Классификация кораблей вмф россии: описание, виды

Знаки различия ВМФ Военно-Морского Флота. 1941-1945 годов

  • Знаки различия военнослужащих ВМФ  Военно-Морского Флота.
  •  1941-1945 годов.

К началу войны военнослужащие ВМФ носили знаки различия, установленные в конце 1935 с дополнениями и изменениями, принятыми в 1937, 1939 и 1940.
Военнослужащие ВМФ носили знаки различия на рукавах в виде нашивок из галуна, над которыми нашивалась звезда; старший краснофлотец – только красную звезду с золотой окантовкой, а краснофлотец – красную звезду. У специалистов младшего начальствующего и рядового состава кроме знаков различия были также знаки по специальностям, которые нашивались на левом рукаве шинели, бушлата и фланелевой рубахи. Сверхсрочнослужащие ВМФ носили на левом рукаве остриём вниз золотые шевроны: за 5 лет сверхсрочной службы и выше – 1 шеврон, за 10 лет и выше – 2 шеврона, за 15 лет и выше – 3 шеврона.
В июне 1942 народным комиссаром ВМФ установлена для рядового состава, удостоенного гвардейского звания, особая гвардейская лента к фуражкам-бескозыркам. С октября 1942 в связи с введением единоначалия и упразднением института военных комиссаров в Советской Армии и ВМФ для зам.командиров по политической части и для всех остальных политработников были установлены общие для всех командиров Советской Армии и ВМФ воинские звания и знаки различия. В ноябре 1942 для старшего командного и инженерно-командного состава корабельной службы была введена золочёная металлическая окантовка в виде выпуклого изображения дубовых листьев на козырьке фуражки (орнамент).
Указами Президиума ВС СССР от 15 февраля 1943 для личного состава ВМФ учреждены новые знаки различия – погоны. В ВМФ при введении погон нарукавные знаки различия были сохранены только на мундире, тужурке и синем кителе для высшего, старшего и среднего командного состава корабельной и инженерно-корабельной служб. Младшему командному и рядовому составу, а также курсантам военно-морских училищ кроме погон были введены погончики на рубахи. Военнослужащим ВМФ, которым присвоена общеармейская форма одежды, устанавливались те же погоны, что и для соответствующих частей Советской Армии. В октябре 1943 для воспитанников нахимовского военного училища введены знаки различия – погоны и погончики. Воспитанники с 6-го класса обучения носили нарукавные знаки различия по классам обучения – угольники из сукна красного цвета.

К знакам различия военнослужащих также относились канты, лампасы, эмблемы, кокарды и звёзды на головных уборах, шитьё на мундирах и головных уборах.

Знаки различия ВМФ Военно-Морского Флота.  1941-1945 годов.
Нарукавные знаки и погоны.
1941 — 1942 год 1943 — 1945 год
Форма одежды: Парадная Нашивки
Звание: Матрос
Звание: Старший Матрос
Флот: Тихоокеанский
Звание: Старшина 2-й статьи
Флот: Черноморский
Звание: Старшина 1-й статьи
Флот: Северный
Флот: Балтийский
Звание: Мичман
Звание: Младший лейтенант
Звание: Лейтенант
Звание: Старший Лейтенант
 Военюрист
Звание: Капитан-лейтенант
Военврач 3-го ранга
Звание: Капитан 3-го ранга
 береговая оборона инженер корабельной службы
Звание: Капитан 2-го ранга
авиация ВМФ
Звание: Капитан 1-го ранга
инженер корабельной службы
Звание: Контр-адмирал
 Дивизионный комиссар  инженер корабельной службы
Звание: Вице-адмирал
Звание: Адмирал
Звание: Адмирал флота
Звание: Главный Адмирал флота
 Этого завания до 1943 года не было.
Звание: Адмирал Советского Союза
Этого завания до 1943 года не было.
  1. Погончики матросов и старшин
  2. Матрос
Нарукавные лычки матросов сверхсрочной службы Бескозырка
Старшина 2-й статьи  Каждая лычка — 5 лет сверхсрочной службы. Гвардейская ленточка для бескозырки.
Нарукавные шевроны матросов

Нагрудные знаки моряков ВМФ

Нагрудный знак «Отличник ВМФ» Нагрудный знак «За боевое траление» Нагрудный знак «Отличный подводник» Нагрудный знак «Отличный торпедист»
Атрибуты командного состава ВМФ
Нагрудный знак  «Командир подводной лодки» Военно-морской офицерский кортик. Фуражка адмирала.
Форма одежды рядового состава ВМФ
Форма одежды командного состава ВМФ

АКАПравить

Истребитель завоевания превосходства в кубатуре пространства (ИВБ) – очень легкая и маневренная машина, используемая от случая к случаю. ИВБ имеют весьма ограниченный автономный период, броня практически отсутствует… Поэтому ИВБ чаще всего используют для разведки или как вестовых.

Истребитель-перехватчик (ИП) – основной тип истребителей, используемых в космических баталиях и наземных операциях, «золотая середина»

Истребитель-бомбардировщик (ИБ) – массивная боевая машина, не столь маневренная как ИП, но имеющая несравнимо большую огневую мощь. В космическом бою ИБ отводится роль мобильной зенитной платформы, в наземном – роль фронтовых истребителей-бомбардировщиков или штурмовиков.

Штурмовик (Ш) – еще более неповоротливый и бронированный корабль, чем ИП, штурмовик — специализированный вид малых кораблей, чьей основной целью является отстрел различной бронетехники на поле боя, мельтешащих истребителей ит.д. Встречается крайне редко, В целом вариант создания отдельного АКА специально для штурмовой работы признан бесперспективным.

Торпедоносец (ТБ) – специальный боевой аэрокосмический аппарат, предназначенный для уничтожения крупных кораблей – крейсеров, линкоров и так далее. Для этой цели обычно несут на себе 2-4 торпеды. Так же при соответствующем вооружении выполняют роль бомбардировщиков.

Бомбардировщик (Б) – специализированные, особо крупные АКА, предназначенные для нанесения массированных ударов по указанным наземным целям. Конструктивно весьма схожи с торпедоносцами.

Десантно-штурмовой челнок (ДШЧ) – маневренная и более бронированная разновидность транспортных челноков, за счет этого имеющая меньшую численность перевозимого десанта. Предназначены для высадки десанта в условиях зенитного огня. Могут иметь два варианта выхода десанта – с контактной посадкой (и поддержкой десанта в роли легко ДОТа) и с парашютным десантированием.

Транспортный челнок (ТЧ) – небольшой транспорт, используемый для перевозок на небольшие дистанции или перевозок «космос-планета».

Челнок информационной борьбы (ИНБ) – подвижный генератор помех различных диапазонов, применяется в большинстве типов открытых столкновений, как наземных – так и космических.

Космический командный пункт (ККП) – специализированный челнок, оснащенный мощными средствами связи и могущий предоставить командованию полную картину боевых действий.

Малый ракетный корабль (МРК) – челнок, оснащенный тяжелыми противокорабельными ракетами. Фактически, являются первыми эшелонами ПКР, неся дежурство на дальних подступах к планетам, вплоть до внешних орбит системы. Так же могут именоваться истребителями барража.

История происхождения звания

Капитан как звание был введен еще в эпоху правления Петра Великого, после возвращения императора из путешествия по заграничным странам. Это событие произошло в начале XVIII века, однако спустя несколько лет разделение капитана на ранги было упразднено.

С тех пор во времена царской власти капитану первого ранга соответствовало несколько измененное название, оно звучало как «капитан флота». По сути, в функционировании армии практически ничего не поменялось, изменились только наименования отдельных элементов структуры. При этом понятия капитан и полковник успели соединиться, поэтому присутствовало звание «капитан полковничьего ранга». Стоит отметить, что такой подход является оптимальным с точки зрения понимания, какому чину в сухопутных войсках соответствует тот или иной чин в военно-морском флоте.

В середине пятидесятых годов того же века капитанские ранги вновь были восстановлены. Причем даже был установлен возрастной ценз, то есть предельный срок, в течение которого тот или иной военнослужащий имел право занимать должность капитана первого ранга. Максимальное количество лет составляло 55, но такое ограничение распространялось только на данный чин. Капитан, например, второго ранга мог находиться в этом звании бессрочно.

Когда к власти пришли коммунисты, и наступило время Советского союза, был учрежден еще один чин, который относился к инженерам, которые наравне с другими несли корабельную службу. К этому званию приписывалось также «инженер первого ранга». Оно присваивалось только тем военнослужащим, которые были заняты в инженерном деле и находились в плавающем составе. Прочим же военным отдавалось звание полковника.

В армии многих зарубежных стран используется звание капитана. Однако, чтобы не повторяться, нередко применяют видоизменное наименование. Оно звучит как «кэптан», поскольку именно таким образом оно читается на английском и других языках, произошедших от латыни.

На кораблях матросы и военнослужащие, стоящие ниже рангом, могут называть капитана сокращенно «кэп». Конечно, военным уставом это не предусмотрено, однако подобная тенденция отмечается все чаще. По большей мере это является традицией или обычаем среди военнослужащих корабельных войск. Как говорят многие специалисты, если на корабле капитана называют «кэп», то это свидетельство тесных дружеских и товарищеских взаимоотношений между членами команды.

История

Чин был введён в России Петром I в 1713 году. В 1732 году по решению Воинской морской комиссии деление капитанского чина на ранги было отменено и до 1751 года чину капитана 1-го ранга соответствовал чин «флота капитан» («от/по флоту капитан») или «капитан полковничьего ранга» («капитан ранга полковничьего»). Деление на ранги было восстановлено 5 (16) сентября 1751 года. Предельный возраст нахождения в морском чине Капитан 1-го ранга Русского флота составлял 55 лет.

Звание в ВМФ ВС СССР для инженеров корабельной службы — Инженер-капитан 1 ранга, в 1940 году, инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание капитан 1-го ранга-инженер. Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы, морской пехоты, морской авиации) присваивалось звание полковник.

В военно-морских флотах многих стран мира эквивалентные звания обычно называются «капитан» (англ. Captain). Для отличия от звания «капитан» звание часто переводится «кэптен». В классификации НАТО аналогичные звания кодируются как OF-5. В германском флоте эквивалентное звание звучит как нем. Kapitän zur See («капитен цур зее», буквально — «капитан моря»), в испаноязычных исп. Capitán de navío («капитан де навио», буквально — «капитан корабля»), в португалоязычных — порт. Capitão de mar e guerra («капитау ди мар и герра», буквально — «капитан моря и боя»). Возможны и другие варианты.

Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз».

Последовательность воинского корабельного звания
младшее звание:Капитан 2-го ранга

Капитан 1-го ранга

старшее звание:Контр-адмирал

История знаков различия воинского звания в России

Образцы знаков различий Капитан 1-го ранга (ОФ-5) в РИФ, СССР и Российской Федерации
Звание

РИФ

Флот Российской Республики

Военно-Морской Флот СССР

Военно-Морской Флот Российской Федерации

нарукавыйзнакпогонэполет
Эполет(1904—1917 гг.) Погон(до 1917) Нарукавный знак(1917) Нарукавный знаккомандиракорабля 1-го ранга (1918—1935) Нарукавный знаккапитана1-го ранга (1935—1991) погонк кителю (1943—1955) … парадный (1955—1991) … повседневный к куртке(1994—2010) … парадный(1994—2010) … повседневный(1994—2010) … парадный(c 2010 года)

Звание подполковника сейчас

Если сравнивать старший офицерский состав и младший, то можно обнаружить существенную разницу в отношении расположения звезд, расстояния между ними, а также их размера. Базовой особенностью в настоящее время в армии играет не столько количество звезд, которые находятся на погонах того или иного военнослужащего, сколько их расположение, которое определено соответствующими государственными постановлениями.

Это актуально, если дело касается младшего офицерского состава, однако старший офицерский состав большее значение предает именно размеру звезд на погонах. С такой тщательностью и строгостью не подходили к наплечным знакам отличия даже при царской власти.

Звезды подполковника на погонах также имеют свои особенные черты. Например, у данного звания имеется две звезды на каждом погоне. Однако у лейтенанта, который стоит на несколько уровней ниже, на наплечных знаках отличия располагается точно такое же количество звезд. Так в чем же тут разница? Как раз в таких ситуациях зачастую говорят «размер имеет значение». Именно большим диаметром каждой звезды, которая располагается на погонах, подполковник имеет преимущества у лейтенанта.

Как было отмечено, равное количество звезд у подполковника и лейтенанта свидетельствует об их некоторой схожести. Здесь имеет место также и расстояние звезд на погонах подполковника и лейтенанта. В данном случае эти величины тоже совпадают, поэтому их можно назвать весьма похожими в этом отношении. То есть вся иерархия в военном деле строится в каждом составе по одному и тому же принципу. Отличительным знаком в отношении звезд на погонах и, соответственно, наглядной демонстрацией значимости того или иного военнослужащего является их размер. При этом такое правило действует не только непосредственно в армии, но и касается также силовых структур нашей страны.

Если говорить о, например, полиции, то у многих людей, которые ранее не сталкивались с принципом распределения звезд на погонах, возникает вопрос, сколько звезд на погонах подполковника у служащего полиции. Однако в данном случае различия практически отсутствуют за исключением применяемой цветовой гаммы. Расстояние между звездами на погонах подполковника обозначено таким же, как и у военнослужащих.

Подполковник, который получил данное звание, служа в правоохранительных органах, также располагает двумя звездами, которые по размеру не отличаются от применяемых в российской армии. Однако если у военнослужащих погоны имеют строго темно-зеленый оттенок (если дело касается повседневной одежды), то в полиции используется сочетание синего и голубого цветов. При этом количество и расположение просветов также сохраняется.

Такая идентичность используется до сих пор, поскольку, привыкнув к одной иерархии воинских чинов, привыкать к другой будет немного тяжело. К тому же это немного нарушит связь силовых структур и непосредственно российской армии. Рационально было создать единую систему, по которой можно было бы судить о том, к какому званию принадлежит военнослужащий или служащий силовых структур.

Русский императорский флот

В Русском императорском флоте наследие от парусной эпохи, русские крейсера, в зависимости от водоизмещения, разделялись на эволюционные ранги: «фрегатский» и «корветский». Причём, крейсера «фрегатского» ранга, являлись исключительно кораблями I ранга, а крейсера «корветского» ранга, в зависимости от водоизмещения, подразделялись на корабли I и II ранга.

Первая классификация кораблей для русского флота была разработана в конце 1891 года и объявлена приказом по морскому ведомству 1 февраля 1892 года. Эта классификация подвела итог развитию класса крейсеров и одновременно отразила новые тенденции в крейсеростроении. В частности, официально установила класс «крейсер» с подклассами: «крейсер 1-го ранга» (водоизмещение более 4000 тонн) и «крейсер 2-го ранга» (водоизмещение до 4000 тонн) а так же подкласс «минный крейсер» (более крупный по сравнению с миноносцем — носитель минно-торпедного вооружения). Вплоть до анализа итогов русско-японской войны 1904÷1905 гг., в русском флоте крейсера 1-го ранга неофициально подразделялись по системе их бронезащиты и степени защищённости, на категории: «бронепалубные» и «броненосные». В частности, крейсер 1-го ранга «Богатырь» являясь по системе бронезащиты — бронепалубным, с учётом высокой степени защищённости систем артиллерийского вооружения, неофициально был отнесён к категории «броненосный крейсер».

До 1907 года, русские корабли класса крейсер подразделялись на подклассы: крейсера I ранга (водоизмещением более 4000 тонн) и II ранга (все остальные) без различия по типу бронирования (с поясом по ватерлинии) или только бронепалубные.

Звания и знаки различия

ВНИМАНИЕ!!! Ввиду того, что эмблемы на погончиках совпадают с эмблемами на погонах, они не приведены.

Российский Императорский флот

Звания Погоны Действие звания Год версии знаков погон
Матрос 2 статьи До 1917 1913
Матрос 1 статьи До 1917 1913
Квартирмейстер До 1917 1913
Боцманмат До 1917 1913
Боцман До 1917 1913
Кондуктор До 1917 1913
Мичман До 1917 1909
Лейтенант До 1917
Старший лейтенант 1907-1917 1909
Капитан-лейтенант 1907-1911 1907
Капитан 2 ранга 1884-1917 1904
Капитан 1 ранга 1884-1917 1904
Контр-адмирал 1884-1917 1904
Вице-адмирал 1884-1917 1904
Адмирал До 1917 1893
Генерал-адмирал До 1917

ВМФ СССР

Звания Знаки различия Действие звания Год версии знаков различия
Погоны Около обшлага
Краснофлотец 1935-1946 1944
Матрос 1946-1991 1980
Старший краснофлотец 1940-1946 1944
Старший матрос 1946-1991 1980
Отделенный командир 1935-1940 1935
Старшина 2 статьи 1940-1991 1944
Старшина 1 статьи 1940-1991 1944
Главный старшина 1940-1991 1944
Старшина 1935-1940 1935
Мичман 1940-1972 / Главный корабельный старшина 1940-1991 1944
Мичман 1971-1991 1980
Старший мичман 1981-1991 1981
Младший лейтенант 1937-1991 1944
Лейтенант 1935-1991 1944
Старший лейтенант 1935-1991 1944
Капитан-лейтенант 1943-1991 1944
Капитан-лейтенант 1935-1943 1943
Капитан 3 ранга 1935-1991 1944
Капитан 2 ранга 1935-1991 1944
Капитан 1 ранга 1935-1991 1944
Флагман 2 ранга 1935-1940 1940
Контр-адмирал 1940-1991 1944
Флагман 1 ранга 1935-1940 1940
Вице-адмирал 1940-1991 1944
Флагман флота 2 ранга 1935-1940
Адмирал 1940-1991 1944
Флагман флота 1 ранга 1935-1940
Адмирал флота 1942-1991 1944
Адмирал флота Советского Союза 1955-1991

ВМФ Российской Федерации

ВНИМАНИЕ!!!

  • Приведенные ниже звания действую с 1991 года и по настоящее время.
  • Год введения настоящих знаков различия — 2010
Звания Знаки различия
Погоны Около обшлага
Матрос
Старший матрос
Старшина 2 статьи
Старшина 1 статьи
Главный старшина
Главный корабельный старшина
Мичман
Старший мичман
Младший лейтенант
Лейтенант
Старший лейтенант
Капитан-лейтенант
Капитан 3 ранга
Капитан 2 ранга
Капитан 1 ранга
Контр-адмирал
Вице-адмирал
Адмирал
Адмирал флота

Знаки различия

Погоны матросов без знаков различия. У старших матросов есть один галун — поперечная полоска. У старшины второй статьи — два желтых матерчатых галуна, первой статьи — три. Одну широкую лычку имеют погоны главного старшины. У главного корабельного старшины — один продольный галун.

Погоны мичманов выделяются маленькими звездочками, которые расположены вертикально. У мичмана — две звезды, у старшего мичмана — три.

Младшие офицеры носят на погонах вертикальную желтую полосу — просвет. На них нашиты звезды размером 13 миллиметров. У младшего лейтенанта на просвете одна звезда, у лейтенанта — две звезды по обе стороны желтой полосы, у старшего — одна на просвете и две по бокам, у капитан-лейтенанта — две на линии и две по сторонам.

Погоны старших офицеров имеют два параллельных просвета и звезды размером 20 миллиметров. У капитана 3-его ранга между желтыми полосами одна звезда, второго — по одной на каждом просвете, первого — одна между линиями и по одной на них.

Офицерский состав высшего уровня носит погоны с большими звездами и без просветов. У контр-адмирала — одна звезда, у вице-адмирала — две, у адмирала — три. На погонах адмирала флота находится всего одна большая звезда размером 4 сантиметра .

Нарукавные знаки

На рукавах кителей офицерского состава расположены желтые полосы и звезды. Высшие чины имеют внутри звезды вышитый якорь.

Количество полос и ширина различаются по званиям:

  • полоса среднего размера у младшего лейтенанта;
  • средняя и узкая — у лейтенанта;
  • две средних — у старшего лейтенанта;
  • одна узкая и две средних — у капитан-лейтенанта;
  • три средних — у капитана 3-го ранга, четыре средних — у второго, одна широкая — у первого;
  • средняя и широкая — у контр-адмирала;
  • две средних и широкая — у вице-адмирала;
  • три средних и широкая — у адмирала;
  • четыре средних и одна широкая — у адмирала флота.

Военно-Морской Флот СССР

По установившейся традиции, боевые корабли, кроме их классификации по боевому назначению, подразделялись на разряды — ранги старшинства. Каждому классу, подклассу, типу кораблей в зависимости от их водоизмещения, скорости хода, дальности плавания, состава вооружения и других тактико-технических характеристик присваивался ранг старшинства от первого (самый старший разряд) до четвёртого. Ранги кораблей определяли старшинство их командиров, правовые положения офицерского состава и служили определённым «мерилом» при планировании и установлении норм материально-технического снабжения. В частности, ракетные подводные лодки, ракетные крейсера и противолодочные крейсера являлись кораблями 1-го ранга; средние подводные лодки, большие ракетные корабли и большие противолодочные корабли являлись кораблями 2-го ранга; малые подводные лодки, малые ракетные корабли, сторожевые корабли являлись кораблями 3-го ранга; боевые катера с ракетным, торпедным и другим вооружением являлись кораблями 4-го ранга. Все корабли 1-го и 2-го рангов имели статус отдельной части

История

Чин был введён в России Петром I в 1713 году. В 1732 году по решению Воинской морской комиссии деление капитанского чина на ранги было отменено и до 1751 года чину капитана 1-го ранга соответствовал чин «флота капитан» («от/по флоту капитан») или «капитан полковничьего ранга» («капитан ранга полковничьего»). Деление на ранги было восстановлено 5 (16) сентября 1751 года. Предельный возраст нахождения в морском чине Капитан 1-го ранга Русского флота составлял 55 лет.

Звание в ВМФ ВС СССР для инженеров корабельной службы — Инженер-капитан 1 ранга, в 1940 году, инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание капитан 1-го ранга-инженер. Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы, морской пехоты, морской авиации) присваивалось звание полковник.

В военно-морских флотах многих стран мира эквивалентные звания обычно называются «капитан» (англ. Captain). Для отличия от звания «капитан» звание часто переводится «кэптен». В классификации НАТО аналогичные звания кодируются как OF-5. В германском флоте эквивалентное звание звучит как нем. Kapitän zur See («капитен цур зее», буквально — «капитан моря»), в испаноязычных исп. Capitán de navío («капитан де навио», буквально — «капитан корабля»), в португалоязычных — порт. Capitão de mar e guerra («капитау ди мар и герра», буквально — «капитан моря и боя»). Возможны и другие варианты.

Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз».

Последовательность воинского корабельного звания
младшее звание:Капитан 2-го ранга Капитан 1-го ранга старшее звание:Контр-адмирал

История знаков различия воинского звания в России

Образцы знаков различий Капитан 1-го ранга (ОФ-5) в СССР и Российской Федерации
Звание Военно-Морской Флот СССР Военно-Морской Флот Российской Федерации
нарукавыйзнакпогон
Командиркорабля 1-го ранга (1918—1935) Капитана1-го ранга (1935—1991) погонк кителю (1943—1955) … парадный (1955—1991) … парадный(1994—2010) … парадныйк белой рубашке(1994—2010) … ежедевный(1994—2010) … парадный(c 2010 года)

Строение парусного корабля

Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.

Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.

Также основными элементами являются:

  • рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом);
  • такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи);
  • паруса (косые, прямые).

Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.

Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.

Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:

  • ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы);
  • штаги, которые крепят мачты спереди;
  • бакштаги, закрепляющие бушприт.

Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.

Выделяют такие виды такелажа:

  • галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику);
  • шкот (управляет парусным снаряжением);
  • фал (поднимает парус);
  • брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).

Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.

По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).

Основные виды парусного вооружения изображены на фото.

Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.

Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Высший рангПравить

Супердредноут (СД) – усиленная версия дредноута, не имеющая себе равных по мощи вооружения и численности авиагруппы. Существует в единственном числе – в виде строящегося на верфях Российской Империи корабля «Русский Меч».

Суперковчег (СКВ) – огромный движущийся город на полном самообеспечении, теоретически способный покинуть пределы галактики и колонизировать планеты. Существует в единственном экземпляре – в виде строящегося на верфях Российской Империи корабля «Титан».

Боевая станция (БС) – мощная условно-мобильная артиллерийская платформа, предназначенная для базирования наиболее мощных орудий.

В Германии

В немецкоязычных странах звание капитана называется словом «гауптман» (нем. Hauptmann). В средние века гауптманы командовали фанлейнами — тактическими подразделениями, бывшими крупнее роты, но мельче современного батальона.
В XVIII веке, когда вся Европа говорила по-французски, гауптманов стали называть капитанами, но на немецкий манер — Kapitän. Слово это стало настолько популярным, что в армиях некоторых германских государств, например, Баварии существовали капитаны первого и второго классов. Однако после произошедшего в 1871 году объединения Германии капитанов, служивших в пехоте, вновь стали называть гауптманами, а за капитанами кавалерии окончательно закрепился чин ротмистра (нем. Rittmeister).
С 1888 года знаком различия гауптмана стали две продольно расположенных звезды на обер-офицерском погоне с обвитым вокруг пуговицы белым (с 1903 года — серебряным) шнуром, но не завитым «косичкой», в отличие от погонов штаб-офицеров. Такой погон просуществовал до 1945 года и был возрождён в ННА ГДР, но уже с четырьмя звёздочками, расположенными как у советского капитана.

В войсках СС эквивалентным званию гауптмана было звание гауптштурмфюрера.

В бундесвере же, чтобы не создавать неудобств союзникам по НАТО, для гауптмана ввели три звёздочки, продольно расположенные на британский манер. В таком виде оно существует и после объединения Германии 1990 года.

Герой посмертно

Капитан 1-го ранга Лячин Геннадий Петрович — герой России, который был рожден в 1955 году в Волгоградской области. Командовал печально известной затонувшей подлодкой «Курск» проекта К-141.После окончания школы он решил поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище Ленинского комсомола. За все время существования этого училища более сотни его выпускников получили звание адмирала, а 16 стали Героями советского Союза и Российской Федерации. В 1998 году, в связи с реформами в ВМФ, училище соединили с Высшим военно-морским училищем имени М. В. Фрунзе. Учебное заведение сменило название на Санкт-Петербургский военно-морской институт.

10 августа во время планового патрулирования субмарина « Курск» пропала с радаров, никто из экипажа не выходил на связь больше двух суток. Для спасения моряков были направлены отечественные и иностранные специалисты. К сожалению, хороших новостей для родственников не приходило. В результате стало известно, что 12 августа 2000 года Лячин и весь личный состав подлодки погибли. Эта катастрофа АПК стала одной из самых трагичных в новейшей истории современной России. Капитана Геннадия Лячина представили к Герою России посмертно. Его похоронили на Аллее героев Серафимского кладбища вместе с членами своего экипажа. В честь него названа школа г. Волгограда, где он учился.

Соответствие морских званий чинам сухопутных войск

Многие задаются вопросом, капитан первого ранга – это какое звание в сухопутных войсках, как их соотнести. Получается, что этому чину соответствует звание полковника. На погонах капитана первого ранга можно рассмотреть очевидные отличия от этого чина сухопутных войск. Соответственно, капитан второго ранга является эквивалентом подполковника, а капитан третьего ранга – майору.

Зачастую возникает вопрос, какое звание выше – капитан или майор? Если мы говорим о сухопутных войсках, то майор однозначно выше капитана, поскольку первый относится к старшему офицерскому составу, а второй – к младшему офицерскому составу.

Если же в учет идет то, что капитан относится к военно-морскому флоту, то здесь необходимо уточнить, какой ранг у капитана, поскольку от этого фактора будет зависеть и старшинство. Как уже было сказано, майор соответствует самому младшему капитанскому званию на флоте.

Для еще совсем молодых военнослужащих остается загадкой, какое звание после капитана в морских войсках. Капитанский ранг – это ранг, который относится к старшему офицерскому составу на корабле. Все три звания означают, что офицер, который им принадлежит, находится в старшем составе.

Далее идет уже высший состав российской армии, и первой ступенью является контр-адмирал. В сухопутных войсках этому рангу соответствует звание генерал-лейтенанта или же генерал-майора. Дело в том, что званий в высшем офицерском составе неодинаковое количество в данных видах войск, поэтому ответить точно на этот вопрос достаточно трудно.

Поэтому при вопросе, после капитана какое идет звание, можно с точностью сказать, что далее идут адмиралы, которые, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов по старшинству.

В России

В России чин капитана появился в XVI веке для иностранных офицеров в должности ротного командира (командира роты), в документах приказа Русского государства о выдаче жалования Жаку Маржерету капитан писался как — капитон и капидан; в XVII веке установлен для командиров рот в полках «нового строя», а в начале XVIII века — для командиров рот во всей регулярной армии. Следует различать капитанов в вооружённых силах служивших в лейб-гвардии (капитан гвардии) и армии (капитан армии) в соответствии с табелью о рангах
они разного класса.

В кавалерии (в драгунских полках и корпусе жандармов с ) капитан именовался ротмистром, в казачьих войсках — есаулом.

В качестве знака различия в Российской армии в 1855—1917 годов, а также в Белой армии использовался галунный погон с одним просветом. Чин армейского капитана пехоты был равен званию современного армейского капитана, так как после отмены майорского чина в мае 1884 года капитан поднялся в табели о рангах на уровень VIII класса. Чин капитана гвардии равен званию армейского подполковника. В гражданской службе России также имелся чин, равный чину капитана пехоты — коллежский асессор с 1884 года, титулярный советник до 1884 года.

В Вооружённых Силах СССР (а затем и России) звание капитан было установлено постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года для командного состава сухопутных войск, ВВС и береговых частей ВМФ. Этим же постановлением для корабельного состава ВМФ введены звания капитан 1-го, 2-го и 3-го ранга и капитан-лейтенант (последнее соответствует званию капитан). Капитан — одно из званий младшего офицерского состава во всех видах Вооружённых Сил Российской Федерации.

В артиллерии звание капитан соответствует должности командир батареи (комбатр).

В полиции капитан, как правило, занимает должность, соответствующую командиру взвода, либо командиру роты.

Последовательность военного чина (звания)

младшее звание:

Старший лейтенант

Капитан

старшее звание:

Майор

Штабс-капитан

Подполковник

Российская империя, СССР и Российская Федерация

Образцы знаков различий Капитана (ОФ-2) в Российской империи, СССР и Российской Федерации.

Знаки различия

РККА СССР

Советская армия

Петличныйзнакпогонэполет
Эполет(до 1917) Погон(до 1917) командирроты(1919—1924) петличныйзнакК6(1924—1935) (1935—1943) … ВВС(1935—1943) погон СВ (1943—1955) … полевой(1943—1955) … парадный СВ(1955—1991) … ВВС(1955—1991)
Знаки различия

Российская Федерация

Погон
… ВКС, КВ, ВДВ(1994—2010) … пaрадныйВКС, КВ, ВДВ(1994—2010) … ВВС(1994—2010) … СВ, РВСН(1994—2010) … пaрадныйСВ, РВСН(1994—2010) … полевой(1994—2010) … полицииСМВЧ … ВBМВД
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector