240-мм окопный миномёт

Новые снаряды для гаубицы

Минометы модифицировались, улучшались, а также для них выпускались новые снаряды. Стоит упомянуть об одном из таких, мина 1К113 «Смельчак». Разработали ее в конце 80-х годов. В отличие от обычной мины, у нее ограничено время открытия окошка оптики для самонаведения и включения лазера для целеуказания.

Неподалеку от цели, на расстоянии от 200 до 5000 м, размещается корректировщик с целеуказателем. Он подсвечивает цель, лишь когда мина оказывается на расстоянии 400-800 м. У противника даже при обнаружении факта целеуказания не остается времени на ответные действия.

Выстрел с таким снарядом поражает цель радиусом 2-3 м с вероятностью в 80-90 %.

ИСТОРИЯ

В январе 1944 года ГАУ выдало новые тактико-технические требования на разработку 240-мм миномета усиления. В 1944-1945 годах опытный образец 240-мм миномета, разработанного в СКВ под руководством Б. И. Шавырина, как раз проходил заводские испытания.

После войны испытания его были возобновлены в 1947 и закончились лишь в 1949 году. В 1950 году миномет был на вооружение под названием «240-мм миномет М-240″. Дальность стрельбы М-240 составляла 8000 м.

В 1953 году для М-240 был разработан специальный заряд, обеспечивающий дальность стрельбы 9700 м.

Серийное производство минометов М-240 было начато в 1951 году на заводе № 75 (г. Юрга), где с 1951 по 1958 год было изготовлено 329 минометов М-240.

240-мм миномет М-240 представляет собой жесткую (без противооткатных устройств) казнозарядную систему на колесном лафете, стреляющую оперенным (миной).

Миномет состоит из следующих основных частей: ствола с затвором, казенника, рамы с амортизатором, станка с механизмами наводки и уравновешивающего механизма, колесного хода с подрессориванием, стрелы с механизмом перевода миномета в боевое и походное положение, опорной плиты, шворневой и прицельных приспособлений.

Ствол представляет собой гладкостенную трубу, закрепленную в цапфенной обойме, которая имеет возможность качаться на цапфах для приведения ствола в положение для заряжания. Закрывание ствола с казенной части осуществляется откидывающимся вверх затвором.

Казенник служит для запирания ствола и передачи силы отдачи при выстреле на опорную плиту. Конусная часть казенника оканчивается шаровой пятой, с помощью которой казенник соединяется с чашей опорной плиты.

Станок состоит из двух рам (верхней и нижней) штампосварной конструкции, шарнирно соединенных между собой. Поворотный механизм винтового типа. Угол горизонтального обстрела без перемещения стрелы и колес при угле возвышения ствола 45″ равен +8″2б’, при угле возвышения ствола 80″ равен +39». Стрельба при угле возвышения 45″ разрешается после усадочных выстрелов и только с твердого грунта.

Подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм — пружинного типа, расположен с правой стороны станка. Нижняя рама собрана на боевой оси двухколесного хода. Подрессоривание пружинное, колеса хода — ЯТБ-4 — троллейбусного типа с губчатым наполнением.

Габариты миномета М-240 в походном положении: длина 6350 мм, ширина 2430 мм, высота (по плите) 2210 мм. Ширина хода 2060 мм, клиренс 350 мм. Высота миномета в боевом положении при угле возвышения 80″ 5340 мм.

Первоначально миномет имел панорамный прицел МП-46. С начала 1955 года миномет М-240 укомплектовывался модернизированным минометным прицелом с орудийным коллиматором К-1. Мины к миномету подвозятся с помощью специальной тележки. Тележка состоит из двух трубчатых сварных рам и двух колес с шинами ГК.

Заряжание миномета производится с казенной части, для чего ствол приводят в горизонтальное положение. После открывания затвора на полуоси клина затвора навешивают лоток. Пять человек расчета вручную поднимают мину, кладут ее на лоток и досылают мину в канал ствола. Затем ствол опускается в казенник для производства выстрела.

Время перевода М-240 из походного положения в боевое на заранее подготовленной огневой позиции 20-25 минут, обратный переход 15-20 минут. Миномет перевозится за тягачом АТЛ или другим артиллерийским тягачом со скоростью до 40 км/час. Боеприпасы к миномету перевозятся в кузове тягача и на автомобиле.

Характеристики

Дизельный двигатель Б-59 имеет мощность в 520 лошадей и позволяет развить максимальную скорость до 62,8 км/ч. Преодолевает вертикальную стенку в 700 мм и имеет запас хода в 500 км. Также траншея шириной в 3 м и водная преграда глубиной в 1 м не остановит «Тюльпан».

Обслуживает такую технику экипаж из 5 человек. Самоходная гаубица «Тюльпан» весит 27500 кг, длина — около 6,5 м, ширина — 3 метра с четвертью, высота — 3,2 м. Помимо основного орудия в 240-миллиметров, есть еще вспомогательное оружие с калибром 7,62.

Установка может делать до 1 выстрела в минуту, а при угле наведения и возвышения в 80-82 градуса, угле склонения в 50 градусов миномет может разрушать объекты противника, скрывшиеся за преградами, сам в это время оставаясь в недосягаемости. Что бы ни говорили критики, это эффективное оружие – гаубица «Тюльпан». Дальность стрельбы основного орудия составляет 19 км.

«Смелость города берет»

Но настоящий прорыв произошел в 1983 году, когда на вооружение СССР была принята мина 1К113 «Смельчак». Собственно, это даже не снаряд в классическом понимании этого слова, а отдельный артиллерийский комплекс. В его состав входят следующие компоненты: непосредственно выстрел ЗВ84 (2ВФ4), оснащенный фугасным снарядом ЗФ5. Кроме того, имеется лазерный дальномер/целеуказатель 1Д15 или 1Д20.

Блок коррекции курса находится в головной части мины, причем для корректировки полета служат аэродинамические рули, которые могут быстро и чрезвычайно точно изменять положение снаряда в полете. Кроме того, изменение полетного курса может производиться при помощи нескольких твердотопливных ускорителей, которые располагаются вдоль всего корпуса мины в радиальном порядке.

Конструкция миномета М-240

Конструкция 240-мм миномёта М-240 включает: гладкий ствол-трубу, затвор, казенную часть, раму с амортизаторами, станок, механизмы наводки и уравновешивания, колёсный ход с подрессориванием, стрелы перевода в боевое или походное положение, опорную плиту и прицельные приспособления.

240-мм миномет М-240. «Петля» торчащая из ствола ни что иное как буксировочный зацеп. Если не знать этой особенности, то на марше, кажется, будто к тягачу М-240 цепляют прямо за ствол

Ствол длиной 5,34 м представляет трубу без нарезов, у которой имеется казенная часть с навинченным клинком. В казенной части находятся и все детали затвора, запираемого канал ствола при выстреле. Ствол крепится в цапфе, позволяющей наклонять его для заряжания и возвращать в исходное боевое положение. Ствол с казенной частью соединены со станком миномёта через раму с амортизаторами, что предохраняет механизмы станка и прицельные приспособления от сильного жесткого удара при выстреле из миномёта.

Казенная часть миномёта М-240 заканчивается шаровой пятой, которая служит для соединения с чашей опорной плиты.

Станок 240-мм миномёта М-240 состоит из верхней и нижней рам, которые соединяются между собой шарнирно. Нижняя рама установлена на колёсный ход ЯТБ-4, имеющий пружинное подрессоривание. Подъёмно-уравновешивающий механизм расположен между кронштейнами боевой оси и верхней рамой. Уравновешивающий механизм пружинного типа. Он находится с правой стороны станка.

Транспортируется 240-мм миномет М-240 тягачами АТ-Л, АТ-Т, АТ-С, автомобилем «Урал» и другими видами транспорта со скоростью не более 40 км/час. Сцепление миномёта с транспортом осуществляется с помощью лапы, закрепляемой на дульной части ствола.

• Справочник артиллерии • Артиллерия того же периода •

Начальная конструкция

Первая модель 240-мм миномёта, известная как 240 court de tranchee, была разработана французской фирмой «Батиньоль» в 1915 году. Конструкция состояла из четырёх частей: ствола, лафета, стальной плиты и деревянной платформы.

Схема 240-мм миномёта на вооружении армии США, 1917 год

Ствол миномёта состоял из двух скрученных вместе частей. Нижняя, толстостенная, труба включала зарядную камору, где размещался отдельный от мины метательный заряд, и канал, в который вставлялся бикфордов шнур со временем горения 12 секунд. Верхняя (передняя) часть ствола представляла собой тонкостенную гладкоствольную трубу, в которой размещалась крылатая мина. В отличие от более ранней модели французского генерала Жана  Дюмезиля, использовавшей надкалиберную мину с хвостовиком в виде шашки, помещавшейся в ствол, мина 240-мм миномёта входила в ствол полностью вместе со стабилизаторами.

Ствол крепился к лафету цапфами в задней части. Лафет состоял из горизонтальной части и двух боковых секторов, связанных угольниками. В верхней части секторы изогнуты и снабжены зубцами, с помощью которых обеспечивалось вертикальное наведение ствола (45° для максимальной и 75° для минимальной дальности огня). Горизонтальное наведение осуществлялось с помощью вращения лафета на шкворне с помощью рычагов.

Лафет в свою очередь крепился на стальной плите практически квадратной формы, в центре горизонтального основания которой установлен шкворень горизонтального наведения. С нижней стороны основания уходят дальше вниз шесть лопат сошника, с помощью которых плита крепится на деревянной станине из пяти тяжёлых брусьев (четыре лопаты между брусьями и две снаружи крайних брусьев). Станина размещалась в мелком котловане размерами 1,5Х1,6Х0,4 м.

240-мм мина, модель 1916 года

Мина — стальная тонкостенная, сваренная из трёх частей, с крестообразно расположенными продольными стабилизаторами в задней части. Больше половины веса мины составлял боевой заряд, позволявший разрушить до 10 погонных метров окопов, а в плотном грунте оставлявший воронку глубиной 3 и шириной 10 метров.

Общий вес первой модели составлял 925 кг, из которых вес трубы 220 кг, лафета 190 кг и плиты 230 кг. Остальную часть общего веса составляли брусья станины. Поскольку конструкция была разборной, это облегчало её перевозку: труба, лафет и плита перевозились на трёх одноконных повозках, станина на отдельной пароконной повозке.

По сравнению с использовавшейся Центральными державами 210-мм гаубицей, имевшей сопоставимый по весу снаряд, 240-мм миномёт первой модели обладал значительно меньшим метательным зарядом (720 против 3200 г) и, соответственно, намного меньшей дальностью стрельбы (стандартная дистанция 1040 м против 9100 м), но обладал двумя существенными преимуществами: намного бо́льшим боевым зарядом (45 против 8 кг) и меньшей собственной массой (220 кг без плиты против 2,6 т).

Рутинная работа и первое испытание

Во главе разработки встал Юрий Томашов. Еще на первых этапах работы возглавляемый им коллектив понял, с каким количеством трудностей предстоит столкнуться. Однако это не испугало команду военных инженеров, и самым красноречивым свидетельством тому служит огромное количество авторских патентов, полученных за время разработки.

Профессионализм сотрудников, полная отдача мастеров всех уровней позволили избежать многих проблем. Однако трудности при работе над проектом «Миномет «Тюльпан» возникали немалые. В первую очередь это коснулось ходовой части. Изначально планировалось оснастить миномет гусеничной системой, но ее грузоподъемности оказалось слишком мало. Вес, который она должна была тащить на себе, достигал 27 тонн, а возможностей ее хватало лишь на 21. Впоследствии совместно со специалистами общегосударственной кооперации оборонного комплекса было принято решение оснастить самоходный миномет «Тюльпан» двигателем в 520 л. с. (вместо 400). Ходовая часть была разработана на базе тягача пусковой установки РК «Круг». Команде Ю. Томашова пришлось значительно доработать и модернизировать систему, однако в целом сотрудничество оказалось плодотворным.

Очередная трудность возникла во время первых полевых испытаний. Система просто не выдержала собственной отдачи. Удар получился настолько сильным, что пришлось отказаться от мысли о том, что отдачу будет принимать станина. Сделать это могла только земля. Поэтому инженерам пришлось срочно взяться за проектирование специального агрегата, приводящего ствол в боевое положение.

После модернизации миномет «Тюльпан» был протестирован вторично. Он полностью разнес укрепленный бетонный дот, доказав свою эффективность. В 1969 году САУ «Тюльпан» была запущена в производство, а в 1971-м официально поставлена на вооружение.

НА ПУТИ К «ТЮЛЬПАНУ»

Производство минометов М-240 осуществлялось на заводе №75 (г. Юрга, Кемеровская обл.), где с 1951 по 1958 гг. изготовили 329 таких изделий.

Минометы М-240 постав­лялись в Чехословакию, Польшу, Болгарию, Египет, Сирию. Од­нако в Советской Армии их активная служба оказалась сравни­тельно недолгой. Широкомасштабное внедрение М-240 совпало по времени с началом хрущевских реформ в вооруженных си­лах. Эти мероприятия, приведшие к существенному сокращению численности личного состава, парка боевых самолетов, крупных надводных боевых кораблей, обычно оцениваются, как правило, отрицательно: «Хрущев все развалил». Однако, по нашему мне­нию, лишь благодаря достигнутой экономии средств удалось добиться прорыва в области ракетной техники и развернуть массо­вое строительство атомного подводного флота. Иными словами, экономика СССР попросту не могла вынести одновременного развития всех видов вооружений, поэтому пришлось жертвовать некоторыми из них в пользу более важных в стратегическом от­ношении. В числе принесенных в жертву оказалась и ствольная артиллерия — считалось, что значительную часть возлагаемых на нее задач будут решать тактические ракеты.

Миномет «Тюльпан» — вид сзади

Ставка на ракеты была оправданной только в одном слу­чае — если ориентироваться на ядерную войну. Однако вскоре стало понятно, что такая война является крайне маловероятной, поскольку гарантированно приведет к уничтожению обеих сторон конфликта. А вот в обычном конфликте артиллерия могла ока­заться гораздо полезнее дорогих и громоздких ракет, Проведен­ные в 1964 г. расчеты показали, что использование самоходной артиллерии в комплексе с командно-штабными машинами позво­ляет в разы сократить время выполнения боевых задач, однов­ременно существенно уменьшив наряд привлекаемых сил. Но в СССР за послевоенное время не было принято на вооружение ни одно новое орудие самоходной артиллерии, в то время как в США к началу 60-х гг. было создано уже второе поколение таких систем (105-мм гаубица М108, 155-мм М109, 203,2-мм М110, а также 175-мм пушка М107), а самоходки первого послевоенного поколения (105-мм гаубица М52, 155-мм М44 и 203,2-мм М55) передавались союзникам.

Проведенные на Яворовском полигоне (Львовская обл.) уче­ния с привлечением самоходной артиллерии — самоходок ИСУ-152 и СУ-100 — подтвердили правильность выводов военных те­оретиков о пользе САУ. А тут как раз начали поступать и первые сведения об успешном применении самоходок нового поколения американцами во Вьетнаме. На этом фоне, мягко говоря, блед­но выглядели советские САУ, помнившие еще Вторую мировую войну. В отчете об Яворовских учениях говорилось о необходи­мости создания новых самоходных артиллерийских установок с круговым обстрелом, большими углами возвышения ствола, увеличенным возимым боекомплектом и повышенной скорострельностью. На учениях присутствовали и представители про­мышленности — главные конструкторы трех профильных КБ: Волгоградского тракторного завода, завода № 9 из Свердловска (ныне Екатеринбург) и ОКБ-3 Уральского завода транспортного машиностроения (также из Свердловска).

Ответом на вызов времени стало утверждение Советом ми­нистров СССР в 1965 г. программы развития артиллерийского вооружения, предусматривающей разработку комплексов, со­стоящих из командно-штабных машин и самоходных артилле­рийских орудий. А в июле 1967 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, конкретизировавшее эту программу и определившее разработчиков четырех типов САУ. В частности, Харьковскому тракторному заводу поручалось создание 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» для мотострелковых частей, Волгоградскому тракторному заводу — системы 2С2 «Фиалка» аналогичного калибра, но предназначавшейся для воздушно-десантных войск (в конечном итоге на вооружение принята так и не была). Наконец, на Уральский завод транспор­тного машиностроения (УЗТМ) возложили разработку сразу двух установок — 152-мм самоходной гаубицы 2СЗ «Акация» и 240-мм самоходного миномета 2С4 «Тюльпан».

Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

240-мм миномет М-240 был принят на вооружение Советской Армии в начале 50-х годов. Одной из главных причин создания этой артиллерийской системы было то, что она требовала значительно меньше производственных мощностей, чем обычное артиллерийское орудие такого же калибра. Такие ограничения, как неудобство обращения и длительность развертывания в боевое положение, сочли второстепенными, так как М-240 находился в батареях, задачей которых было уничтожение укрепленных опорных пунктов и действия в условиях городской застройки, где способность к быстрому передвижению не играет большой роли.

В настоящее время М-240 снят с вооружения в армиях стран СНГ, однако он еще находится в резерве. М-240 имеет гладкий ствол, заряжающийся с казенной части. При стрельбе ствол опирается на большую тяжелую круглую плиту, на которой установлена прямоугольная рама. В средней части ствол закреплен на оси на этой раме так, что может быть уложен горизонтально — после этого осуществляется заряжание. После того, как мина вставлена в казенную часть, ствол возвращается в положение для стрельбы. Рама также оснащена противооткатным устройством.

Расчету в составе одиннадцати человек требуется по меньшей мере 25 минут на то, чтобы развернуть миномет М-240 в боевое положение, и почти столько же времени уходит на то, чтобы свернуть его в походное положение — обе операции осуществляются с использованием ручных лебедок, имеющихся на лафете.

При транспортировке М-240 буксируется за специальное ушко на конце дула. Как правило, буксировка осуществляется гусеничным тягачом; другие машины используются для перевозки боеприпасов, так как каждая мина для М-240 имеет в длину 1,565 метра и весит 130,84 кг. Фугасная боеголовка содержит 31,93 кг тринитротолуола.

Максимальная дальность стрельбы составляет 9700 метров, а минимальная — 800 метров. Боевая скорострельность не превышает одного выстрела в минуту, даже несмотря на то что пять человек участвуют в процессе заряжания и подвоза боеприпасов на двухколесной тележке. Два человека подносят мину к казенной части с помощью специального устройства с зажимом, а еще один собственно вставляет ее в казенник и закрывает затвор.

Новая надежда

Новое руководство страны, пришедшее на смену Хрущеву, к счастью, успело оценить ситуацию более адекватно. То вооружение, которое не успели забросить и окончательно разрушить, мягко говоря, удручало. Образцы техники времен войны, мало того что пришли в физическую непригодность, но и морально устарели настолько, что не выдерживали никаких сравнений с аналогами иностранного производства. А конкурентоспособность в те времена играла немалую роль. Во Вьетнаме развернулись боевые действия, американцы наращивали мощь, вкладывая огромные средства и силы в военные разработки. Не за горами была «холодная война»…

Все это привело к постановлению ЦК о разработке и создании абсолютно новых самоходных артиллерийских систем. Смертоносный «букет» собирался благодаря нескольким военным заводам. Харьковский тракторно-танковый запустил производство 2С2 «Гвоздики» (калибр 122 мм), в Волгограде стартовал выпуск 122-миллиметровых «Фиалок», заводы Урала принялись сразу за две САУ — 152-мм гаубицу «Акация» и 240-мм миномет 2С4 «Тюльпан».

Назначение установки «Тюльпан»

240-миллиметровая самоходная минометная установка предназначена для уничтожения зданий и фортификационных сооружений, которые противник использует в качестве укрытия для своей живой силы, техники, пунктов командования и связи, артиллерии и т.д., недоступных для настильного огня артиллерии. Аналогов в мире нет, гаубицы и минометы других стран имеют меньший калибр и совсем другие характеристики.

Помимо обычных снарядов, гаубица «Тюльпан» может стрелять ядерными зарядами, сама оставаясь на безопасном расстоянии от взрыва. До «Тюльпана» на вооружении стоял буксируемый 240-миллиметровый миномет М-240, используемый еще с 1950 г. На 1971 год они имели сходные характеристики по стрельбе и пробивной способности, но миномет М-240 менее подвижен, имеет меньшую маневренность, ему требуется больше времени на приведение в состояние боевой готовности, прицеливание и уход с огневой позиции.

Примечания

  1. С. Л. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки Первой мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 11. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2008). — 4000 экз.
  2. М. Б. Барятинский. Танкетка Т-27 и другие. — Москва: Моделист-конструктор, 2008. — С. 5. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (78) / 2008). — 2000 экз.
  3. D. Fletcher. Universal Carrier 1936—48. The ‘Bren Gun Carrier’ Story. — Oxford: Osprey Publishing, 2005. — P. 10. — 48 p. — (New Vanguard № 110). — ISBN 1-84176-813-8.
  4. D. Fletcher. Universal Carrier 1936—48. The ‘Bren Gun Carrier’ Story. — Oxford: Osprey Publishing, 2005. — P. 24. — 48 p. — (New Vanguard № 110). — ISBN 1-84176-813-8.
  5. D. Fletcher. Universal Carrier 1936—48. The ‘Bren Gun Carrier’ Story. — Oxford: Osprey Publishing, 2005. — P. 33. — 48 p. — (New Vanguard № 110). — ISBN 1-84176-813-8.
  6. И. Мощанский. Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945 (часть II). — Москва: Моделист-конструктор, 1999. — С. 3. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (23) / 1999). — 3000 экз.
  7. И. Б. Мощанский. Лёгкие бронетранспортёры семейства Sd.Kfz.250. Универсальные «солдаты». — Москва: Вече, 2010. — С. 63. — 80 с. — (Из истории бронетехники). — 3000 экз. — ISBN 978-5-95334-618-4.
  8. P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — P. 164, 39. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
  9. B. Perrett. German Armoured Cars and Reconnaissance Half-Tracks 1939—45. — Oxford: Osprey Publishing, 1999. — P. 16. — 48 p. — (New Vanguard № 29). — ISBN 1-85532-849-6.
  10. М. Б. Барятинский. Бронетранспортёры Гитлера. «Ганомаг» и «Бюссинг-Наг». — Москва: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. — С. 69. — 96 с. — (Война и мы. Танковая коллекция). — 2500 экз. — ISBN 978-5-69941-201-3.
  11. P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — P. 170, 39. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
  12. B. Culver. SdKfz 251 Half-Track 1939—45. — Oxford: Osprey Publishing, 1998. — P. 13. — 48 p. — (New Vanguard № 25). — ISBN 1-85532-846-1.
  13. R. P. Hunnicutt. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2002. — P. 42. — ISBN 0-89141-777-X.
  14. R. P. Hunnicutt. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2002. — P. 166. — ISBN 0-89141-777-X.
  15. R. P. Hunnicutt. Halftrack: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 27. — ISBN 0-89141-742-7.
  16. R. P. Hunnicutt. Halftrack: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 80—85. — ISBN 0-89141-742-7.
  17. R. P. Hunnicutt. Halftrack: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 90. — ISBN 0-89141-742-7.
  18. S. J. Zaloga. M3 Infantry Half-Track 1940—73. — Oxford: Osprey Publishing, 1994. — P. 43. — 48 p. — (New Vanguard № 11). — ISBN 1-85532-467-9.
  19. R. P. Hunnicutt. Halftrack: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 96. — ISBN 0-89141-742-7.
  20. C. F. Foss. The FV 432 Series. — Windsor: Profile Publications, 1973. — P. 17. — 22 p. — (Profile / AFV Weapons № 53).
  21. Г. Холявский. Гусеничные боевые машины: 1919—2000 гг. — Мн.: Харвест, 2001. — С. 331. — (Энциклопедия бронетехники). — 11 000 экз. — ISBN 978-9-85-130035-4.
  22. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 48. — ISBN 0-89141-694-3.
  23. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 61—62. — ISBN 0-89141-694-3.
  24. C. F. Foss. Jane’s World Armoured Fighting Vehicles. — London: MacDonald & Jane’s Publishers, 1976. — P. 307. — 438 p. — ISBN 0-35401-022-0.
  25. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 78. — ISBN 0-89141-694-3.
  26. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 139—142. — ISBN 0-89141-694-3.
  27. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 143—. — ISBN 0-89141-694-3.

История создания

Об этом тоже следует сказать пару слов. 240-мм миномет «Тюльпан» должен был встать на замену буксируемому 240-мм миномёту М-240, выпущенному в 1950 г. Баллистические характеристики этих орудий примерно одинаковые. Однако 2С4 превосходит М-240 по выживаемости в бою и эффективности ведения стрельбы за счет улучшенной маневренности и проходимости. Кроме того, ему требуется намного меньше времени, чем предшественнику, на открытие огня и уход с огневых позиций.

Опытный образец нового 240-мм миномета был разработан в СКВ в 1944-1945 годах. Руководил проектом Б. И. Шавырин. Испытания нового орудия начались через 2 года после Победы и продлились до 1949 года. В 1950 году миномет был поставлен на вооружение армии. В те времена он носил название «240-мм миномет М-240». Его предельной прицельной дальностью было заявлено расстояние в 8 тысяч метров.

В 1953 г. для миномета М-240 был спроектирован специальный заряд, позволяющий увеличить дальность стрельбы до 9700 м. Серийный выпуск М-240 начался в 1951 году в городе Юрга. Всего было произведено 329 установок этой марки. 240-мм миномет М-240 — это жесткая система без противооткатных устройств, заряжающаяся казнозарядным способом, имеющая колесный лафет и стреляющая оперенными минами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector