Машина амфибия

Dobbertin Surface Orbiter

А вот произведение «инженерного искусства» от механика-самоучки Рика Доббертина

Свой проект на базе (внимание!) здоровенной цистерны от молоковоза начал еще в 1959 году. Где именно мастер раздобыл данную «деталь» история умалчивает

Из нее было создано транспортное средство-амфибия. В движение Dobbertin Surface Orbiter приводится 6.5-литровым агрегатом V8 производства General Motors. Отдача дизельного двигателя составляет всего 250 л.с. Однако этого вполне достаточно для движения, в том числе по воде. Завершен необычный проект был в 1995 году.

Terra Wind Motorhome

Сие творение компании американской компании «Cool Amphibious Manufacturers International» появилось на свет в 2004 году. Перед вами один из немногих плавучих домов на колесах. Секрет инженерного успеха прост – мотодом установили на алюминиевый корпус катера. В движение машина приводится двумя 330-сильными ДВС. При массе почти в 15.5 тонн на воде транспорт разгоняется до 13 км/ч, а на суше – до 140 км/ч. Плавать такой может только по рекам и озерам.

А в продолжение темы вот такой автомобиль-амфибия Третьего рейха: Самая успешная плавающая машина в истории.

Советские наследники

Когда война завершилась, много ленд-лизовских амфибий осталось в СССР (всего за годы войны их поступило порядка 21 тысячи экземпляров). Все это добро не могло просто так стоять. К ним присмотрелись советские инженеры, решившие на американском «фундаменте» создать своё.                          

Но работа началась только в 1948 году, раньше не получилось из-за отсутствия финансирования. В Научном автомоторном институте (НАМИ) была спроектирована пара легких четырехместных амфибий НАМИ-011. Модель создали на базе родного ГАЗа-67Б по образу и подобию Ford GPA.

ГАЗ-011 МАВ-67

В 1951 году сборка НАМИ-011 была перенесена на Горьковское предприятие. И модель получила новое название – ГАЗ-011 с приставкой «МАВ-67», которая означала «малый автомобиль водоплавающий». Советские инженеры и конструкторы не просто взяли и скопировали «американца», они основательно его доработали. Поэтому отечественная амфибия получила еще более обтекаемый корпус, четырехлопастный гребной винт, иные карданные шарниры (их, кстати, позаимствовали у «Победы»), новые гидроамортизаторы двухстороннего действия (они достались по «наследству» от ЗИМа), более мощную и современную систему охлаждения от «пятьдесят первого» ГАЗа, а также ряд других новшеств.

ГАЗ-011 весил около двух тонн. Он разгонялся на суше до 90 км/ч, на воде – до 9 км/ч. Модель собирали до 1953 года. За это время армия получила около сотни амфибий.

ГАЗ-011 МАВ-69

Затем началось производство более продвинутой амфибии – ГАЗ-46 (МАВ-69), которая могла похвастать грузоподъемностью в 500 килограммов. Эту модель создали на базе ГАЗа-69. Она получила пятиместный корпус, новый трехлопастный винт, новые вездеходные шины, светомаскировочные фары, а на панели приборов «поселились» тахометр и световой индикатор воды в кузове.

Эта амфибия весила 1,8 тонны, на суше могла разогнаться до 90 км/ч, на воде – до 10,6 км/ч. Военная техника производилась вплоть до 1958 года (654 экземпляра).

ДАЗ-485

Не забыли советские инженеры и о полноценных грузовиках. Работа по превращению «американца» DUKW-353 в «гражданина» СССР началась в 1950 году. Причем шла она на новом предприятии – Днепропетровском автомобильном заводе (ДАЗ) под руководством легендарного конструктора Виталия Андреевича Грачева. И вскоре появилось два водоплавающих грузовика ДАЗ-485 с колесной формулой 6х6. Амфибии получили мотор на 110 «лошадок», пятитонную лебедку, расположенную за кабиной, и задний откидной борт со съёмными трапами.

Машины испытывали сначала на Днепре, затем отправили в Крым и на Кубань. А в мае 1953-го производство было перенесено на Завод имени Сталина (ЗИС). ДАЗ-485 весил более семи тонн, развивал на суше скорость до 60 км/ч, а на воде — до 10 км/ч. За годы производства было выпущено около двухсот экземпляров.

Грузовик-амфибия GMC DUKW-353

Приблизительно в середине 1943 года из США в Красную Армию стали поступать грузовики-амфибии GMC DUKW-353. В общей сложности нашей стране было передано около 600 экземпляров. Не много, конечно, но все лучше, чем ничего. К тому же эти машины хорошо проявили себя и на советской территории, и в Европе. Они отличались надежностью, проходимостью и ремонтопригодностью. А в условиях военного времени эти три качества ценились на вес золота.

DUKW-353 на суше

Сам же грузовик DUKW-353 появился в начале 1942 года. На внушительной по размерам и внешнему виду амфибии ставился мотор на 94 «лошадки», централизованная система регулирования давления воздуха в шинах и их подкачки от пневматического компрессора. Естественно, не обошлось без водооткачивающих насосов, барабанной лебедки, компаса, якоря, специального навигационного оборудования и электрической сирены.

DUKW-353 вмещал в себя 25 солдат или же несколько артиллерийских орудий калибра до 105 мм вместе с боевыми расчетами. Сама же амфибия весила 6,7 тонны, могла разогнаться на суше до 81 км/ч, а на воде – до 9,5 км/ч.

DUKW-353 в воде

Рекордсмен «Книги рекордов Гиннесса»

В 2010 году автомобиль WaterCar Python был занесен в эту книгу как самая быстро плавающая машина на планете. Несмотря на довольно жутковатый внешний облик (в создании автомобиля были задействованы запчасти от пикапов и спорткаров), амфибия имела под капотом 640 лошадиных сил, трансформирующихся в 500 сил в режиме водометного перемещения. Это, в свою очередь, позволило набрать ей во время езды по воде скорость 96 км/ч. На земле же машина разгонялась до 100 км/ч всего лишь за четыре с половиной секунды.

В заключение отметим: любая машина-амфибия, отзывы о которой могут быть различны в зависимости от ее возможностей и качества сборки, все же является чудом технического прогресса, поскольку ее многофункциональность обеспечила ей востребованность на долгие годы вперед. И как показывает реальность, инженеры дня сегодняшнего не перестают совершенствовать данную технику.

Советская эпоха

Если рассматривать период, когда существовал Советский Союз, то стоит отметить, что тогда наблюдался технический прогресс, в том числе и автомобилестроение переживало стабильный подъем. Отдельного внимания заслуживают именно машины-амфибии СССР.

Так, например, автомобиль НАМИ-055 был спроектирован на базе машины «Москвич-410». В данной амфибии корпус был выполнен цельнометаллическим, сварным, оборудованным гладким днищем. Все колеса были ведущими, а сами подвески при необходимости убирались в специально созданные ниши. В воде перемещение транспорта становилось возможным благодаря наличию гребного винта, установленного на выдвижной колонне. Скорость перемещения в воде у автомобиля составляла 12,3 км/ч.

В 1989 году была разработана многоцелевая машина-амфибия НАМИ-0281. Основным предназначением ее была доставка воинских подразделений быстрого реагирования к месту выполнения ими постановленных задач. Корпус автомобиля имел две полудвери, за которыми на двух четырехместных сиденьях мог расположиться боевой расчет из 8 человек. Силовой привод машины был установлен в кормовой части. Изюминкой транспортного средства являлась независимая регулируемая подвеска гидропневматического типа. Именно она позволяла менять дорожный просвет. Передаточная коробка имела два вала. Через нее передавалась мощность на привод гребного винта и осуществлялась принудительная остановка дифференциалов. По сухому покрытию автомобиль способен развивать скорость до 125 км/ч.

Удивительные экземпляры

Современная машина-амфибия – это уже не только армейский слуга, но и автомобиль для гражданских лиц с широким спектром возможностей. В частности, Sea Lion является эксклюзивной разработкой, которая способна развить скорость на воде до 96 км/ч, а на суше – 201 км/ч. Собственно говоря, этот автомобиль был специально придуман для фиксации мировых рекордов.

Gibbs Quadski – еще одна новинка, увидевшая свет в 2012 году. В ней сочетается квадроцикл и катер. Машина способна ехать как по суше, так и воде со скоростью 72 км/ч. У нее имеется реактивный морской двигатель и система втягивания колес.

Gibbs Aquada. Удивительный автомобиль, который вошел в историю. В 2004 году на нем пересекли пролив Ла-Манш всего лишь за один час, сорок минут и шесть секунд.

Rinspeed Splash. Отличительной чертой этой машины можно считать наличие двухцилиндрового двигателя, который функционирует на природном газе и не наносит никакого вреда окружающей среде.

Машины-амфибии своими руками создает инженер Майкл Райан. Именно ему принадлежит творение под названием SeaRoader Lamborghini Countach. Его футуристический внешний вид сочетается с мощью двигателя и прекрасными функциональными возможностями.

Амфибия Ford GPA

Ford GPW (он же — Willys MB) и Ford GPA, созданный на его базе

Во время Второй Мировой войны «Форд» поймал удачу за хвост. Проиграв конкурс на госзаказ  военных внедорожников, компания всё же смогла в этот заказа «вписаться». И начала делать копии знаменитых «Виллисов» (которые конкурс и выиграли) под собственной маркировкой Ford GPW. К слову, буква W тут означает именно Willys.

Армейский автомобиль повышенной проходимости Ford GPW принимал активное участие в сражениях, отправляясь к союзникам в Европу по программе ленд-лиза. А в начале 1942 года «Форд» начал разработку нового водоплавающего «зверя» — GPA. За основу был взят именно Ford GPW.  

Прототип Ford GPA во время первых тестов, 1942 год

В общей сложности было выпущено без малого 13 тысяч экземпляров амфибий, что является очень солидным показателем. Внедорожники отличались округлым корпусом, водоотражающим щитом, коробкой отбора мощности с карданом для привода трёхлопастного винта, водооткачивающим насосом, а также вертикальным барабаном, который помогал технике выбраться из воды на сушу.

Как устроен Ford GPA

Ford GPA весил 1,7 тонны, мог развивать максимальную скорость на суше до 95 км/ч, а на воде – до 8,5 км/ч. В СССР эта амфибия поступала под названием «Форд-4». Точное количество переданных автомобилей неизвестно. По советским данным — около 2,2 тысяч машин, по американским – свыше 3 тысяч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector