Афганские моджахеды

Вооружение

Моджахеды ИОА, вооружённые ДШК, АКМС и РПГ-7, 1987 год

Большая часть оружия моджахедов была производства Китая и СССР.

  • винтовки БУР (Ли-Метфорд и Ли-Энфилд (Lee-Metford.Mk.I,II, Lee-Enfield Mk I, I*)) — десятизарядные винтовки калибра .303 дюйма (7,71х56 мм) производства Англии 1890—1905 гг.;
  • Автоматы Калашникова 7.62 мм производства Китая, Египта, СССР;
  • автоматические винтовки М-16А1 производства США;
  • автоматы производства ФРГ, Израиля, Англии, Швеции;
  • крупнокалиберные пулемёты ДШК калибра 12,7 мм производства Китая;
  • ручные противотанковые гранатомёты РПГ-2, РПГ-7 производства СССР, Китая, «Фольскнет» — Швейцария, «Лянце-2» — Германия, «M72 LAW» — США, «Сарпак» — Франция, «Пикет» — Израиль;
  • безоткатные орудия калибра 75 мм и 82 мм производства Китая, Пакистана и США;
  • миномёты — 60 и 82 мм;
  • Китайские ПУРС;

Средства ПВО:

  • Зенитно-горные установки ЗГУ, ЗУ-23-2, ЗУ-23-4 производства Китая, СССР, Чехословакии;
  • Зенитные пушки малого калибра «Эрликон»;
  • Переносные зенитно-ракетные комплексы ПЗРК «Стрела-2» — СССР, Китай, Египет, «Джевелин», «Блоупайп» — Англия, «Стингер», «Redeye» — США;

Различные типы мин, в том числе противотанковые (ПТМ) и противопехотные (ПМ) и фугасы;

  • Итальянские мины (TS −1, TS-2,5, TS-1,6, TS-50, SH-55);
  • Американские — М-19, М 18А-1, ДСМЕ-С, «Клеймор»;
  • Шведские — М-102, Английские МАК-7, а также чехословацкого и советского производства.

Моджахед, пленённый советским десантом в Афганистане

Термин «шахид» и терроризм

Термин «шахид» употребляют также террористические группировки исламистского толка. Как правило, «шахидами» называют террористов-смертников. Распространённой среди исламистских террористов является практика самоподрывов с использованием т. н. «пояса шахида» — начинённого взрывчаткой пояса, который прячут под одеждой и приводят в действие в местах больших скоплений людей.

Палестинские исламистские организации называют шахидами террористов-смертников, ведущих борьбу против Израиля. Батальоном шахидов называли вооружённое формирование Шамиля Басаева. Шахидами назвали террористов, совершивших нападение 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр.

Роберт Спенсер (англ.), директор сайта Jihad Watch (англ.) пишет, что «согласно Махмуду аз-Захару из ХАМАСа, на раздавшийся в 2002 году в Александрийском университете в Египте призыв стать „мучеником за веру“ откликнулись сразу две тысячи студентов».

Критика применения термина «шахид» к террористам

Многие исламские богословы считают, что теракты-самоубийства и убийства мирных граждан в корне противоречат Корану, хадисам и исламу в целом. Известен также ряд фетв (правовых заключений), направленных на осуждение терроризма и акций террористов-смертников.

По мнению председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина :

По словам муфтия, использование этих терминов в ином, отрицательном смысле, в частности, при наименовании начинённых взрывчаткой поясов террористов-смертников «поясами шахида», искажает истину и вносит путаницу в общественное сознание.

Схожее мнение на этот счёт высказывали также Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, а также Президент РФ Владимир Путин.

Особенности деятельности группировок

После того как вы узнали, кто такие моджахеды, прочитайте о том, как именно они вели боевые действия. В принципе, повстанческая армия разделялась на группировки, которые отличались по численности и составу. Основными направлениями их деятельности были:

— террористические акты;

— диверсионные операции;

— ракетные удары по самолетам и наземным боевым единицам советских войск;

— засады с минированием стратегических объектов (в основном трасс) ;

— обстрел колонн автомобилей с военным и гуманитарным грузом.

Общая численность моджахедов в 1989 году составляла четверть миллиона человек. Нужно сказать, что действовали они своеобразно. То есть группировки старались действовать в обход прямого столкновения с регулярными войсками, которые, естественно, превосходили их по численности. При этом они не вели полномасштабной войны с захватчиками, не старались занимать отбитые объекты на длительное время и часто действовали неожиданно.

Представленные радикальные формирования старались сначала провести активную пропаганду среди местного населения, где рассказывалось о «врагах», неверных, которые хотят захватить их землю. Благодаря этому они могли привлекать в свои ряды все больше мирных граждан. Далее при помощи терактов и диверсий подготавливалась почва для полного истребления противника. А впоследствии проводилась повсеместная зачистка противника.

Пешаварская семерка — «Альянс семи»

«Альянс семи», или «Пешаварская семёрка» — военно-политический союз лидеров афганских моджахедов. Создан в 1982 году, штаб-квартира в г. Пешавар в Пакистане. Был представлен лидерами различных фундаментальных исламских партий, преимущественно пуштунского большинства суннитского направления в исламе. В альянс входили в том числе четыре фундаменталистские партии, провозгласившие своей главной целью создание в Афганистане исламского государства.
Афганское общество, представляющее собой большое количество различных социальных групп, отличающихся друг от друга этническими, конфессиональными и иными признаками, проживающих автономно, либо в тесном соседстве с другими группами, характеризовали его как очень неоднородное. Поэтому силы афганских повстанцев были разобщены этнически, географически, конфессионально. Многочисленные попытки различных групп сопротивления объединиться в единую организованную силу не смогли устранить разделения их на две главные группировки: исламских фундаменталистов и умеренных националистов. Таковыми являются:

  • «Исламская партия Афганистана» (ИПА). Её возглавлял Гульбеддин Хекматияр. Он пользовался особым расположением ЦРУ США и получал до 40 % всей американской помощи оппозиции.
  • «Исламское общество Афганистана» (ИОА) под руководством Бурхануддина Раббани.
  • «Исламский союз освобождения Афганистана» (ИСОА). Главой этой партии был Абдул Расул Сайяф. ИСОА ориентировался главным образом на Саудовскую Аравию и большую часть помощи получал от неё.
  • «Исламская партия Афганистана» Юнуса Халеса (ИПА). Одноимённая с «Исламской партией Афганистана» Гульбеддина Хетматияра. Лидер партии Юнус Халес — единственный из всех руководителей «семёрки», который непосредственно участвовал в боевых действиях.

Три остальные партии «семерки» назывались традиционалистскими. Они выступали за возвращение Афганистана к дореволюционным формам правления. Это:

  • «Национальный исламский фронт Афганистана» (НИФА). Во главе стоял Саид Ахмад Гейлани, вооружёнными отрядами командовал Абдул Рахим Вардак. Наибольшим влиянием пользовался среди афганских беженцев на территории Пакистана. Считался наиболее светским и прозападным из моджахедских движений.
  • «Национальный фронт спасения Афганистана» (НФСА). Партия, которую возглавлял Себгатулла Моджаддеди, была немногочисленной. Находилась на монархистских позициях, выступала за возвращение в Афганистан бывшего короля Захир Шаха.
  • «Движение исламской революции Афганистана» (ДИРА). Лидер этой группировки — Мухаммад Наби Мухаммади, религиозный деятель. Среди традиционалистских партий был ближе всего к фундаменталистам.

Шиитская восьмёрка — «Альянс восьми»

В «Шиитскую восьмёрку», называемую чаще «Альянс восьми», входило восемь партий ориентированных на шиитскую и исмаилитскую часть населения афганского общества. Все они пользовались финансовой и иной поддержкой Исламской Республики Иран и её духовных руководителей.
Проживающие в приграничных с Ираном провинциях — Герат, Фарах, частично Гильменд,
таджики-шииты, чараймаки, а также хазарейцы-шииты и хазарейцы-исмаилиты, живущие в центральной части Афганистана в провинциях — Бамиан, Дайкунди, Гор, Урузган, Газни, Баглан, Балх и Саманган. Шииты и исмаилиты, не являясь большинством афганского населения на протяжении всей истории существования Афганского государства испытывали религиозную и национальную дискриминацию большинством — пуштунов и таджиков.
Формирование «Альянса восьми» было целесообразным не только с точки зрения финансовой независимости шиитской части общества от влияния суннитского Пакистана, то есть пуштунов, управляющих финансовыми потоками ЦРУ в рамках операции «Циклон», но и попытки самостоятельного участия в политическом разделе власти в стране.
«Шиитская восьмёрка» — это восемь шиитских партий афганских моджахедов:

  • «Хезбе Алла» (Партия Аллаха), лидер Карим Ахмади «Карим — як дастэ» («Карим однорукий»), авторитетный шиитский мулла, штаб-квартира партии находилась в г. Мешхед, Иран, отделения партии — Тегеран, Нишапур, Иранский Забуль. Представлена в западных и южных провинциях РА Фарах, Нимруз и Кандагар).
  • «Наср» (Партия Победа) лидеры: шейх Мохаммад Хусейн Садыки, шейх Абдул Али Мазари, шейх Шафак — районы влияния этих лидеров распространяются на традиционные места проживания хазарейцев в Хазарджатах — Бамиан, Дайкунди , Газни, Урузган, Гор, Баглан и других. Штаб-квартира «Наср» располагалась в г. Мешхед и г. Кум, Иран. Представлена в Центральной провинции РА, в районе Хазараджата (Бамиан, Газни, Вардак, Урузган, Баглан, Саманган, Балх, Парван и Гор).
  • «Корпус стражей исламской революции Афганистан» (КСИРА) — лидер шейх Акбари, штаб-квартира также находилась в г. Мешхед и г. Кум, Иран. Представлен в провинциях Гор и Бамиан, Балх, Вардак, Урузган.
  • «Исламское движение Афганистан» (ИДА) — лидер шейх Мохаммад Ассеф Мохсени (Ассеф Кандагари) штаб квартира в г. Кум, Иран. Представлено в провинциях Вардак, Бамиан, Балх, Гильменд, Нимруз.
  • «Совет исламского согласия» (СИС) — лидеры: шейх Саид Али Бехешти, Саид Мохаммад Хасан (Саид Джарган). Штаб-квартира располагалась в г. Мешхед, Иран. Представлен в провинциях Газни и Бамиан.
  • «Движение Исламской Революции» (ДИР) — лидер шейх Насрулла Мансур. Штаб-квартира располагалась в г. Мешхед, Иран. Представлено в провинции Герат.
  • «Организация борцов за Ислам» (ОБИ) — лидер шейх Мосбах Заде, лидер хазарейцев Бамиана. Штаб-квартира г. Мешхед, Иран.
  • «Партия РААД — „Гром“» — лидеры: шейх Сейид Абдул Джаффар Надири, Мохаммад Хазаи, Сейд Исмаил Балхи. Штаб-квартира в г. Мешхед, Иран. Представлена в провинциях Балх и Герат.

Оценки исламских богословов

  • Суфьян ас-Саури говорил: «Обучайтесь тафсиру у четырёх (учёных): Муджахида, Саида ибн Джубайра, ‘Икримы и ад-Даххака».
  • Катада ибн Диама говорил: «Среди тех, кто остался в живых, самый знающий в вопросах тафсира — Муджахид».
  • Ибн Джурайдж говорил: «Слышать (хадисы) от Муджахида и говорить, что я слышал от Муджахида, для меня желаннее, чем моя семья и мое имущество».
  • Аль-Амаш говорил: «Он был старательным в приобретении знаний. А когда он говорил, из его уст словно рассыпался жемчуг».
  • Салама ибн Кухайл рассказывал: «Я не встречал никого, кто приобретал бы эти знания только ради Аллаха, кроме троих: ‘Аты, Муджахида и Тавуса».
  • Ибн Саад сказал: «Он был надежным передатчиком, правоведом, учёным и рассказал много хадисов».
  • Ибн Хиббан сказал: «Он был учёным, сторонился всего сомнительного, часто и много поклонялся и был богобоязненным мужем».

Внимание супердержав и демократии[править]

Однако, будет справедливо отметить факт, что кроме безумства здесь присутствовал ещё и холодный расчёт. Все акции протеста спонсировались ЦРУ, которое даже построило в Авгавнестане собственные бани, в которые посылали самых грязных и невоспитанных аборигенов. Вероятно, именно отсюда и произошла русская традиция отправлять кого-то в баню, в стремлении, таким образом, уравнять объект посылки, с грязным моджахедом.

К сотрудничеству с душманами США подталкивал также продуктовый кризис, поскольку в Америге всем уже давным-давно надоело давиться гамбургерами, картошкой фри и хотдогами с кока-колой, и народные массы требовали большего. Тогдашний президент Картер решил проблему, не расширяя пищевой ассортимент.
Моджахеды стали выращивать траву, опий и другие наркотики, отнимающие силы у мозга в пользу желудка

Поэтому американцы стали меньше думать и больше есть, не важно, что и какого качества. Одно время афганка и плюшки стали кумирами граждан США

Именно в то время была проведена операция «Очко шторма», напоминающее по смыслу и форме пончик, так нравящийся американским солдатам. В процессе операции были захвачены остатки наркотиков по прилежащим государствам. Впрочем, этих трофеев хватило ненадолго, президент увидел дно в собственном бидончике с травой уже в 2001 году. Существует мнение, что именно это послужило причиной атаки многострадального Авгавнестана, а не нефть или гипотетическое существования оружия массового поражения.

Это событие дало новый виток развития движению моджахедов и мебельной индустрии в Авгавнестане, поскольку стулья и прочая мебель, брошенная моджахедом, уже не подлежала восстановлению, а потому требовалось расширить канал поставки новой мебели для ведения боевых действий.
Часто моджахедам приходилось закупать стулья и тумбочки из Китая, метание которых по прежнему приносило серьёзный урон любому противнику, даже использующему в бою вертолёты типа «чёрный ястреб», но теперь не разрывало врага на кусочки, а просто сбивало, ввиду низкого качества изготовления. Вертолеты, падая, смешно и по-дурацки крутились в воздухе, а моджахеды кричали «блэк хок даун», что в переводе на русский значит «чёрный ястреб — дурак!»

История возникновения афганских моджахедов

Началась она в 1979 году, когда Советские войска вошли в эту страну. Их главной задачей была борьба против «просветительской» деятельности Союза и его попыток свергнуть действующую власть. Однако после окончания войны группировки не были расформированы. Они образовали другое движение – Талибан. Нужно отметить, что афганские моджахеды имеют и другое название – «душманы».

Главной движущей силой этих групп была и по сей день является вера. То есть они начали «священную войну» Джихад со всеми теми, кто не разделял их взгляды. При этом афганцы считали своим долгом настоящего мусульманина истреблять неверных. За это, по мнению моджахедов, они должны были обязательно попасть в рай после смерти.

В принципе, повстанца не всегда можно было отличить от мирного гражданина. Дело в том, что душманы одевались так же, как и простое население: в простые рубахи, жилетки черного цвета и чалму.

Тактика

Тактика ведения боевых действий — партизанская.
Главными принципами управления боевыми действиями моджахедов являлись:

  • уклонение от прямых столкновений с превосходящими силами регулярных войск;
  • не обращение боевых действий в позиционную войну,
  • отказ от закрепления и удержания занимаемых районов в течение длительного времени;
  • внезапные нападение с широким использованием тактики басмаческого движения

Вооружённое противостояние условно делилось на три стадии:

  • Организованное сопротивление с неактивной формой боевых действий, удержание отдельных пунктов и районов, проведение широких агитационно-пропагандистских мероприятий среди населения и привлечения его на свою сторону.
  • Наращивание активности боевых действий за счёт диверсий и терактов, совершения налётов на гарнизоны и посты правительственных войск, нападения на колонны. Основная цель — захват оружия, боеприпасов и различных материально-технических средств.
  • Полное и повсеместное уничтожение противника.

Источники снабжения и финансирования

Президент США Рональд Рейган встречается с делегацией афганских моджахедов в Белом доме в 1983 году

Основные статьи: Операция «Циклон» и Зарубежная помощь афганской оппозиции (1979—1989)

После ввода советских войск в Афганистан ЦРУ сформировало в Пакистане сеть учебно-тренировочных лагерей и баз снабжения моджахедов. В дальнейшем основными источниками финансирования для моджахедов были:

  • наркоторговля (благодаря душманам, составившим впоследствии Северный Альянс, Афганистан стал крупнейшим в мире производителем опиума и героина, дав название району наркоторговли — Золотой полумесяц);
  • кустарная добыча золота и продажа золотого песка;
  • спонсорская помощь США, ОАЭ, Пакистана, Китая, арабских стран, мусульманских организаций.

Духи

Духи

ВопросСкажите, c каких времён и почему называют «Духами» моджахедов?Это пошло со времен афганской войны (1979-1989). «Душман» на их языке (дари?, пушту?) значит-БАНДИТ.                      По крайней мере, я так помню со школьных времен. Сокращенно -«Дух».Потому — что душман долго выговаривать,и не звучит.Сократили,получился дух. И звучит, и подходит по фанатизму.А, поскольку начали наши войны их обзывать ДУХами между собой, то естественно и передалось это название по эстафете, ну понимаешь наверное.Вот так появился дух.Небольшое дополнение. Душман — это редкое диалектическое или акцентное произношение на Пушту. В основном слово враг на пушту произносится как духман. Убираем ман — получается дух.Всё верно, только не «бандит», а «враг».А мне мужики-афганцы еще очень давно рассказывали, что «духами» их стали называть из-за того, что они появлялись непонятно откуда и счезали непонятно куда.

Слово «дух» появилось не сразу. Сначала использовалось слово «басмачи», по аналогии с фильмами и книгами об установлении советской власти в Туркестане. Когда читаешь воспоминания о вводе и первых операциях, звучит не «духи», а «басмачи», даже несмотря на то, что когда писались эти воспоминания, слово «дух» уже было у всех на слуху. Уже после ввода, наши пропагандисты решили ввести новый термин «душманы», более понятный местным жителям. Ну а дальше появилось сокращение «дух», которое хорошо вписалось в наш военный лексикон. Духам повезло меньше, им пришлось выговаривать более длинное «шурави». Кстати, слово «моджахед» я услышал гораздо позже, уже в Союзе.

И еще попутный вопрос. Как называли духов в самых первых заметках в печати, наградных листах и похоронках, датированных началом 80-го года? В лексиконе тогда царили «басмачи», но мне интересно, что звучало в официальных документах.Весной-летом 1981-го, по крайней мере в 783 ОРБ уже вовсю использовалось слово «душок».»Духами» их стали называть из-за того,что они появлялись непонятно откуда и счезали непонятно куда.Это буквальная цитата из фильма Е.Киселева «Афганский капкан-2». По моему мнению, так больно жирно о духах так отзываться… Не заслуживают они такого уважения….IMHOВ начале войны ихваней официально именовали «бандитами», неофициально «басмачами» и «ихванями», а «духи» появились чуть позже. Конечно, от «душман»….P.S. А моджахедами их стали называть позже, когда мы уже оттуда практически ушли и стало ясно, что рано или поздно туда вломятся америкосы. Типа мы воевали с «бандитами-врагами» (вроде, как за правое дело), а вот амеры — с моджахедами («идейными борцами за веру» или как оно там переводится)

Афганские моджахеды (араб. مجاهد‎‎ mujāhid, mujahiddin) — члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979—1992 гг. Формировались с 1979 г. из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств Бабрака Кармаля и Наджибуллы. Часть афганских моджахедов после окончания войны в середине 1990-х годов пополнила ряды радикального движения «Талибан», другая — отряды Северного Альянса.

Слово «моджахед» арабского происхождения («муджахид», множественное число «муджахиддин»), буквально означает «борец за веру», одновременно являясь наименованием участника джихада или повстанца. Советская армия и афганские власти называли их душманами (дари دشمن — dušman, душмон — «враг»), а советских солдат афганцы именовали шурави (дари شوروی — šouravî, шӯравӣ — «советский»). Советские солдаты часто, в быту, употребляли для их обозначения жаргонное слово «духи» — производное от «душманы».Душманы носили ту же традиционную афганскую одежду, что и местное население, внешне ничем из него не выделяясь (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).

Богословская деятельность

Он обучался богословию у многих сподвижников, но больше всего ссылался на Абдаллаха ибн Аббаса, у которого обучился чтению и толкованию Корана, хадисам и нормам шариата. Со слов Муджахида сообщается, что он трижды прочёл Коран Ибн Аббасу, останавливаясь после каждого аята и расспрашивая его о причинах его ниспослания. Муджахид также передавал хадисы со слов ‘Али ибн Абу Талиба, Убаййа ибн Ка‘ба, Ибн Умара, Абу Хурайры, ‘Аиши, Джабира ибн ‘Абдуллаха, Са‘да ибн Абу Ваккаса, Абу Са‘ида аль-Худри, Умм Саламы и др. У него обучались Корану такие выдающиеся чтецы, как Ибн Касир ад-Дари, Абу Амр ибн аль-Ала и Ибн Мухайсин. Хадисы с его слов рассказывали ‘Амр ибн Динар, Ау аз-Зубайр, аль-Хакам ибн Утайба, Сулайман аль-Амаш, Айюб ас-Сахтияни, Ибн Аун, Катада ибн Диама, Хумайд аль-Арадж и др. Аш-Шафии, Яхъя ибн Маин, аль-Бухари и многие другие признавали его надежным и достойным доверия передатчиком. В «Сахихе» имама аль-Бухари» есть много хадисов, рассказанных с его слов.

Муджахид проявлял завидное упорство в обучении религиозным наукам, много путешествовал в поисках знаний и собирал предания не только от мусульманских улемов, но и от людей писания. По его собственному признанию, поначалу он приобретал знания без намерения, а потом Аллах одарил его (правильным и чистым) намерением. Существует мнение, что его перу принадлежит самый ранний сборник преданий, посвященных комментариям Корана.

В сочинениях по тафсиру и в исторических трактатах можно встретить немало странных историй, связанных с именем Муджахида. В некоторых из них сообщается, что он отправлялся в путь, как только слышал о каком-то удивительном месте или событии, чтобы лично убедиться в этом. Передается, что он отправился в Вавилон. Так же передается, что он отправился в Хадрамаут к колодцу «бир бархут». Сообщения о том, что в Вавилоне он нашёл проводника-иудея, который привел его к колодцу, в котором были заточены ангелы Харут и Марут, не заслуживают доверия. Скорее всего, они были сочинены людьми, которые желали создать вокруг личности Муджахида некий ореол святости и таинственности.

Кто такие моджахеды?

Это нерегулярные вооруженные формирования, целью которых является борьба за веру. Они имеют радикальную направленность. То есть для решения своих задач они применяют холодное и огнестрельное оружие. С начала своего существования, а они сформировались в конце 70-х годов, моджахеды считались повстанцами, которые воюют против вторжения врагов-иноверцев на территорию их стран. Самой многочисленной группой является афганская.

Собираются формирования из местных мужчин, которые не задействованы в регулярной армии. Естественно, армия моджахедов требует постоянного и немалого финансирования, поэтому они часто заинтересованы в переделе власти и сфер влияния. Кроме афганских существуют еще сирийские и чеченские формирования.

Идеология и стратегия aфганских душманов (моджахедов)

  • Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии душманов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».
  • Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман: «…Во имя Аллаха, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война — Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая».
  • Духовные и политические лидеры душманов уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооружённых отрядов и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
  • В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения душманами была одержана безоговорочная победа.
  • Моджахеды в рамках решения ближайших боевых задач действовали в составе различных по масштабу групп: небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных формирований.
  • Иногда различные по численности, боеспособности, оснащённости и степени организации вооружённые формирования, помимо главной цели — изгнания «шурави» и свержения действующей власти, преследовали свои частные и финансовые интересы.
  • Часто внутренние противоречия между политическими партиями, их лидерами и главарями (полевыми командирами), связанные с разделом сфер влияния и преимуществом в распределении зарубежной спонсорской помощи, приводили к вооружённым столкновениям между самими душманами.
  • Однако, несмотря на различные противоречия, связанные общей целью моджахеды были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, организуя единое взаимодействие формирований для ведения масштабных боевых действий на широком фронте, как единое военизированное объединение.
  • Каждый год численность членов вооруженных формирований душманов, начиная с конца 1979 года — момента ввода ОКСВА, росла в геометрической прогрессии. К моменту вывода ОКСВА в 1989 году она превышала 250 тысяч человек.
  • На всем протяжении войны 1979—1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвлённую и хорошо организованную разведывательную сеть.
  • Отряды душманов создавались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, родо-племенному признакам, их действия координировались и управлялись авторитетным командованием местных полевых командиров и местных лидеров, что позволяло действовать слаженно и результативно.
  • Целью ведения вооружённой борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооружёнными силами ДРА являлся вывод советских войск и свержение просоветского правительственного режима в Афганистане.

Моджахеды (душманы) переходят афгано-пакистанскую границу, 1985 год.

Насколько афганцы боятся ИГ?

В ряде случаев боевики «Исламского государства» использовали гораздо более жестокие и тщательно спланированные методы расправы над своими оппонентами, чем любые другие экстремисты, действующие на Ближнем Востоке. Особая жестокость была проявлена в провинции Нангархар, которая по сути является столицей ИГ в Афганистане.

Один из видеороликов, распространенных в августе, вселил особый ужас в население по всей стране.

На нем джихадисты ведут группу людей с завязанными глазами, включая старика, на вершину холма и заставляют их сесть на лунки в земле, наполненные взрывчаткой.

Image caption

Наиболее пострадавшей стороной в противостоянии талибов и ИГ остаются простые афганцы, терпящие притеснения со всех сторон

Титр в видео гласит: «Сторонники монотеизма мстят отступникам». На кадрах хорошо видны последствия этой мести — разлетающиеся части тел вперемешку с землей и грязью.

В некоторых районах провинции Нангархар боевики ИГ заставили селян предоставить своих жен новичкам «Исламского государства», запретили курение и продажу сигарет.

Наркотики, включая выращивание мака, также запрещены. В декабре ИГ запустила собственную радиостанцию в Нангархаре, которую использует в целях пропаганды и привлечения новых бойцов.

Боевики ИГ ограбили и сожгли сотни домов своих оппонентов, а наиболее привлекательные заняли сами.

С одной стороны, идеология ИГ и провозглашение Халифата привлекли в организацию многих выходцев из Центральной и Южной Азии, но с другой — их жестокость отвратила от них большинство жителей региона.

Общий смысл

Аят о шахидах на фасаде мечети Шахидов в Баку (на арабском и турецком языках)

Религиовед А. А. Грицанов пишет: «Согласно мусульманству, шахид утверждает свою веру собственной смертью в войне против неверных. Ему гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище, поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Ш. прощаются все земные грехи, в раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха.»

О шахидах говорится во многих аятах Корана:

Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа…Аль-Бакара, 154

Шахидам прощаются все грехи, после чего они могут войти в рай.:

…А тем, которые переселились или были выселены из своих жилищ, пострадали в борьбе ради Меня, сражались и были убиты, Я непременно отпущу прегрешения, введу их в Райские сады, где текут ручьи. Такой будет награда от Аллаха, а ведь у Аллаха — наилучшая награда.

Если какой-либо человек сражался с врагами не во имя Аллаха, а по причине мирских интересов (ради материальных благ, славы и т. д.) и погиб, то даже считаясь «мирским шахидом», в той жизни он будет не вознаграждён Аллахом, а напротив — подвергнут наказанию.

Согласно хадисам (своды Бухари, Насаи, Ибн Маджи и Тирмизи), над шахидами не нужно совершать омовение.
Желательно хоронить шахида на том месте, где был совершён «истишхад» (араб. استشهاد‎) — акт мученической смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector