Катана: история, особенности и характеристики японского меча самураев

Метательные звёзды

Сюрикены использовались для отвлечения противника

Проблема метательных звёзд в том, что они имеют очень мало общего с ниндзя. Более известные как сюрикены, они предстают в двух основных формах: в форме звезды, и прямой. В то время как они летят во врага, у самурая появляется время, чтобы достать свой меч и убить противника. Они являются одной из форм оружия отвлечения.

Сюрикенами пользовались самураи каждой самурайской школы, давшие им различные названия в зависимости от их формы. Их связь с ниндзя не прослеживалась до 20-го века, поэтому называть их «звёздами смерти ниндзя» неправильно.

Особенности изготовления японского меча своими руками

Современные японские мечи — предмет искусства

Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.

Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.

В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков

Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.

Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.

Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.

Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.

На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.

Другие средневековые японские мечи

Сочетание твердых и мягких металлов в конструкции катаны могло иметь разные вариации

Вопрос о том, как называется меч самурая, не всегда имеет один ответ. С учетом длительной эволюции японского оружия сложилось несколько типов, различаемых как по размерам, так и по применению. Нередко катаной называют любой японский клинок, однако подобное определение не совсем верно. Каждый тип оружия имеет свое назначение и традицию применения.

Танто

Танто — вспомогательный нож или кинжал, длиной до 30 см. Применялся воинами для отрезания голов или для совершения харакири.

Вакидзаси

Вакидзаси — укороченная катана с длиной клинка от 30 до 60 см. Данный меч применялся в тесных помещениях как самостоятельное оружие. Некоторые техники фехтования предусматривают одновременное применение катаны и вакидзаси. Оба оружия стали непременными атрибутами традиционного костюма самурая. При этом вакидзаси могли носить и воины, не принадлежащие к самурайскому сословию.

Тати

Тати — длинный меч с размером клинка от 75 см. По сути именно данное оружие стало первым японским мечом, применяемым в конных сражениях. В зависимости от размеров выделяют несколько подвидов тати. Самые длинные — о-дати с клинком в 2,25 м.

Ниндзя-то

Ниндзя-то также назывался синоби-гатана. По своей конструкции он похож на обычную катану, но его лезвие короче, а ножны толще. Делалось это для удобства скрытного передвижения, в ножнах при этом хранились вспомогательные инструменты для шпионских операций.

Цуруги

Цуруги — первые японские мечи, применявшиеся до X века. Их ключевая особенность — прямой обоюдоострый клинок. Нередко данным термином называют любые древние мечи.

Гун-то

Гун-то — промышленные мечи, которые изготавливались потоковым производством в первой половине XX века. Делались для армии и флота.

Нагината

Нагината в японской классификации считается мечом, хотя на практике это оружие ближе к древковому и напоминает европейскую глефу. Чуть загнутый клинок насаживался на двухметровое древко. Данный тип оружия имеет собственные техники фехтования, бои по которым проходят и в настоящее время.

Личный нож с шипом

Нож с шипом использовался не только в бою

Вы когда-нибудь видели, что на некоторых самурайских мечах есть тонкий шип на одной стороне ножен и маленьким ножом на другой, мягко скользящим в нужном положении с помощью рукояти? Существуют различные теории для их использования, но школа самураев под названием Натори-рю говорит нам, что шип использовался для прокалывания уха обезглавленного противника, чтобы можно было прикрепить записку с именем жертвы. Шип также используется, чтобы затолкнуть язык обратно в рот, поскольку это считается неприличным.

Нож для самурая был персонализированным оружием и часто использовался в качестве доказательства

Если самурай проник вглубь вражеской территории, он мог оставить его спрятанным, чтобы доказать, что он был там, когда союзники возьмут вражеские земли, или если самураю необходимо отправить важное сообщение, он может послать личный нож в качестве доказательства справедливости. Этот набор был чем-то вроде швейцарского армейского ножа времён самураев

Примечания

  1. В литературе встречаются дискуссии, называть ли японскими мечи самурайской формы, произведенные по не традиционным японским технологиям. В статье используется устоявшийся термин «меч», однако некоторые полагают термин «сабля» более корректным для обозначения изогнутого однолезвийного оружия (по действующему российскому ГОСТ Р 51215-98 (Холодное оружие, терминология) «японский меч» относится к саблям — «контактное клинковое рубяще-режущее и колюще-режущее оружие с длинным изогнутым однолезвийным клинком»)
  2. Термин «тати» установился в русскоязычной литературе. Русская фонетика не позволяет точно передать звучание, английская фонетика воспроизводит название как tachi.
  3. Точного стандарта прогиба для тати не существует. В начале меч тати обладал почти сабельной кривизной, к XIV веку клинок выпрямляется. Прогиб «сори» стандартно измеряется как максимальной расстояние от обуха до прямой линии между кончиком меча и основанием клинка. Рукоять в расчёт кривизны не принимается.
  4. Определения типов японских мечей приведены в книге А. Баженова «Экспертиза японского меча» согласно пояснению японской ассоциации NBTHK («Общество по сохранению художественных японских мечей»), ответственной за сертификацию японских клинков.
  5. Хотя тати в среднем длинней катаны, нередко длина катаны превосходит длину тати.
  6. Такие длины получаются переводом традиционной японской меры длины сяку (30,3 см, прим. длина локтя) в см.
  7. То есть до конца периода Момояма. Традиционно японская история делится на неравные периоды, определяемые по названию населённых пунктов, которые становились местом обитания императора.
  8. Kokan Nagayama. The Connoisseur’s Book of Japanese Swords. — First edition. — Japan: Kodansha International Ltd., 1997. — С. 3. — 355 с. — ISBN 4-7700-2071-6.
  9. Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara. Modern Japanese Swords and Swordsmiths. — First edition. — Japan: Kodansha International Ltd., 2002. — С. 13. — 224 с. — ISBN 978-4-7700-1962-2.
  10. Meч Когарасу-Мару выполнен в необычном стиле киссаки-мороха, популярном в период Нара. Половина клинка до острия обоюдоострая, другая половина с тупым обухом. Вдоль клинка проходит центральная ложбинка, сам клинок очень слабо изогнут, но наблюдается довольно сильный изгиб хвостовика по отношению к клинку. Подпись на мече отсутствует. Хранится в коллекции императорской семьи. См. фото в книге Баженова «История японского меча».
  11. «Поясничный изгиб» (коси-дзори) назван так потому, что максимальный прогиб клинка при ношении меча удобно облегал тело как раз в области поясницы.
  12. Обух может быть плоский или полукруглый, однако такие образцы среди настоящих японских мечей встречаются крайне редко.
  13. Баженов А. Г. История японского меча. — С. 41.
  14. Баженов А. Г. История японского меча. — С. 147.
  15. Tamio Tsuchiko. The New Generation of Japanese Swordsmiths. — First edition. — Japan: Kodansha International Ltd., 2002. — С. 8. — 256 с. — ISBN 4-7700-2854-7.
  16. ↑ Sword. Kodansha encyclopedia of Japan.
  17. Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. — С. 307—308.
  18. Блестящий чистый цвет разлома говорит о содержании углерода выше 1 % (высокоуглеродистая сталь).
  19. Процесс ковки меча описан по буклету Всеяпонской ассоциации кузнецов-мечников и книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники), описывающей восстановленную современным мастером древнюю технологию.
  20. Различают до 30 разновидностей хада (текстуры металла), основными являются 3: итамэ (сучковатая древесина), масамэ (прямослойная древесина), мокумэ (древесная кора). В отличие от узора закалки (хамона), хада может быть и не видна невооружённым глазом. Отсутствие её в результате специальной полировки характерно только для клинков синто.
  21. По мнению авторов книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники).
  22. Хамон в виде прямой линии называется сугу-ха (букв. прямой).
  23. Узор хамона является устойчивым признаком для идентификации той или иной кузнечной школы или времени изготовления меча. Условно для сертификации меча выделяют более 60 видов хамона.
  24. Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. — С. 76.
  25. Баженов А. Г. История японского меча. — С. 57. Цитируется по японскому сочинению «Нихон Гайси».
  26. Баженов А. Г. История японского меча. — С. 84.
  27. Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. — С. 299.
  28. Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. — С. 303.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны ( которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников ( пышно украшенные)

Богатую инкрустацию ( драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Интересные факты

Правило 34, или там ей самое место

Готичная катана по-немецки

  • Возможность разрубить человека пополам от плеча до пояса — не исключено, что правда. Тут под подозрение попадает пресловутая японская кухня, а точнее огромное количество риса, поглощаемое всем без исключения населением. Дело в том, что сей продукт способствует вымыванию кальция из костей, из-за чего они становятся мягкими. Дальше логика понятна. Не последнюю роль также играла хреновость японских доспехов, а также то, что с эпохи Эдо потасовки на катанах, как правило, происходили без доспехов.
  • Другая фишка — разбираемость катаны. Посему коллекционную ценность представляют не только цельнособранные мечи, но и клинки, цубы и менуки — элементы декора

    Существует даже особый вариант заделки клинка, предназначенный именно для хранения — т. н. «сирасая», ничем не украшенные ножны и рукоять без гарды из мягкого дерева акации, в которые клинок убирался «на покой» в период, когда его не предполагалось использовать. Кстати сказать, поскольку подобный меч не имел выступающих частей и его очень легко было спрятать в мешковатой японской одежде, то именно такой монтаж клинка ужасно полюбился японским братанам из якудзы и иже с ними.

    .

  • В некоторых провинциях Японии железный песок изначально от природы содержит немного молибдена, дающего эффект легирования — главное для кузнеца было найти правильный песок, а дальше уже меч априори разрубал все поделки других кузнецов — как мечи, так и доспехи.
  • Автор манги Ghost in the Shell Ота Масанори носит псевдоним Масамуне Сиро, где Масамуне — имя легендарного кузнеца Средневековья, работам которого приписывали чуть ли не божественные характеристики; сейчас они признаны национальным достоянием Японии. Имя же главной героини ГИТСа, майора Мотоко Кусанаги, взято из древней легенды, в которой Кусанаги — название меча (по значимости на уровне Экскалибура). Главная хохма здесь в том, что Кусанаги — это вообще не катана, а цуруги — прямой меч континентально-корейского происхождения, близкий родственник китайского цзяня.
  • В Нихонии до сих пор существуют школы боевых искусств, берегущие традиции и считающиеся национальным достоянием, где любой может обучиться обращению с катаной и не только. Ну, и очень распространён такой героический вид спорта, как кендо, который суть безвредный, но эффектный и канонiчний бой на палках.
  • Между тем, прославленный мастеров фехтования катаной с некоторого времени предпочитал побивать тренировочным деревянным мечом, чтобы сократить темпы наполнения сильно разросшегося личного кладбища.
  • А в этой стране, как ни странно, отдельно взятые мастера клепают катаны весьма высокого качества, которыми без проблем (но не без умения) легко порубается на части свёрнутая в трубку тростниковая циновка. Перформанс сей можно наблюдать на ярмарке-выставке «Клинок» в Нерезиновске. Там же эти циновки могут порубить, например, непальскими кукри, что намекает.

Они украли у нас Чебурашку, а мы в отместку делаем контрафактные катаны.

  • В одной из серий Горца Маклауд выдал своей неудавшейся ученице катану пятисотлетней давности, якобы склеенную из пятисот слоёв стали. Во втором бою эта катана поломалась нафиг.
  • Широко распространённое мнение «самурайская катана аналогов не имеет» — миф. Таковым является германский KriegsMesser — суровое оружие наёмников, изогнутый клинок на двуручной рукояти, пользовавшийся популярностью наравне с двуручными мечами и фламбергами. Оружие оказалось позабытым после массового вооружения пехоты огнестрелом, ибо если двуручный меч был хотя бы мега-пафосным оружием, которым и благородному рыцарю было не зазорно помахаться, то кригсмессер такой родословной не обладал.

Изготовление японского меча катана

Традиционное изготовление катаны – трудоемкий и долгий процесс, включающий в себя:

  1. очистку стали от ненужных примесей путем погружения в раствор из глины и золу;
  2. накаливание до высоких температур и складывание с расплющиванием молотом для получения многослойного листа высокоуглеродистого материала;
  3. ковку, в процессе которой соединяются стали разной твердости и формируются очертания клинка;
  4. закалку покрытой слоем жидкой глины заготовки для появления на некоторых участках в металле мартенсита;
  5. отпуск материала, уже имеющего форму клинка;
  6. заточку и полировку, в процессе которых современный японский меч катана приобретает гравировку на рабочей части;
  7. изготовление гарды из стали, ее декорирование;
  8. изготовление рукояти, ее соединение с клинком и гардой с помощью бамбукового крепления;
  9. изготовление деревянных ножен.

Дешевые современные самурайские мечи делают из простой нержавеющей стали твердостью 56 HRC. И в этом случае процесс их создания не так сложен, он состоит из вырезания клинка, закалки, отпуска, затачивания, изготовления рукояти и ножен, сборки изделия.

Как делают катану в Японии

Катану в Японии делают следующим образом:

  1. Куски стали особого сорта помещают в золу и глинистый раствор для очистки от шлака. Затем их извлекают и раскаляют, чтобы соединить в единое целое, проковывают молотом, складывают, повторяют предыдущее действие, пока не получится лист высокоуглеродистой стали.
  2. В нее добавляют более мягкий материал для придания вязкости, предохраняющей от поломок клинка. Ковка занимает несколько дней, полосы стали разной твердости комбинируются так, как они будут располагаться в готовом изделии. Когда начальная форма бывает готова, на нее наносят слой жидкой глины.
  3. Далее в процессе закалки (нагревания заготовки и охлаждения в теплой воде) формируется хамон, то есть рисунок на участке между лезвием и переходом к обуху. Окончательным он станет после полировки клинка, но сначала последнему придают традиционную форму – слегка изогнутую.
  4. Следующий этап – отпуск изделия. Его нагревают в печи и охлаждают медленно, на воздухе. Так клинок приобретает твердость, не утрачивая вязкости.
  5. Готовую металлическую часть оружия затачивают. Для этого используют до 9 специальных камней разной абразивности, а в конце – тонкие пластины или деревянные дощечки. На этом же этапе некоторые современные мастера наносят на незакаленные участки клинка гравировку.
  6. Осталось отполировать изделие. Мастер тоже работает разными инструментами, благодаря чему выделяет участки клинка (хамон, хада и др.). Вместе с затачиванием процесс может длиться несколько суток.
  7. Затем из магнолии или вишни делают рукоять, обтягивая ее кожей ската либо акулы, обвивая шелковой, иногда шерстяной лентой. Она крепится к хвостовику с помощью бамбукового штыря, продеваемого в отверстие на нем. Между рукоятью и рабочей частью клинка должна быть гарда (цуба), прикрепляемая с помощью шайб (сэпа). Отделять защиту для руки от черенка должна муфта (фути).
  8. Из дерева же изготавливают ножны. Их обрамляют декором из рога или кости животного, покрывают лаком.

Смотрите на видео о том, как делают самурайские мечи Катана:

Убийство на перекрестке дорог

Качество клинка и мастерство самурая обычно проверяли в бою. Хороший меч позволял разрубить три трупа, положенных друг на друга. Считалось, что новые самурайские мечи необходимо пробовать на человеке. Цудзи-гири (убийство на перекрестке дорог) — название обряда пробы нового меча. Жертвами самураев становились нищие, крестьяне, путники и просто прохожие, число которых вскоре исчислялось тысячами. Власти выставляли на улицы патрули, караулы, но охрана плохо выполняла свои обязанности.

Самураи, не желавшие убивать невинных, предпочитали другой способ — тамэси-гири. Заплатив палачу, можно было отдать ему клинок, который тот испробовал во время казни осужденного.

«Быстрая» верёвка

Такая верёвка использовалась для поимки преступников

Если предполагаемый оппонент самурая или полицейского должен был быть живым, «быстрая» верёвка — то, что нужно. Она состоит из острого железного крючка на конце разворачивающейся с большой скоростью длинной и тонкой верёвки. Крючок можно было воткнуть в ухо, щёку или руку противника. После того как враг пойман, для связывания цели использовалась более надёжная верёвка.

В Японии существовала сложная система традиций о том, как связать заключённого в зависимости от его социального статуса. Считалось, что самураев сразу связывали верёвкой. Это не так. На самом деле, в начале ареста использовалась «быстрая» верёвка, и только после того, как оппонент уже ничему не угрожал, его связывали согласно статусу.

Виды самурайских мечей

Помимо комплекта дайсе, существовало несколько видов японских мечей, используемых воинами.

  • Цуруги, тёкуто — древнейший меч, используемый до 11 века, имел прямые края и затачивался с обеих сторон.
  • Кэн — прямой древний клинок, затачивался с обеих сторон, использовался в религиозных обрядах и редко применялся в бою.
  • Тати — большой изогнутый меч (длина острия от 61 см), применяемый всадниками, носился острием вниз.
  • Нодати или одати — сверхбольшой клинок (от 1 м до 1,8 м), являющийся разновидностью тати, носился за спиной всадника.
  • Танто — кинжал (до 30 см длиной).
  • Для тренировок применялись бамбуковые мечи (синай) и деревянные (боккэн). Тренировочное оружие могло быть использовано в бою с недостойным противником, например, грабителем.

Простолюдины и мужчины низших сословий имели право защищаться малыми ножами и кинжалами, так как существовал закон о праве ношения мечей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector