

Во время оккупации Поддубный ходил с советским орденом на груди

В начале 1877 года Александр Можайский решился «подвергнуть свое изобретение суду научной критики, предложив военному министерству использовать свой проект для военных целей в предстоящей войне с Турцией». 20 января 1877 года по распоряжению военного министра графа Милютина была образована особая комиссия для рассмотрения проекта Можайского, в ее состав вошли крупнейшие представители русской науки и техники. Мнение Менделеева было решающим. Вывод комиссии убийственный:

«Воздухоплавание бывает и будет двух родов: одно в аэростатах, другое в аэродинамах (слово «самолет» тогда еще не было придумано. — Е.Г.). Первые легче воздуха и всплывают в нем. Вторые тяжелее его и тонут…»

Понятно, что Можайскому отказали в финансировании проекта. Дело не в зависти ученых-ретроградов. Они и не могли оценить взлет Можайского. Это была всего лишь месть уходящего времени тому, кто посмел жить в будущем.

Кажется, что эти слова Можайского написаны кровью:

«Я желал быть полезным своему Отечеству и занялся разработкой моего проекта, для чего я оставил место своего служения, отказался от другого, тоже выгодного по содержанию и карьере… Сначала я проживал и расходовал небольшие наличные средства, затем делал долги, продавал и закладывал все, что имеет ценное , даже часы и обручальные кольца, но терпя нужду и лишения и не получая того, что правительство дает каждому служащему, т. е. приличное содержание, на которое я имел право по своей тридцатипятилетней полезной службе, по своему чину и потому, что трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и действовал при этом не по личному усмотрению, а по указанию комиссии, назначенной правительством. И только доведенный до крайности, до нищеты, не имея уже приличной офицеру одежды, я просил у правительства не награды, а насущного куска хлеба, которого я не имел и которого мне не давали, но при этом, при доказанных мною бескорыстии и самопожертвовании, без всякого повода к недоверию к словам моим, остались глухи к моей просьбе и еще связали вопрос о куске хлеба для меня с мнением и оценкой моего труда той комиссии, действия которой я имел честь объяснить при сем».

Спасти честь Александра Можайского мог полет его детища.

И только полет!

Биография

Родился 9 (21) марта 1825 года. Сын потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, в котором он завершил обучение 19 января 1841 года. Год спустя он был произведён в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.

С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем походе Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который ходил по Балтийскому морю и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А. Ф. Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855 г., отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А. Ф. Можайского, и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно.

В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально построенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и ходил на нем в Балтийском море до 1863 года.

В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).

В 1863 году Можайский ушёл в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский жил в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от Винницы.

В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитан 1 ранга Можайский был произведен в генерал-майоры с увольнением со службы «по домашним обстоятельствам».

в генерал-майоры:

Капитан 1-го ранга Можайский 1-й, с увольнением от службы, по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсионом по положению.

Главный начальник флота и Морского ведомства

Генерал-адъютант Алексей

— ЦГАВМФ, отдел научно-справочной литературы, д. 820, л. 36

Впоследствии Можайский был произведен в контр-адмиралы.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.

Умер 21 марта 1890 года. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Достопримечательности

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

На территории района расположены два православных храма — Серафима Саровского в Кунцеве и Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни, а также Кунцевское кладбище, на котором захоронены многие выдающиеся общественные и политические деятели.

Памятник поэту Эдуарду Багрицкому установлен в сквере на улице, названной в его честь. В парке между Барвихинской улицей и Можайским шоссе установлен памятный знак — железобетонный колпак пулеметно-огневой точки, который осенью-зимой 1941 года находился на главном рубеже обороны Москвы. Возле него ежегодно проходят митинги в день Победы.

Начальники академии

  • Рейтор, свейский-майор, с 1712 года
  • Мордвинов М. И., инженер-генерал, 1771—1783 гг.
  • Мелиссино П. И., генерал от артиллерии, 1783—1797 гг.
  • Корсаков А. И., артиллерии генерал-майор, 1797—1799 гг.
  • Клейнмихель А. А., генерал-лейтенант, 1799—1800, 1804—1815 гг.
  • Коновницын П. П., генерал от инфатерии, 1823—1826 гг.
  • Голенищев-Кутузов П. В., генерал от кавалерии, 1826—1835 гг.
  • Миркович Ф. Я., генерал от инфатерии, 1835—1840 гг.
  • Бибиков А. И., генерал-аншеф, 1840—1849 гг.
  • Путята Д. В., генерал-лейтенант, 1849—1855 гг.
  • Шарапов А. Р., генерал-майор авиации, 1941—1946 гг.
  • Родимов П. В., генерал-полковник, 1946—1969 гг.
  • Васильев А. А., генерал-лейтенант, 1969—1973 гг.
  • Березняк Н. И., генерал-лейтенант, 1974—1977 гг.
  • Холопов А. И., генерал-полковник, 1977—1988 гг.
  • Чичеватов Н. М., генерал-лейтенант, 1988—1993 гг.
  • Кизим Л. Д., генерал-полковник, 1993—2001 гг.
  • Ковалёв А. П., генерал-лейтенант, 2001—2007 гг.
  • Фролов О. П., генерал-лейтенант, 2007—2009 гг.
  • Суворов С. С., генерал-майор, 2009—2013 гг.
  • Пеньков М. М., генерал-лейтенант, 2013 — н.в.

НАШИ ЛЮДИ

Яросевич, Виктор Феликсович
Адмиралы

капитан 1 ранга флагманский штурман ТОФ, контр-адмирал, главный штурман ВМФ

Янус (король Кипра)
Адмиралы

адмиралом Кипра

Ямковой, Борис Ефремович
Адмиралы

советский военно-морской деятель, адмирал

Яковлев, Николай Матвеевич
Адмиралы

русский адмирал, участник обороны Порт-Артура

Юэль, Нильс
Адмиралы

датский адмирал

Юхарин, Павел Матвеевич
Адмиралы

российский адмирал , участник Кавказских походов и Крымской войны

Юстин Нассауский
Адмиралы

нидерландский адмирал, внебрачный сын Вильгельма Оранского

Юль, Юст
Адмиралы

датский вице-адмирал, посланник Дании в России

Память об А. Ф. Можайском

Можайский на почтовой марке 1963 года

Можайский на почтовой марке 1975 года

Бюст А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Красносельский район, Красное Село. Надпись: Создатель первого самолёта Александр Фёдорович Можайский 1825—1890

  • В 1955 году имя Можайского присвоено Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии. Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
  • В честь Можайского назван посёлок Можайское в Вологодской области, который находится на месте сельца Котельниково. В посёлке открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
  • Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург).
  • Музей истории авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского в посёлке Вороновица (Винницкая область).
  • Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
  • Именем Можайского названы улицы в городах Вологда, Казань, Красноярск, Ставрополь, Тверь, Ульяновск, Черкассы, Уссурийск и в ряде других городах бывшего СССР.
  • Именем Можайского назван проезд и площадь в городе городе Кирове. На площади установлен самолёт-памятник АН-8.
  • Формулой Можайского называют выведенное им уравнение существования летательного аппарата.

На Украине ежегодно в г. Запорожье проводятся Международные молодёжные научно-технические чтения имени А. Ф. Можайского, участие в которых принимают представители предприятий авиационной отрасли.

Великий неудачник

Летом 1882 года самолет, названный «Жар-Птицей», был готов к испытаниям. Как он выглядел? Об этом мы можем теперь только гадать. Единственное, пожалуй, свидетельство оставил профессор В.И. Ковалевский при открытии Первой международной воздухоплавательной выставки в 1911 году, через год после смерти Можайского: «…Сделан был аппарат настолько хорошо, что если бы его поставить здесь в Михайловском манеже, рядом с Блерио, то последний мог бы сказать: «Шапки долой!»»

О самом историческом полете, состоявшемся в Красном Селе ориентировочно осенью 1884 года, сохранилось несколько скупых сообщений.

Испытание прибора окончилось неудачей, и механик, управлявший машиной, потерпел увечье».

(Из статьи Е.С. Федорова «Летательные приборы тяжелейшие воздуха» в «Записках русского технического общества»).

В 1884-85 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлете аэроплан накренился на бок и поломал поддерживающие поверхности».

(Из журнала «Воздухоплаватель» за 1909 год.)

После первого опыта поднятия в воздух у аппарата сломалась о забор деревянная разбежная тележка и повредился парашют»

(Из газеты «Дальний Восток» за 16 июня 1909 года.)

И, наконец, лаконичная публикация в томе «Военной энциклопедии», изданном И.Д. Сытиным в 1916 году:

Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было, за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан».

И это все.

«РГ» помогла избежать тюрьмы кубанскому изобретателю

От самолета Можайского не осталось и следа. После того как военное ведомство отказалось его купить как историческую диковину, потеряли к нему интерес и наследники. Самолет долго гнил под открытым небом на поле в Красном Селе. Потом его разобрали и перевезли в Котельниково, имение Можайских близ Вологды, где «Жар-Птица» и сгорела в 1895 году. После смерти Можайского никто не позаботился сохранить ни архив его, ни модели, на которых экспериментировал изобретатель. Последний раз одну из моделей видел в бывшем имении Можайских некто каптенармус Рубцов: ею забавлялись красноармейцы, «забрасывали ее в воздух». На том и теряются следы замечательных деяний небесного первопроходца…

Новых моторов Можайский не получил. Он дожидался их еще шесть лет, посылая отчаянные просьбы и рапорты в военное ведомство. Ему перестали отвечать. Руководитель комиссии генерал Паукер дал негласное указание: «прекратить с г. Можайским всяческие сношения, чтобы избежать скандалов».

Адмирал Александр Можайский прослыл склочником. Это было невыносимо. Он умер в возрасте шестидесяти пяти лет в полной нищете и забвении.

Можайский в культуре

В 1950 году советский поэт Сергей Васильев опубликовал поэму «Первый в мире», посвящённую работе А. Ф. Можайского над своим самолётом. Вот как описаны в ней испытания самолёта Можайского:

Проснулась в машинах могучая сила,
снаряд весь напрягся, запел, задрожал
и, как бы очнувшись, легко побежал
по твёрдой дорожке прямого настила,
по струганным доскам, с уклона, с уклона.
Мгновенье — колёса вприпрыжку пошли
навстречу ромашкам, над кромкой зелёной
и вдруг отделились от грешной земли.
 — Летит! — раздалось над полынным простором.
 — Глядите же! Честное слово, летит! —
В едином порыве, с весёлым напором
«ура» раскатилось.

Не помня обид,
не чуя от радости ног под собою,
внезапно и сказочно став молодым,
Можайский бежал за созданьем своим,
за гордой мечтой, завоёванной с бою,
за первой, последней любовью хмельною,
за ясным, волшебным рожденьем вторым.
Бежал, как безумный, не чувствуя ноши,
всей грудью дыша, приминая цветы,
не видя, не слыша, как били в ладоши,
как в знойное небо цветистой порошей
летели фуражки, перчатки, зонты.

— Васильев С. А. Избранное. — М: Гослитиздат, 1960.

В 1950 году был снят художественный фильм «Жуковский» о научной деятельности Николая Егоровича Жуковского (режиссёр В. И. Пудовкин), в котором имеется эпизод с испытаниями самолёта Можайского. Для съёмок под руководством В. Б. Шаврова был изготовлен макет самолёта Можайского в половину натуральной величины.

В 2013 году белорусский автор Анатолий Евгеньевич Матвиенко опубликовал фантастический роман «Аэропланы над Мукденом» в жанре альтернативной истории. Согласно авторскому замыслу, у Можайского появились единомышленники и последователи, которые смогли преодолеть не только огромные инженерно-технические трудности на пути создания самолёта, но и такие препятствия как чиновничий произвол, национальную нетерпимость, желание сделать на «авось» там, где нужен математический расчёт. В итоге в романе российские авиаторы поднимают в небо аэропланы в ходе русско-японской войны.

История

Основная статья: Кунцево (город)

История данной местности связана с располагавшимися вблизи Можайской дороги сёлами Спасское-Манухино и Сетунь. В 1871 году недалеко была проложена Александровская (ныне Белорусская) железная дорога, на которой возникла станция Кунцево. В конце XIX века вдоль реки Сетунь стали строиться текстильные и другие фабрики: в 1887 году — фабрика брезента и ремней, в 1899 году — шерстоткацкая фабрика. Здесь же было основано Русско-Бельгийским обществом небольшое предприятие по производству охотничьих принадлежностей (пистон к патронам), игольная фабрика (1908 год) и хромовый завод (1915 год).

22 октября 1925 года решением Московского уездного исполкома было принято решение об образовании города Кунцево, куда вошли территории села Сетунь с одноимёнными деревнями (Большая и Малая Сетунь) и дачные местности вдоль реки Сетунь. В 1928 году в черту города были включены также промышленные предприятия: пистонный завод, Кунцевская фабрика камвольного треста, фабрика имени Ногина, игольная фабрика, кожевенный завод.

Центр тогдашнего города Кунцево располагался в нынешнем Можайском районе Москвы, в районе проезда Загорского, где размещаются все административные службы города и Кунцевского района Московской области. 17 августа 1960 года город Кунцево и окрестности были включены в состав Москвы, в Киевский район. В 1969 году был образован Кунцевский район Москвы.

В 1991 году была проведена административная реформа, в ходе которой был образован муниципальный округ «Можайский» (Южное Кунцево). В 1995 году муниципальный округ практически в тех же границах был преобразован в Можайский район Москвы. В 2003 году было создано внутригородское муниципальное образование «Можайское».

С 1 июля 2012 года в ходе реализации проекта расширения Москвы в состав Можайского района была включена территория инновационного центра «Сколково» (отдельная площадка), которая ранее входила в состав городского поселение Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области. Этот участок является протуберанцем Москвы вне МКАД. Одновременно с этим в связи с вступлением в силу новой редакции закона «Об организации местного самоуправления в Москве» муниципальное образование «Можайское» получило статус муниципального округа и название «Можайский».

См. также: Расширение территории Москвы (2011—2012)

Великолепный моряк

Человек он был редчайшей серьезности. Великолепный моряк и командир. Будучи еще лейтенантом, в 1853-1854 годах, в плавании на фрегате «Диана» попал в кораблекрушение — судно пошло на дно во время знаменитого землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю. Как свидетельствовал родоначальник советского морского дела А.Н. Крылов, в вахтенном журнале названо имя офицера, последним покинувшего погибающий русский парусник.

Легендарный спортсмен Уточкин вольно чувствовал себя и в море, и в небе

Это был Александр Можайский.

Уходя с «Дианы», он спас чертежи корабля. По этим чертежам и под руководством Можайского был построен новый корабль, на котором основная часть команды вернулась на Родину. На японском острове и теперь есть посвященный этому событию музей, центральный экспонат в нем — портрет русского офицера. В Стране восходящего солнца по сей день почитают Модзая, давшего толчок новому японскому судостроению…

А Можайский, будучи уже капитаном первого ранга в отставке, на зависть окрестным мальчишкам самозабвенно запускал в своем имении огромных воздушных змеев. И даже смог на одном из них, по свидетельству современника, «два раза подняться в воздух и летать с комфортом». Моряк мечтал о воздушном океане, а газеты того времени иронизировали: «Попытки специалистов изобрести летательный аппарат, который можно было бы двигать в воздушной среде в любом направлении, совершенно независимо от ветра, — напоминают попытки мечтателей, трудившихся над квадратурой круга, отыскиванием философского камня, вечного двигателя до эликсира бессмертия».

Можайскому суждено было опередить время — в этом и его подвиг, и трагедия.

Адреса, откуда забирали с подозрением на коронавирус в Можайск

На этой неделе
Предыдущий период

На нашей карте распространения коронавируса по Можайск вы можете ежедневно отслеживать адреса, откуда увозили пациентов с подозрением на коронавирус (COVID-19). Нажимая на кружки своего района, вы можете приближать карту коронавируса и видеть адреса домов, откуда увозили зараженных COVID пациентов.

Коронавирус Московская область

По состоянию на 23 Августа 10:45Обновление через

+164 (сегодня)

+161 (вчера)

67017
Случаев

+40 (сегодня)

+6 (вчера)

15384
Активных

+119 (сегодня)

+154 (вчера)

50467
Вылечено

+5 (сегодня)

+1 (вчера)

1166
Умерло

Прогноз заражения на 10 дней

Особенности программы в Можайском районе

Застройку планируют начать с Гвардейской улицы. Жильцы уже переехали в новые квартиры, а рабочие начали демонтаж пятиэтажных конструкций.

По словам властей, каждый собственник получает аналогичную по метражу квартиру. Особенностью программы является то, что жильцы получают возможность увеличить жилплощадь, докупив квадратуру со скидкой 10%. Для доплаты можно использовать сбережения, взять кредит или вложить материнский капитал. А пенсионерам, матерям-одиночкам и инвалидам обеспечивается бесплатная помощь в переселении.

Стартовые площадки

Выделено 4 основные стартовые площадки в Можайском районе, которые уже подготовили под застройку:

  • ул. Гжатская, д. 16, кв. 1;
  • ул. Красных Зорь, корп. 1, 2 д. 59Б;
  • ул. Петра Алексеева, вл. 12;
  • ул. Кубинка, д. 18, корп. 2.

Не так давно общественности стали известны еще два адреса:

  • ул. Гродненской, вл. 7-9;
  • ул. Красных Зорь, вл. 23-25.

На каких улицах будет реновация?

Самый большой процент ветхого жилья приходится на улицу Кубинка. Тут под снос идут 23 дома.

Список домов под снос:

  1. Улица Кубинка (постройки 1937 г., 1947 г., 1958-1959 гг., 1960-1969 гг.):
    • 3 (1-2к);
    • 4;
    • 5 (1к);
    • 6;
    • 8;
    • 10;
    • 12 (1-4к);
    • 13;
    • 15 (1к);
    • 16 (1-3к);
    • 17;
    • 18 (1к, 3-5к);
    • 22 (1-2к).
  2. 2 переулок Петра Алексеева, 1 (постройка 1927 г.);
  3. 1 переулок Петра Алексеева (постройки 1953 и 1958 гг.):
    • 2;
    • 4;
    • 5.
  4. 2 Дорогобужский переулок (постройки 1958 и 1961 гг.):
    • 6;
    • 9.
  5. Улица Верейская (постройки 1939 г.):
    • 19;
    • 21;
    • 23.
  6. Улица Витебская (постройки 1965-1966 гг.):
    • 4;
    • 6.
  7. Улица Вяземская (постройки 1960-1962 гг., 1966-1969 гг.):
    • 1 (1-3к);
    • 3 (1-3к);
    • 9 (1-2к);
    • 11 (1к);
    • 13;
    • 15;
    • 24.
  8. Улица Гвардейская (постройки 1964-1966 гг.):
    • 4;
    • 5 (1к);
    • 6;
    • 7 (1к);
    • 8;
    • 9 (1к);
    • 10;
    • 11;
    • 12.
  9. Улица Гродненская (постройки 1961 и 1965 гг.):
    • 6;
    • 7;
    • 9.
  10. Улица Запорожская (постройки 1957 и 1961 гг.):
    • 2;
    • 4;
    • 8.
  11. Шоссе Можайское (постройки 1958 г., 1960-1964 гг., 1966 г.):
    • 12;
    • 19;
    • 20 (2к);
    • 21 (2к);
    • 23;
    • 27;
    • 28;
    • 30;
    • 38 (2-4к);
    • 45 (3-4к);
    • 46;
    • 48.
  12. Шоссе Сколковское (постройки 1955 г., 1960 г., 1978 г.):
    • 9 (1к);
    • 22 (1к);
    • 24;
    • 26 (1к).
  13. Улица Багрицкого (постройки 1959 г., 1961-1966 гг.):
    • 6 (1-3к);
    • 8;
    • 10 (1к);
    • 12;
    • 16 (1-2к);
    • 28;
    • 30;
    • 32.
  14. Улица Говорова (постройки 1933-1935 гг., 1953 г.):
    • 8 (3к);
    • 14 (2-5к);
    • 16 (1-5к).
  15. Улица Горбунова (постройки 1959 г., 1961-1963 гг., 1967 г.):
    • 9 (1-3к);
    • 11 (1-3к).
  16. Улица Гришина (постройки 1964-1967 гг.):
    • 1;
    • 3;
    • 7;
    • 13;
    • 17;
    • 21 (1-4к);
    • 23 (2-5к);
    • 25.
  17. Красных зорь (постройки 1966-1969 гг.):
    • 23;
    • 25;
    • 27;
    • 29;
    • 31;
    • 33;
    • 35.
  18. Улица Петра Алексеева, 3 (постройка 1928 г.).
  19. Маршала Неделина (постройки 1953 г., 1959 г., 1962 г., 1964 г., 1966 г.):
    • 2;
    • 8;
    • 10;
    • 12;
    • 14 (1-2к);
    • 16 (2-3к);
    • 18;
    • 20;
    • 22;
    • 24;
    • 30 (3к).
  20. Улица Толбухина (постройки 1938 г., 1959 г., 1968 г.):
    • 2 (1-2к);
    • 4 (1-2к);
    • 9 (2к);
    • 14.

Изменения в инфраструктуре района

Одновременно с новыми домами планируют возводить и объекты социальной инфраструктуры. На территориях оборудуют новые детские площадки, спортивные тренажёры и парковки. К домам прокладывают широкие тротуары, велодорожки, выcaживaют деревья, кустарники и устанавливают цветочные клумбы.

Помимо обустройства дворов и площадок, на новых территориях власти планируют построить общественные центры, магазины, кафе и прачечные, чтобы жильцам было удобно делать всё в своём районе, возле своего дома. Предполагается, что таким образом снизится количество поездок на машинах, соответственно, воздух будет чище, и экологическая обстановка в общем улучшится.

Первые эксперименты

1876 год ознаменовался началом серьезной работы над разработкой первой опытной модели летного аппарата тяжелее воздуха. Мысль о нем терзала пытливый ум Александра Можайского (биография конструктора полна интересных фактов и событий) со времен службы на «Диане». В те годы газеты часто публиковали статьи, посвященные воздухоплаванью, утверждая, что близок час, когда люди смогут летать, как птицы. Однажды, во время вахты на «Диане», Можайский стал свидетелем, как сильный порыв ветра ударил чайку о грот-мачту. Издавшую последний крик птицу Александр Федорович отнес к себе в каюту. С ее помощью он пытался найти свойства, помогающие птицам летать.

Можайский консультировался у лучших русских ученых, совершил множество расчетов, провел тысячи экспериментов ради создания первого в мире летательного аппарата. Более чем на десятилетие раньше Лилиенталя им открыт один из основных аэродинамических законов о существовании соотношения скорости с весом объекта и плоскостью. Испытание модели прошло успешно: сконструированный им змей-планер (буксировку осуществляли лошади) смог дважды поднять его в воздух. А уже в 1877 г. Можайский с успехом продемонстрировал модель, приводимую в действие благодаря часовой пружине. Скорость ее движения достигала 15 км/ч, к опытному экземпляру даже крепился груз.

Детство и юность

21 марта 1825 года в семье адмирала русского флота, Федора Тимофеевича Можайского, родился сын Александр, будущий пионер авиации. Родной город изобретателя, Роченсальм, бывшее владение Финляндии, отошел России по итогам войны и пребывал в запустении. Потомственный моряк Федор Тимофеевич настоял на необходимости обучения сына в знаменитом Санкт-Петербургском Морском кадетском корпусе. Окончив учебное заведение с блестящими результатами, Александр Федорович поступил на флотскую службу, обошел Балтийское и Белое моря, а всего через год был произведен в мичманы. Отлично разбирался в точных науках, увлекался морской и военной техникой, прекрасно рисовал. Во время своего путешествия в Японию сделал много зарисовок, которые, по утверждению специалистов, представляют этнографическую и историческую ценность.

По морям и странам

Александр Федорович родился в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского (1796 — после 1863 года). С 1835 по 1841 год он учился в Морском кадетском корпусе, через год после выпуска был произведён в мичманы. Ходил на различных кораблях по Балтийскому и Белому морям, в 1849 году получил чин лейтенанта.

Значительным фактом его биографии стал дальний переход из Кронштадта в Японию в 1853-1855 годах, в составе экипажа фрегата «Диана». 5 января 1855 года «Диана», получившая сильнейшие повреждения после цунами, погибла при попытке перехода для ремонта в один из японских портов. Последними тонущий корабль покинули Можайский, лейтенант Шиллинг и адмирал Путятин. Экипаж на нескольких кораблях смог вернуться в Россию.

Крушение фрегата «Диана». Рисунок из газеты The Illustrated London News, 1856 год

Из Японии Можайский привез сделанные им рисунки и акварели, часть которых имеет несомненную историческую и этнографическую ценность. Его дом украшали японские предметы быта и искусства, среди которых был костюм японского самурая с вооружением.

«Японская комната» в доме Можайского под Вологдой

Вновь последовали годы службы на Балтийском флоте. В 1858 году Можайский участвовал в Хивинской экспедиции, во время которой составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья, за что был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. Затем — старшим офицером 84-пушечного винтового линейного корабля «Орел».

В 1859 году Александр Фёдорович получил чин капитан-лейтенанта. В 1860 году его назначили командиром строящегося в Бьернборге (ныне Пори, Финляндия) винтового клипера «Всадник», на котором он возглавил работы по оснащению, установке и отладке паровой машины.

Клипер Русского императорского флота «Всадник». Заложен в 1859 году, пущен на слом в 1881 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector