Иж планета спорт

Технические характеристики

Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .

  • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
  • Длина: 2 070 (2 150) мм
  • Ширина: 790 (810) мм
  • Высота: 1 150 мм
  • Дорожный просвет: 135 мм
  • Сухая масса: 135 (155) кг
  • Максимальная скорость: 140 (135) км/час
  • Расход топлива на 100 км пути:
    • при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
    • контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
  • Время разгона до 100 км/час: 11 сек
  • Тормозной путь:
    • со скорости 60 км/час: 16 (18) м
    • со скорости 30 км/час: 7 м

Двигатель

  • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять)
  • Число цилиндров: 1
  • Диаметр цилиндра: 76 мм
  • Ход поршня: 75 мм
  • Рабочий объём: 340 см³
  • Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2) (степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра.)
  • Номинальная мощность двигателя:
    • при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.)
    • при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.)
  • Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных)
  • Система охлаждения — потоком встречного воздуха
  • Система питания:
    • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
    • Карбюратор «Микуни» (К-62М)
    • Диаметр диффузора: 32 мм
    • Производительность главного жиклёра: 270 см³/мин
    • Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190»

Трансмиссия

  • Моторная передача косозубыми шестернями
  • Сцепление многодисковое в масляной ванне
  • Коробка передач: четырёхступенчатая
  • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
  • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
  • Передаточное число первичной передачи: 2,18
  • Передаточное число задней передачи: 2,47
  • Передаточные числа коробки передач:
    • I передачи: 3,17
    • II передачи: 1,81
    • III передачи: 1,26
    • IV передачи: 1,0

Ходовая часть

  • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
  • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка
  • Задняя подвеска — маятниковая
  • Размеры шин:
    • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170
    • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74
  • Диаметр тормозного барабана:
    • переднего колеса: 190 мм
    • заднего колеса: 170 мм

Электрооборудование

  • Напряжение бортовой сети: 12 вольт
  • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
  • Напряжение генератора: 14 вольт
  • Номинальная мощность генератора: 100 Вт
  • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9

На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи:

  • 12N7-3B
  • 12N7-4А
  • 12N7-4В
  • 12N9-3А
  • 12N9-3В
  • 12N9-4В
  • 12N9-4В (Н)
  • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
  • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)

Заправочные ёмкости и ГСМ

  • Топливный бак — 14 л, бензин АИ-93
  • Масляный бак — 1,5 л, авиационное масло МС-20
  • Коробка передач — 0,8 л, зимой — АС-6 или М-6Б, летом — АС-10 или М-10Б
  • Амортизаторы телескопической вилки (в каждом пере) — 0,2 л, МГП—10 (заменитель — масло веретенное АУ)
  • Амортизаторы подвески заднего колеса (в каждом) — 0,06 (0,065) л, МГП-10 (заменитель — масло веретенное АУ)

Рекомендации по выбору

Независимо от калибра или марки, любое оружие должно отличаться хорошими техническими характеристиками

Вот на что стоит обратить особое внимание при покупке:

  • Прикладистость – показатель соответствия оружия телосложению стрелка. Его вы не найдете ни в одном ружейном паспорте, однако можно и нужно попросить продавца дать вам оружие в руки для оценки этого параметра. Вскидывая ружье, направьте его на какую-нибудь цель. Ствол «неправильного» ружья ляжет ниже или выше цели или же просто будет смотреть в сторону. Чаще всего это связано с тем, что оружие имеет слишком большой вес для охотника. Это приводит к промахам и трате дополнительного времени на прицеливание.
  • Сбалансированность. Чтобы найти баланс, необходимо расположить ружье на весу. Оружие имеет хороший баланс, если казенный срез стволов расположен на расстоянии около 70 миллиметров от центра тяжести. Также баланс определяется путем взвешивания ружья с цевьем и без него. Идеальное соотношение массы равно 2:2,2.
  • Посадистость. Масса хорошего оружия сосредоточена в средней части. Если вы возьмете его в руки, то конец ствола и приклад будут значительно легче. В противном случае процесс прицеливания может сильно усложниться. Также стрелку будет куда тяжелее вскинуть ружье.

Выбирая оружие, обращайте внимание не только на технические характеристики и отзывы о модели, но и на ваши ощущения во время работы с агрегатом. Легендарный шестнадцатый калибр полюбился охотниками не просто так

Такое оружие обладает хорошей кучностью стрельбы в совокупности с большой убойной силой. Универсальное и практически идеальное ружье для любой охоты.

Серийное производство

Серийное производство на мотозаводе (Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12) в период 1933—1941 гг.

К началу 30-х годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это над созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П. В. Можаров — в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного производства — от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось строительство Опытного мотоциклетного завода.

Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством П. В. Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объёмом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда. Фактически это были двойники модели «Л-300» (та самая, разработанная Можаровым копия «ДКВ-Люксус-300») — двухтактный одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трёхступенчатая коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка, неподрессоренное заднее колесо. Но «Иж-7» подвергся печально знакомой нам операции «снижения трудоёмкости»: исчезли багажник и передние щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не дистанционный, а краником на головке цилиндра.

В конце концов для серийного производства был избран именно «Иж-7». Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все вернулись на завод — подвела система зажигания. Но вскоре «детские болезни» были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111 мотоциклов.

В начале 1938 года на смену «Иж-7» пришла новая модель «Иж-8». 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году началось производство модели «Иж-9», с увеличенной до 9 л. с. мощностью. Тогда же из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащённый 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объёмом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9». Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.

Какие ружья выпускают в России под этот калибр

Отечественные производители предлагают на выбор охотникам разные модели оружия, для которых идеально подходят боеприпасы 16 калибра.

Горизонтальные модели

Востребованными среди охотников являются ружья двуствольного типа. Их многообразие позволяет каждому подобрать наиболее оптимальный вариант, который не подведет в самый ответственный момент и не будет создавать неудобств.

Патронами шестнадцатого калибра стреляют следующие горизонтальные модели:

  1. «ИЖ-58». Ружье считается одним из лучших экземпляров отечественного образца. Оно отлично подходит охотникам, которые только начинают осваивать это дело. У оружия 16 калибра присутствует специальный замок с предохранителем, который предупреждает случайный выстрел. У модели есть интересная модификация, дополненная эжектором.
  2. «ИЖ-43». Модель отличается от ружья, о которых выше шла речь, наличием универсального механизма двухспускового УСМ. Это значит, что человек при желании может вести стрельбу и в односпусковом режиме, и в автономном. Также оружие 16 калибра отличается улучшенным качеством и высокой надежностью.

С последней моделью могут работать даже новички, так как она существенно сглаживает совершаемые ими распространенные ошибки.

Вертикальные модели


Оружие имеет большой плюс: произвести “незапланированный” выстрел на нем не удастся

Пули 16 калибра подходят и для вертикальных моделей. Отечественные производители тоже занимаются их выпуском.

Основное преимущество вертикальных моделей перед горизонтальными заключается в том, что они дают хороший обзор. Но с ними очень тяжело вести стрельбу во время сильного ветра.

Наиболее популярными стали следующие модели оружия 16 калибра:

  1. «МР-27». Охотничье ружье характеризуется наличием внутрикуркового УСМ, а также надежной пистолетной ложей. Модель оснащена предохранителями, которые уберегают от случайного выстрела.
  2. «ТОЗ-34». Основное отличие модели от предыдущей заключается в особом типе запирания стволов. В данном случае оно осуществляется клином наряду с секторными выступами.

Обе модели, которые можно зарядить патронами 16 калибра, просты в применении, если приноровиться работать с ними.

Одноствольные ружья

Не теряют своей актуальности и одноствольные ружья 16 калибра. Хотя они сейчас не так популярны, как двуствольные модели.

При выборе ружья стоит обратить внимание на следующие модели отечественного производства:

  1. «ИЖ-18». Один из лучших экземпляров в своей группе. Модель отличается внутренним расположением курка. На стволе присутствует мушка без прицельной планки. При необходимости ружье легко разбирается на 3 основные части. У «ИЖ-18» присутствует кнопочный предохранитель.
  2. «МЦ-21». Еще один экземпляр для проведения охоты с патронами 16 калибра. Он является одним из первых полуавтоматических моделей. Работает по типу подвижного ствола. Чаще всего такое оружие имеет смысл брать с собой на любительскую или промысловую ловлю добычи.

Несмотря на то, что одноствольные ружья уже не так популярны, как раньше, они все равно продолжают использоваться многими охотниками в различных регионах страны

Их ценят за простоту в обслуживании и разборке, что нередко играет роль важного фактора при выборе охотничьего оружия

Характеристика двустволки

  • Ствол обладает хромовым покрытием внутри канала и в патронниках, что уже добавляет ему ценности.
  • Дульные сужения не имеют ничего отличного от стандарта, поэтому правый ствол с чоком, а левый сужен до получока.
  • Прицельное приспособление состоит из прицельной планки и мушки на конце дульного среза. Такого вполне достаточно, чтобы стрелять быстро и метко.
  • Патронник изготовлен под гильзу в 70 мм, поэтому имеет такую же длину.
  • Эжектора в конструкции нет, но есть экстрактор, который помогает выкидывать гильзы из патронника.
  • Курки расположены внутри ствольной коробки и находятся отдельно от бойков, что позволяет легко заменить боёк, если он сломается. Кроме этого, в механизме есть интерсепторы. Они предупреждают появление случайного выстрела.
  • Неавтоматический предохранитель выполняет функцию запирания. Это происходит в тот момент, когда курки находятся взведёнными. Кроме этого, такой предохранитель позволяет произвести спуск курка без произведения выстрела.
  • Ложа изготавливается из ореха или бука, а шейка бывает прямой или же пистолетной формы.
  • Цевьё имеет особую конструкцию и состоит из двух частей. Одна из них постоянно находится на стволе, а другая снимается отдельно.
  • Вес ружья находится в пределах от 3,1 кг до 3,25 кг.

Как выбрать ружьё для охоты

В настоящее время выбор охотничьих ружей чрезвычайно широк. Это раньше советский охотник мог выбирать среди нескольких моделей тульского или ижевского производства, да и те были представлены одностволками и двустволками. Что касается выбора нарезного оружия, то тут советские охотники могли также выбрать из нескольких моделей, но и это было доступно не каждому.

Ружья российского производства можно разделить на современные и советские модели. Не стоит думать, что сейчас невозможно купить новое советское ружьё. Многие тульские и ижевские модели выпускаются до сих пор без изменений. Самыми популярными являются вертикальные и горизонтальные двустволки. Небольшим, но устойчивым спросом пользуются комбинированные ружья. Так же весьма популярны полуавтоматы на основе боевого автомата Калашникова.

Турецкие ружья – это оптимальный выбор между ценой и качеством. Хорошая турецкая двустволка или полуавтомат скопированы с известных европейских и американских марок. В отличие от охотничьего оружия российского производства, турецкие собраны достаточно качественно. Турки делают отличные вертикальные и горизонтальные двустволки, а так же самозарядные модели.

Немецкие, итальянские ружья отличаются очень высоким качеством. Об этом говорят ежегодные рейтинги, в которых они занимают самые высокие позиции. Что касается цены, то немецкие ружья доступны не для каждого охотника. Зато они легки, а все их механизмы работают безукоризненно.

Гладкоствольные полуавтоматы

Каким бы хорошим стрелком не был, пусть даже самый опытный, охотник, но промахи бывают у каждого. И вот тут как раз не хватает ещё одного патрона. Конечно многозарядное автоматическое нарезное оружие изобретено было довольно давно. А вот о многозарядном гладкоствольном ружье с автоматической перезарядкой мечтал каждый второй.

Над созданием гладкоствольного полуавтоматичего ружья на границей работали давно. Ещё в 1898 году Джон Мозес Браунинг изобрел свой гладкоствольный пятизарядный полуавтомат, получивший название «Авто-5». В дальнейшем совершенствование охотничьих полуавтоматов велось постоянно многими фирмами и сейчас есть достойные надежные модели которые можно приобрести и в России. Но это довольно дорогие ружья и доступны не всякому.

В СССР отечественный охотничий полуавтомат МЦ 21-12 был создан только в 1965 году на Тульском оружейном заводе. Это была очень удачная конструкция. его производство продолжалось более 50 лет. С 2002 года его заменила более современная модель Бекас Авто а несколько позднее Бекас М Авто который выпускается и сейчас. Параллельно на Ижевском механическом заводе был разработан гладкоствольный полуавтомат МР-153 предназначенный для промысловой охоты, спортивной стрельбы, самообороны и охраны правопорядка. В результате дальнейшего совершенствования не так давно появилась новая модель МР-155.

Полуавтоматы пользуются постоянным спросом как более совершенное оружие и, не смотря на достаточно высокую стоимость может быть рекомендовано для начинающих охотников решивших заняться охотой основательно.

Самозарядные ружья МР-153 и МР-155

Калибр — 12/76Производитель — ИЖМЕХПатронник — 12/70, 12/76 «Магнум», 12/89 «Супер Магнум»Магазин — 12/76 — 4 патрона, 12/89 — 3 патронаДлина ствола — 610, 660, 710, 750 ммВес — 3,4 кг.Ложе — дерево, пластмасса, со складывающимся прикладом.Выпускается с 2000 годаЦена от 20 000 руб.

МР-153 выпускается на ИЖМЕХе с 2000 года. Это первое отечественное самозарядное ружьё под патрон 12/89. Может использоваться практически под все патроны от 12/70 до 12/89. Схема перезарядки за счет отвода пороховых газов. Прочное запирание затвора за счет непосредственного сцепления со стволом. Ствольная коробка из цельного куска алюминия. Канал ствола, патронник, поршень, газовая камера и трубки магазина хромированы. Клапан и поршневые кольца из нержавеющей стали. Курковый ударно-спусковой механизм в виде отделяемого узла. Система предохранения от выстрела при не полностью запертом затворе и неавтоматический предохранитель, блокирующий спусковой крючок.

Совершенствование этого ружья продолжалось и в 2010 году на основе МР-153 выпущена новая модель МР-155. Оно стало легче, применена прицельная планка арочного типа, улучшен затылок-амортизатор, уменьшен ход спускового крючка, увеличен размер кнопки предохранителя, появилась возможность регулирования высоты гребня приклада и установки оптического или коллиматорного прицелов. Встроен механизм отсечки, благодаря которому можно отключить подачу патронов из магазина и перезарядить ружьё вручную. Есть модель для левшей. МР-153 стало на один уровень со многими зарубежными брендами.

Конструкция

Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной.

Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки (ИЖ-МАМИ), хотя первые 500 мотоциклов с раздельной смазкой были выпущены в 1974 году, эту партию реализовали только в 1975 году. Раздельную смазку устанавливали вплоть до конца выпуска «Иж ПС», с 1976 года двигатель с раздельной смазкой можно было отличить по дополнительной букве «М» в номере. Единственное, что после 1980 года их общее количество снизилось и основная масса поставлялась на экспорт. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75 мм), оснащался японским карбюратором Микуни, что позволяло ему развивать 32 л. с. при 6 700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л. с./т (весьма популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л. с./т). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами: время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием и оптикой западно-германской фирмы «Hella», благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0 × 19.

Ранние «Иж Планета Спорт» можно отличить по креплению двигателя на резиновых подушках, заднему фонарю, амортизаторам (имелись стаканы из нержавейки), были отражатели на ушах фары.. В 1975 году головка цилиндра сменила оребрение с «Ж-образной» на обычное, изменена форма камеры сгорания с «жокейская шапка» на «сфера в сфере», в 1978 году установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц. Вопреки распространённому заблуждению, мощность поздних ПС (по данным инструкции по эксплуатации 1983 года) снизилась до 28 л.с. не из-за нового карбюратора К62М, а из-за уменьшения степени сжатия в угоду ресурсу и стойкости к детонации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector