Фаб-500
Содержание:
General info
Bomb characteristics | |
---|---|
Mass | 5,080 kg |
Explosive mass | 3,361 kg |
Explosive type | TGA-16 |
TNT equivalent | 5,041.5 kg |
HE max penetration | 350 mm |
Destruction radius | 105 m |
Fragment dispersion radius | 370 m |
Effective damage
With a huge destruction radius of 105 m, nothing that stands near the FAB-5000 is likely to survive. Simply aiming the bomb near a capture zone will guarantee destruction of anything inside of it (this also applies to teammates so be careful!). The fragment dispersion is very effective even past 200 m thanks to almost 2 tons of steel surrounding the TGA-16 explosive filler, more than enough to kill lightly armoured vehicles such as SPGs and SPAA or at least damaging crew. It is important to set a fuse of at least a couple of seconds or to bomb from high altitudes as any planes near the bomb are likely to take critical damage.
Comparison with analogues
No other bomb in-game compares to the destructive power of the FAB-5000. The nearest counterpart is the Soviet FAB-3000M-46 used by the Tu-4, Tu-14 and IL-28.
Разработка
С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.
В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).
Usage in battles
The FAB-5000 is commonly used for destroying airfields in Air battles, however this requires other bombers in the team to take out bases first. Since the Pe-8 can only carry a single bomb it would be a waste to just use it on a single base.
The FAB-5000 shows its strength best in Ground battles where it is commonly referred to as the «Nuke» due to its large explosive mass. The Pe-8 is easy to shoot down when at low altitude as it is a heavy strategic bomber, and it’s safer to bomb from high altitudes where the Pe-8 is far enough away to not be damaged by the bomb’s splash damage, even without a fuse. The easiest targets to aim for are capture points as these are the most important areas for tanks to be inside, unfortunately for the tanks by being near the capture point they are very visible from above. Once there are multiple tanks inside of the capture point, the FAB-5000 is the perfect weapon for taking them all out in a single strike as the explosive mass is enough to kill everything inside of it. Meanwhile, the Pe-8 can stay at high altitudes where it is safe from enemy fighters.
Pros and cons
Pros:
- Massive explosive mass means precision is not needed
- 105 m lethal radius
- Fragment dispersion radius is large enough to kill un-armoured targets from way beyond the lethal range for armoured targets
- Even the fastest vehicles don’t have time to get away from the explosion once the bomb lands
Cons:
- Due to the bomb being so heavy the Pe-8 carrying it is unable to accelerate to high speeds or climb very high
- The Pe-8 is vulnerable to SPAA
- Low altitude bombing is almost impossible due to the explosion being enough to kill the Pe-8 if it is too close.
- Due to being restricted to high altitude bombing enemies have to stay in the same place for a long time
- The FAB-5000 can be shot down by planes and tanks leading to the bomb to explode mid-air
- Without proper communication, teammates are at high risk of being killed by the bomb
Перспективы
Последняя модификация ФАБ была внедрена в 1962 году. С тех пор разработаны гораздо более эффективные типы авиабомб. Современная бронетехника выдерживает попадание легких и средних фугасных боеприпасов. Однако на складах находится большое их количество.
ФАБы больших калибров активно применяются в локальных конфликтах. Например, СССР широко использовал в Афганистане модификацию ФАБ-9000, которые сбрасывали с бомбардировщиков Ту-16. Впрочем, как показал анализ применения, эффективность их была не очень высокой. Несмотря на эффектный взрыв, гарантированная зона поражения противника не превышала 60 м, контузии ранения получала живая сила в радиусе до 225 м. Намного больший урон причиняли толстостенные боеприпасы ФАБ-1500ТС и ФАБ-2600ТС.
Сегодня актуальными остаются толстостенные ФАБ-250ТС. Их цельнолитой корпус изготавливается из легированных сталей высокой плотности. У них массивная головная часть, а гнездо под взрыватель отсутствует, что делает их невероятно прочными. Благодаря этим характеристикам их используют для подрыва фортификационных оборонительных конструкций, забетонированных объектов (например, взлетно-посадочных полос), железобетонных укрытий и т. д. Они с легкостью пробивают метровые бетонные перекрытия.
Основные характеристики авиабомб
- Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
- Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
- Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
- Показатели эффективности поражения авиабомб:
- Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
- Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.
- Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.
Модификации
С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии в КБ №35 предложили корпуса изготавливать из так называемого тонкостенного железобетона. Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.
В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпускаемой продукции начали производить авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого сталистого чугуна, а механообработку сократили до минимума. Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья.
Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб. Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники.
Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.
Расшифровка названия[править | править код]
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270, ФАБ-1500-2600ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).
Типы бомбправить | править код
Основного назначения
|
Вспомогательные и специальные
|
External links
Paste links to sources and external resources, such as:
- topic on the official game forum;
- encyclopedia page on the weapon;
- other literature.
Bombs | |
---|---|
USA | |
100 lb | AN-M30A1 |
250 lb | AN-M57 · LDGP Mk 81 |
500 lb | AN-M64A1 · LDGP Mk 82 |
750 lb | M117 cone 45 · M117 cone 90 |
1,000 lb | AN-M65A1 · AN-M65A1 Fin M129 · LDGP Mk 83 |
1,600 lb | AN-Mk 1 |
2,000 lb | AN-M66A2 · LDGP Mk 84 |
3,000 lb | M118 |
Germany | |
10 kg | SD10C |
50 kg | SC50JA |
250 kg | SC250JA |
500 kg | SC500K |
1,000 kg | SC1000L2 |
1,400 kg | PC 1400 X (Fritz X) |
1,800 kg | SC1800B |
USSR | |
25 kg | AO-25M-1 |
50 kg | FAB-50 |
100 kg | FAB-100 · OFAB-100 |
250 kg | FAB-250M43 · OFAB-250-270 |
500 kg | FAB-500 · FAB-500M-54 |
1,000 kg | FAB-1000 |
1,500 kg | FAB-1500M-46 |
3,000 kg | FAB-3000M-46 |
5,000 kg | FAB-5000 |
Britain | |
250 lb | G.P. Mk.IV |
500 lb | G.P. Mk.IV · H.E. M.C. Mk.II |
1,000 lb | G.P. Mk.I · M.C. 1,000 lb Mk.I |
4,000 lb | H.C. 4,000 lb Mk.II |
Japan | |
Army | |
50 kg | Type 94 GPHE |
100 kg | Type 94 GPHE |
250 kg | Type 92 GPHE |
500 kg | Type 92 GPHE |
Navy | |
60 kg | Type 97 Number 6 |
250 kg | Type 98 Number 25 · Type Number 25 Model 2 |
500 kg | Type Number 50 Model 2 · Number Type 2 50 Model 1 GP(SAP) |
800 kg | Type 99 Number 80 AP · Type Number 80 Model 1 |
Foreign | |
750 lb | JM117 cone 45 |
Italy | |
50 kg | GP 50 |
100 kg | GP 100 · SAP 100 |
250 kg | GP 250 |
500 kg | GP 500 |
800 kg | GP 800 |
France | |
50 kg | D.T. No.2 · G.A. MMN. 50 · Type 61C |
100 kg | No.1 |
200 kg | No.1 |
250 kg | Matra 25E · SAMP Type 25 |
400 kg | SAMP Type 21 |
500 kg | No.2 |
Sweden | |
50 kg | mb m/37AT · sb m/42 · sb m/47 · Model 1938 |
100 kg | Model 1938 |
120 kg | sb m/61 |
250 kg | mb m/40 · mb m/50 |
500 kg | mb m/41 · mb m/56 |
600 kg | mb m/50 |
External links
Bombs | |
---|---|
USA | |
100 lb | AN-M30A1 |
250 lb | AN-M57 · LDGP Mk 81 |
500 lb | AN-M64A1 · LDGP Mk 82 |
750 lb | M117 cone 45 · M117 cone 90 |
1,000 lb | AN-M65A1 · AN-M65A1 Fin M129 · LDGP Mk 83 |
1,600 lb | AN-Mk 1 |
2,000 lb | AN-M66A2 · LDGP Mk 84 |
3,000 lb | M118 |
Germany | |
10 kg | SD10C |
50 kg | SC50JA |
250 kg | SC250JA |
500 kg | SC500K |
1,000 kg | SC1000L2 |
1,400 kg | PC 1400 X (Fritz X) |
1,800 kg | SC1800B |
USSR | |
25 kg | AO-25M-1 |
50 kg | FAB-50 |
100 kg | FAB-100 · OFAB-100 |
250 kg | FAB-250M43 · OFAB-250-270 |
500 kg | FAB-500 · FAB-500M-54 |
1,000 kg | FAB-1000 |
1,500 kg | FAB-1500M-46 |
3,000 kg | FAB-3000M-46 |
5,000 kg | FAB-5000 |
Britain | |
250 lb | G.P. Mk.IV |
500 lb | G.P. Mk.IV · H.E. M.C. Mk.II |
1,000 lb | G.P. Mk.I · M.C. 1,000 lb Mk.I |
4,000 lb | H.C. 4,000 lb Mk.II |
Japan | |
Army | |
50 kg | Type 94 GPHE |
100 kg | Type 94 GPHE |
250 kg | Type 92 GPHE |
500 kg | Type 92 GPHE |
Navy | |
60 kg | Type 97 Number 6 |
250 kg | Type 98 Number 25 · Type Number 25 Model 2 |
500 kg | Type Number 50 Model 2 · Number Type 2 50 Model 1 GP(SAP) |
800 kg | Type 99 Number 80 AP · Type Number 80 Model 1 |
Foreign | |
750 lb | JM117 cone 45 |
Italy | |
50 kg | GP 50 |
100 kg | GP 100 · SAP 100 |
250 kg | GP 250 |
500 kg | GP 500 |
800 kg | GP 800 |
France | |
50 kg | D.T. No.2 · G.A. MMN. 50 · Type 61C |
100 kg | No.1 |
200 kg | No.1 |
250 kg | Matra 25E · SAMP Type 25 |
400 kg | SAMP Type 21 |
500 kg | No.2 |
Sweden | |
50 kg | mb m/37AT · sb m/42 · sb m/47 · Model 1938 |
100 kg | Model 1938 |
120 kg | sb m/61 |
250 kg | mb m/40 · mb m/50 |
500 kg | mb m/41 · mb m/56 |
600 kg | mb m/50 |
Эффективность
Фугасные авиабомбы не зря считаются универсальными. Они обладают несколькими факторами поражения:
- Действие продуктов взрыва (взрывчатки).
- Поражение осколками корпуса.
- Ударная волна (воздушная, тектоническая, водяная).
Этих факторов достаточно для повреждения и уничтожения техники, зданий и сооружений, мостов, железнодорожных путей, живой силы, ДОТов, укреплений, блиндажей и т. д.
Как правило, обычные авиационные бомбы не оснащаются управляющей частью. Они движутся по принципу свободного падения, постепенно набирая скорость. Поэтому точность ФАБ-250 и других типов определяется опытом летного состава, погодными факторами и эффективностью системы прицеливания. Современные российские прицельные комплексы нового поколения обеспечивают очень высокую точность, порою сравнимую с управляемыми авиабомбами.
Принцип действия
Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри (например, внутри зданий) или заглубленный в почву объект (бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. д.). Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва.
Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации. Если она достигает порогового значения при приближении поезда либо бронетехники, произойдет детонация, и боеприпас взорвется. Чтобы ФАБ было труднее обезвредить, их снабжают противосъемными устройствами.
Принцип действия
Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри (например, внутри зданий) или заглубленный в почву объект (бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. д.). Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва.
Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации. Если она достигает порогового значения при приближении поезда либо бронетехники, произойдет детонация, и боеприпас взорвется. Чтобы ФАБ было труднее обезвредить, их снабжают противосъемными устройствами.
Подвеска авиационных бомб
Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.
При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.
При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.
Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.
Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.
- Бомбовый отсек
- Узел подвески вооружения
Перспективы
Последняя модификация ФАБ была внедрена в 1962 году. С тех пор разработаны гораздо более эффективные типы авиабомб. Современная бронетехника выдерживает попадание легких и средних фугасных боеприпасов. Однако на складах находится большое их количество.
ФАБы больших калибров активно применяются в локальных конфликтах. Например, СССР широко использовал в Афганистане модификацию ФАБ-9000, которые сбрасывали с бомбардировщиков Ту-16. Впрочем, как показал анализ применения, эффективность их была не очень высокой. Несмотря на эффектный взрыв, гарантированная зона поражения противника не превышала 60 м, контузии ранения получала живая сила в радиусе до 225 м. Намного больший урон причиняли толстостенные боеприпасы ФАБ-1500ТС и ФАБ-2600ТС.
Сегодня актуальными остаются толстостенные ФАБ-250ТС. Их цельнолитой корпус изготавливается из легированных сталей высокой плотности. У них массивная головная часть, а гнездо под взрыватель отсутствует, что делает их невероятно прочными. Благодаря этим характеристикам их используют для подрыва фортификационных оборонительных конструкций, забетонированных объектов (например, взлетно-посадочных полос), железобетонных укрытий и т. д. Они с легкостью пробивают метровые бетонные перекрытия.
Разработка
С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.
В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).
Эффективность
Фугасные авиабомбы не зря считаются универсальными. Они обладают несколькими факторами поражения:
- Действие продуктов взрыва (взрывчатки).
- Поражение осколками корпуса.
- Ударная волна (воздушная, тектоническая, водяная).
Этих факторов достаточно для повреждения и уничтожения техники, зданий и сооружений, мостов, железнодорожных путей, живой силы, ДОТов, укреплений, блиндажей и т. д.
Как правило, обычные авиационные бомбы не оснащаются управляющей частью. Они движутся по принципу свободного падения, постепенно набирая скорость. Поэтому точность ФАБ-250 и других типов определяется опытом летного состава, погодными факторами и эффективностью системы прицеливания. Современные российские прицельные комплексы нового поколения обеспечивают очень высокую точность, порою сравнимую с управляемыми авиабомбами.
Description
Write an introduction to the article in 2-3 small paragraphs. Briefly tell us about the history of the development and combat using the weaponry and also about its features. Compile a list of air, ground, or naval vehicles that feature this weapon system in the game.
Vehicles equipped with this weapon
Vehicles equipped with this weapon | |
---|---|
Fighters | I-185 (M-71) · I-185 (M-82) · ▂P-40E-1 · ▂P-47D-27 |
Twin-engine fighters | Pe-3 (e) · Pe-3 · Pe-3bis · TIS MA |
Jet fighters | MiG-15 · MiG-15bis · ▀MiG-15bis · J-2 |
Attackers | |
BB-1 | BB-1 |
IL-2 | IL-2 (1941) · IL-2 (1942) · IL-2 M-82 · IL-2M (1943) · IL-2M «Avenger» · IL-2M type 3 |
IL-10 | IL-10 · IL-10 (1946) · ␗IL-10 (1946) |
Su-2 | Su-2 (M-82) · Su-2 MV-5 · Su-2 TSS-1 |
Su-6 | Su-6 (AM-42) · Su-6 (M-71F) |
Bombers | |
Ar-2 | Ar-2 |
B-25 | ▂B-25J-30 |
Be-6 | Be-6 |
DB-3 | ␗DB-3A · DB-3B |
IL-4 | IL-4 |
MBR-2 | MBR-2-M-34 |
Pe-2 | Pe-2-1 · Pe-2-31 · Pe-2-83 · Pe-2-110 · Pe-2-205 · Pe-2-359 |
Pe-8 | Pe-8 |
SB 2 | SB 2M-100 · SB 2M-103 · SB 2M-103 MV-3 · SB 2M-103U · ␗SB 2M-103U · SB 2M-103U MV-3 · SB 2M-105 |
TB-3 | TB-3M-17-32 |
Tu-2 | Tu-2 · Tu-2S · Tu-2S-44 · ␗Tu-2S-44 · Tu-2S-59 |
Tu-4 | Tu-4 · ␗Tu-4 |
Yer-2 | Yer-2 (ACh-30B) (e) · Yer-2 (ACh-30B) (l) · Yer-2 (M-105) · Yer-2 (M-105) TAT · Yer-2 (M-105R) LU · Yer-2 (M-105R) TAT |
Jet bombers | IL-28 · IL-28Sh · H-5 · Tu-14T |
Helicopters | Mi-4AV |
Модификации
С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии в КБ №35 предложили корпуса изготавливать из так называемого тонкостенного железобетона. Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.
В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпускаемой продукции начали производить авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого сталистого чугуна, а механообработку сократили до минимума. Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья.
Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб. Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники.
Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.