Анастас микоян (ледокол)

Семья

Семья Анастаса Микояна в 1960-х годах

Микояны

Ованес Микоян Астхик Туманян
Ерванд Анастас Иванович (1895—1978) Ашхен Лазаревна Туманян (1896—1962) Артём Иванович (1905—1970)
Жора Кардей Владимир Анастасович (1924—1942) Вано (Иван) Анастасович (1927—2016) Наталья Артёмовна Ованес Артёмович
Степан Анастасович (1922—2017) Алексей Анастасович (1925—1986) Серго (Сергей) Анастасович (1929—2010) Светлана Артёмовна
Александр Степанович (Алик) (род. 1952) Анастас Алексеевич (Стас Намин) (род. 1951)
Артём Анастасович (род. 1993)

Отец умер в 1918 году, после чего мать долгие годы жила вместе с сыном.

  • Брат Артём Иванович Микоян (1905—1970) — авиаконструктор
  • Супруга Ашхен Лазаревна Туманян (1896—1962)
  • Сыновья:
    • Степан Анастасович Микоян

      Внук Александр Степанович Микоян (род. 1952, Москва) — советский и российский рок-музыкант и автогонщик

      (1922—2017) — лётчик-испытатель

    • Алексей Анастасович Микоян

      Внук: Стас Намин (настоящее имя Анастас Алексеевич Микоян) — музыкант, композитор и продюсер

      (1925—1986) — военный лётчик

    • Вано (Иван) Анастасович Микоян (1927—2016) — инженер-конструктор МиГ-29

      Внучка: Ольга Ивановна Микоян — работник ЦВК «Экспоцентр»

      .

    • Серго Анастасович Микоян (1929—2010) — историк и публицист

Семья

Отец Анастаса Ивановича умер еще в 1918 г., а мать затем долгие годы проживала вместе с сыном. Микоян был женат на женщине по имени Ашхен Лазаревна Туманян. В браке с ней родились пятеро детей, все мальчики: Степан, Владимир, Алексей, Вано и Серго.

В 1962 г. в личной жизни Анастаса Микояна произошло печальное событие – умерла его жена. Что касается сыновей, то четверо из них по примеру дяди посвятили себя авиации, а пятый стал историком. Сейчас из детей Микояна уже никого не осталось в живых, зато есть внуки. Один из них – Стас Намин – известный музыкант и композитор.

При жизни политик был хорошим семьянином, после смерти супруги оставался ей верен. Дети и внуки Анастаса Микояна отзывались о нем как о заботливом отце и дедушке.

Примечания

Примечания
  1. С 1932 года О. Ю. Шмидт занимал должность начальника Главсевморпути. В 1938 году он был снят с должности, после чего последовало переименование ледокола.
  2. Так в терминологии первой половины XX века назывались суда, которые не крушили лёд тяжестью корпуса, а ударами острого форштевня проделывали во льду трещину и затем вклинивались в неё, расширяя до нужных пределов.
  3. Полноценным кругосветным считается путешествие, которое не только огибает земную ось, но и завершается в исходной точке.
Сноски
  1. , с. 12.
  2. , с. 544.
  3. ↑ , с. 13.
  4. , с. 55.
  5. ↑ , с. 1.
  6. , с. 547.
  7. , с. 56.
  8. , с. 549.
  9. ↑ , с. 4.
  10. , с. 61.
  11. , с. 561—562.
  12. ↑ , с. 62.
  13. , с. 189.
  14. , с. 563.
  15. , с. 191.
  16. . FESCO. Дата обращения 8 марта 2020.
  17. . Транспортная группа FESCO. Дата обращения 2 мая 2020.
  18. Пассажирский флот Дальневосточного морского пароходства // Дальневосточное морское пароходство (1880—1980) / под ред. Ю. И. Островского. — Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1980. — 592 с. — 20 000 экз.
  19. . Бессмертный полк. Дата обращения 2 мая 2020.
  20. . Энциклопедический лексикон «Кольский Север». АНО «ПЦ «Доброхот». Дата обращения 2 мая 2020.
  21. Долгова С. В., Кузнецов Н. А., Макаров С. О. Приложение 2. Капитаны «Ермака» // Ледокол «Ермак». — М.: Паулсен, 2010. — 664 с. — (Международный полярный год). — 2000 экз. — ISBN 978-5-98797-014-0.
  22. , с. 562.

Описание и история строительства

Ледокол проекта 51 («Иосиф Сталин») был заложен в Николаеве на заводе имени Андре Марти (ныне — Черноморский судостроительный завод) в ноябре 1935 года под названием «Отто Юльевич Шмидт». В проект 51 входило четыре ледокола: «И. Сталин» (головной корабль в серии), «В. Молотов», «Л. Каганович» и «А. Микоян».

При создании ледоколов этой серии советские конструкторы максимально использовали имеющийся опыт арктических навигаций: корпуса яйцевидной формы (для предохранения от повреждения во время сжатия во льдах) были изготовлены из высококачественной стали; шпангоутов было установлено вдвое больше обычного; борта были выполнены из 13 параллельных поясов, причём 9 нижних состояли из двойной обшивки общей толщиной до 42 мм (в носовой части). По всей длине имелось двойное дно и 12 водонепроницаемых переборок. Отдельные отсеки соединялись между собой дверями, управляемыми из рулевой рубки. На каждом корабле были установлены три паровые машины мощностью по 3300 л. с., работающие на 3 кормовых 4-лопастных винта со съёмными лопастями. Ледоколы имели по 9 паровых огнетрубных котлов с угольным отоплением и несколько электростанций. Запас угля (2900 т) обеспечивал дальность плавания до 6000 миль. В каждом отсеке дополнительно размещались аккумуляторные батареи. Перекачка воды в бортовые и дифферентные цистерны осуществлялась мощными помпами через трубопроводы диаметром 500 мм.

При проектировании и постройке кораблей особое внимание уделялось условиям работы экипажа, насчитывавшего 138 человек (по штату мирного времени): 2- и 4-местные каюты, кают-компании, столовые, библиотеки, души, баня, лазарет, механизированная кухня — все это делало новые ледоколы самыми комфортабельными на флоте. Для ведения научных работ на них оборудовали гидрологические, гидрохимические, биологические и другие лаборатории

Спасательные средства включали восемь шлюпок и моторных катеров. Корабельные мастерские располагали фрезерными, токарными, сверлильными и другими станками, верстаками и инструментами, позволявшими выполнять сложные ремонтные работы. Три мощные радиостанции (длинноволновая, коротковолновая и аварийная) имели огромную дальность действия. Так, головной корабль проекта 51 «Иосиф Сталин» на испытаниях в Финском заливе поддерживал связь с «Ермаком», работавшим в Арктике, и с ледоколом «Лазарь Каганович», находившимся на Чёрном море.

В ходе строительства ледокола в первоначальный проект были внесены существенные изменения: например, отказались от трёх гидросамолётов, которые предполагалось разместить в кормовой части корабля. К началу Великой Отечественной войны ледокол достраивался на плаву.

Работа в Арктике и на Дальнем Востоке

В начале августа 1942 года в бухту Провидения пришли 19 грузовых транспортов и три боевых корабля: лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъярённый». Четвёртым должен был стать эсминец «Ревностный», но он столкнулся с транспортом в Татарском проливе и надолго выбыл из строя. Из этих кораблей с приданными им ледоколами была сформирована экспедиция особого назначения ЭОН-18, перед которой поставили сложную задачу: за одну навигацию пройти Северным морским путём и доставить необходимые фронту грузы, а также пополнить Северный флот.

Начальником проводки был назначен опытный моряк, Герой Советского Союза, капитан 2-го ранга М. П. Белоусов, прибывший на однотипном с «Анастасом Микояном» ледоколе «Лазарь Каганович». В командование «Анастасом Микояном» вступил бывший капитан ледореза «Фёдор Литке» капитан 3-го ранга Юрий Константинович Хлебников, а С. М. Сергеев отбыл во Владивосток, где принял военный корабль.

Маршруты советских арктических конвоев (красным) и действия «Адмирала Шеера» (синим)

14 августа 1942 года ЭОН-18 покинула бухту Провидения, медленно продвигаясь из-за тяжёлой ледовой обстановки. В Чукотском море к экспедиции присоединился пришедший с запада флагман арктического флота «Иосиф Сталин». 11 сентября караван прорвался в Восточно-Сибирское море, где в бухте Амбарчик пополнил запасы топлива, воды и продовольствия. Через месяц после выхода из бухты Провидения, преодолев 8-балльный шторм в море Лаптевых, корабли прибыли в бухту Тикси, где их ожидал ещё один ледокол — «Красин».

В Тикси экспедиции было приказано задержаться из-за опасности встречи в Карском море с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер», который проводил в Арктике операцию по перехвату советских конвоев. Из Тикси вышли только 19 сентября, приняв в проливе Вилькицкого все меры боевой готовности: советским морякам уже было известно о бомбардировке Диксона и гибели в неравном бою ледокольного парохода «Александр Сибиряков».

После того как ЭОН-18 была доведена до чистой воды, «Анастас Микоян» вновь двинулся на восток за другими судами, вышедшими из устья Енисея. Затем ледокол совершил ещё несколько рейсов в Карское море, и только в середине декабря 1942 года, когда навигация прекратилась, он направился в Молотовск. 21 декабря 1942 года ледокол обогнул мыс Канин Нос и оказался примерно на долготе Батуми, что можно считать условным завершением кругосветного плавания.

В этом районе «Анастас Микоян» подорвался на минных заграждениях, выставленных немецкими кораблями в сентябре 1942 года, уже после неудачи экспедиции «Адмирала Шеера». Взрыв искорёжил всю кормовую часть судна, сильно повредив машинное отделение и верхнюю палубу на юте, вывел из строя рулевую машину. Ремонт силами опытных специалистов-судостроителей проходил прямо в море, среди льдов, так как поблизости не было ни одной бухты. Ледокол удалось спасти, в канун 1943 года он прибыл в Молотовск, но ему требовался более серьёзный ремонт, для которого на советском Севере не было подходящего дока. С открытием навигации по договорённости с союзниками «Анастас Микоян» отправился на ремонт в американский Сиэтл. Ледокол прошёл Северным морским путем своим ходом, проведя за собой на восток караван судов. Капитаном судна стал в октябре 1943 года К. К. Бызов.

После возвращения в СССР «Анастас Микоян» ещё неоднократно проводил суда по Северному Ледовитому океану, а в 1957 году был переведён во Владивосток в состав Дальневосточного морского пароходства, проработав в общей сложности ещё около двух десятилетий. Из всех ледоколов проекта 51 он был единственным, который не был переименован после разоблачения культа личности.

В 1959 году участвовал в спасении возле бухты Угольной грузопассажирского теплохода «Двина» с 600 пассажирами на борту, на котором возник пожар.

Репрессии 20-30-х годов

Политическая деятельность Микояна в 1920-1930-х годах вызывает много противоречий. С одной стороны, он был достаточно прогрессивным и дальновидным руководителем. Лично посещал США, чтобы перенять их опыт внешней торговли и развития пищевой промышленности; достаточно лояльно относился к казачеству и даже защищал крестьян. Он предлагал не предпринимать в отношении колхозников крайних мер, а наоборот, стремился улучшить колхозы, снабдить их необходимым продовольствием, чтобы повысить уровень и качество хлебозаготовок.

При этом есть сведения, что именно по инициативе Анастаса Микояна производились задержания многих работников пищевой промышленности. Да и он лично в сопровождении НКВД неоднократно выезжал на задержание. Микояну принадлежит хвалебное выступление, в котором он восхищается деятельностью НКВД и массовыми репрессиями. Однако сыновья Анастаса Микояна, в частности Серго Микоян, утверждают, что отец лишь прочел речь с листа по приказу руководства партии.

Биография

Детство, юность

Родился 23 июля (5 августа) 1905 года в горном селении СанаинБорчалинского уезда Тифлисской губернии в бедной крестьянской семье. Помимо Анушавана в семье было еще четверо детей — двое сыновей (Ерванд и Анастас) и две дочери (Воскеат и Астхик). Его отец, Ованес Нерсесович Микоян (1856—1918), работал на медеплавильном заводе в Манесе. Его мать — Тамара (Талита) Отаровна Микоян (1867—1960), была домохозяйкой.

Начальное образование получил в сельской школе (два класса). После смерти отца в 1918 году мать отправила Анушавана в Тифлис, к двоюродной сестре Вергинии Туманян. Здесь он продолжил своё обучение в армянской школе. Летом 1921 года Микоян организовал в родном селе комсомольскую ячейку.

Зрелые годы

В 1923 году переехал к старшему брату Анастасу в Ростов-на-Дону. Днём — работал токарём на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай», а по вечерам посещал занятия в школе ФЗУ. В 1924 году в дни ленинского призыва Микояна приняли кандидатом в члены РКП(б), а год спустя, в июне 1925 года, он стал полноправным членом партии. В ноябре он прибыл в Москву, где первое время жил в доме Екатерины Сергеевны Шаумян, вдовы С. Г. Шаумяна, одного из 26 бакинских комиссаров. Первым делом Микоян устроился токарем на завод «Динамо», где проработал вплоть до 1928 года. Сначала снимал квартиру, позже перебрался жить к инженеру-конструктору Додеву. В декабре посетил XIV съезд ВКП(б). В 1928 году был рекомендован на должность секретаря парторга Октябрьского трамвайного парка. В декабре был призван в ряды РККА. Микоян был зачислен в пехоту, срочную службу проходил в войсковой части города Ливны Орловской области. В августе 1929 года был переведён в Иваново-Вознесенскую военную школу (впоследствии — первое советское танковое училище) в городе Орле.

После службы в армии работал секретарём парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931 году Микоян попал в число парттысячников, направленных на учёбу в ВВА имени Н. Е. Жуковского. В числе преподавателей академии были основоположник аэродинамики Б. Н. Юрьев, математик В. В. Голубев, В. П. Ветчинкин, Б. С. Стечкин, В. Ф. Болховитинов, В. П. Глушко и мн. др.

В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт — легкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. Весной 1936 года Микоян приступил к написанию дипломного проекта, работа над которым заняла больше года. 22 октября 1937 года он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.

Работа в КБ Поликарпова

Могила Микояна на Новодевичьем кладбище.

По окончании академии Микоян был назначен военным представителем на Государственный авиазавод № 1 (ГАЗ № 1). В феврале 1939 г. на авиазавод № 1 с завода № 156 было переведено КБ Н. Н. Поликарпова, которого назначили Главным конструктором завода. Инженер Микоян зарекомендовал себя как первоклассный специалист и вскоре ему поручили контролировать разработку истребителя И-153.

В мае 1939 года на ГАЗ № 1 были переданы работы по скоростному истребителю И-180. Вскоре Н. Н. Поликарпов был направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Воронин П.А. и главный инженер П. В. Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе М. И. Гуревича) и организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО), а по сути — новое КБ, руководителем которого и был назначен молодой авиаконструктор Микоян. Также Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию.

8 декабря 1939 года приказом НКАП Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ № 1. Этот день считается днём образования КБ имени А. И. Микояна.

Член ВКП(б) c 1925 года. Депутат ВС СССР 3—8 созывов. Генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155. Академик АН СССР ().

Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Начало Великой Отечественной войны

Гигантский ледокол«Отто Шмидт»

НИКОЛАЕВ, 28 апреля. Коллектив завода имени Марти, выполняя свое первомайское обязательство, спустил сегодня со стапелей корпус гигантского ледокола «Отто Шмидт».Длина корабля — 106 метров, полная высота борта — 12 метров (примерно высота трехэтажного дома). На ледоколе — 5 палуб, все его помещения будут комфортабельно оборудованы.Спуск со стапелей длился всего 35 секунд.

Газета «Красный Север» от 29 апреля 1938 г.

26 августа 1941 года «Анастас Микоян» отошёл от достроечной стенки (к этому времени немецкая авиация уже наносила удары по судостроительным заводам Николаева). Назначенный капитаном ледокола опытный военный моряк, ветеран Гражданской войны в Испании капитан 2-го ранга С. М. Сергеев вывел корабль в море без приёмочных испытаний. В Севастополе ледокол был переоборудован во вспомогательный крейсер: вооружён тремя орудиями калибра 130 мм, шестью зенитками калибра 76 мм и четырьмя 7,62-мм пулемётами. В экипаж влились добровольцы-рабочие сдаточных команд с завода имени Андре Марти, что впоследствии очень помогло кораблю: увеличив амбразуры в орудийных щитах, удалось увеличить угол возвышения орудий и использовать (первыми на советском флоте) главный калибр для отражения налётов вражеской авиации. Поскольку автоген не брал броневую сталь, амбразуры были прорезаны с помощью электросварочного агрегата.

В начале сентября 1941 года «Анастас Микоян» приказом командующего Черноморским флотом был включён в отряд кораблей Северо-Западного района Чёрного моря, который предназначался для оказания огневой поддержки защитникам Одессы. Неоднократно обстреливал вражеские позиции (подавил две дальнобойные батареи), помогал отбивать атаки пехоты и танков противника, обеспечивал артиллерийское прикрытие морской пехоте в десанте под Григорьевкой. Получил благодарность командования Одесского оборонительного района. Постоянно подвергаясь атакам авиации (в том числе торпедоносцев), экипаж корабля отработал навыки зенитного огня (сбил несколько самолётов), быстрого маневрирования, уклонения от торпед. Несмотря на небольшую, по сравнению с крейсерами, лидерами и эсминцами, скорость хода, корабль, действуя под Одессой, не получил ни одного прямого попадания авиабомбы, торпеды или снаряда и не потерял ни одного человека. Повреждения механизмов от сотрясения вследствие близких разрывов, частого форсирования и перемены ходов бывшие судоремонтники устраняли, не покидая боевой позиции; часть работ проводили в Севастополе.

После приказа об эвакуации войск Одесского оборонительного района «Анастас Микоян» принял участие в обороне Севастополя, поддерживая советские войска огнём и совершая регулярные рейсы между осаждённым городом и Новороссийском. Из Севастополя вывозились раненые, гражданское население и материальная часть, обратно следовали военные грузы и пополнение.

После смерти Сталина

После смерти Сталина, Микоян вновь был назначен на посты заместителя председателя Совета министров и министра внутренней и внешней торговли (с сентября 1953 года — и министра торговли).

В острых вопросах Микоян, как всегда, занимал уклончивую позицию: так, во время обсуждения судьбы Берия он согласился со всеми обвинениями, но в то же время выразил надежду, что Берия «учтёт критику». Аналогичная позиция была у него поначалу и относительно разоблачения Иосифа Сталина: когда на заседании Президиума ЦК перед XX съездом в 1956 году Хрущёв предложил обсудить вопрос об осуждении действий Сталина, Микоян не высказался ни за, ни против. Однако во время съезда выступил фактически с антисталинской речью (хотя и не называя Сталина по имени), заявив о существовании «культа личности», подчеркнув необходимость мирного сосуществования с Западом и мирного пути к социализму, подвергнув критике труды Сталина — «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Экономические проблемы социализма в СССР». Вслед за этим, Микоян возглавил комиссию по реабилитации заключённых. На пленуме ЦК 1957 года твёрдо поддержал Хрущёва против антипартийной группы, чем обеспечил себе новый взлёт партийной карьеры.

Имя Анастаса Микояна связано с подавлением антикоммунистических выступлений в Польше и Венгрии в 1956 году (единственный в Политбюро высказавший особое мнение — «сомнение относительно ввода войск», наведения порядка собственными силами венгров, попытку разрешения ситуации политическими мерами; Александр Стыкалин: «Президиум ЦК КПСС дважды принимал решение о вводе войск — в ночь с 23 на 24 октября и 31 октября. И оба раза Микоян голосовал против»), а также с расстрелом рабочих в Новочеркасске в 1962 году, куда Микоян выехал как представитель Президиума ЦК вместе с Ф. Козловым. Сам Микоян в своих мемуарах, впрочем, всю вину за расстрел возлагал на Козлова, утверждая, что сам он сразу увидел справедливость требований рабочих и пытался мирно разрешить конфликт.

Детство и юность

Биография Анастаса Микояна началась в армянском селе под названием Санаин. Будущий революционер родился в семье плотника. С детства мальчик проявлял способности к обучению, поэтому после окончания начальных классов был отправлен в Тифлис, в духовную семинарию. Считалось, что это лучшая школа в Закавказье, которая, к тому же, была доступна не только обеспеченным семьям.

Анастас Микоян в молодости

Примечательно, что многие революционеры и политические активисты того времени оказались выходцами из стен духовных семинарий: Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, даже Иосиф Сталин.

Еще во время учебы Анастас Микоян заинтересовался идеями большевиков. Юноша проштудировал доступную марксистскую литературу и в 1915 году присоединился к большевицкой партии. Спустя год, в 1916-м, Анастас Микоян окончил семинарию и решил продолжить учиться в высшей духовной академии в армянском городе Эчмиадзине.

Депортация чеченцев и ингушей

Чеченская автономная область была создана в 1922 году по инициативе А. Микояна[источник не указан 285 дней]. Когда в 1944 году был поднят вопрос о депортации чеченцев и ингушей, только Микоян возразил Сталину, за что впал в опалу, длившуюся вплоть до смерти Сталина. В 1956 году, приняв группу чеченцев и ингушей, А. Микоян инициировал их возвращение на родину.

Из воспоминаний А. И. Микояна:

Из воспоминаний маршала С. М. Будённого:

Когда в 1944 году был поднят вопрос о депортации чеченцев и ингушей, Микоян осторожно возразил Сталину, что такие действия, мол, повредят международному авторитету СССР. Примерно с тех пор звезда Микояна эпохи сталинщины начала потихоньку угасать

(Из воспоминаний Леонида Романовичева «О дедушке Стаса Намина»).

Из статьи Саида Эминова «Я поеду туда, где мой народ»:

Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector